Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности родителей из «неблагополучных» семей↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методические материалы К семинару-практикуму «Особенности работы с алко- и наркозависимыми И членами их семей»
март 2016 г. – г. Уфа Неблагополучная семья Неблагополучная семья – семья, в которой дети оказываются под угрозой жестокого обращения. Критерии: 1. Дефицит ресурсов семьи. 2. Ограниченные возможности родителей выполнять родительские функции. 3. Особенности детей.
Особенности родителей из «неблагополучных» семей
Почти во всех социально-неблагополучных семьях для родителей характерно следующее: 1. Большинство родителей имеют собственный негативный детский опыт, который заключается в том, что: · многие родители воспитывались в детских домах или интернатах; · даже в тех случаях, когда родители воспитывались в семье, можно обнаружить наличие сепарации от родителей в детстве (помещение в больницу на длительный срок, передача родственникам, уход на работу и оставление в младенческом возрасте на попечение малолетним братьям и сестрам) и т.д.; · родители сами испытывали дефицит тепла и заботы со стороны их собственных родителей (например, в случае многодетных семей часто описывают следующую картину: «нас у мамы было много, ей некогда было нас облизывать, она работала»); · в семьях самих родителей были грубо конфликтные отношения между их отцом и матерью; · они сами переживали физическое и эмоциональное насилие в своем детстве; · их собственные родители злоупотребляли алкоголем. 2. Низкий уровень социальной адаптации родителей (низкий образовательный уровень, отсутствие профессии или низкая квалификация). 3. Эти родители чаще обнаруживают наличие душевных заболеваний или негативных особенностей личности (снижение интеллекта, инфантильность, эгоцентризм, психопатические черты характера, сформировавшиеся вследствие злоупотребления алкоголем или усиленные им). 4. Особенности распределения ролей в семье: хаотичность, спутанность, нарушенные отношения между родителями, разобщенность семьи. 5. Бедность социальных связей.
Зависимость
Зависимость – навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами.
Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «НОВЫЕ ШАГИ» г.Санкт-Петербург, пер.Каховского д.9 к.111-а тел .: +7 (812) 3246552 e-mail: crisisservice@pisem.net
Диагностические критерии алкогольной зависимости
Алкогольная зависимость – злоупотребление алкоголем, приводящее к клиническим расстройствам и социальной дезадаптации и сопровождающееся некоторыми из следующих признаков.
1. Развитие толерантности к алкоголю: постепенное нарастание дозы, вызывающей опьянение, заметное ослабление эффекта от привычных доз, сравнительно нормальное поведение при такой концентрации этанола в крови, которая вызывала бы значительные нарушения у непьющего или малопьющего человека.
2. Появление алкогольного абстинентного синдрома.
3. Необходимость приема алкоголя для облегчения абстинентного синдрома.
4. Неспособность регулировать дозу алкоголя и продолжительность его потребления (утрата самоконтроля).
5. В анамнезе – неоднократные безуспешные попытки бросить пить.
6. Постоянный поиск алкоголя, длительные периоды восстановления после его употребления.
7. Невозможность нормально выполнять домашние и служебные обязанности.
8. Неоднократное употребление алкоголя в рискованных ситуациях (например, за рулем или перед работой, требующей хорошей координации движений и быстрых реакций).
9. Полное или частичное прекращение профессиональной деятельности, сужение круга интересов.
10. Совершение незаконных действий в нетрезвом виде и осложнение отношений с окружающими.
11. Продолжающееся потребление алкоголя, несмотря на осознание неблагоприятных последствий этого.
DSM-IV Options Book: Work in Progress. Copyright, American Psychiatric Association, 1993.
Материалы подготовлены Санкт-Петербургским фондом «Новые шаги» для Программы "Помощь детям -сиротам в России
Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «НОВЫЕ ШАГИ» г.Санкт-Петербург, пер.Каховского д.9 к.111-а тел .: +7 (812) 3246552 e-mail: crisisservice@pisem.net Международная классификация болезней (МКБ-10) Синдром зависимости F1x.2 В течение по меньшей мере одного месяца (или, если менее месяца, то повторно в течение последнего года) в клинической картине должны быть совместно представлены три или более из приведённых ниже критериев: 1. Компульсивная потребность приёма лекарств (сильное желание или чувство насильственной тяги к приему вещества). 2. Нарушенная способность контролировать прием вещества: его начало, окончание или дозу, о чем свидетельствуют потребление веществ в больших количествах и на протяжении периода времени большего, чем намеревалось, или безуспешные попытки и постоянное желание сократить или контролировать употребление вещества. 3. Синдром отмены при уменьшении или прекращении приёма вещества, смягчающийся при возобновлении приёма. 4. Повышение толерантности, снижение эффекта при приёме прежних доз, вызывающее необходимость повышения дозы для достижения прежнего эффекта. 5. Озабоченность употреблением вещества, которая проявляется в том, что ради приема вещества полностью или частично отказываются от других важных альтернативных форм наслаждения и интересов, или в том, что много времени тратится на деятельность, связанную с получением и приемом вещества и восстановлением от его эффектов. 6. Продолжение приёма, несмотря на наличие вредных последствий и знание пациента об этом вреде.
