Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XII. Отношения с непреданными.

Поиск

 

1. Не следует позволять непреданным касаться наших стоп, но если они настаивают, и нет никакого способа избежать этого, можно просто вспомнить предшествующих ачарьев и духовного учителя и принять эти знаки почтения, поклонившись им со сложенными ладонями.

 

2. Две категории непреданных:

· Мы должны быть доброжелательны к невинным. Мы должны с уважением стараться просветить их и дать им общение нашего духовного учителя. Но мы не должны принимать их общение, участвуя в деятельности, которая доставляет им радость, т.е. в материалистической деятельности.

· Что касается атеистов, то мы должны избегать их. Проповедовать таким людям – это оскорбление святого имени. Однако, мы можем проповедовать им, если они готовы смиренно слушать нас.

 

3. Как приветствовать непреданных.

а) Если непреданный – друг, можно сказать ему Харе Кришна и коснуться лба сложенными ладонями.

б) Если это старший родственник, то следует поклониться ему, повторяя Харе Кришна.

 

4. Если мы сталкиваемся с человеком, который критикует гуру, вайшнавов и шастры, то нужно либо полностью разбить его аргументы в споре, либо немедленно покинуть это место. Слушание подобных оскорблений – одно из величайших препятствий для духовного развития человека.

 

XIII. ПАЛОМНИЧЕСТВА.

1. Совместные паломничества по святым местам – важный элемент вайшнавского стиля жизни. Паломничество – это то, чего преданные всегда ждут с нетерпением.

 

2. Необходимо тщательно всё спланировать и закончить свои домашние и служебные дела, чтобы свести к минимуму свои беспокойства во время паломничества. Суть в том, чтобы подготовить себя к полному погружению в святое имя и Кришна-катху.

 

3. Паломничества предназначены для духовного очищения, поэтому там не должно быть праджалпы и легкомысленного поведения. Там должны царить только Кришна-катха и Святое Имя.

 

4. Преданные должны свободно и с любовью общаться друг с другом, избегая тенденции создавать группы в соответствии с прежними знакомствами.

 

5. Преданные должны с готовностью подчиняться любым правилам и дисциплине, которые могут быть установлены для фестиваля. Это поможет не только организаторам фестиваля, но и будет способствовать созданию самой лучшей атмосферы.

В частности, преданные должны следовать правилам, касающимся времени сбора после перерыва, и держаться вместе, а не расходиться в разные стороны. Преданные никогда не должны «тащиться» где-то сзади, а должны быть всегда вместе.

 

6. Нужно быть готовым переносить аскезы и неудобства, не жалуясь. Если появятся какие-либо предложения относительно планов путешествия и т.д., их следует смиренно представлять для рассмотрения организаторам фестиваля. Критика и жалобы только портят атмосферу фестиваля.

 

7. Не стоит пытаться присоединиться к паломникам в последнюю минуту. Объявления даются заблаговременно, и человек должен сообщить своё имя и сдать деньги (Лакшми) организаторам к установленной дате.

 

8. Не следует рекомендовать людей, которые совсем недавно присоединились к Движению или не слишком искренни, или не следуют основным регулирующим принципам.

 

9. Следует оставаться с преданными на протяжение всего паломничества. Не следует строить независимых планов поехать в другие места или заняться чем-то другим.

 

10. Каждый преданный должен внести свой вклад в поддержание хорошего духовного ритма жизни. Даже всего лишь один не испытывающий энтузиазма или ленивый преданный может внести беспокойство в атмосферу фестиваля.

 

11. Нужно всегда быть готовым протянуть руку помощи другим преданным (оказать им служение), и быть довольным, принимая служение от других.

 

12. Преданные не должны покупать продукты отдельно, где-то на стороне. Дух фестиваля должен быть таким, чтобы все жили и ели вместе, как одна семья.

 

13. Следует быть осторожным и не совершать оскорблений Святой Дхамы. Они перечислены в Приложении IV.

