Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кандидат биологических наук Дубова С.М.

Поиск

Год


ПЛАН-КОНСПЕКТ

Для проведения занятий по дисциплине «Безопасность Жизнедеятельности»

со студентами ВГУ

 

Тема Негативные факторы техносферы и

Способы защиты от них

Учебная цель: ознакомить студентов с негативными факторами техносферы, дать основные сведения о защитных мероприятиях.

 

Время: 2 часа

 

Метод проведения: лекция 2 часа

 

Место проведения: аудитория

 

Материальное обеспечение:

- таблицы по теме занятия;

 

Литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд. /Под ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2008. – 461 с.:ил.

2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для высшей школы / В.М. Емельянов, Н.В. Коханов, П.А. Некрасов; под ред. В.В. Тарасова. – 4-е изд., доп. И испр. – М.: Академический Проект, 2007. – 496 с. – (Gaudeamus)

3. Защита населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и опасностей военного характера: учебное пособие / А.В. Горшков, Д.Л. Мальцев, С.М. Корнеев, И.В. Никишин; под общ. ред. А.Г. Старикова. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. – 280 с.

4. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения. М., 1995. 80 с.

5. Чрезвычайные ситуации природного характера: краткая энциклопедия / под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – Вып. 1 – М.: Папирус, 1998.

6. Медицина катастроф (организационные вопросы) / И.И.Сахно, В.И. Сахно М. 2002г.-559с.

7. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Смирнов А.Т Издательство Дрофа 2009 -375с.

8. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /Хван Т.А., Хван П.А., Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.

9. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них /С. В. Петров, В. А. Макашев М.2008-191с.

10. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс/ Сычев Ю.Н. М. 2008 -311с.

11. Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций В.С.Алексеев, О.И.Жидков, Н.В. Ткаченко Эксмо 2008 -160с.

12. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: учебное пособие под ред. Р.И.Айзмана Новосибирск 2004 -396с.

13. Безопасность жизнедеятельности под ред. Белова С.В.

М. 2007 -618с

 

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

Проверка посещаемости студентов…………….…………………………………………………....5 мин

1.Акустические колебания, как негативный фактор техносферы..…....15мин

2. Шум. Способы и методы защиты от шума.……………………….….10 мин

3. Вибрация. Способы и методы защиты от шума …………………….10 мин

4.Электромагнитные поля, как негативный фактор техносферы............20мин

5. Электрическая энергия. Действие электрического тока на организм человека……………………………………………………………………..15мин

6. Безопасность при работе с компьютером…….……………………….10 мин

Ответы на вопросы…………………………………………..… …………...5 мин

ИТОГО 90 минут

 


Акустические колебания как негативный фактор техносферы

 

С физической точки зрения волной называется любое изменение (возмущение) состояния среды, распространяющееся с конечной скоростью и несущее энергию. Все волны можно разделить на два типа: упругие и электромагнитные. Упругие или акустические (греч. acustikos – слуховой) волны – это волны, связанные с колебаниями частиц при механической деформации упругой среды (жидкой, газообразной, твердой). В акустической волне частицы среды совершают колебания вокруг точки покоя. При этом имеет место перенос энергии упругой деформации при отсутствии переноса вещества.

Частота колебаний выражается в герцах (Гц). 1 Гц – это частота таких колебаний, при которых за 1 с совершается одно полное колебание. Интенсивные колебания измеряются в килогерцах (103Гц – кГц), мегагерцах (106Гц – МГц), гигагерцах (109Гц – ГГц) и др. За единицу громкости звука в акустике принят 1 бел. Бел – это логарифм отношения мощности звука к некоторой начальной мощности, в качестве которой взят порог слышимости для человеческого уха, который составляет 10−12 Вт/м². Поскольку 1 бел является большой величиной, то на практике применяется величина равная 0,1 бела или децибел (дБ).

Акустические колебания в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц, воспринимаемые человеком с нормальным слухом, называют звуковыми, с частотой менее 16 Гц – инфразвуковыми, выше 20 кГц – ультразвуковыми.

8.5.1 Инфразвуковые колебания

Инфразвук имеет самые низкие частоты (менее16-20 Гц), лежащие ниже границы слышимости их человеком. Источниками инфразвука являются ветровые процессы атмосферы, грозовые разряды, взрывы, орудийные выстрелы, вибрации различных узлов механизмов и двигателей на производстве и др. Для инфразвука характерно малое поглощение в различных средах, поэтому он может распространяться на большие расстояния. Это свойство позволяет широко использовать инфразвука для определения места сильных взрывов, предсказывать цунами, исследования свойства водной среды и т.п.

