Институционализм Питирима Сорокина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институционализм Питирима Сорокина.



Совместные

естественное разделение труда вызвало необходимость организации взаимодействия между производителями (выделение учёта и контроля).

Контракт: первые контракты, как устные договоренности, - это естественные институты, а разработка юридически верных контрактов в современных условиях – искусственный институт.

ü по уровню формальности

Формальный

Неформальный

Опираются на соответственно на формальные и неформальные правила.

ü по типу возникновения

Первичные

Вторичные

Это связано с тем, что действие механизма, обеспечивающего соблюдение правил предполагает набор действий, регламентируемых другим набором правил.

ü по сферам функционирования

Инст-ы рынка

Фирмы

Домашние хоз-ва

Гос-ва

Экономики

Политики

Этики

Идеалогии

ü по распространенности

1. Всеобщие (закон о собвственности)

2. групповые (закон, распространяющийся на опред. группу (закон о товарных биржах)).

3. единичные (контракт на закупку).

ü по степени определенности участников

1. Ориентированный на конкретных, определённых участников (формальные с опред. – организации, создаваемые для известных будущих их членов, единичные контракты; неформ – клубы, заведенные прядки для определенных групп лиц).

2. Ориентированный на неопределенных участников (форм. – конституция, всеобщие законы и постановления, типовые контракты; неформ – нормы, обычаи, кодексы,привычки).

 

Типы институциональных соглашений:

1. Гибридные организационные формы.

Они касаются отношений между предприятиями, например, долгосрочные контракты

2. Рынки.

Рынок – это институт, существующий для облегчения обмена

- это механизм передачи прав собственности.

Деятельность рынка связана с трансакционными издержками.

3. Формальные организации (иерархии).

Иерархии – это расположение элементов целого от высшего к низшему.

Организация – это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения целей или совокупности целей разделяемых членами.

- это целенаправленная действующая единица, созданная организаторами для максимизации доходов или иных целей, определяемых возможностями, которые предоставляются институциональной структурой общества.

Например, партии, полит. органы.

Примеры организаций: экономические структуры, профсоюзы, образовательные учреждения (ориентированность на некоммерческую деятельность).

Институциональная структура общества:

 

Инст. среда – это правило игры, определяющее контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность. Базовые, политические, социальные и юридические правила образуют основу производства, обмена и распределения. Инст. среда определяет характер отношений и связей между экономическими субъектами.

Инст. соглашения – это контрактное отношение или структура управления, объединяющая хоз. единицы и определяющая способ их кооперации или конкуренции.

1) От индивида к соглашению: поведенческие предпосылки. От них зависят модели рынков, фирм и государства. Поведение человека формируют его ценности.

2) Влияние институциональных соглашений друг на друга, выражающиеся в изменении отношений на рынке или структуры рынка в результате поведения фирм.

3) Изменение системообразующих правил игры. Изменение в ценообразовании, налогообложении, антимонопольном, таможенном регулировании, правилах лицензирования, регистрации предприятий и тд. Всё это влияет на эффективность институциональных соглашений, так как изменяются затраты на использование существующих институтов или создание новых (трансакционных).

4) Формирование институциональными соглашениями социальных условий жизни индивида. Предпочтения индивида оказываются зависимыми от институциональных соглашений. Изменение размера и структуры выбора приводит к изменению предпочтений индивида.

5) Влияние институциональных соглашений на институциональную среду. То есть воздействие индивида через организацию на формирование системообразующих правил игры.

6) Формирование институциональной средой социальных условий жизни индивида (см. 4)

7) Влияние индивида на институциональную среду посредством участия в политическом процессе, в частности в выбрах.

 

 

5. Норма как базовый элемент институтов. Структура. Совместная стратегия, норма в узком понятии.

 

Основным элементом институциональной среды, в которой люди осуществляют свой выбор, являются нормы. Норма – базовый регулятор взаимодействий людей. Нормой определяется, как должен себя вести индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания носит добровольный характер либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических).

