Качественный анализ полученных данных Субтест 1. Использование газеты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественный анализ полученных данных Субтест 1. Использование газеты



По этому тесту испытуемыми было дано в среднем 6 ответов на человека (за 3 минуты), разброс по числу ответов велик – от 1 до 14 ответов.

Наиболее часто встречающиеся ответы: «Сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Сдать в макулатуру. Подстилать газету. Узнавать из нее новое. Узнавать программу ТВ».

Редкие, оригинальные ответы: «Замочить газету и переводить слова. Обмахиваться, когда жарко. Наказывать газетой собаку (хлопать собаку). Пользоваться как календарем. Узнать номер лотерейного билета. Дать играть кошке. Составлять анонимки».

Субтест 2. Заключения

Этот тест вызвал у некоторых детей затруднения. В среднем было дано 4 ответа за 3 минуты. Размах составляет от 0 до 11 ответов. Было приведено 80 типов ответов.

Часто повторяющиеся ответы: «Люди и звери будут помогать друг другу. Будет весело. Будет неразбериха». Редкие, оригинальные ответы: «Звери будут учить иностранные языки, будут учиться петь песни; будут выступать по телевидению; голубь полетит и передаст письмо словами; звери будут ездить на дачу; у зверей отпадет шерсть и хвост».

Субтест 3. Слова

5–8 лет. Этот тест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных слов – пять. Размах по числу слов от 0 до 20. Примеры часто приводимых слов: первая часть – «пол», «пошла», «поле», «поезд»; вторая часть – «кошка», «мышка». Примеры оригинальных слов: «подорожник», «поминки», «порка».

9-15 лет. Субтест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений – четыре. Размах по числу предложений от 0 до 9. Примеры часто приводимых предложений: «В Москве стоит кинотеатр. В машине сидит кот». Примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений: «В Масленицу скворцы кричат», «Всегда можно солить картошку», «Воробей мешал сороке кричать», «Вода морская соленая, караул», «Витя мухобойкой сбил комара».

Субтест. 4. Словесная ассоциация

Среднее число приведенных ответов-определений к слову «книга» составляло 11, размах по числу ответов – от 1 до 30. Было дано 180 ответов.

Наиболее часто встречающиеся ответы: «интересная», «красивая», «большая», «маленькая», «сказочная», «хорошая». Редкие ответы: «удивительная», «странная», «забытая», «правдивая», «хреновая», «купленная», «документальная», «запрещенная» и т. д.

Субтест 5. Изображения

Для этого субтеста предложена достаточно сложная система подсчета баллов. При подсчете учитываются общее число изображенных элементов, число использованных классов фигур (из четырех заданных), оригинальность рисунка и его элементов, также учитывается в качестве ошибки использование других фигур и линий, кроме заданных.

Субтест 6. Эскизы

Предложенная система подсчета баллов для этого теста также довольно трудоемкая.

При подсчете показателей этого субтеста учитывается общее число классов рисунка, число изображенных предметов: например изображения шести различных лиц относятся к одному классу, изображения нескольких разных букв также относятся к одному классу. Считается ошибкой, если испытуемый не использовал круг для построения своего рисунка, учитывается оригинальность изображения, редкость его появления, небольшое значение частоты изображения, в нашем случае частота равна 1 для выборки с объемом 30–40 человек, а также учитывается оригинальность подхода, а именно: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция рисунка и т. д. При подсчете показателей оригинальность подхода не учитывается.

Субтест 7. Спрятанная форма

Этот субстест предпочитаем детьми, все испытуемые работают с данным заданием с большим интересом. Среднее число ответов по этому тесту – 12, размах от 5 до 25 ответов. Всего дано 190 различных ответов, т. е. по этому субтесту получено самое большое число ответов.

Наиболее часто встречающиеся ответы: «зонт», «рыба», «кувшин», «ведро», «птица», «шляпа», «человек», «солнце», «лодка», «облако». Редкие, оригинальные ответы: «баскетбольная корзина», «взрыв», «кактус», «банан», «якорь», «мина», «дядя Степа», «каштан», «круг для плавания», «кувшин из-под старика Хоттабыча», «сосиска», «забор» и т. д.

