Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория словосочетания – 2 часа↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема определения словосочетания. Грамматическое разграничение слова и словосочетания, предложения и словосочетания. Характеристика основных теорий словосочетания. Анализ основных типов словосочетаний. Выполнение практических заданий.
Теория предложения – 2 часа Анализ различных определений предложения. Грамматическое разграничение предложения и высказывания. Характеристика основных черт предложения. Характеристика и анализ различных типов предложения. Выполнение практических заданий. Доклад по научным первоисточникам (Hill A. Introduction to Linguistic Structures; Strang B. Modern English Structure; Lock G. Functional English Grammar).
Члены предложения – 2 часа Терминологическое объяснение понятия синтаксической модели предложения. Характеристика главных и второстепенных членов предложения. Анализ основных моделей членов предложения. Выполнение практических заданий. Доклад по научному первоисточнику (Burchfield R. The English Language).
Актуальное членение предложения – 2 часа Анализ основных принципов членения предложения. Терминологическое объяснение понятия функциональной / информативной перспективы предложения. Характеристика компонентов актуального членения. Анализ языковых способов выражения темы и ремы в современном английском языке. Выполнение практических заданий. Доклад по научному первоисточнику (Dijk T.A. van Text and Context. Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse).
Синтаксис текста – 2 часа Анализ различных определений текста и его трактовок. Характеристика и сопоставление предложения и текста. Терминологическое объяснение понятий макро- и микротекста. Характеристика единиц текста. Характеристика и анализ основных текстовых категорий. Выполнение практических заданий. Доклад по научным первоисточникам (Halliday M.A.K. Cohesion in English; Dijk T.A. van Text and Context. Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse).
Форма контроля 1) Промежуточные тесты 20% (2 х 10%) 2) Реферат по научному первоисточнику 10% 3) Доклад (компьютерная презентация) 20% 4) Доклад (устная презентация) 10% 5) Устный экзамен 40% Реферат по научному первоисточнику (10%): 7 баллов за терминологическую правильность перевода; 3 балла за корректное оформление. Доклад в форме компьютерной презентации (20%): 5 баллов за содержание доклада; 5 баллов за презентацию в Power Point; 5 баллов за изложение материала и ответы на вопросы; 5 баллов за вербальную и невербальную технику. Устный доклад (10%): 5 баллов за содержание; 3 балла за изложение материала и ответы на вопросы; 2 балла за вербальную и невербальную технику. Экзамен (40%): устный ответ на два вопроса и выполнение одного практического задания из предложенных ниже (вопросы и задания для экзамена). При недостаточной подготовке к занятиям или их пропуске студент может потерять до 30% от общего суммарного балла по дисциплине. Лабораторные занятия Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены
Самостоятельная работа
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ Вопросы 1. Грамматическая система языка. 2. Грамматическая концепция Г. Суита. 3. Морфологическая система языка. 4. Классификации морфем. 5. Проблема определения слова. 6. Грамматическое значение и его типы. 7. Грамматическая категория и способ ее выявления. 8. Проблема классификации частей речи. 9. Структура частей речи. 10. Знаменательные и служебные части речи. 11. Взаимодействие частей речи в современном английском языке. 12. Имя существительное в системе частей речи. Категориальные особенности английского существительного. 13. Основные грамматические категории английского существительного (категории числа, падежа и рода). 14. Категория артиклевой детерминации английского существительного. 15. Имя прилагательное и наречие в системе частей речи. Категориальные особенности английских прилагательных и наречий. 16. Глагол в системе частей речи. Категориальные особенности английского глагола. 17. Грамматические категории английского глагола (лицо, число, наклонение, залог). 18. Видовременная система английского глагола. 19. Категориальные особенности неличных форм английского глагола. 20. Слова-указатели и слова-заместители в системе частей речи. 21. Система служебных частей речи в современном английском языке. 22. Синтаксический уровень языка. 23. Теория словосочетания в отечественной и зарубежной лингвистике. 24. Классификация словосочетаний. 25. Предложение – основная единица синтаксиса. 26. Основные черты предложения. 27. Теория предложения в отечественной и зарубежной лингвистике. 28. Классификация предложений. 29. Члены предложения. 30. Основные модели членов предложения. 31. Актуальное членение предложения. 32. Текст как лингвистическая категория. 33. Единицы текста и текстовые категории.
