Новое осмысление мифологи в XX и до наших дней. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новое осмысление мифологи в XX и до наших дней.



Новым осмыслением мифологии сейчас называют появление жанра фентези, родоначальником которого является Джон Рональд Руэл Толкин. Многие авторы писали произведения в жанре фэнтези и до Толкина, однако из-за огромной популярности и большого влияния на жанр многие считают именно Толкина «отцом» современной фэнтези-литературы.

По определению сайта Wikipedia - Фэнтези — это жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических мотивов. В нём перемешались мифологии разных народов и разных временных промежутков.

Ярчайшим примером великолепного фентези является повесть Д. Толкина – «Хоббит, или Туда и обратно», а так же трилогия «Властелин колец». При написании данных произведений автор руководствовался Германо-скандинавской мифологией, а так мифами об Артуре.

Все имена персонажей и описания мифологических рас, всё это было взято из скандинавских и кельтских мифов. Кроме того, в повести описываются, обыгрываются и повторяются основные сюжеты мифов. К примеру, эпизод, в котором белый колдун Гэндальф запутывает троллей, чтобы рассвет обратил их в камень, почти точно повторяет сцену из Эдд, где так поступил Тор с Альвисом. Как и во «Властелине Колец», использован взятый из легенд об Артуре мотив возвращения законного наследника престола.

Автору удалось одновременно создать атмосферу средневекового мифа и пропустить её через призму сознания человека XX века, где немалое место занимает ирония и переосмысление традиций прошлого. Ярким примером служит экспрессивное повествование одного из главных героев, о том, как один из его воинственных предков снёс своей палицей голову предводителю гоблинов: «Она пролетела сто метров по воздуху и угодила прямо в кроличью нору; таким образом, была выиграна битва и изобретена игра в гольф», — подводит итог рассказчик.

Этот жанр притягивает внимание большинства людей уже второй век подряд. Но, к сожалению так и не считается достаточно серьёзным жанром. Он служит для развлечения читателя своею сюжетной линией и глубиной передачи чувств автора.

Но помимо высокого фентази в наше время существует и множество второсортных произведений лишь отдалённо напоминающих хорошую художественную литературу. И если произведения таких деятелей фентези как Толки, Пратчетт и др. способны обогатить внутренний мир читателя, то эти написанные на скорую рук, для собственного обогащения «бестселлеры», способны вызывать лишь чувство разочарования у читателя своею дикостью и плохим написанием. Не говоря уже о потраченном на прочтение такого литературного мусора времени.

Что же касательно мифологии в классическом её варианте, то, к сожалению, ныне она почти забыта и приравнена к уровню детских сказок. Современному человеку они уже не интересны.

Роль мифологии стала незначительна по сравнению с предыдущими эпохами. Можно сказать, что мифы, такие как они, были в древности или средневековье, уже почти забыты как литературный жанр и за частую изучаются только в рамках школьной программы. Но зато активно используются в таких областях современной культуры как кинематограф (фильмы «Гнев титанов», «Бтва богов»), гейм производство (видео игры «Viking - Battle for Asgard» и «God of War»), анимационное производство (в основном японская мультипликация, построенная на использовании местного фольклора).

Глава 2

Исследовательская часть

Анкетирование студентов на предмет знания мифологии

Анкетирование было проведено среди всех групп первого курса, им были выданы анкеты, состоящие из четырёх вопросов следующего содержания:

1. Знаете ли вы какие – либо мифы?

2. Если знаете то какие?

3. Какой смысл вы видите в их сюжете?

4. Как вы думаете какова роль мифов? (а- поучительная; б- развлекательная; в- описание какого – то реального события; г- объяснение чего – либо непонятного древнему человеку)

В анкетировании участвовали 180 человек

Результаты анкетирования показали следующие данные:

Знанием мифологии могут гордиться 90% опрошенных, остальные 10% не знают мифов.

Ответы на второй вопрос показали, что студенты знающие мифы, знают: мифы о происхождении Земли - 22%, мифы о сотворении человека - 3%, героические мифы – 79%, поучительные мифы – 5%, объясняющие окружающую природу – 1.5%

Студенты видят в них следующий смысл: высмеивание людских пороков – 5%; объяснение чего – то сверх естественного и не познанного – 34%; превозношение богов и героев – 40%; затрудняются ответить – 21%.

На четвёртый вопрос студенты ответили следующим образом: поучительная роль – 40%; развлекательная роль – 21%; описательная роль – 30%; объяснительная роль – 9%.

После анкетирования лишь 20% студентов призналась, что они увлекались мифами вне рамок обучения. Остальные заявили, что считают мифологию достаточно скучной, и скорее всего не стали бы изучать её без необходимости.

Анкетирование людей старшего возраста на предмет знания мифологии

В нём участвовала группа из 65 человек в возрасте от 35 до 65 лет. Этой группе были предложены те же вопросы, что и предыдущей.

