Антропогонические мифы – мифы о появлении людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропогонические мифы – мифы о появлении людей



Ярким примером антропогонического мифа служит греческое предание о том, как однажды Зевс задумал создать себе слуг. Эту работу он поручил единственному не свергнутому титану – Прометею. Прометей взял глину у подножия Олимпа и начал лепить. Но всё что он ни делал, Зевсу результат не нравился, из таких неудачных попыток появились звери. Тогда Прометей решил вылепить фигурки похожие на богов. Когда он закончил лепить показал результат Зевсу, тот остался доволен. Зевс вложил в каждую фигурку человека по одной из четырёх стихий, и вдохнул жизнь. И получились люди с разными характерами и внешностью. (Этот миф является почти идентичным египетскому мифу о боге Хнуме.)

Подобного рода мифы были не менее важны, чем те, что объясняли происхождение Земли. Они объясняет не только происхождение человека и смысл его бытия, но и то почему все люди разные. Так же в антропогонических мифах зачастую описывается происхождение животных.

Мифы, объясняющие природу природных явлений

Если рассматривать мифы о природных явлениях, то первым делом в голову приходит древнегреческое представление о смене времён года. Считалось, что когда владыка загробного мира Аид влюбился в прекрасную богиню Персефону, он украл её у матери. Мать Персефоны – богиня живой природы Деметра начала тосковать по дочери и совсем забыла о своих обязанностях. Природа начала увядать и наступила долгая зима, от которой люди начали гибнуть. Тогда Зевс уговорил Аида отпускать свою жену к матери на полгода. Поэтому весной – когда Персефона возвращается к матери, всё расцветает от радости богини. А когда приходит время расставания, наступает осень, и всё увядает.

Анализ этого мифа позволяет судить, как важно для человека было объяснение любого природного явления. Но поскольку научные знания того времени были попросту не способны дать ответы не такие сложные вопросы, люди опять таки прибегали к воображению и сочиняли новые мифы. И как и в других мифах причиной всему были Боги.

Космогонические мифы – мифы о происхождении Земли

Как пример космогонического мифа можно рассмотреть месопотамский миф о зарождении земель. Согласно описанным в нём событиям, изначально существовал только водный хаос. В самой его середине стояли Апсу и его жена Тиамат. Вместе они породили младших богов, которым не нравилось жить в бескрайнем океане. Боги долго жаловались Апсу на бурные воды хаоса, и решил Апсу убить своих детей. Но порождённые им боги победили его. Сын Апсу - Энки пробил отцу грудь и вынул оттуда сушу, воздух и огонь. Так появилась Земля. (Этот миф можно сопоставить с другим похожим скандинавским мифом про великана Имира.)

Анализ данного мифа позволяет судить, насколько древнему человеку было важно ответить на такой фундаментальный вопрос, как «Как образовалась Земля?». Подобного рода мифы (космогонические мифы) придавали смысл окружающему человека пространству, объясняли, почему это выглядит так, а не иначе. Одним словом играли огромную роль для осмысления человеком окружающего мира.

Поучительные мифы

Поучительным мифом можно считать миф о Нарциссе. Юноша был настолько красив, что ни одна девушка не могла устоять перед ним. Но всем женщинам Нарцисс разбивал сердца, считая их недостойными своей красоты. За такую самовлюблённость богиня Афродита решила наказать смертного. Однажды когда Нарцисс подошёл к ручью он увидел своё отражение, и околдованный хитрой богиней, так и не смог больше отвести взгляд от собственного отражения. Так и просидел Нарцисс возле ручья, пока не превратился в жёлтый цветок. (Этот миф даёт понять, что самовлюблённость до добра не доводит.)

В таких мифах люди описывали разного рода пороки. А что бы дать понять, насколько они губительны, описывали так де и страшные наказания, неизбежные для того кто поддался этим порокам. Так общество пыталось регулировать уровень духовной культуры социума.

Мифы о природе власти

В Египте был распространён миф, что все фараоны, так или иначе, являются потомками солнечного бога Ра. Из чего следовало, что право власти над людьми даровано владыкам страны по праву происхождения от бога-правителя, а следовательно власть фараона незыблема. При помощи такого хитрого хода правители обеспечивали себе полное и безоговорочное подчинение своего народа. А тот, кто пытался выступить против, обрекал себя на вечную репутацию безбожника и становился изгоем общества. Такая практика имело место не только в Египте, такие мифы периодически встречаются и в Месопотамии и у островных государств античности. Но дальше всех в данном аспекте продвинулись римские императоры, заявляя, что они избраны богами, что бы стать богами.

