Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчет о посещении 3-х уроков педагога-наставника

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДНЕВНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Екатеринбург


 

Методические рекомендации утверждены на заседании Центра педагогического и дополнительного образования ИЕН УрФУ, протокол № 5 от 10. 03. 2016 г.

 

 

В методических рекомендациях рассматриваются основные требования к содержанию и оформлению дневника педагогической практики. Рекомендации адресованы слушателям Центра педагогического и дополнительного образования ИЕН УрФУ, осваивающим образовательную программу по дополнительной квалификации «Преподаватель».

Авторы – составители: Попова И.В., канд.ист.наук, доцент ЦПДО ИЕН; Сорвачева Г.В., канд.пед.наук, доцент ЦПДО ИЕН, Гафарова Р.К., ассистент ЦПДО ИЕН.

 

 

© ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Екатеринбург, 2016


При оформлении Дневника педагогической практики (приведен в Приложении 1 к данным Методическим указаниям) необходимо заполнить следующие разделы:

1. Циклограмма работы студента-практиканта (по образцу).

2. Отчет о посещении 3-х уроков педагога-наставника (1 отчет).

3. Самоанализ одного из 3-х уроков, проведенных самим слушателем (1 самоанализ).

4. Анализ одного урока, проведенного другим слушателем (1 анализ).

5. Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия или внеклассного мероприятия по предмету (1 разработка).

6. Конструкты 3-х уроков разных типов (3 конструкта).

При заполнении каждого из разделов Дневника целесообразно использовать нижеприведенные методические указания.

 

1. Циклограмма работы слушателя-практиканта в образовательном учреждении

Циклограмма – запись совокупности каких-либо процессов, работ, составляющих законченный круг действий. Поскольку деятельность слушателя-практиканта в школе обладает определенной цикличностью и повторяемостью, то составление циклограммы помогает упорядочить содержание работы в течение дня или недели.

Примерный образец циклограммы слушателя-практиканта

№ п/п Число, день недели Содержание деятельности Время, место работы
1. 04.04.16 г. понедельник Работа с нормативно-правовыми документами школы (Устав, локальные акты, др.). Посещение урока математики. 9.00-11.00, метод.кабинет, по расписанию
2. …………….г.вторник Знакомство с учебно-методическим обеспечением по предмету. Посещение урока физики. 13.00-14.00, учеб. кабинет, по расписанию
3. …………….г.среда Знакомство с работой методического объединения по предмету (план работы, посещение заседания). Посещение классного часа. 9.40. – 11.40, метод.кабинет, по расписанию
4. …………….г.четверг Знакомство с творческой лабораторией учителя (рабочая программа, календарно-тематическое планирование, диагностические карты, др.). Посещение урока биологии. 9.00-11.00, учеб. кабинет, по расписанию
5. …………….г.пятница Подготовка материалов для классного часа. В течение недели, библиотека
6. …………….г.суббота Знакомство с планом воспитательной работы учителя, материалами о работе с различными группами учащихся Метод.кабинет, кабинет психолога, соц.педагога

Отчет о посещении 3-х уроков педагога-наставника

В отчете необходимо отметить:

· количество посещенных уроков;

· тематику посещенных уроков;

· анализ посещенных уроков (тип урока, цели урока, методы

обучения, дидактические приемы учителя, формы организации учебной деятельности учащихся, результаты обучения);

· что вызвало наибольший интерес в дидактике урока и почему;

· что вызвало вопросы к педагогу-наставнику.

Самоанализ одного из 3-х уроков, проведенных самим слушателем

Примерная схема самоанализа урока

· Дать краткую характеристику класса, в котором проходил урок: количество учащихся; количество мальчиков и девочек; продолжительность обучения в данном составе; сплоченность класса и наличие группировок; ценностно-ориентационное единство, т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок, позиций по отношению к классу, деятельности, одноклассникам, событиям; что является решающим для всех учащихся в условиях взаимодействия; сопереживают ли учащиеся класса успех или неудачу одноклассников; есть ли убежденность в том, что их классный коллектив хороший и др.