 

14. Когда во время паломничества преданные все вместе посещают храмы ИСККОН или Гаудия Матх, следует очень тщательно уважать принципы и правила, установленные в этом храме. Например, в храмах ИСККОН мы не должны петь имён никаких других гуру, кроме Шрилы Прабхупады. Также мы должны избегать любых споров.

 

 

XIV. САДХАНА

 

Практикуя сознание Кришны, человек должен искренне следовать некоторым регулирующим принципам, среди которых есть как предписания, так и запреты. Шрила Рупа Госвами перечисляет 64 таких регулирующих принципа, пять из которых считаются наиболее важными:

· Поклонение Божеству

· Слушание Шримад Бхагаватам

· Общение с преданными Господа

· Повторение святого имени и

· Жизнь в святой Дхаме (или поклонение Туласи Деви)

 

Джапа

 

а) Повторение святого имени - единственная самая важная деятельность в жизни преданного. Повторение джапы - существенно необходимый процесс, данный великими ачарьями для очищения нашего сердца. Это первый обет, который преданный даёт духовному учителю во время дикши. Поэтому повторение по меньшей мере шестнадцати предписанных кругов Харе Кришна Маха Мантры ежедневно, без отклонений - главная обязанность каждого серьёзного преданного.

 

б) Шрила Прабхупада говорит, что 99% нашего духовного продвижения происходит благодаря повторению святого имени. Поэтому преданный, искренне и регулярно повторяющий по крайней мере 16 кругов каждый день, избегая оскорблений, будет быстро прогрессировать в сознании Кришны.

 

в) Джапа - исключительная деятельность

Когда мы придаём большое значение какой-либо деятельности, мы отводим для неё определённое время. Подобным же образом, каждый преданный должен использовать время, отведённое для чтения своих кругов, исключительно для джапы и ни для чего другого, даже если у вас есть какое-то служение. Т.е., во время повторения джапы преданный не должен читать газеты, разговаривать или даже слушать киртаны и т.д. Джапа - это деятельность, которая требует нашего полного, безраздельного внимания.

 

Во время джапы не следует отвечать на телефонные звонки. Звонящего следует любезно попросить оставить сообщение или позвонить позже. Даже посетителей, которые приходят к вам лично, следует попросить подождать.

Когда мы повторяем святое имя, мы непосредственно общаемся со Всевышним Господом, Шри Кришной, так как Кришна неотличен от Своего имени. Кришна, самое важное лицо во всём Творении, дарует нам Своё общество, приходя к нам в форме Своего святого имени. Поэтому никому не позволяйте прерывать это святое общение. (Помните: если есть желание, найдётся и возможность)

 

г) Сильное желание.

Основа нашей духовной жизни - сильное желание. Наше сильное желание повторять святое имя - это то, что больше всего удовлетворяет Кришну. Это желание является основным условием для хорошей джапы. Сильное желание должно проявляться в твёрдой решимости ежедневно повторять предписанное количество кругов, даже находясь в неблагоприятной среде или в затруднительных обстоятельствах, а также в стремлении улучшить качество своей джапы. Поэтому преданный должен быть исполнен решимости делать всё необходимое, чтобы достичь хорошего стандарта джапы, и избегать всего, что может ухудшить его джапу.

Как же усилить наши желание и решимость? Благодаря процессу «Нитьям бхагавата севая», регулярного служения преданным и смиренного слушания Кришна-катхи.

 

д) Внимательное слущание.

Качество нашей джапы - это качество нашего слушания, поэтому внимательное слушание - самый важный аспект джапы. Шрила Прбхупада говорил: «Полностью сосредотачивайтесь на звуковой вибрации мантры, чётко произносите каждое имя... Не слишком беспокойтесь о скорости, более важно - слушать». И ещё: «Когда вы повторяете джапу, старайтесь очень внимательно слушать каждое слово...»

Без внимательного слушания наша джапа становится механической, и мы не ощущаем никакого вкуса.

 

е) Твёрдая вера в святое имя.

«Следует повторять святое имя Господа с убеждённостью и энтузиазмом, твёрдо веря в слова Господа Чайтаньи, который говорил, что просто благодаря повторению Маха-мантры мы сможем постепенно достичь высшей ступени преданности».