Воздействие мифов на драматургию и поэзию древности.

Особенно хочется отметить влияние мифов на драматургов античности, таких как Гомер, Фриних, Аристофан и многих других. Все их произведения (кроме летописных) содержали художественное описание сюжета мифов, либо в них описывались герои, взятые из фольклора. Примерами таких произведений могут являться Троя и Илиада Гомера.

Помимо этого вся античная поэзия буквально изобилует мифологическими мотивами. Вергилий связывает мифы с философским осмыслением истории, Овидий же, отделяет мифологию от религиозного содержания в поисках мотиваций жизни, открывая смысл образов как символов.

Можно с уверенностью сказать, что именно мифы послужили основой созданию литературы. Ведь все первые литературные произведения, так или иначе, являлись мифами или основывались на их сюжетах. Именно на эти драматургические переработки мифологи впоследствии будут равняться писатели средних веков и эпохи Возрождения.

Культовые мифы.

Одним из культовых мифов является миф о жадности Харона. Харон – мрачный паромщик на реке Стикс, однажды возжелал награды за свои труды. Но Аид отказался вознаграждать своего нахального слугу. Тогда Харон заявил, что будет требовать благодарность с тех, кого он возит. Поэтому с тех самых пор паромщик брал с каждой души, которую переправлял в Аид по одной монете, а тот, кто не платил, были вынуждены вечно скитаться в преддверии Загробного царства в виде теней. Из-за этого мифа возникла традиция при погребении усопшего класть ему в рот монетку в оплату мрачному лодочнику Харону.

Такие мифы определяли проведение всех культовых мероприятий, определяли их порядок, время проведения. Но самое главное они давали понять, с какой конкретной целью необходимо выполнять ритуалы.

Как видно из сказанного выше, по сути, весь уклад жизни древнего человека регулировался мифологией. Буквально обо всём на свете существовали свои мифы, дающие человеку представление о том, как следует поступить в той или иной ситуации, и как на это должны отреагировать окружающие. Так что не будет ошибкой мнение, что именно в древние времена мифология имела наибольшую весомость, так как являла собой смысл всего сущего, являлась своеобразным регулятором жизни сравнимым с современным законодательством.

Роль мифов в античном изобразительном искусстве.

Образы мифических героев давали вдохновение скульпторам, художника, и зодчим древности. Все памятники архитектуры и культурные ценности того времени так или иначе связанны с сюжетами особо распространённых мифов, к примеру: статуя Зевса Олимпийского, Колосс Родосский, величественный храм Артемиды в Эфесе.

Самым известным примером того как на создание шедевров, человека вдохновляли мифы, является история гениального архитектора и скульптора Фидия. Этот человек был так вдохновлён мифом «О споре Посейдона и Афины», что он решил разработать план отделки Парфенона, так же сделать эскизы главнейшего достояния Афин – статуи богини Афины Парфенос.

Исходя из сказанного выше, можно судить о том, что мифология задавала вектор развития существующих на тот момент художественно-изобразительных искусств.

Легенды средних веков

В раннем средневековье мифология была довольно своеобразной, но так же являлась неотъемлемой частью жизни простого человека, хотя уже и не так сильно регулирующей повседневный быт.

Направленна она была на то, что бы дать надежду людям даже в самые безвыходные времена. Примером такого внушенья надежды можно считать миф об Артуре – справедливом короле и доблестном воителе, который сплотил Альбион. Но в том же предании существует и образ вселенского зла – Мордред (бастард Артура). И для того, чтобы вселить в простого человека надежду, в конце мифа, Мордред был сражён копьём Артура. Однако Артур смертельно раненый, попросил сэра Бедивера вернуть меч Экскалибур Владычице Озера. Затем его самого на лодке печальные леди, увезли на остров Авалон. По преданию (похожему на пророчество о Втором Пришествии), Артур дремлет на Авалоне в ожидании дня великой нужды, когда он воспрянет ото сна, чтобы спасти свой народ любой ценой.

Если доблестные рыцари были символами добра, закона, мира и порядка внушающими веру в светлое будущее, то образы драконов в преданиях служили для изображения хаоса и беззакония, неизбежного для нечестивого человека.