Задания 1. Дайте терминологическое определение следующим понятиям… 2. Сделайте грамматический анализ… 3. Определите категориальное значение (функцию и др.) … 4. Укажите структурный тип предложения. 5. Прокомментируйте грамматические особенности… 6. Укажите случаи грамматической транспозиции… 7. Прокомментируйте следующие грамматические категории…
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 1. Характерные черты грамматического строя современного английского языка. 2. Проявление национально-культурных особенностей в грамматике современного английского языка. 3. Грамматическая норма и вариативность в современном английском языке. 4. Нетрадиционные части речи в английском языке. 5. Родовые оппозиции и семантика родовых классов имен существительных в современном английском языке. 6. Проблема падежа английского существительного: различные теоретические подходы к его изучению. 7. Падежная система английского существительного: их формальные и функциональные характеристики. 8. Формальные и функциональные признаки форм единственного и множественного числа английского существительного, особенности их проявления в различных лексико-грамматических классах имени существительного. 9. Проблема артикля как грамматического определителя существительного, его лексико-грамматический статус в сочетании «артикль + существительное». 10. Система артиклей в современном английском языке. 11. Система определителей имени существительного в современном английском языке. 12. Проблема грамматического статуса синтетических и аналитических форм степеней сравнения в современном английском языке. 13. Проблема грамматического статуса субстантивированных прилагательных в современном английском языке. 14. Лексические и грамматические способы выражения временного значения в современном английском языке. 15. Проблема статуса грамматической формы будущего времени в современном английском языке. 16. Лексические и грамматические способы выражения аспектного значения в современном английском языке. 17. Наклонение как один из способов выражения модальности. 18. Основные типы модальности. 19. Лингвистические особенности неличных форм глагола и их статус в грамматической системе языка. 20. Категория дейксиса и средства ее лексико-грамматической репрезентации в современном английском языке. 21. Статус междометий в системе частей речи. 22. Основные аспекты предложения: структурно-синтаксический, семантико-синтаксический, коммуникативный, прагматический. 23. Проблема выделения коммуникативных типов предложения. 24. Актуальное членение предложений разных коммуникативных типов. 25. Языковые средства выражения актуального членения в современном английском языке. 26. Осложненное предложение. 27. Проблема соотношения между системами сложного и осложненного предложений. 28. Языковые способы выражения связности текста в английском языке. 29. Монологический и диалогический текст. 30. Категории текста.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. В чем отличие практической и теоретической грамматики? 2. На какие разделы традиционно делится грамматика как наука? 3. В чём отличие грамматического значения от лексического? 4. Каким образом грамматические категории связаны с оппозициями? 5. Как соотносятся морфема и слово (слово и словосочетание; словосочетание и предложение)? 6. Что такое грамматическая категория? 7. В чём отличие знаменательных частей речи от служебных? 8. В чем особенность категориального значения существительного (глагола; прилагательного; наречия)? 9. На какие лексико-грамматические классы делятся английские существительные? 10. На какие лексико-грамматические классы делятся английские глаголы? 11. Носителем каких грамматических категорий выступает английский глагол? 12. В чём отличие слов-указателей и слов-заместителей? 13. Определите грамматический статус неличных форм глагола. 14. Назовите основные единицы синтаксического уровня языка. 15. Назовите основные типы словосочетаний. 16. Является ли предложение фактом языковой системы? 17. Назовите основные типы предложений. 18. Какова специфика соотношения членов предложения и частей речи в английском языке? 19. Назовите основные признаки текста. 20. В чём отличие понятия «текст» от понятия «дискурс»?
4. Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1. Основная и дополнительная литература, информационные Ресурсы Основная литература 1. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка: Учебник (на английском языке). – М.: Высшая школа, 2008. – 423 с. 2. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики: учебник. – 4-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2004. – 239 с. 3. Блох М.Я. Практикум по теоретической грамматике английского языка: Учеб. пособие / М.Я. Блох, Т.Н. Семенова, С.В. Тимофеева. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2007. – 471 с.