· Указать тему урока, охарактеризовать ее местоположение в системе других уроков.

· Охарактеризовать триединую цель урока, сопоставив ее с конечными результатами, полученными в ходе проведения урока.

· Дать определение типа урока, охарактеризовать его структуру.

· Назвать дидактические задачи каждого этапа.

· Охарактеризовать формы и методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и особенностям класса с учетом данных педагогической диагностики.

· Определить степень достижения целей урока, выделить наиболее удачные и неудачные фрагменты урока и проанализировать причины удач и неудач.

Анализ одного урока, проведенного другим слушателем

Примерная схема анализа урока

· Провести анализ целей и дидактических задач урока.

· Оценить тип и структуру урока.

· Проанализировать, насколько удачно слушатель-практикант осуществил связь обучения с освоением учебного материала на предшествующих уроках.

· Оценить, насколько умело слушатель-практикант применяет методы обучения и как они соотносятся с целями урока.

· Оценить степень активности на уроке учебной деятельности учащихся.

· Оценить, способствует ли форма организации деятельности учащихся на разных этапах урока получению конечных результатов.

· Оценить, как слушатель-практикант организует рефлексию учащихся по отношению к результатам урока, к учебному процессу.

· Выявить степень использования слушателем-практикантом в ходе урока данных педагогической диагностики.

· Сформулировать выводы по анализу урока, дать конкретную оценку качества проведенного урока.

Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия или внеклассного мероприятия по предмету

В рамках педагогической практики слушатель-практикант проводит не менее, чем одно из двух мероприятий: внеклассное воспитательное мероприятие или внеклассное мероприятие по предмету. Цель подобных работ слушателя-практиканта – систематизация знаний по основам воспитания и освоение опыта проектирования воспитательной работы в классе. По проведенному мероприятию составляется методическая разработка.

 

5.1. Требования к оформлению методической разработки

Методическая разработка внеклассного мероприятиядолжна быть напечатана на листах бумаги форматом А4. Образец оформление титульного листа методической разработки приведен ниже.

 

ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Институт естественных наук

Центр педагогического и дополнительного образования

 

Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия

«…..»

или:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету «……»

по теме (или разделу) «…….»

Разработчик: Иванов Иван Иванович

слушатель ЦПДО ИЕН образовательной программы

по дополнительной квалификации «Преподаватель»

 

Екатеринбург, 2016

Примерная схема методической разработки

Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия или внеклассного мероприятия по предмету должна включать педагогические характеристики по следующим разделам:

· Возрастная категория учащихся (Например: 7 класс.):

· Организационная форма внеклассного воспитательного мероприятия или внеклассного мероприятия по предмету (Например: олимпиада по учебному предмету, экскурсия в музей, зоопарк, семинар, практикум, классный час, урок - игра и т.д.);

· Цели внеклассного воспитательного мероприятия или внеклассного мероприятия по предмету: (выделить обучающие, развивающие, воспитательные цели. Например: обучающие (систематизировать знания учащихся о …, углубить знания учащихся о…, познакомить учащихся с …, …); развивающие (способствовать развитию у учащихся логического, критического, творческого мышления, оценочных, коммуникативных навыков, внимания, познавательного интереса, умения работать с таблицами и т.д.); воспитательные (способствовать становлению аккуратности, дисциплинированности, трудолюбия, уважения к …, бережного отношения к … и т.д.);

· Планируемые результаты внеклассного воспитательного мероприятия или внеклассного мероприятия по предмету: (сформулировать в соответствии с указанными выше целями результаты обучения, классифицируя их по трем группам. Например: предметные результаты (освоение знаний о…, систематизация знаний о…, углубление знаний о…); метапредметные результаты (развитие речевой деятельности, формирование умения общаться, вести диалог, развитие логического мышления…); личностные результаты (закрепление нравственных норм поведения, дисциплинированности, формирование уважения к…, развитие трудолюбия, …));