При воздействии инфразвука на организм уровнем 110-150 дБ
могут возникать неприятные субъективные ощущения и многочисленные реактивные изменения: нарушения в ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной системах, вестибулярном анализаторе. У людей подвергшихся воздействию инфразвука отмечаются жалобы на головные боли, головокружение, осязаемые движения барабанных перепонок, звон в ушах и голове, снижение внимания и работоспособности; может появиться чувство страха, сонливость, затруднение речи; специфическая для действия инфразвука реакция – нарушение равновесия. При воздействии инфразвука с уровнем 105 дБ отмечены психофизиологические реакции в форме повышения тревожности и неуверенности, эмоциональной неустойчивости.

Способы и методы защиты от инфразвука

Классификация, нормируемые параметры и предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах, а также в жилых и общественных помещениях и территории жилой застройки приведены в СН 2.2.4/2.1.8.583-96 «Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки».

Для колеблющегося во времени и прерывистого инфразвука уровни звукового давления, измеренные по шкале шумомера «Лин», не должны превышать 120 дБ.

При воздействии на работающих инфразвука с уровнями, превышающими нормативные, для предупреждения неблагоприятных эффектов должны применяться режимы труда, отдыха и другие меры защиты. Снижение интенсивности инфразвука может быть достигнуто различными способами: изменением режима работы устройства (увеличением быстроходности) или его конструкции; звукоизоляцией источника; поглощением звуковой энергии и др.; применением глушителей шума (интерференционного, камерного или резонансного типов); применением механического преобразователя частоты.

Борьба с инфразвуком в источнике его возникновения должна вестись, прежде всего, в направлении изменения режима работы технологического оборудования путем увеличения его быстроходности, а также снижения интенсивности аэродинамических процессов.

Ультразвуковые колебания

Ультразвуковые волны по своей природе не отличаются от волн звукового диапазона, однако, человеческим ухом они уже не воспринимаются. Диапазон их частот лежит от 16-20 кГц до 1 ГГц. В связи с малой длиной волны распространение ультразвуковых волн существенно зависит от молекулярной структуры среды. Это позволяет, измеряя скорость распространения и затухание волн, судить о физических свойствах различных сред.

Источниками ультразвука, как и инфразвука, являются различные природные процессы (шум ветра, водопада, дождя, шум гальки, перекатываемой морским прибоем, звук, сопровождающий грозовые разряды и др.). Некоторые животные пользуются ультразвуковыми волнами для ориентировки в пространстве. Ультразвук широко применяется в звуках сирены полицейских и пожарных машин, в медицине для визуализации внутренних органов человека, в качестве терапевтического агента, в различных биологических исследованиях, промышленности, например, при приготовлении однородных смесей, резки металлов и др.

Биологический эффект воздействия акустических колебаний на организм человека зависит от интенсивности, длительности воздействия и размеров поверхности тела, подвергаемых действию колебаний и выражается функциональным нарушением органов и систем организма человека.

Длительное систематическое влияние ультразвука, распространяющегося в воздухе, вызывает функциональные нарушения нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, слухового и вестибулярного анализаторов. У работающих на ультразвуковых установках отмечают выраженную астению (синдром хронической усталости), сосудистую гипотонию (понижение сосудистого тонуса), снижение электрической активности сердца и мозга. Изменения ЦНС в начальной фазе проявляются нарушением рефлекторных функций мозга (чувство страха в темноте, в ограниченном пространстве, резкие приступы с учащением пульса, чрезмерной потливостью, спазмы в желудке, кишечнике, желчном пузыре). Наиболее характерны вегетососудистая
дистония с жалобами на резкое утомление, головные боли и чувство
давления в голове, затруднения концентрации внимания, торможение мыслительного процесса, на бессонницу.

Контактное воздействие высокочастотного ультразвука на руки
приводит к нарушению капиллярного кровообращения в кистях рук,
снижению болевой чувствительности, т. е. развиваются периферические неврологические нарушения. Установлено, что ультразвуковые
колебания могут вызывать изменения костной структуры с уменьшением плотности костной ткани. Профессиональные заболевания зарегистрированы лишь при контактной передаче ультразвука на руки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.006 с.)