Дополнительная литература 1. Адмони В.Г. Основы теории грамматики. – М.-Л.: Наука, 1964. – 105 с. 2. Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. – Л.: Наука, 1988. – 238 с. 3. Аксенов А.Т. К проблеме экстралингвистической мотивации грамматической категории рода // Вопросы языкознания. – 1984. - № 1. – С. 14-25. 4. Александрова, О.В. Современный английский язык: морфология и синтаксис = Modern English Grammar: Morphology and Syntax: учебное пособие для студентов лингв. вузов и факультетов иностр. языков / О.В. Александрова, Т.А. Комова. – М.: Академия, 2007. – 224 с. 5. Аринштейн В.М., Пшеницын С.Л. The Syntactic and Communicative Division of a Sentence: Учеб. пособие по теоретической грамматике английского языка. - СПб., 1995. - 43 с. 6. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: логико-семантические проблемы. – М.: Наука, 1976. – 383 с. 7. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка. — М., 1975. – 156 с. 8. Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка.— М., 1966. – 200 с. 9. Беседина Н.А. Морфологически передаваемые концепты: монография. – М.; Тамбов: Изд-во ТГУ; Белгород: Изд-во БелГУ, 2006б. – 214 с. 10. Блумфилд Л. Язык. — М., 1968. – 254 с. 11. Болдырев Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола: монография. – СПб.-Тамбов: РГПУ/ТГУ, 1995. – 139 с. 12. Бондарко А.В. Грамматическая категория и контекст. – Л.: Наука, 1971. – 115 с. 13. Бондарко, А.В. Грамматическое значение и смысл. – Л.: Наука, 1978. – 175 с. 14. Бурлакова В.В. Основа структуры словосочетания в современном английском языке. – Л.: ЛГУ, 1975. – 128 с. 15. Бурлакова В.В. Синтаксические структуры современного английского языка. - М.: Просвещение, 1984. – 112 с. 16. Вейхман Г.А. Новое в грамматике современного английского языка: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., дополн. и исправ. – М.: Астрель, АСТ, 2002. – 544 с. 17. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Высшая школа, 1981. - 185 с. 18. Гуревич В.В. Теоретическая грамматика английского языка: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 103 с. 19. Долинина И.Б. Системный анализ предложения (на материале английского языка): учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1977. – 176 с. 20. Долинина И.Б. Функциональная грамматика и содержательная классификация грамматических категорий // Проблемы функциональной грамматики. – М.: Наука, 1985. – С. 132-142. 21. Долинина И.Б. Синтаксически значимые категории английского глагола. – Л.: Наука, 1989. – 215 с. 22. Ермолаева Л.С. К вопросу о соотношении модальности и предикативности (на материале германских языков) //Филологические науки. – 1963. – № 4. 23. Есперсен О. Философия грамматики. – М.: УРСС, 2002. – 404 с. 24. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. - 2-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 312 с. 25. Иванова И.П. Теоретическая грамматика современного английского языка: учебник / И.П. Иванова, В.В. Бурлакова, Г.Г. Почепцов. - М.: Высшая школа, 1981. - 285 с. 26. Ившин В.Д. Синтаксис речи современного английского языка (Смысловое членение предложения): учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и дополн.– Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с. 27. Ильиш Б.А. Строй современного английского языка: учебник. – Ленинград: Просвещение, 1971. – 365 с. 28. Иофик Л.Л., Поспелова А.Г., Чахоян Л.П. Хрестоматия по теоретической грамматике английского языка. – Л.: Просвещение, 1981. – 214 с. 29. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 220 с. 30. Клоуз Р.А. Справочник по грамматике для изучающих английский язык. — М.: Просвещение, 1979. – 352 с. 31. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: учебное пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с. 32. Кобрина Н.А. О соотносимости ментальной сферы и вербализации: взаимозаменяемость / относительная автономность / неоднозначность векторной зависимости // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2005. – № 3. – С. 59-69. 33. Кобрина Н.А. Теоретическая грамматика современного английского языка: учебное пособие / Н.А. Кобрина, Н.Н. Болдырев, А.А. Худяков. – М.: Высшая школа, 2007. – 368 с. 34. Ковалёва Л.М. Семантико-синтаксическая организация предложения. – Иркутск, 1991. – 105 с. 35. Козлова Л.А. Теоретическая грамматика английского языка (на английском языке). Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – 249 с. 36. Кравченко А.В. Глагольный вид и картина мира // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. – 1995. – Т. 54. – № 1. – С. 49-64. 37. Кубрякова, Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. – М.: Языки славянской культуры, 2004а. – 560 с. 38. Левицкий Ю.