· Методы воспитания (перечислить использованные в ходе воспитательного или внеклассного мероприятия по предмету методы воспитания. Например: педагогическое требование, инструктаж, убеждение, соревнование, самооценка и т.д.);

· Материально-техническое сопровождение мероприятия (перечислить применяемое в ходе мероприятия оборудование. Например: химическая посуда, препараты, спортивный инвентарь, телевизор, мультимедийный центр, компьютер, принтер и др.);

· Дидактическое сопровождение мероприятия (перечислить дидактические материалы. Например: карточки с заданиями, тестами; репродукции (указать авторов и названия), фотографии, экспонаты; публицистическая и периодическая литература с оформлением по правилам библиографического описания; карты – схемы и др.);

· Межпредметные связи (указать используемые межпредметные связи. Например: использованы знания учащихся или учебный материал из литературы; … из химии и т.д.);

· Организационные требования к реализации воспитательного или внеклассного мероприятия по предмету.

- Необходимо привести количество участников мероприятия (учеников, педагогов, родителей или других субъектов образовательного процесса) с указанием выполняемых ролей и функциональными обязанностями каждой роли. Например:

всего в мероприятии принимают участие 25 учащихся. Из них:

- 1 человек выполняет роль герольдмейстера – человека, который является специалистом по правилам составления и описания гербов;

- 3 учащихся являются адвокатами, которые осуществляют защиту другого действующего лица, идеи;

- 5 учащихся и 3 учителей входят в состав жюри, суда присяжных (разрабатывают критерии оценивания участников, обсуждают и выставляют оценки, выносят вердикт и т.п.).

- Необходимо указать место проведения воспитательного или внеклассного мероприятия по предмету. Например: классная комната, актовый зал, предприятие, лаборатория, музейно-выставочный центр «Сталинградская битва» и др.

· Содержание внеклассного воспитательного мероприятия или внеклассного мероприятия по предмету (кратко описать содержание основных этапов мероприятия. Например:

1 этап. Подготовительный. На данном этапе разрабатывается дидактическое сопровождение мероприятия, задания; определяются темы докладов; проектируется сценарий и т.д. В этом пункте методической разработки необходимо указать:

· Разработанное дидактическое сопровождение мероприятия. Например: разработаны карточки с заданиями, таблицы, графики, рисунки, бланки и т.п. (с указанием названий дидактический материал поместить в приложение к методической разработке);

· Если сценарий предполагает выполнение учащимися докладов, то в этом пункте необходимо указать темы.

· Прописать проект сценария мероприятия.

2 этап. Ход воспитательного или внеклассного мероприятия по предмету. В этом пункте необходимо подробно описать содержание деятельности всех участников мероприятия, выделяя при этом его смысловые этапы, каждый из которых должен иметь свое название. В ходе описания мероприятия необходимо указывать основные организационные формы работы участников и методы обучения и воспитания. Например:

Основная работа

Групповая работа учащихся. Методы воспитания: соревнование, дискуссия, эмоциональное воздействие.

Первая группа находит в литературе и выписывает объяснение смысла слова «герб», государственный герб. Объясняет смысловое назначение двуглавого орла (необходимо описать содержание ответов группы).

Вопросы организатора (учителя) к учащимся:

Почему в центре двуглавого орла – герба России изображен герб города Москвы?

Устный ответ одного учащегося: Потому что Москва – столица России.

Выступление второго, заранее подготовленного учащегося, который дополняет ответ группы, делая сообщение на тему «История возникновения герба».

Итоговый этап

Подводятся итоги проведенного мероприятия, оценивается участие в нем школьников, совместно осознается значение приобретенного учащимися опыта, возможность его применения.

 

Конструкт урока

Предложенная схема конструкта урока является примерным описанием всех возможных этапов урока. Для составления собственного конструкта необходимо:

1. Определить тип урока, цели урока (образовательные, воспитательные, развивающие).