Шрила Прабхупада.

 

ж) Понимание смысла Маха-мантры.

Маха-мантра - это трансцендентная звуковая вибрация, и поэтому она действует независимо от того, знаем мы её смысл или нет. Тем не менее, лучше точно знать, о чём мы молимся, произнося Маха-мантру. Шрила Прабхупада объясняет:

«Произнося Харе Кришна Маха-мантру, мы обращаемся к Радхе и Кришне с просьбой занять нас служением Им». «Харе Кришна» означает «О Харе! (О Радхарани!), о Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении Вам, чтобы я мог освободиться от служения майе».

 

з) Молитвенное настроение.

Харе Кришна Маха-мантра - это молитва, поэтому мы должны повторять её с молитвенным настроением и полным пониманием её смысла. Наше повторение мантры должно быть подобным отчаянному плачу потерявшегося ребёнка, зовущего свою мать. Мы должны находиться в настроении беспомощности и полной зависимости от Кришны.

 

и) Отсутствие материальных мотивов.

На пути бхакти нашей целью является бескорыстное, непрерывное, чистое преданное служение Господу. Поэтому, повтрояя мантру, мы не должны ждать от этого повторения какой-либо материальной выгоды или возможностей для удовлетворения чувств. Единственное истинное благо, о котором стоит просить Господа, - это служение Ему и возможность всегда повторять Его святое имя. Шрила Прабхупада говорил, что нам следует молиться Кришне примерно так: «Кришна, пожалуйста, не позволяй мне забыть Тебя... даже если Ты отправишь меня в ад, это не имеет значения, если я смогу всегда повторять Харе Кришна».

 

к) Смирение.

Гоподь Чайтанья говорит в Своей «Шикшаштаке», что до тех пор, пока мы не станем смиреннее травинки (тринад апи суничена), мы не сможем повторять святое имя постоянно. Несмотря на то, что смирение приходит естественным образом, само собой, благодаря прогрессу на пути бхакти, тем не менее, мы должны сознательно стараться проявлять смирение во всех своих поступках и взаимоотношениях, особенно с преданными. Мы должны остерегаться ложной гордости и принимать меры к укрощению её, когда она пытается поднять свою уродливую голову. Гордыня и святое имя несовместимы.

 

л) Подходящая обстановка.

Следует выбирать обстановку, способствующую хорошей джапе. Надо найти уединённое, тихое место (насколько это возможно), где не было бы никаких отвлекающих моментов. Например, сидеть на веранде и повторять джапу, наблюдая за происходящим на улице - не лучший способ повторения джапы.

Кроме того, многие преданные вынуждены проделывать большой путь в общественном транспорте до места своей работы. Конечно, преданные могут повторять джапу по дороге на работу и обратно, но такое повторение следует рассматривать как дополнительное, а не как часть ежедневной нормы - шестнадцати кругов, так как качество этого повторения не будет хорошим.

 

м) Осанка - сидя, стоя и во время ходьбы:

Если человек чувствует себя бодрым, то сидячая поза будет способствовать хорошему качеству его джапы. Рекомендуется сидеть скрестив ноги, с прямой спиной. Не следует прислоняться к стене, сутулиться или опираться локтями о колени и бедра, так как это очень быстро приведет к сонливости. Ещё хуже - сидеть, развалившись в кресле или лежать на постели - это самый лучший способ быстро заснуть.

 

Если человек чувствует сильную сонливость, или его ум слишком беспокоен, то лучше читать джапу стоя или во время ходьбы. В конце концов, что толку в неподвижной позе, если ум бегает туда-сюда или вообще спит?

 

Когда вы читаете джапу стоя, опять же, чтобы не заснуть, следует избегать соблазна прислониться к чему-либо. Обусловленный ум постоянно ищет способы отвлечь нас от наслаждения именами Кришны.

 

Многие преданные предпочитают повторять джапу во время прогулки. Хотя этот способ, несомненно, санкционирован ачарьями, всё же нужно стараться не смотреть по сторонам и не отвлекать своего внимания на какие-то предметы или людей, встречающихся по дороге. Полезный совет - идти, слегка наклонив голову и глядя вниз.