Cозависимость (по материалам В. Москаленко) Определение "Созависимый человек – этот тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей".
Созависимыми являются: 1) лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью; 2) лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью; 3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.
Низкая самооценка · Созависимые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими. Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но не переносят, когда их критикуют другие, в этом случае они становятся самоуверенными, негодующими, гневными. · В их сознании и лексиконе доминируют многочисленные "я должна", "ты должен", "как я должна вести себя с моим мужем?". Созависимые стыдятся пьянства мужа, но также стыдятся и самих себя. · Низкая самооценка движет ими, когда они стремятся помогать другим. Не веря, что могут быть любимыми и нужными, они пытаются заработать любовь и внимание других и стать в семье незаменимыми.
Дети в алкогольной семье
Наиболее ярко влияние условий жизни на развитие ребенка можно продемонстрировать на примере семей, в которых один или оба родителя злоупотребляют алкоголем. Описание часто встречающихся психологических факторов, которые влияют на детей, родители которых злоупотребляют алкоголем. Дефицит внимания и непостоянство заботы. В силу того, что ребенок не понимает, почему родители, то заботятся о нем, то оставляют без опеки, то движимые чувством вины проявляют повышенное внимание, он приписывает такое отношение своему поведению и пытается различными способами добиться одобрения, что способствует формированию нестабильной самооценки, и зависимости от мнения окружающих. Двойной стандарт. Эта норма семьи, которая формируется в связи с необходимостью скрывать алкоголизм в семье и в обществе. Родители пытаются утаивать реальность, связанную с алкоголем, от ребенка, всей семье приходится скрывать пьянство от соседей. Ребенок живет в условиях постоянного обмана, необходимости прятать свои переживания, отношение, оценки, говорить другим не то, что есть на самом деле. Непостоянство, непредсказуемость, зависимость от случайных факторов. Наличие игрушек, еды, одежды и хорошего отношения определяется состоянием родителей и отношениями между ними. За одни и те же поступки ребенка то хвалят, то ругают, то оставляют без внимания. В условиях отсутствия распорядка дня ребенку трудно вовремя просыпаться, посещать детские учреждения, делать уроки. Все это приводит к отсутствию чувства контроля над своей жизнью и ее обстоятельствами, ощущению, что от него ничего не зависит. Такая же противоречивость существует в восприятии отношения к нему родителей – ребенку говорят, что любят его, но при этом отсылают, чтобы не мешал. Отсутствие чувства контроля над своей жизнью часто приводит к формированию «полевого» поведения, зависимого от внешних обстоятельств. Если от человека ничего не зависит, то ему не надо планировать свою жизнь, ответственность за неудачи перекладывается на других лиц, «от которых что-то зависит». Жизнь в постоянном напряжении. В семье все определяется состоянием пьющего родителя, периоды затишья сменяются скандалами, угрозами, нападениями. Возвращение домой из детского сада, школы, матери с работы всегда сопровождается беспокойством о том, что происходит дома, не пьян ли супруг или родитель, один он (она или они) пьет или с компанией, целы ли вещи или пропиты, будут ругать или наоборот жалеть и т.п. Постоянное разочарование в связи с невыполненными обещаниями со стороны родителей. Родители, злоупотребляющие алкоголем, легко дают обещания, по поводу покупок, поездок куда-нибудь, различных дел. Ребенок постоянно сталкивается с тем, что все эти обещания не выполняются, его желания, и мечты всегда игнорируются, что вызывает чувство разочарования и обиды. Свидетель насилия между родителями. Ребенок является свидетелем насилия в отношениях между родителями, драк, скандалов, криков. Если пьет один родитель, как правило, ребенок присоединяется ко второму и старается его защитить, пытается противостоять обидчику по мере своих сил. Если пьют оба родителя, ребенку не к кому присоединиться, он чувствует себя еще более одиноким и отверженным. Постоянное пребывание в атмосфере насилия приводит к снижению чувствительности по отношению к насилию, в результате чего происходит усвоение агрессивных стилей взаимодействия с людьми. Насилие. Ребенок сам подвергается насилию со стороны родителей, их собутыльников. Эмоциональное насилие становится нормой жизни, физическое – привычной реакцией на ребенка, риск сексуального насилия значительно повышается. Необходимость принятия ребенком решений, несоответствующих его возрасту. В силу того, что родители не в состоянии регулярно выполнять свои обязанности по отношению друг к другу и детям, ребенок преждевременно взрослеет – ему часто приходится принимать на себя роли, не соответствующие возрасту: заботиться о младших, защищать мать, добывать еду и деньги, оказывать эмоциональную поддержку непьющему родителю и т.п. Негативная установка. Дети из неблагополучных семей нередко подвергаются двойному давлению – как в собственной семье, так и со стороны окружающих, прежде всего, сверстников, педагогов, соседей, которыми они, как правило, оцениваются очень низко, так как от них плохо пахнет, и они грязно одеты, не имеют элементарных вещей, плохо учатся и не умеют себя вести. Окружающие зачастую переносят на них свое отношение к их родителям «что из них получится, когда у них такая мать». Такое отношение в доме и вне его формирует у ребенка заниженную самооценку, чувство никчемности. Сами дети испытывают различные чувства по отношению к своим родителям: привязанность, жалость, агрессию, злость, презрение, и, идентифицируя себя с ними, чувствуют стыд и вину. Из «неблагополучных» семей
За многими сложностями, которые есть у родителей в отношениях с детьми, супругами и партнерами, государством и обществом в целом, как правило, лежат серьезные психологические проблемы, формирующиеся на протяжении длительного времени, часто уходящие корнями в собственное детство родителей. Большей частью эти проблемы не осознаются, и на первый план выдвигаются материальные или ситуационные проблемы.