Остановимся более подробно на структуре нормы и на том, как норма влияет на поведение людей. Элементы, из которых конструируются нормы, таковы:

атрибуты, они определяют группу людей, на которую распространяется норма;

• фактор долженствования (может, должен или не должен);

цель;

• условия, при которых действует норма;

санкции.

Санкции бывают юридическими, фиксируемыми в нормах права, и социальными, основанными на остракизме. Выделение данных пяти элементов позволяет разграничить различные виды норм: совместную стратегию (shared strategy), норму в узком смысле этого слова и правило. Так, указанные виды норм имеют следующую структуру3:

Совместная стратегия = Атрибут + Цель + Условие.

Норма = Атрибут + Фактор долженствования + Цель + Условие.

Правило = Атрибут + Фактор долженствования + Цель + Условие + Санкция.

Примером совместной стратегии является любая фокальная точка. В случае поиска потерявших друг друга людей (в городе, в большом магазине) атрибутом будет факт потери друг друга, целью – нахождение друг друга, а условием – наличие бросающихся в глаза примет, вблизи которых более вероятно встретить друг друга. Норма в узком смысле практически совпадает с понятием соглашения, ведь выполнение предписания соглашения носит сугубо добровольный характер. При переходе к правилу добровольный характер выполнения предписаний исчезает, в ход вступают санкции. Социологи, вслед за Эмилем Дюркгеймом, видят в норме абсолютный детерминант поведения людей. Поведение homo sociologicus всецело определено нормативной структурой общества. А сами же нормы, согласно социологам, производны от характеристик общества и подчинены задаче его воспроизводства. Экономисты начиная со времен классической политической экономии не могут согласиться с подобным пониманием норм, ибо оно исключает свободу выбора. Homo oeconomicus свободен в своем выборе, в том числе от ограничений, накладываемых нормами. "Рациональное действие направлено на достижение результата... Действие, регулируемое социальными нормами, не нацелено на результат. Даже сложные нормы предполагают, что индивид просто следует их предписаниям, тогда как рациональное поведение требует от индивида сложных расчетов в условиях неопределенности".

 

6. Институционализм Макса Вебера.

Экономическая социология разрабатывалась одним из предшественников современного институционализма — Максом Вебером (1864—1920). Он обосновал методологические принципы социологии, подготовил фундаментальный труд «Хозяйство и общество», в котором подведены итоги его социологических исследований. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

Все научные категории — только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» — это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

осмысленный характер;

ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

аффективное — определяется эмоциями;

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Метод социологии

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором — речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей». Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений и определённых форм социального порядка. Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом.

 

Теория игр.

Теория игр – аналитический метод который получил свое развитие после Второй Мировой Войны (работа Неймана и Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение»)

Прототип стратегической игры – шахматы, так как результат игры зависит как от поведения одного участника, так и от поведения другого.

Особенности данного метода:

1) Занимается анализом ситуаций, в которых поведение индивидов взаимообусловлено: решения каждого из них оказывает влияние на решения других индивидов и результат игры

2) Имеет дело с ограниченной рациональностью

3) Не предполагает существования и единственности равновесия по Парето

Недостатки:

1) Любой теоретико-игровой анализ предполагает предшествующее определение основных правил игры, которые являются однозначными и ненарушаемыми, поэтому теория игр не может объяснить причину изменения в фундаментальных правилах организации экономической, политической и социальной жизни, так как определения таких правил является предварительным условием анализа

2) Многие экономисты считают, что использование теории игр может свести экономическую деятельность к статичной схеме

Стоун: «Главная черта, благодаря которой теория игр впадает в противоречие с живой действительностью заключается в том, что объект исследования ограничен во времени – игра имеет начало и конец. Об экономической действительности этого не скажешь, то есть наблюдается расхождение теорий с практикой, которая ограничивает применение этого метода.»