Так простому человеку было проще сопоставить такие понятия как добро и зло.

Легенды – рыцарские романы.

Так же в средние века кроме создания новых мифов имела место переработка уже известных легенд и сказаний в рыцарские романы, песни и баллады. В рамках жанра рыцарский роман были проработаны многие мифы. Примером тому служит придание, переработанное в роман «Тристан и Изольда». Это произведение повествующее о верной любви и о трагедиях выпавших на долю влюблённых, а самое главное о том как они воссоединились (терновым кустом) после своей смерти.

Тристан, королевич Лоонуа, рано стал сиротой и попал ко двору своего дяди, короля Марка, заботливо воспитавшего его и намеревавшегося сделать его своим преемником. Юный Тристан оказывает своей новой родине большую услугу, убив ирландского великана Морхульта выйдя с ним один на один, взимавшего с Корнуэльса живую дань. Сам тяжко раненый отравленным оружием Морхульта, Тристан садится в ладью и плывет в поисках исцеления, которое он получает в Ирландии от белокурой принцессы Изольды, искусной во врачевании. Позже, когда вассалы понуждают Марка жениться для получения законного наследника, Тристан добровольно ищет ему невесту и привозит Изольду. Но в пути он с нею выпивает по ошибке любовный напиток, который ей дала мать для обеспечения прочной любви между нею и мужем. На корабле между Тристаном и Изольдой возникает любовь. Перед свадьбой Тристан переживает и обращается за советом к своему воспитателю Горвеналу. Тот говорит, что в первую ночь следует погасить все свечи и подложить к королю Бранжьену, служанку Изольды. Так они и поступают. Тристан и Изольда связаны любовью столь же сильной, как жизнь и смерть. Между ними происходит ряд тайных свиданий, но наконец, они изобличены и осуждены. Они бегут и долго скитаются в лесу. Затем Марк прощает их и возвращает Изольду ко двору, но велит Тристану уйти. Тристан уезжает в Британию и совершает там череду подвигов. У короля Британии есть сыновья Каэрдин и Ривален, и дочь Изольда Белорукая. Однажды во сне Тристан произносит вслух признание любви своей Изольде. Каэрдин же уверен, что Тристан говорит о его сестре, Изольде Белорукой. Он рассказывает об этом своему отцу, и тот с огромной радостью отдает Тристану свою дочь, Тристан же не смеет отказаться. Был устроен свадебный пир — однако, верный своему чувству к первой Изольде, Тристан не сближается с женой. В один день Тристан ранен отравленным оружием и просит Каэрдина, сына Британского короля, отправиться к белокурой Изольде с мольбой приехать и побеседовать последний раз в своей жизни с любимой. Они условились, что если Каэрдину удастся привезти Изольду, на его корабле будет выставлен белый парус, в противном случае — чёрный (Сюжет встречающийся в античном мифе про царя Эгея). Ревнивая жена Тристана, проведав об этом, в последний момент говорит умирающему Тристану, что показался корабль с чёрным парусом. Тристан поворачивается к стенке и произносит: «Я больше не могу сдерживать свою жизнь», трижды выкрикивает «Изольда, дорогая!» и незамедлительно умирает. Изольда сходит на берег, ложится рядом с телом Тристана и умирает от горя по любимому. Их хоронят в двух соседних могилах по обе стороны апсиды храма в Тинтагеле, и терновник, зелёный и крепкий, благоухающий цветами, за ночь перекидывается через часовню и уходит в могилу Изольды. Трижды рубят терновник горожане и трижды он вырастает. Впоследствии, король Марк узнает об этом чуде и запрещает когда-либо срезать терновники. Король Марк хотел оставить при себе Горвенала с Бранжьеной, но они не пожелали остаться. Горвенал стал королем Лоонуа, наследником которого был Тристан, а Бранжьена — его женой и королевой.

Эта легенда связала воедино все понятия того времени о любви, взятые из нескольких мифов, но основой послужил одна конкретная легенда кельтских племён. На протяжении средних веков этот роман многократно видоизменялся, но основная концепция мифа оставалась неизменна. Роль данного произведения проста и важна одновременно. Роман стал своего рода образцом высоких отношений между мужчиной и женщиной, образцом верности и благочестия, к которому стремились. Он стал на долгое время своего рода законодателем любовных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.008 с.)