Психологическая помощь позволяет родителям: · Обсуждать такие проблемы, о которых прежде никогда и ни с кем не удавалось поговорить, какую сферу жизни они бы ни затрагивали. · Получить принятие и эмоциональную поддержку. · Лучше осознать собственные проблемы, в том числе, связанные с собственным травматическим и детским опытом. · Разобраться в отношениях с супругом/партнером и изменить их. · Получить помощь в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь, в ситуациях домашнего насилия. · Осознать и получить помощь в преодолении проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем или созависимостью. · Повысить уверенность и самооценку, улучшить навыки общения. · Понять проблемы и переживания ребенка и улучшить взаимодействие с ним.
Дети в ходе занятий с психологом имеют возможность: · Получить позитивный опыт безопасного взаимодействия со взрослым, часто противоположный тому, который они получают в семье. · Развивать навыки общения со сверстниками. · Улучшить отношения с родителями (в первую очередь, это касается подростков). · Преодолеть эмоциональные проблемы (страхи, агрессивность, повышенную тревожность, обидчивость). · Разрешить эмоциональные (связанные с отношениями и мотивацией) и когнитивные (обусловленные особенностями интеллектуального развития) проблемы, связанные с обучением в школе. · Улучшить познавательные способности.
По результатам психологических консультаций и обследования специалисты могут получить представление о развитии познавательных способностей ребенка, его готовности к школе и эмоционально-волевых особенностях.
Методические материалы К семинару-практикуму «Особенности работы с алко- и наркозависимыми И членами их семей»
март 2016 г. – г. Уфа Неблагополучная семья Неблагополучная семья – семья, в которой дети оказываются под угрозой жестокого обращения. Критерии: 1. Дефицит ресурсов семьи. 2. Ограниченные возможности родителей выполнять родительские функции. 3. Особенности детей.
Особенности родителей из «неблагополучных» семей
Почти во всех социально-неблагополучных семьях для родителей характерно следующее: 1. Большинство родителей имеют собственный негативный детский опыт, который заключается в том, что: · многие родители воспитывались в детских домах или интернатах; · даже в тех случаях, когда родители воспитывались в семье, можно обнаружить наличие сепарации от родителей в детстве (помещение в больницу на длительный срок, передача родственникам, уход на работу и оставление в младенческом возрасте на попечение малолетним братьям и сестрам) и т.д.; · родители сами испытывали дефицит тепла и заботы со стороны их собственных родителей (например, в случае многодетных семей часто описывают следующую картину: «нас у мамы было много, ей некогда было нас облизывать, она работала»); · в семьях самих родителей были грубо конфликтные отношения между их отцом и матерью; · они сами переживали физическое и эмоциональное насилие в своем детстве; · их собственные родители злоупотребляли алкоголем. 2. Низкий уровень социальной адаптации родителей (низкий образовательный уровень, отсутствие профессии или низкая квалификация). 3. Эти родители чаще обнаруживают наличие душевных заболеваний или негативных особенностей личности (снижение интеллекта, инфантильность, эгоцентризм, психопатические черты характера, сформировавшиеся вследствие злоупотребления алкоголем или усиленные им). 4. Особенности распределения ролей в семье: хаотичность, спутанность, нарушенные отношения между родителями, разобщенность семьи. 5. Бедность социальных связей.
Зависимость
Зависимость – навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами.
Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «НОВЫЕ ШАГИ» г.Санкт-Петербург, пер.Каховского д.9 к.111-а тел .: +7 (812) 3246552 e-mail: crisisservice@pisem.net
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.41 (0.008 с.) |