 

По этапам заключения сделки

до заключения – ex ante

после заключения - ex post

ex ante:

a) издержки поиска информации (затраты на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке. Также это потери, связанные с неполнотой или недостоверностью информации

b) издержки ведения переговоров (об условиях и проч)

c) издержки измерения (затрат,, необходимых для измерения качества товаров и услуг)

d) издержки заключения контракта (затраты на оформление сделки – преводчик, натариус)

ex post:

a) мониторинга и предупреждения оппортунизма (затраты на контроль за соблюдением условиц сделки и предотвращения оппортунизма)

b) спецификации и защиты прав собственности (затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности – плагиат, наследие бизнеса)

c) защиты от 3х лиц (государство, мафия – затраты на защиту от претензий 3х лиц на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки)

Для оценки издержек на макроэкономическом уровне Уоллис и НОрт предложили использовать понятие трансакционного сектора. К этому сектору отнесли: оптовую, розничную торговлю, страхование, банковский сектор и т. д.

 

18. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: протестантская модель

Протестантская религия способство­вала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предпри­имчивости, оборотливости, способности к риску. Именно из числа протестантов прежде всего формировался класс предпринимателей-собственников и организаторов производства.

Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности. Термин введен Максом Вебером.

Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. Хотя практически все протестантские деноминации признают спасение как божий дар, который ничем не может быть заработан, многие протестантские предприниматели рассматривали деловой успех как подтверждение наличия этого дара. Но с богословской точки зрения такая позиция является очень спорной.

 

· Традиционный человек · Протестант
· Работает, чтобы жить · Живёт, чтобы работать
· Профессия — бремя · Профессия — форма существования
· Стратегия: минимизировать количество работы при желательном сохранении стабильного дохода · Стратегия: максимизировать доход, даже если это требует более интенсивного труда
· Принцип коммерции: «не обманешь — не продашь» · Принцип коммерции: «честность — лучшая гарантия»

 

19. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: православная модель

Аскеза занимает важное место в православии. Наличие аскетического подвига означает рассмотрение земной жизни как приготовление к жизни вечной, как ступеньку, частью вечного существования, а не разделения их. Каждый человек должен свергать с себя грехи, как плотские (блуд, чревоугодие и т.п.), так и душевные (страсть сребролюбия и корыстолюбия, стяжательства, гордыню и т.п.). Поэтому всякий труд, совершаемый ради богатства, стяжания, сребролюбия, славы, власти и т.д., означает отход от требований аскезы и порицается. Православный должен совершать подвиги и добрые дела "Христа ради".

Православная церковь окончательно укрепляет статус общины, ценности коллективизма в русской христианской общине воплощаются в соборности. Именно соборность становится духовной основой национального единства и создания великой российской державы.

Основные принципы православной трудовой этики способствуют формированию в российской дореволюционной культуре следующих основных черт:

1) Обязательность труда для каждого, вне зависимости от его социального и имущественного положения. Поскольку абсолютом в православии является жизнь в монастыре, то трудовая деятельность понимается как своего рода послушание, даваемое человеку Богом. Таким образом, труд в жизни православного человека есть неотъемлемая часть пути спасения, однако, не единственная возможность спасения.

2) Признание благим того труда, который совершается во имя любви к Богу и ближнему, а не во имя удовлетворения эгоистического интереса. Этот принцип лег в основу идеалов служения общественно-полезному делу.

3) Свобода в выборе профессии и право заниматься различными видами трудовой деятельности. Это способствовало всестороннему развитию профессиональных навыков человека, универсальности его знаний. Также существованием данного принципа объясняется отсутствие в православной трудовой этике деления труда на престижный и непрестижный.

4) В православном понимании богатство дается Богом во временное пользование и накладывает на его обладателя дополнительные обязательства в части дел благотворительности и милосердия. В русском православном обществе не было культа богатых людей. Возможно, этот факт связан отчасти и с особенностями православной аскезы, ведь в жизни монастырей существовало относительно равномерное распределение благ.