2. Перечислить материально – техническое и дидактическое оснащение урока.

3. Определить этапы урока и заполнить соответствующим содержанием нужные графы в нижеприведенной таблице.

 


Примерная схема конструкта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: «Южные материки»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

*обучающие – формирование представления о природных явлениях, позволяющих объединять материки в группу.

*воспитательные – формирование культуры общения при работе в парах.

*развивающие – развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником и атласом.

Планируемые результаты урока:

предметные личностные метапредметные
1. Называют и показывают южные материки 2. Описывают и объясняют объединяющие их признаки: ГП, рельеф, климат, особенности вод, растительность. 3. Объясняют наличие исключений по каждому природному компоненту 1. Осознают ценность географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; 2. Работают в коллективе; высказывают суждения, подтверждая их фактами; 1. Организовывают свою деятельность, определяют её цели и задачи 2. Ведут самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, взаимодействуют с людьми и владеют элементарными практическими умениями работы с учебником и атласом

 

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты):

· личностные: осознают необходимость изучения окружающего мира.

· регулятивные: принимают и формулируют учебную проблему.

· познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления, выявляют причины и следствия простых явлений.

· коммуникативные: умеют общаться и взаимодействовать друг с другом.

УМК. Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев “География материков и океанов. 7 класс”, М: Дрофа, 2007. Атлас: География материков и океанов. Изд. Роскартография, 2012

Оборудование: физическая карта мира, атласы, инструктивные карты для работы в группе.

 

Этапы урока (примеры формулировки этапов уроков различных типов см. в другом файле!) Деятельность учителя Деятельность обучающихся Продукт (результат)
познавательная коммуникативная регулятивная
1.Организационный этап Проверяется готовность учащихся к уроку Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место  
2.Мотивация и целеполагание Повторение по карте материков, разделение их на 2 группы: южные и северные. Задает проблемный вопрос: Что может объединять 4 материка в группу “Южные”? Выслушивает и фиксирует версии (“малые гипотезы”), корректирует цели урока. Называют по карте материки: северные, южные. Выдвигают версии для решения проблемного вопроса Строят речевые высказывания при формулировании версий Исследуют условия учебной задачи Запись учащимися темы урока в тетради
3.Обмен и организация информации Организует учебное взаимодействие по обсуждению материала в группах “ГП”, “Рельеф”, “Климат”, “Внутренние воды”, “Природные зоны” Контролирует работу учащихся в группах Выполняют отдельные операции в рамках исследования. Проводят коллективное исследование Работают в группах. Обсуждают содержание материала Готовят отчет о своем исследовании (работе) Дополняют ответы товарищей Распределяют роли Осуществляют самоконтроль Заполненная инструктивная карта группы (см.Приложение 1)
4. Связывание информации Организует объединение результатов работы выполненной на уроке. Слушают, фиксируют выделенные связи и понятия Слушают отчеты товарищей, задают уточняющие вопросы Оценивают “малые гипотезы” Записи в тетради (выводы других групп)
5. Подведение итогов и рефлексия Возвращает к проблемному вопросу и “малым гипотезам” Вместе с обучающимися формулирует вывод “ Южные материки объединяют особенности ГП, рельефа, общая геологическая история, особенности климата, вод и природных зон. Слушают, фиксируют изменения в первоначальных версиях Корректируют свои гипотезы Формулируют вывод (ответ на проблемный вопрос) Запись в тетради (общий вывод)
6. Применение Задает закрепляющие вопросы (см.Приложение 2) Применяют новые знания Контролируют и корректируют ответы товарищей Рефлексия своих действий Самопроверка
7. Итоговый этап Организует диалоговое общение (методика незаконченное предложение: сегодня я узнал, что …, мне больше всего понравилось………) Объясняет домашнее задание Учащиеся по цепочке продолжают предложение Рефлексия своих действий Учащиеся записывают домашнее задание

 


Приложение 1

ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Институт естественных наук

 

Центр педагогического и дополнительного образования

 

 

Содержание дневника педагогической практики

1. Циклограмма работы слушателя-практиканта (по образцу).