Результаты анкетирования показали следующие данные:

Около 72% опрошенных людей, знают какие – либо мифы, остальные 28% либо не знают, либо уже давно забыли.

Ответы на второй вопрос показали, что участники анкетирования, знакомые с мифологией знают: мифы о происхождении Земли – 8%; геройские мифы – 85%; поучительные мифы – 14%.

Опрошенные видят в них следующий смысл: превозношение богов и героев – 91%, объяснение чего – то сверх естественного и не познанного – 9%.

На четвёртый вопрос люди ответили следующим образом: поучительная роль – 81%; развлекательная роль – 17%; описательная роль – 0%; объяснительная роль – 4%.

Анкетирование выбранной группы людей на предмет восприятия роли мифологии в развитии культуры человечества

Из опрошенных ранее людей, знающих мифологию, была составлена общая группа. Этой группе была предложена следующая анкета:

1. Как вы считаете, какую историческую эпоху можно считать расцветом мифологии?

2. Повлияла ли мифология на развитие культуры?

3. Как вы считаете, на какую сферу культуры мифологией было оказано большее влияние?

4. Актуальна ли мифология в нынешние времена?

Вот что показали результаты данного анкетирования:

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

Вывод исследования

Как показало последнее анкетирование, 90 процентов людей полагают, что расцвет мифологии пришёлся на античный период истории, и не один человек не считает, что нынешние время можно назвать расцветом мифов. Все участники анкетирования уверенны, что мифология повлияла на развитие культуры. Причём 70 процентов полагают, что повлияло именно на художественно изобразительную сферу, и 30 процентов считают, что влияние мифология оказывала именно на духовную сферу культуры человека. 90 процентов людей заявили, что мифология нынче не актуальна и только 10 процентов ещё считают мифы интересными для общества.

Заключение

Как видно из исследования, мифы - это далеко не просто сказки из древности, или как многие говорят детские сказки, они несут довольно обширный образный смысл, способный поучать, расширять кругозор, организовывать мышление масс, внушать надежду и стремление к идеалам. На протяжении многих веков мифология сохраняла свой значимый статус среди всех слоев людей, начиная от простого люда и заканчивая привилегированными особами.

Проведённый анализ показал невероятно важную роль мифологии в развитии культуры человечества. В разные исторические периоды мифология в разной мере оказывала влияние на различные сферы культурного мира. И пусть со временем мифы стали не так влиятельны, зато они переросли со временем во вполне самостоятельный жанр художественной литературы. А так же стали оказывать сильное влияние на некоторые проявления современной культуры.

Не следует забывать и о том, что если бы не мифические сюжеты, то мы бы никогда не увидели величайших шедевров мирового изобразительного искусства, не смогли бы восхищаться очень тонкими и точными сравнениями философов, в их глубокомысленных трактатах.

Но как видно из проведённого нами в рамках данной работы исследования, большинство сейчас считает, что мифология уже не способна научить чему либо, заинтриговать сюжетом, вызвать какие либо глубокие чувства, обогатить моральный облик читателя. Но это нисколько не так. Наоборот в ней находится бездна знаний и чувств, накапливаемых поколениями. И для того что бы прочувствовать всю мифологию, достаточно всего лишь вдумчиво прочесть и проникнуться фольклором древности и средних веков, а так же художественными переработками мастеров эпохи возрождения и современности. И тогда читателю сразу откроется чудесный мир великолепных образов, сравнений и облечённой в них морали, нравственности и идеалов всеобщих взаимоотношений.

И пусть сейчас мифология находится в забвении, но не стоит забывать, что когда-то она сыграла важнейшую роль для человека и формирования богатого культурного наследие. Именно поэтому мифология обязана занять свое законное место на литературном пантеоне.

Хотелось бы пожелать вам, не забывать мифологию, и черпать от туда всё самое хорошее! Ведь главная задумка данной работы была в том, чтобы позволить читателю в полной мере оценить и понять мифологию, заинтересовать, а возможно даже и заинтриговать.

Список источников:

1. В. Вагнер; «Норвежские, кельтские и тевтонские легенды»; Москва «Центрполиграф», 2009

2. В. Успенский; Л Успенская. «Мифы, легенды, сказания»; Москва «Дрофа плюс», 2004.

3. Лосев А.Ф. «Античная мифология в ее историческом развитии»; Москва «Учпедгиз», 1957

4. «Король Артур и рыцари круглого стола» серия детский мир; Санкт Петербург «Амфора» 2004

5. «Старшая Эдда» серия Азбука-классика; Азбука-классика

6. «Кельтская мифология» серия Тайны древних цивилизаций; Москва «Эксмо», 2005

7. Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/

8. Интернет-ресурс: http://godsbay.ru/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.218 (0.02 с.)