Методика «Вербальное воображение» (по Эббингаузу) [80]

Цель. Исследовать особенности вербального воображения.

Ход эксперимента. Испытуемым говорят, что сейчас им дадут сказку с пропущенными словами. Ее надо закончить, вставить пропущенные слова. Фиксируется время выполнения задания. Экспериментатор наблюдает за поведением испытуемых.

Материал. Текст с пропущенными словами, секундомер. «Слушай, сын, – заговорил – ворон, я вижу, как смотрят твои – глаза в – даль, я помню и – юность, и меня она тянула, тогда и силы – были, теперь не то. Живут там люди, в той – дали; где лес – где – поля. Там – солнце, там – нивы, – песни и – реки, но там и люди. Людей ты бойся. Ты, – ворон, ими проклят. Ты – кличешь, говорят люди и – наш род. За степью – море. Ты слышал песни, – лес нам – когда с ним – гроза и ветер, и море, но песня моря еще – Ты бойся моря, оно – от края в край его не – не – силы и упадешь ты в волны».

Обработка результатов. Фиксируется характер соответствия подобранных слов тексту, степень их изобразительности, эмоциональности. Отмечаются отношение испытуемых к выполнению задания (увлеченно, с интересом или нехотя), легкость и быстрота выполнения задания.

Тест «Сила интуиции» [81]

Инструкция. Отметьте крестиком или галочкой в опроснике те характеристики, которые, по вашему мнению, типичны для вас.

1. Если у меня нет готового ответа, я:

а) спокоен;

б) не спокоен.

2. В ситуации неопределенности я:

а) дезориентирован (пасую);

б) спокоен, собран.

3. В ситуациях соревнования я глубоко увлечен:

а) почти всегда;

б) редко.

4. Если моя интуиция противоречит фактам, обычно я:

а) верю чувствам;

б) следую логике.

5. Решая сложную проблему, я:

а) сосредоточен на поиске ее решения;

б) жду, когда придет решение.

6. Если я не согласен с мнением других людей, я:

а) заявляю об этом открыто;

б) держу свое мнение при себе.

7. В целом я:

а) предпочитаю старые уже испытанные пути;

б) люблю рисковать.

8. Решая проблему, я меняю стратегию:

а) редко;

б) часто.

9. Я предпочитаю, чтобы мне говорили:

а) как я должен делать;

б) что должно быть сделано.

10. Если ситуация осложняется, я:

а) оживляюсь;

б) волнуюсь.

11. Сталкиваясь с проблемой, обычно я:

а) сначала намечаю план и направление работы;

б) сразу погружаюсь в работу.

12. В большинстве случаев:

а) всякие изменения нервируют меня;

б) я рад неожиданным изменениям.

13. Я читаю:

а) о разных существах, в том числе вымышленных;

б) фактический материал, относящийся к работе (занятиям).

14. Если мое мнение отличается от мнения специалиста, я обычно:

а) полагаюсь на себя;

б) считаюсь с авторитетом.

15. Когда по работе я сталкиваюсь одновременно с несколькими заданиями, я:

а) делаю их параллельно;

б) делаю их последовательно.

16. В учебе (при усвоении нового) я:

а) сначала усваиваю правила и инструкции;

б) приступаю к самому материалу, а правила учу уже по ходу дела.

17. В работе я предпочитаю:

а) следовать установленным правилам и предписаниям;

б) создаю и следую собственному порядку.

18. В школе мне лучше даются:

а) ответы на открытые вопросы (типа сочинений, размышление и т. п.);

б) ответы на закрытые вопросы (краткие: да, нет, столько и т. п.).

19. В основном я:

а) идеалист;

б) реалист.

20. Когда я ошибаюсь, я:

а) проверяю себя еще раз;

б) забываю об этом и продолжаю дальше.

21. В разных ситуациях:

а) я обычно могу объяснить, откуда я знаю что-либо;

б) обычно я не могу этого объяснить.