Накопление как увеличение материального богатства не обязательно оценивается положительно, бережливость и расчетливость сами по себе не являются добродетелями. Аскетизм в потреблении главным образом, помогает в православном понимании очищению духовной и телесной природы человека, а вовсе не увеличению материального богатства и накопления.

 

 

20. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: мусульманская модель

Ислам — одна из немногих религий, претендующих на всеохватность, регулирование всех сторон жизни верующих.

Экономическое сознание и поведение мусульман формируется и регулируется рядом базовых представлений и предписаний, отраженных в Коране и разъясненных в Сунне. В первую очередь, это представление о том, что собственником всего в этом мире является Бог, и он имеет право предписывать, как вести себя человеку.

Человеку запрещено извлекать нечестивую выгоду — это регулирует «очистительный» налог закят, запрет на ростовщичество и запрет на производство и торговлю определенными продуктами и товарами, которые относятся к особой категории «харам» (запретное). Коран весьма положительно отзывается о торговле, которая в сознании мусульман соответственно имеет положительную оценку.

Рассмотрим эти правила подробнее. Итак, в сознание мусульман закладывается весьма интересное понимание собственности. Исламская система признает частную собственность, но в конечном счете она получается несколько опосредованной (Мухаммад 2005, с.147). Ведь теоретически истинным владельцем всего является, как мы выяснили, Бог. Человек всего лишь распоряжается данными ему имуществом и ресурсами.

Предписания Корана, регулирующие финансовую сферу, основываются на строгом запрете ростовщичества (риба). В частности, в Коране прямо указывается: «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: “Воистину, торговля — то же, что и лихва”. Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил.


[1]

[2]

Совместные

естественное разделение труда вызвало необходимость организации взаимодействия между производителями (выделение учёта и контроля).

Контракт: первые контракты, как устные договоренности, - это естественные институты, а разработка юридически верных контрактов в современных условиях – искусственный институт.

ü по уровню формальности

Формальный

Неформальный

Опираются на соответственно на формальные и неформальные правила.

ü по типу возникновения

Первичные

Вторичные

Это связано с тем, что действие механизма, обеспечивающего соблюдение правил предполагает набор действий, регламентируемых другим набором правил.

ü по сферам функционирования

Инст-ы рынка

Фирмы

Домашние хоз-ва

Гос-ва

Экономики

Политики

Этики

Идеалогии

ü по распространенности

1. Всеобщие (закон о собвственности)

2. групповые (закон, распространяющийся на опред. группу (закон о товарных биржах)).

3. единичные (контракт на закупку).

ü по степени определенности участников

1. Ориентированный на конкретных, определённых участников (формальные с опред. – организации, создаваемые для известных будущих их членов, единичные контракты; неформ – клубы, заведенные прядки для определенных групп лиц).

2. Ориентированный на неопределенных участников (форм. – конституция, всеобщие законы и постановления, типовые контракты; неформ – нормы, обычаи, кодексы,привычки).

 

Типы институциональных соглашений:

1. Гибридные организационные формы.

Они касаются отношений между предприятиями, например, долгосрочные контракты

2. Рынки.

Рынок – это институт, существующий для облегчения обмена

- это механизм передачи прав собственности.

Деятельность рынка связана с трансакционными издержками.

3. Формальные организации (иерархии).

Иерархии – это расположение элементов целого от высшего к низшему.

Организация – это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения целей или совокупности целей разделяемых членами.

- это целенаправленная действующая единица, созданная организаторами для максимизации доходов или иных целей, определяемых возможностями, которые предоставляются институциональной структурой общества.

Например, партии, полит. органы.

Примеры организаций: экономические структуры, профсоюзы, образовательные учреждения (ориентированность на некоммерческую деятельность).

Институциональная структура общества:

 

Инст. среда – это правило игры, определяющее контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность. Базовые, политические, социальные и юридические правила образуют основу производства, обмена и распределения. Инст. среда определяет характер отношений и связей между экономическими субъектами.

Инст. соглашения – это контрактное отношение или структура управления, объединяющая хоз. единицы и определяющая способ их кооперации или конкуренции.