А. Основы теории синтаксиса: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: КомКнига, 2005. – 368 с. 39. Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории. – М., 1972. – 199 с. 40. Москальская О.И. Грамматика текста. – М.: Высшая школа, 1981. – 183 с. 41. Плоткин В.Я. Строй английского языка. - М.: Высшая школа, 1989. - 289 с. 42. Пособие по морфологии английского языка (с упражнениями). Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Высш. школа, 1974. – 232 с. 43. Ривлина А.А. Теоретическая грамматика английского языка: учебно-методическое пособие. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – 118 с. 44. Сильницкий Г.Г. Семантические классы глаголов в английском. – Смоленск: Изд-во Смоленск. пед. ин-та, 1986. – 112 с. 45. Слюсарева Н.А. Проблемы функционального синтаксиса современного английского языка. – М.: Наука, 1981. – 206 с. 46. Слюсарева Н.А. Проблемы функциональной морфологии современного английского языка. – М.: Наука, 1986. – 214 с. 47. Смирницкий А.И. Морфология английского языка. — М.: Изд-во лит-ры на иностранных языках, 1959. - 440 с. 48. Смирницкий А. И. Синтаксис английского языка. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 296 с. 49. Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой и Н.А. Секериной. Изд. 3-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2006. – 480с. 50. Теоретическая грамматика английского языка / Под ред. В.В. Бурлаковой. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 251 с. 51. Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. – М.: Изд-во РГГУ, 2001. – 800 с. 52. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986. – 188 с. 53. Фурс Л.А. Синтаксически репрезентируемые концепты: монография. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. – 166 с. 54. Халлидей М.А.К. Место «функциональной перспективы предложения» в системе лингвистического описания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII — М., 1978. 55. Хлебникова И.Б. Основы английской морфологии = Essentials of English Morphology: учебное пособие. – 3-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2004. - 135 с. 56. Холодович А.А. Залог // Категория залога: Материалы конференции. – Л.: Наука, 1970. – С. 2-26. 57. Холодович А.А. Проблемы грамматической теории. – Л.: Наука, 1979. – 298 с. 58. Худяков А.А. Теоретическая грамматика английского языка: Учеб. пособие для студ. филол. фак. и фак. ин. яз. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с. 59. Шевякова В.Е. Актуальное членение предложений. - М.: Наука, 1976. – 136 с. 60. Шевякова В.Е. Современный английский язык (Порядок слов, актуальное членение, интонация). - М.: Наука, 1980. - 380 с. 61. Штелинг Д.А. Грамматическая семантика английского языка. Фактор человека в языке: учебное пособие. - М.: МГИМО, ЧеРо, 1996. - 254 с. 62. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с. 63. Burchfield R. The English Language. – Oxford, 1985. 64. Dijk T.A. van. Text and Context. Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse. – N.Y., 1977. – 261 p. 65. Firth J.R. Papers in Linguistics. 1934-1951. – L., 1957. – P. 27-31. 66. Francis W.N. The Structure of American English. – N.Y.: The Ronald Press Company, 1958. – 614 p. 67. Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. – L.: Edward Arnold, 1995. 68. Hill A. Introduction to Linguistic Structures. – N.Y., 1958. 69. Jespersen O. Essentials of English Grammar. – L.: Allen and Unwin, 1933. – 387 p. 70. Kaplan J.P. English Grammar: Principles and Facts. - Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1995. - 438 p. 71. Leech G.N. Meaning and the English Verb. – London: Longman, 1975. – 131 p. 72. Leech G., Svartvik J. A Communicative English Grammar. – M.: Просвещение, 1983. – 304 с. 73. Lyons J. Semantics. – Cambridge: Cambridge University Press, 1977. – Vol. 1-2. – 897 p. 74. Morokhovskaya E.J. Theoretical Grammar through Practice. – Л.: Просвещение, 1973. – 180 с. 75. Nida E. Morphology. – Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1961. – 342 p. 76. Quirk R., Greenbaum S., Leech G., Svartvik J. A University Grammar of English. – М.: Высшая школа, 1982. – 391 с. 77. Strang B. Modern English Structure. – L., 1969. – 201 p. 78. Sweet H. The Practical Study of Languages. – Oxford, 1964. – P. 123- 128. 79. The Concise Oxford Dictionary of Linguistics / P.H. Matthews. - Oxford University Press, 1997. - 410 p. 80. The Oxford Dictionary of English Grammar / E. Chalker, E. Weiner. - Oxford University Press, 1994. - 448 p.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.153 (0.014 с.) |