 

н) Бодрость ума

Нужно поддерживать свой ум в бодром состоянии на протяжении всей джапы. Если, садясь, преданный чувствует сонливость, ему следует немедленно встать или начать ходить. Как только ум начинает блуждать, его нужно сразу же возвращать к сосредоточенности на звуке святого имени.

 

о) Джапа - это не гонка

Иногда может возникнуть соблазн попытаться "побить рекорд" в скорости чтения джапы, стремясь закончить свои 16 кругов за меньшее время, чем вчера. Этого нужно избегать. На первом плане всегда должно оставаться чёткое, внимательное повторение, а скорость надо подобрать так, чтобы она была естественной и удобной для вас. Не следует "проглатывать" слова маха-мантры. Не нужно идти на компромисс с качеством джапы. Повторение шестнадцати кругов у многих преданных занимает чуть меньше двух часов.

 

п) Постоянно обсуждайте

Джапа настолько важна, что преданные должны постоянно обсуждать этот предмет, подчёркивать его важность и делиться опытом.

 

р) Лучшая джапа - в обществе преданных

Хотя чтение джапы - индивидуальная духовная практика, рекомендуется повторять джапу в обществе преданных. Читая джапу в одиночку, мы можем стать немного небрежными, невнимательными или сонливыми. В обществе преданных мы всегда на виду, и всегда найдётся кто-нибудь, кто проследит, чтобы мы не "витали в облаках". Когда преданные читают джапу вместе, это создаёт мощную вибрацию, и джапа в такой атмосфере повторяется просто великолепно.

 

Поэтому, там, где это возможно, преданные должны приходить на утреннюю джапу в храм. Преданные, живущие далеко от храма, могут собираться где-то в своём районе и читать джапу вместе настолько часто, насколько это возможно. Это очень рекомендуется.

 

с) Джапа рано утром

Джапу следует читать рано утром, лучше всего - во время брахма-мухурты. Если это невозможно, то следует делать это позже, но настолько рано, насколько возможно. Вставать рано утром - обязанность всех преданных. В этом отношении не должно быть никаких компромиссов. Желательно иметь фиксированное время для своей утренней джапы. Четкое распределение времени - важный элемент садхана-бхакти. Нужно стараться прочесть по крайней мере 10 или 12 кругов перед тем, как вы выходите из дома, чтобы пойти на работу. И чем больше кругов вы успеваете прочесть, тем лучше.

 

т) Насколько громко следует читать джапу?

Джапу можно читать как тихо (чтобы было слышно только самому себе), так и громко. «Хорошая джапа» не обязательно означает громкая джапа. Важно не то, с какой громкостью мы читаем джапу, а то, насколько внимательно мы слушаем. Читая джапу вместе с другими преданными, нужно быть чутким и не мешать другим сосредоточиться.

 

у) Святое имя или игры?

Иногда преданные задают вопрос, можно ли во время джапы вспоминать игры Кришны. Вот что говорит об этом Шрила Прабхупада:

«...Таким образом, вы не должны делать различия между слушанием звука и памятованием об играх. Но процесс заключается в том, чтобы слушать, и тогда игры, облик, качества Кришны сами придут в ваш ум...»

 

В другом месте Шрила Прабхупада пишет:

«...Вообще говоря, процесс состоит в повторении и слушании, но если при этом в вашей памяти всплывает лила Кришны, то это очень хорошо. Это должно происходить само собой... Не следует искусственно вспоминать игры Кришны...»

 

ф) Оскорбления святого имени

Следует избегать десяти оскорблений святого имени. Эти оскорбления перечислены в Приложении VI. Шрила Прабхупада говорит, что «качественно» повторять святое имя означает избегать вышеупомянутых оскорблений.

 

х) Не следует забывать повторять пранама-мантру гуру и Панча-таттва-мантру перед началом чтения джапы.

 

ц) Значение Панча-таттва-мантры объясняется в Приложении V.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.01 с.)