в зависимости от сферы возникновения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

в зависимости от сферы возникновения



a) рыночные (все из 1ой классификации)

b) управленческие (издержки разработки, внедрения, поддержания, измерения организованной структуры)

c) политические (создания, поддержания, изменения политической системы, включая государственноую организацию законодательства, обороны, образования.

________________________________________________________________________________

 

Теория трансакционных издержек

Данный подход связан с изменением постулата неоклассики, согласно которому издержки на получение информации отсутствуют и индивиды обладают всем объемом информации о сделке. Ключевым моментом является допущение существования издержек на идентификацию продавцов и цен – информационных издержек. Количество продавцов и покупателей на рынке, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке, географическая протяженность рынка будут основными факторами, определяющими величину информационных издержек. Модель рационального выбора при этом не изменится, но в неё вводится дополнительное условие: расходы на поиск дополнительной информации о сделке должны уравновешиваться ожидаемым предельным доходом от неё.

Все трансакционные издержки могут быть выведены из информационных издержек. (NB)

 
 


Теорема трансакционных издержек изучает прежде всего рынок информации.

Теория общественного выбора:

Роль издержек согласования

Теория общ.выбора связывает возникновение трансакционных издержек с проблемами, которые сопровождают любое согласование позиций индивидов по вопросу общественных благ. Речь идет о невозможности достижения соглашения ввиду стратегического поведения заинтересованных в общественном благе индивидов и их стремления переложить издержки получения желаемого результата на окружающих. Предпосылка любого обмена правомочиями заключается в наличии возможности увеличения эффективности использования ресурсов – таков главный аргумент Коуза. Обе стороны процесса обмена правомочиями осознают потенциальные выгоды, которые они получат в его результате. Однако достичь согласия относительно способа распределения полезного эффекта они не могут. Достижение согласия является общественным благом по отношению к участникам обмена правомочиями, и, следовательно, процесс переговоров связан с попытками каждой из сторон предложить издержки достижения соглашения на другую. Эти издержки принимают форму отказа от претензий на увеличение доли в полезном эффекте от обмена правомочиями.

При росте участников обмена правомочиями – достижение результата согласования становится всё менее реальным.

Таким образом, трансакционные издержки велики при большом количестве участников обмена правомочиями.

Теория соглашений: роль неоднородности институциональной среды

Представители этого направления соглашаются с тем тезисом, что на неоклассическом рынке трансакционные издержки отсутствуют. Они возникают из-за того, что неоклассический рынок – рыночное соглашение – никогда не существует в вакууме, а соприкасается с другими соглашениями: индустриальным, гражданским, традиционным, общественного мнения, творческой деятельности и экологическим. Факт соприкосновения различных норм объясняется тем, что значительная часть повседневной деятельности находится на «стыке» соглашений и, следовательно, не может регулироваться нормами, относящимися исключительно к тому или иному соглашению. С этой точки зрения трансакционные издержки являются не чем иным, как издержками согласования требований прямо противоположных норм, они неизбежно возникают по мере усложнения деятельности в смысле появления в ней элементов различных соглашений. Мир с нулевыми трансакционными издержками отсутствует, потому что рынок всегда включен в более сложную и всеобъемлющую нормативную систему.

Классификация трансакционных издержек

Разумнее всего привязать классификацию к этапам заключения сделки. Уильямсон говорит о издержках ex ante и ex post, т.е. возникающих до и после сделки. Такая классификация вносит ясность в вопрос о количественной оценке издержек на микро и макро уровнях.

 

Издержки ex ante Издержки ex post
Издержки поиска информации – включают затраты на поиск инфы о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой инфы Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма - касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т.е. уклонения от условий
Издержки ведения переговоров – включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки Издержки спецификации и защиты прав собственности –включают расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты
Издержки измерения – касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка Издержки защиты от третьих лиц –включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т.д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки
Издержки заключения контракта – отражают затраты на юридическое или внелегальное оформление сделки  

 

Для оценки издержек на макроэкономическом уровне Уоллис и НОрт предложили использовать понятие трансакционного сектора. К этому сектору отнесли: оптовую, розничную торговлю, страхование, банковский сектор и т. д.

 

18. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: протестантская модель

Протестантская религия способство­вала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предпри­имчивости, оборотливости, способности к риску. Именно из числа протестантов прежде всего формировался класс предпринимателей-собственников и организаторов производства.

Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности. Термин введен Максом Вебером.

Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. Хотя практически все протестантские деноминации признают спасение как божий дар, который ничем не может быть заработан, многие протестантские предприниматели рассматривали деловой успех как подтверждение наличия этого дара. Но с богословской точки зрения такая позиция является очень спорной.

 

· Традиционный человек · Протестант
· Работает, чтобы жить · Живёт, чтобы работать
· Профессия — бремя · Профессия — форма существования
· Стратегия: минимизировать количество работы при желательном сохранении стабильного дохода · Стратегия: максимизировать доход, даже если это требует более интенсивного труда
· Принцип коммерции: «не обманешь — не продашь» · Принцип коммерции: «честность — лучшая гарантия»

 

19. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: православная модель

Аскеза занимает важное место в православии. Наличие аскетического подвига означает рассмотрение земной жизни как приготовление к жизни вечной, как ступеньку, частью вечного существования, а не разделения их. Каждый человек должен свергать с себя грехи, как плотские (блуд, чревоугодие и т.п.), так и душевные (страсть сребролюбия и корыстолюбия, стяжательства, гордыню и т.п.). Поэтому всякий труд, совершаемый ради богатства, стяжания, сребролюбия, славы, власти и т.д., означает отход от требований аскезы и порицается. Православный должен совершать подвиги и добрые дела "Христа ради".

Православная церковь окончательно укрепляет статус общины, ценности коллективизма в русской христианской общине воплощаются в соборности. Именно соборность становится духовной основой национального единства и создания великой российской державы.

Основные принципы православной трудовой этики способствуют формированию в российской дореволюционной культуре следующих основных черт:

1) Обязательность труда для каждого, вне зависимости от его социального и имущественного положения. Поскольку абсолютом в православии является жизнь в монастыре, то трудовая деятельность понимается как своего рода послушание, даваемое человеку Богом. Таким образом, труд в жизни православного человека есть неотъемлемая часть пути спасения, однако, не единственная возможность спасения.

2) Признание благим того труда, который совершается во имя любви к Богу и ближнему, а не во имя удовлетворения эгоистического интереса. Этот принцип лег в основу идеалов служения общественно-полезному делу.

3) Свобода в выборе профессии и право заниматься различными видами трудовой деятельности. Это способствовало всестороннему развитию профессиональных навыков человека, универсальности его знаний. Также существованием данного принципа объясняется отсутствие в православной трудовой этике деления труда на престижный и непрестижный.

4) В православном понимании богатство дается Богом во временное пользование и накладывает на его обладателя дополнительные обязательства в части дел благотворительности и милосердия. В русском православном обществе не было культа богатых людей. Возможно, этот факт связан отчасти и с особенностями православной аскезы, ведь в жизни монастырей существовало относительно равномерное распределение благ.

Накопление как увеличение материального богатства не обязательно оценивается положительно, бережливость и расчетливость сами по себе не являются добродетелями. Аскетизм в потреблении главным образом, помогает в православном понимании очищению духовной и телесной природы человека, а вовсе не увеличению материального богатства и накопления.

 

 

20. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: мусульманская модель

Ислам — одна из немногих религий, претендующих на всеохватность, регулирование всех сторон жизни верующих.

Экономическое сознание и поведение мусульман формируется и регулируется рядом базовых представлений и предписаний, отраженных в Коране и разъясненных в Сунне. В первую очередь, это представление о том, что собственником всего в этом мире является Бог, и он имеет право предписывать, как вести себя человеку.

Человеку запрещено извлекать нечестивую выгоду — это регулирует «очистительный» налог закят, запрет на ростовщичество и запрет на производство и торговлю определенными продуктами и товарами, которые относятся к особой категории «харам» (запретное). Коран весьма положительно отзывается о торговле, которая в сознании мусульман соответственно имеет положительную оценку.

Рассмотрим эти правила подробнее. Итак, в сознание мусульман закладывается весьма интересное понимание собственности. Исламская система признает частную собственность, но в конечном счете она получается несколько опосредованной (Мухаммад 2005, с.147). Ведь теоретически истинным владельцем всего является, как мы выяснили, Бог. Человек всего лишь распоряжается данными ему имуществом и ресурсами.

Предписания Корана, регулирующие финансовую сферу, основываются на строгом запрете ростовщичества (риба). В частности, в Коране прямо указывается: «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: “Воистину, торговля — то же, что и лихва”. Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил.


[1]

[2]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.04 с.)