2. Отчет о посещении уроков педагога-наставника.

3. Самоанализ урока слушателя-практиканта.

4. Анализ посещенного урока слушателя-практиканта.

5. Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия или внеклассного мероприятия по предмету.

6. Конструкты уроков разных типов.

 

Заключение и оценка групповым руководителем педагогической практики представленных в Дневнике педагогической практики методических материалов

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________

(Подпись группового руководителя практики по предметному направлению)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДНЕВНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Екатеринбург


 

Методические рекомендации утверждены на заседании Центра педагогического и дополнительного образования ИЕН УрФУ, протокол № 5 от 10. 03. 2016 г.

 

 

В методических рекомендациях рассматриваются основные требования к содержанию и оформлению дневника педагогической практики. Рекомендации адресованы слушателям Центра педагогического и дополнительного образования ИЕН УрФУ, осваивающим образовательную программу по дополнительной квалификации «Преподаватель».

Авторы – составители: Попова И.В., канд.ист.наук, доцент ЦПДО ИЕН; Сорвачева Г.В., канд.пед.наук, доцент ЦПДО ИЕН, Гафарова Р.К., ассистент ЦПДО ИЕН.

 

 

© ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Екатеринбург, 2016


При оформлении Дневника педагогической практики (приведен в Приложении 1 к данным Методическим указаниям) необходимо заполнить следующие разделы:

1. Циклограмма работы студента-практиканта (по образцу).

2. Отчет о посещении 3-х уроков педагога-наставника (1 отчет).

3. Самоанализ одного из 3-х уроков, проведенных самим слушателем (1 самоанализ).

4. Анализ одного урока, проведенного другим слушателем (1 анализ).

5. Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия или внеклассного мероприятия по предмету (1 разработка).

6. Конструкты 3-х уроков разных типов (3 конструкта).

При заполнении каждого из разделов Дневника целесообразно использовать нижеприведенные методические указания.

 

1. Циклограмма работы слушателя-практиканта в образовательном учреждении

Циклограмма – запись совокупности каких-либо процессов, работ, составляющих законченный круг действий. Поскольку деятельность слушателя-практиканта в школе обладает определенной цикличностью и повторяемостью, то составление циклограммы помогает упорядочить содержание работы в течение дня или недели.

Примерный образец циклограммы слушателя-практиканта

№ п/п Число, день недели Содержание деятельности Время, место работы
1. 04.04.16 г. понедельник Работа с нормативно-правовыми документами школы (Устав, локальные акты, др.). Посещение урока математики. 9.00-11.00, метод.кабинет, по расписанию
2. …………….г.вторник Знакомство с учебно-методическим обеспечением по предмету. Посещение урока физики. 13.00-14.00, учеб. кабинет, по расписанию
3. …………….г.среда Знакомство с работой методического объединения по предмету (план работы, посещение заседания). Посещение классного часа. 9.40. – 11.40, метод.кабинет, по расписанию
4. …………….г.четверг Знакомство с творческой лабораторией учителя (рабочая программа, календарно-тематическое планирование, диагностические карты, др.). Посещение урока биологии. 9.00-11.00, учеб. кабинет, по расписанию
5. …………….г.пятница Подготовка материалов для классного часа. В течение недели, библиотека
6. …………….г.суббота Знакомство с планом воспитательной работы учителя, материалами о работе с различными группами учащихся Метод.кабинет, кабинет психолога, соц.педагога

Отчет о посещении 3-х уроков педагога-наставника

В отчете необходимо отметить:

· количество посещенных уроков;

· тематику посещенных уроков;

· анализ посещенных уроков (тип урока, цели урока, методы

обучения, дидактические приемы учителя, формы организации учебной деятельности учащихся, результаты обучения);

· что вызвало наибольший интерес в дидактике урока и почему;

· что вызвало вопросы к педагогу-наставнику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.01 с.)