Дефекты цветового восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефекты цветового восприятия



Всем известны такие дефекты зрения, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Существуют правовые нормы, которые ограничивают дееспособность людей с этими дефектами зрения. Недостатки цветового восприятия встречаются гораздо реже. Исключением является дальтонизм, про который, видимо, знают все. Известность этого явления в немалой степени объясняется его высокой цитируемостью в кроссвордах и сканвордах, но объективные исследования показали, что число людей, страдающих дальтонизмом, оказалось не ожиданно велико. Почти каждый десятый человек на планете не способен различать цветовые оттенки в большей или меньшей степени! Дальтонизм— не единственная аномалия цветового зрения человека. Можно привести обширную выборку медицинских диагнозов, относящихся к нарушениям цветового аппарата. Трудно оспорить тот факт, что должны существовать профессиональные ограничения для людей с аномалиями цветового восприятия. Индивидуум с большими диоптриями не может работать часовщиком или претендовать на профессию нейрохирурга. Наличие дихроматопсии или протаномалии у дизайнера делает сомнительными все его заключения и рекомендации в области допечатной подготовки цветных публикаций высокого качества.

Физиологи и специалисты в области психологии разработали несколько тестовых испытаний, предназначенных для проверки зрения человека на наличие дефектов цветовосприятия. Наиболее распространенный в сфере графического дизайна тест Farnsworth Munsell 100 позволяет обнаружить отклонения испытуемого от нормы цветовосприятия средствами простых проверок. Известны различные реализации этого теста, чаще всего он предлагается испытуемому в форме некоторого набора, напоминающего настольную игру. Тест состоит из цветовых образцов, которые разбиты на четыре группы, в каждую из них входит по 21 цветовому экземпляру. Цветовые образцы представляют собой цилиндры, которые по своим размерам близки к обычным шашкам. Верхние части цилиндров окрашены различными цветовыми оттенками, нижние части пронумерованы. Задача испытуемого — расставить цилиндрики по критерию цветового подобия. После того, как все фишки отсортированы, требуется сравнить номера серий с образцами, которые хранятся в таблицах, или ввести данные в обрабатывающую программу. По расхождениям с эталонной последовательностью можно судить о наличии аномалий цветовосприятия испытуемого.

Тест Ishihara состоит из набора специально разработанных изображений, в которых на хаотичном фоне нарисована простая фигура или нанесен некоторый регулярный узор. Эти изображения предлагаются для просмотра испытуемому, который должен распознать узор или рисунок. По результатам испытания можно диагностировать большую часть хроматических аномалий человека.

Цветовые иллюзии

Цветовые иллюзии — частный случай более общего явления, известного под названием оптические иллюзии. Академические словари объясняют этот феномен обманом зрения или ошибками в оценке геометрических характеристик и физических параметров объектов окружающей среды. Ошибки эти весьма многочисленны, разнообразны и с трудом поддаются объяснению.

Трудно поверить, глядя на рис. 1.5, что все горизонтальные линии являются параллельными прямыми. Этот поразительный пример производит впечатление ловко проделанного фокуса.

Рис. 1.5. Пример оптической иллюзии

 

Мозг человека обрабатывает цветовые данные не как объективный феномен, достоверность которого никак не связана с внешними условиями, а относитель­но в тесной связи с окружающими объектами, средой и предысторией.

Хроматическая адаптация

Проведем мысленный эксперимент, последствия которого, впрочем, легко предсказать заранее. Пусть имеется некоторая сцена или цветное изображение, которые наблюдаются при фиксированных условиях освещения, например при дневном свете. Что произойдет, если резко изменить условия освещения, например, заменить естественный свет искусственным флуоресцентным источником с заметным сдвигом в сторону зеленой части спектра. Спустя некоторое время наблюдатель будет видеть сцену в тех же красках, что и прежде. Голубое платье останется голубым, а шляпка красного цвета сохранит свой первоначальный цвет, несмотря на явное противоречие объективным физическим законам. Явление, которое иллюстрирует этот мысленный эксперимент, называется хроматической адаптацией — способностью системы зрения человека приспосабливаться к изменившимся условиям освещения и сохранять неизменными исходные цвета объектов сцены или элементов изображения. Дарвинисты утверждают, что эволюция — это накопление полезных признаков, наверное, этим качеством обладает и свойство хроматической адаптации. Но в области пред печатной подготовки цветных изданий она создает немало проблем для дизайнеров и полиграфистов.

Человек не в силах приказать своему мозгу остановить процесс адаптации, но можно, по крайней мере, исключить основные источники ошибок при принятии ответственных решений по управлению цветом. Вся предпечатная подготовка цветных публикаций должна проходить в условиях освещения, основные параметры которого соответствуют стандартам. Неслучайно многие препрессбюро и художественные мастерские имеют специально созданные условия освещения. Это значит, что работа ведется на высококачественных и тщательно откалиброванных мониторах в специально подготовленных помещениях с равномерным неярким освещением и без доступа прямых солнечных лучей. Стены и потолок таких помещений должны быть светло-серые. По тем же причинам следует избегать использования картин, репродукций или любых ярких декоративных элементов, которые могут быть источником искажений цветового восприятия.

Если по каким-то причинам невозможно обеспечить нейтральный фон во всем рабочем помещении, то цветные оттиски исследуют и оценивают в специально подготовленных кабинках, на ограниченных площадях которых намного проще обеспечить стандартные условия освещения. Получили распространение и портативные установки, позволяющие выполнить всю необходимую работу по оценке цветового пространства изображения или печатной страницы.

Сходными с хроматической адаптацией причинами объясняется еще один цветовой феномен — метамеризм, который проявляется в том, что два цвета вы глядят одинаково при одних условиях освещения и представляются наблюдателю совершенно различными в иной световой среде. Сила проявления этого эффекта зависит от множества причин: технологии производства страницы, преобладающего цвета, типа композиции и пр. Известно, что в наибольшей степени метамеризму подвержены полноцветные полиграфические оттиски, в меньшей степени — фотографии. Изображения, отпечатанные на современных струйных принтерах пигментными чернилами, обладают самой большой устойчивостью в этом отношении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.005 с.)