22. При описании и объяснении я больше опираюсь:

а) на аналогичные эпизоды;

б) на факты и примеры.

23. Меня обычно можно убедить:

а) обращаясь к смыслу;

б) обращаясь к эмоциям.

24. Если я не прав, я:

а) охотно признаю это;

б) защищаюсь.

25. Скорее всего я:

а) фантазер;

б) практик.

26. Решая сложную проблему, я:

а) прошу совета;

б) стараюсь справиться сам.

27. Непредсказуемые люди:

а) раздражают меня;

б) мне интересны.

28. Получая задание на следующую неделю, я обычно говорю:

а) «Давайте договоримся о точном времени»;

б) «Сообщите мне за один день».

29. Если мои планы нарушаются, я:

а) расстраиваюсь;

б) спокойно принимаю новый план.

30. К своим догадкам я отношусь:

а) с энтузиазмом;

б) с недоверием.

31. Большинство моих друзей и коллег:

а) верят в интуицию;

б) относятся к ней скептически.

32. Меня считают:

а) человеком «идеи»;

б) человеком «детали».

Ключ

Вы получаете 1 балл, если выбрали ответ по варианту «а» в следующих вопросах: 1, 3, 4, 6, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 22, 24, 25, 30, 31, 32.

Вы получаете 1 балл, если выбрали ответ по варианту «б» в следующих вопросах: 2, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 20, 21, 23, 26, 27, 28, 29.

Если ваша общая оценка 24 балла и больше, вы обладаете тенденцией интуитивного подхода к принятию решения и проблемам. В основном вы полагаетесь на свою интуицию, и, возможно, она вас не обманывает.

Оценка 16–23. Вы склонны менять (варьировать) свой стиль, но преобладает интуиция, а не анализ и синтез. Интуиция чаще истинна, чем ошибочна.

Оценка 8-15. У вас смешанный стиль, но ближе к анализу и синтезу, рациональному. Интуиция может вас подводить.

Оценка меньше 8. У вас преобладает системно-рациональный подход к проблемам. Вы не доверяете своей интуиции, так как она в прошлом вас подводила.

Высокий балл по опроснику – это показатель позитивного, интуитивного поведения (ориентированного на догадку). Эти вопросы могут помочь вам в самонаблюдении и самовоспитании.

Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных детей (Рензулли Дж. и соавторы, 1976) [82]

Инструкция. Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащегося в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, как часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются все вместе. Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и поставьте «X» в соответствующем месте согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики.

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени.

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Фамилия, имя учащегося _____________ Дата____________

Школа ________ Класс ___________ Возраст ___________

Учитель или тот, кто проводит рейтинг ________________________

Как давно вы знаете этого ребенка?__________________________

Подсчитайте число «X» по каждой колонке и умножьте на соответствующий вес (1, 2, 3, 4). Сложите полученные числа.

Общий показатель = …

Такая же процедура проводится по каждой шкале.

Тест «Творческие способности» [83]

Тест направлен на определение творческого потенциала личности.

Инструкция. Оцените в баллах (от 1 до 10), насколько типичными для вас являются следующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего:

• 10 баллов – ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.

• 9–6 баллов – соответствие значительное.

• 5 баллов – в данном смысле вы где-то на среднем уровне.

• 4–2 балла – по этой части ваш уровень ниже среднего.

• 1 балл – это вам вообще не свойственно.

Текст опросника

1. Любознательны ли вы? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

2. Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

3. Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?

4. Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5. Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

6. Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: «А что будет, если…»?

7. Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8. Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

9. Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10. Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческого потенциала:

• 80-100 баллов – потенциал очень велик.

• 60–80 баллов – вы творческая личность.

• 40–60 баллов – вы не хуже большинства.

• 20–40 баллов – вы не столь творческая личность, как большинство.

• 10–20 очков – вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Тест «Творческие способности» (2) [84]

Цель. Оценка творческого воображения, быстроты протекания мыслительных процессов и широты словарного запаса.