1) От индивида к соглашению: поведенческие предпосылки. От них зависят модели рынков, фирм и государства. Поведение человека формируют его ценности.

2) Влияние институциональных соглашений друг на друга, выражающиеся в изменении отношений на рынке или структуры рынка в результате поведения фирм.

3) Изменение системообразующих правил игры. Изменение в ценообразовании, налогообложении, антимонопольном, таможенном регулировании, правилах лицензирования, регистрации предприятий и тд. Всё это влияет на эффективность институциональных соглашений, так как изменяются затраты на использование существующих институтов или создание новых (трансакционных).

4) Формирование институциональными соглашениями социальных условий жизни индивида. Предпочтения индивида оказываются зависимыми от институциональных соглашений. Изменение размера и структуры выбора приводит к изменению предпочтений индивида.

5) Влияние институциональных соглашений на институциональную среду. То есть воздействие индивида через организацию на формирование системообразующих правил игры.

6) Формирование институциональной средой социальных условий жизни индивида (см. 4)

7) Влияние индивида на институциональную среду посредством участия в политическом процессе, в частности в выбрах.

 

 

5. Норма как базовый элемент институтов. Структура. Совместная стратегия, норма в узком понятии.

 

Основным элементом институциональной среды, в которой люди осуществляют свой выбор, являются нормы. Норма – базовый регулятор взаимодействий людей. Нормой определяется, как должен себя вести индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания носит добровольный характер либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических).

Остановимся более подробно на структуре нормы и на том, как норма влияет на поведение людей. Элементы, из которых конструируются нормы, таковы:

атрибуты, они определяют группу людей, на которую распространяется норма;

• фактор долженствования (может, должен или не должен);

цель;

• условия, при которых действует норма;

санкции.

Санкции бывают юридическими, фиксируемыми в нормах права, и социальными, основанными на остракизме. Выделение данных пяти элементов позволяет разграничить различные виды норм: совместную стратегию (shared strategy), норму в узком смысле этого слова и правило. Так, указанные виды норм имеют следующую структуру3:

Совместная стратегия = Атрибут + Цель + Условие.

Норма = Атрибут + Фактор долженствования + Цель + Условие.

Правило = Атрибут + Фактор долженствования + Цель + Условие + Санкция.

Примером совместной стратегии является любая фокальная точка. В случае поиска потерявших друг друга людей (в городе, в большом магазине) атрибутом будет факт потери друг друга, целью – нахождение друг друга, а условием – наличие бросающихся в глаза примет, вблизи которых более вероятно встретить друг друга. Норма в узком смысле практически совпадает с понятием соглашения, ведь выполнение предписания соглашения носит сугубо добровольный характер. При переходе к правилу добровольный характер выполнения предписаний исчезает, в ход вступают санкции. Социологи, вслед за Эмилем Дюркгеймом, видят в норме абсолютный детерминант поведения людей. Поведение homo sociologicus всецело определено нормативной структурой общества. А сами же нормы, согласно социологам, производны от характеристик общества и подчинены задаче его воспроизводства. Экономисты начиная со времен классической политической экономии не могут согласиться с подобным пониманием норм, ибо оно исключает свободу выбора. Homo oeconomicus свободен в своем выборе, в том числе от ограничений, накладываемых нормами. "Рациональное действие направлено на достижение результата... Действие, регулируемое социальными нормами, не нацелено на результат. Даже сложные нормы предполагают, что индивид просто следует их предписаниям, тогда как рациональное поведение требует от индивида сложных расчетов в условиях неопределенности".

 

6. Институционализм Макса Вебера.

Экономическая социология разрабатывалась одним из предшественников современного институционализма — Максом Вебером (1864—1920). Он обосновал методологические принципы социологии, подготовил фундаментальный труд «Хозяйство и общество», в котором подведены итоги его социологических исследований. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

Все научные категории — только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» — это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

осмысленный характер;

ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

аффективное — определяется эмоциями;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.125 с.)