Инструкция. После сигнала «Внимание!» я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача возможно скорее написать наибольшее количество фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Например, даются слова: «дождь», «поле», «земля». Их можно было бы объединить в такие фразы: «Дождь в поле хорошо промочил землю», «После дождя земля стала мокрой, и я не пошел гулять в поле», «Дождя не было уже месяц, и земля в поле стала как камень».

Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я скажу: «Черта», поставьте отчетливую черту в том месте, в котором вас застанет моя команда. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда я дам команду «Стоп!», прекратите писать и переверните лист бумаги. «Внимание!»… Называются слова. Экспериментатор засекает время. Через 10 минут экспериментатор дает команду «Стоп!».

Обработка результатов. Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:

• 5 – остроумная оригинальная комбинация.

• 4 – правильное, логичное сочетание слов.

• 3 – пожалуй, и так можно.

• 2 – два слова связаны, а третье нелогично.

• 1 – бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме баллов, деленной на число фраз, написанных за 10 минут.

Тест «Каковы ваши творческие способности?» [85]

Инструкция. Внимательно всмотритесь в эти фигуры. Что они, по-вашему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее, будьте безумнее! Правильных и неправильных ответов здесь нет. Дайте себе пять минут. На старт, внимание, марш!

Сколько идей пришло вам в голову при виде каждой из фигур?

А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______

1. Сложите эти цифры, чтобы получить показатель скорости_______

2. Сколько разновидностей идей пришло вам в голову?

Подсказка: рассматривайте каждую разновидность как категорию. К отдельным категориям могут относиться предметы одежды, продукты питания, животные, предметы домашней обстановки. Например, если для фигуры Б написали, что это «ковбойская шляпа» и «сомбреро», поставьте себе 1, потому что и то и другое относятся к одной категории. Если вы написали «ковбойская шляпа», «змея» и «подушка», поставьте себе 3. Сложите эти оценки, чтобы получить показатель гибкости_______

3. Сколько оригинальных идей пришло вам в голову? Если вы сделали этот тест в группе, сравните ваши идеи и вычеркните те из них, которые встретились более чем у одного из участников. Если вы делали его в одиночку, сравните ваши идеи с перечисленными ниже. Вычеркните из своих такие же или очень похожие.

A. Двадцать третья буква русского алфавита, крест, две палочки. Б. Орех в разрезе, спасательный круг, колесо, кольцо.

B. Два пятна, грязные следы, кляксы. Г. Океанские волны, язык пламени.

Д. Прямоугольник, ящик, дорожный знак, яма, холодильник.

Е. Восклицательный знак, бита и мяч, тюбик, из которого выдавливают пасту.

Поставьте себе 1 за каждую свою оригинальную идею:

А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______

Сложите результаты, чтобы получить показатель оригинальности_

4. Насколько разработаны идеи, которые приходят вам в голову? Поставьте себе по 1 за каждое прилагательное, наречие или глагол, которые вы употребили для описания своих идей. Например, «сомбреро на столе» не получит ни одного очка. «Сомбреро, лежащее на столе» получит 1 очко за слово «лежащее». «Соломенная шляпа, нахлобученная на голову старого ковбоя, который едет на велосипеде» получит четыре очка за слова «соломенная», «нахлобученная», «старого» и «едет».

А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______

Сложите результаты, чтобы получить показатель разработанности_

Теперь сложите все суммы, чтобы получить обобщенный показатель креативности:

Показатель скорости + показатель гибкости + показатель оригинальности + показатель разработанности =_______

Если вы выполняли этот тест в группе, то можете сравнить ваши показатели с показателями других. Если вы выполняли этот тест в одиночку, определите ваш творческий потенциал по шкале от 1 до 10 баллов.

Тест на самоопределение предпочтительных видов деятельности одаренных школьников [86]

Инструкция. Тест состоит из 90 утверждений (вопросник), таблицы ответов и таблицы подсчета результатов.

Порядок работы. Прочитайте каждое утверждение опросника и перечеркните квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если вы чувствуете, что оно справедливо по отношению к вам.

Последовательно проработайте весь опросник, если какой-либо вопрос вызывает у вас сомнения, подумайте над ним и ответьте как можно более правдиво. Отвечая на вопросы, будьте максимально искренними.

Проработав все 90 утверждений, подсчитайте число перечеркнутых клеток в столбцах (по вертикали) и запишите число в соответствующей клетке итога, затем переходите к таблице подсчета результатов.

Выпишите соответствующие числа из итога таблицы ответов в первый столбец таблицы подсчета результатов («Ваш результат»).

Заполните столбец «Ранг», придавая наивысшему результату ранг 1, второму – 2 и т. д. Наименьший результат получит ранг 9.

Заполните столбец «Обратный ранг», придавая наименьшему результату ранг 1 и т. д. Наивысший результат получит ранг 9.

Обведите кружком цифры 1 и 2 в столбцах «Ранг» и «Обратный ранг». Прочитайте о ваших достоинствах слева от цифр 1 и 2 столбца «Ранг», а о личных ограничениях – справа от цифр 1 и 2 в столбце.

Тест самоопределения предпочтительных видов деятельности одаренных школьников

Итого:_____________________________

Утверждения к тесту

1. Я интересуюсь лишь тем, что меня совсем не касается.

2. Мне нравится делиться с друзьями своими творческими находками.

3. В своих действиях я нуждаюсь в точных инструкциях со стороны.

4. Мне нравятся образные сравнения и живые примеры.

5. Меня очень трудно в чем-либо переубедить.

6. Люблю философствовать и спорить на литературные темы.

7. Во время решения трудных заданий мне почему-то хочется есть.

8. Мне нравится, когда какая-то вещь ломается.

9. Люблю ходить (двигаться) во время осмысления чего-то.

10. Иногда мне кажется, что мои учебные усилия бесцельны.

11. В творчестве я кустарь-одиночка.

12. Планов громадье я не воспринимаю.

13. По-моему, все нелогичное – это нормально.

14. Мне нравится работать в тишине и в одиночестве.

15. Я далек от политики, газеты почти не читаю.

16. Люблю разбирать шахматные этюды.

17. Я считаю, что простую вещь сделать труднее, чем сложную.

18. Я испытываю трепет при упоминании людей с высоким научным званием.

19. Мне иногда приходится забывать дорогу к заветной цели.

20. Мне приятно, когда кто-то мою идею считает своей.

21. Люблю иногда себя пожурить.

22. Я сильно волнуюсь, когда меня ждет приятная процедура.

23. Люблю подсматривать за другими.

24. Я предпочитаю сам увидеть то, о чем говорят.

25. Себя показывать на людях мне что-то не хочется.

26. Люблю журнальные обложки с непонятными изображениями.

27. Во всем найти рациональное зерно мне не удается.

28. В какой-то степени я высокомерен.

29. Люблю побеседовать за круглым столом с чайным сервизом.

30. Не могу себе отказать ни в чем.

31. Мне нравится во время работы легкий шум.

32. Не переношу формул и девизов.

33. Часто хочется побеседовать с великим писателем.

34. Я так и не понял, почему Эйнштейна выгоняли с уроков.

35. Мне нравится что-то изобретать в тишине.

36. Люблю копаться в словарях и энциклопедиях.

37. Мне иногда трудно выбрать из всех зол наименьшее.

38. Ругаться и спорить люблю с самим собой.

39. О себе я часто бываю хорошего мнения.

40. Я способен не сразу отказаться от навязчивых мыслей.

41. Мне нравится систематически повторять слова: «Я хороший».

42. Я сам себе пишу стихи.

43. Я лучше припоминаю, когда ощущаю знакомые запахи.

44. Мой любимый цвет – зеленый, любимое число – 9, любимая нота – ля.

45. Мне нравится скрытый смысл между словами.

46. Я иногда пугаюсь избытка творчества в себе.

47. Люблю публично заявить о себе.

48. В себе я усматриваю уйму недостатков.

49. Слушать других – для меня дело стоящее.

50. Мне всегда не хватает для завершения спора одного аргумента.

51. Мне нравится работать в ярко освещенном помещении.

52. Тусклый свет меня иногда раздражает.

53. Прохладное помещение меня настраивает на рабочий лад.

54. Люблю искать взаимосвязь между собой и всем человечеством.

55. Мне хочется знать иногда, что обо мне думают другие.

56. Все свои способности я еще не открыл.

57. Мне не хватает времени на развлечения.

58. Мне иногда хочется покритиковать кого-то.

59. Люблю собирать что-нибудь для интереса.

60. Иногда мне кажется, что я готов на театральный жест.

61. У меня часто появляется желание все переделать на свой лад.

62. Люблю больше создавать, а не разрушать.

63. Мне трудно себя настроить на самостоятельный поиск.

64. Мне нравится, когда меня чуть-чуть хвалят.

65. Я не всегда делаю то, что обещаю.

66. Имею склонность выделиться среди других.

67. Питаю симпатию к юмору и импровизации.

68. Имею склонность копаться в себе.

69. Мне нравится узнавать слухи.

70. Я считаю, что в жизни лучше прибавить что-то, чем отнять.

71. Иногда я стремлюсь починить стулья и обувь.

72. Люблю записывать интересные наблюдения.

73. Цель я ставлю иногда, но знаю, что точно ее достигну.

74. Часто испытываю скуку от работы на уроке.

75. Я пытаюсь осознать преимущество моего интеллекта.

76. Я иногда способен к самоанализу.

77. Я стремлюсь больше к абстрактному в жизни, чем к конкретному.

78. Мне иногда кажется, что мою романтичность осуждают.

79. Я иногда на истории решаю задачи по математике.

80. Мне еще не удавалось установить свои профессиональные возможности.

81. Меня привлекают неожиданные идеи.

82. Мне хочется, чтобы мои действия были важны для какого-то конкретного человека.

83. Часто я нахожу за частными деталями суть.

84. Я почти всегда собран, готов к напряженной работе.

85. Мне кажется, что творчества у меня сейчас больше, чем год назад.

86. К школьным вопросам я отношусь легко, без переживаний.

87. Я почти всегда исследую свои чувства.

88. Я часто бываю очень рационален.

89. Я охотно посещаю выставки прикладного искусства.

90. Иногда мне кажется, что скоро я сделаю открытие.

Методика «Оценка склонностей ребенка родителями и воспитателями» [87]

Методика направлена на выявление некоторых особенностей и склонностей ребенка к определенным занятиям, направленности его интересов. Склонности часто соответствуют имеющимся у ребенка способностям и одаренности и являются наиболее ранними их проявлениями.

Инструкция. Вам предлагается 36 вопросов. Подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. Ответы помещайте на бланке в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не соответствует вашему ребенку, ставьте знак «-», если соответствует, но выражено неярко – знак «+», если же это для него характерно и этим он отличается от сверстников, ставьте «++». Если вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Бланк ответов

Фамилия, имя, возраст, дата

Текст опросника

1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

2. Обучается очень быстро и все схватывает легко.

3. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.

4. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

5. Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием и лепкой.

6. Энергичен и производит впечатление ребенка, которому необходимо много двигаться.

7. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

8. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

9. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

10. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

11. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки.

12. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

13. Умеет хорошо излагать свои мысли, легко подбирает слова, имеет большой словарный запас.

14. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники даже не догадываются.

15. Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

16. Часто руководит играми и занятиями других детей.

17. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и серьезным, когда видит впечатляющую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру.

18. Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.

19. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

20. Любит читать (или слушать, когда ему читают) книги, которые обычно читают дети постарше.

21. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

22. Легко общается с детьми и взрослыми.

23. В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

24. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

25. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

26. Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

27. Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.

28. Инициативен в общении со сверстниками.

29. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

30. Предпочитают проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.).

31. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

32. Часто применяет математические навыки и понятия в занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

33. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

34. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

35. Легко входит в роль какого-либо персонажа.

36. Бегает быстрее всех в группе, классе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.198 с.)