Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основоположником психологии отношений в России был А.Ф. Лазурский. По мнению Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопснхические. Эндопсихика - это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это - «внутренний механизм человеческой личности» (Лазурский, 1997, с. 9). Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде. Понятие среды берется в самом широком смысле слова. "Око объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться" (там же, с. 10). Это - природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека. Отношения к разным категориям действительности отличаются по форме отношений, форме достижений, форме удовлетворения ими, по направленности (по знаку) (положительное - отрицательное). Фундаментом личности, по мнению Лазурского, выступают два вида отношений: · отношения между личностью и окружающей средой и · отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями. Эти отношения проходят разные уровни развития, причем на разных уровнях разными являются и их соотношения. По параметрам этих соотношений выделяются чистые и смешанные, переходные типы низшего, среднего и высшего уровней. Направление развития — повышение значения экзопсихических особенностей. Общепсихологические характеристики смешаются в сторону социально-психологических. Поставив задачу создания научно обоснованной классификации личностей, Лазурский сформулировал важное для социальной психологии положение: «идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером; другими словами, классификация личностей должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова» (Лазурский, 1997, с. 78). Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в условиях общения и общественной практики. Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке социально-психологических проблем личности является концепция Б.Ф. Ломова. Главное в этой концепции в этой связи: · характеристика общественных отношений как общего основания свойств личности; · анализ социально-психологического аспекта направленности личности; · развернутая характеристика субъективных отношений. По мнению Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «индивид—общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения. Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества» (Ломов, 1984, с. 300). Различны способы включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений. Различны также степень их реализации в жизни каждой личности.
Организационная психология и психология управления Основные направления деятельности психолога в организации. Понятие организационного консультирования. Организационное консультирование — это процесс взаимодействия между консультантом и клиентом, в результате которого проводятся организационные изменения: диагностика эффективности управления; определение наиболее оптимального решения проблем по управлению организацией; экспертная помощь клиенту в вопросах, связанных с персоналом; освоение управленческих разработок клиентом. Организационное консультирование применяется для анализа и усовершенствования организационной структуры, процессов и системы управления персоналом. В конечном итоге организационное консультирование обеспечивает трансформацию предприятий. Консультирование организаций включает в себя следующие аспекты: сопровождение руководителей; определение уровня компетенции руководителей, менеджеров и персонала; разработку, внедрение и оценку эффективности системы управления; подбор, оценку, обучение, мотивацию персонала; разработку основ корпоративной культуры. Когда необходимо проводить организационное консультирование: - если организация только создается и хочет определиться со своим местом на рынке - если есть ощущение кризиса и тупика и нужны новые перспективы для дальнейшего развития - если необходимо увеличить сработанность и инициативу персонала - если компания стабильно развивается и задумывается уже не только об увеличении прибыли, а и о повышении лояльности сотрудников к компании, снижении текучести кадров, формировании корпоративной культуры - если компания работает стабильно, заняла свое место на рынке, но нет дальнейшего развития и увеличения прибыли Организационная культура – наличие у всех членов организации общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении этих целей, общих конечных результатов организации. Организационные ценности – фундаментальные детерминанты индивидуального и коллективного выбора, определённого в конечном счёте перспективу развития данной организации. Каждая организация характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, которые выступают ориентиром целенаправленного действия как индивидуального так и коллективного. Они являются характеристиками “человеческого измерения” различных объектов (в том числе организаций) и представляют собой концентрированное выражение потребностей и интересов. Консультант по персоналу. Различают два вида кадровых консультантов: Внутренний консультант - является штатным сотрудником организации, чаще всего работает в кадровой службе или в отделе развития организации, иногда в отделе корпоративной политики. Внешний консультант - сотрудник консультационной компании (кадрового агентства), который занимается проблемами развития персонала в организации заказчика. Основные задачи кадрового консультанта: 1. Индивидуальная, групповая диагностика организации. 2. Формирование групповых норм и организационной культуры. 3. Разработка программ развития персонала (учебные планы и программы, включая планирование карьеры). 4. Разработка программ стимулирования персонала. 5. Участие в разрешении трудовых споров и конфликтов. Психодиагност в управлении персоналом. Должностные обязанности менеджера включают: 1. анализ информации, предъявленной к данной вакансии содержанием работы; 2. изучение требований работодателя к предоставляемой кандидатуре на вакансию; 3. подготовку к проведению собеседования; сбор и изучение предварительных данных о кандидате (анкета-резюме); 4. проведение собеседования с кандидатом; 5. анализ результатов собеседования и тестового обследования; 6. подготовительную работу с кандидатом перед его собеседованием у работодателя; 7. формирование базы данных потенциальной рабочей силы. Поэтапный отбор претендентов на вакансию состоит из ряда процедур. Первый этап включает планирование работы по подбору нового сотрудника на вакантную должность. Второй этап. Сбор и предварительная оценка информации о кандидатах. Третий этап. Предварительная встреча (личное собеседование). Четвертый этап – проведение тестовых процедур . Пятый этап – изучение результатов тестирования. Шестой этап – процедура отбора кандидатов по итогам тестирования. Тренинг-менеджер. Тренинг-менеджер — человек, который занимается профессиональным обучением и развитием персонала внутри организации. Задачи тренинг-менеджера включают проведение внутрифирменного обучения персонала по специально разработанным программам, плюс мониторинг внешнего обучения и программ, которые предлагаются на внешнем рынке. Психолог-консультант (Психология менеджмента). Психологам, практикующим на предприятиях, занимающимся подготовкой и консультированием руководителей, предоставлена возможность оказать заметное влияние на процессы формирования новой управленческой культуры. Их вклад может состоять не только в психологическом просвещении современных деловых людей, формировании у них навыков делового общения и использования психологических методов управления, но и во всестороннем исследовании психологических явлений, возникающих при реализации управленческой деятельности в сложных организационных структурах, или в улучшении факторов, влияющих на новаторское поведение управленческих команд. К психологам в этих условиях предъявляются достаточно высокие требования. Они не только должны профессионально разбираться в психологической проблематике, но быть ориентированными в специфике организации как системы и управлении ею. Они должны иметь представление о специфических эффектах, которые возникают в сложных организационных структурах в рамках управленческого взаимодействия. Субъектом деятельности может быть как отдельное лицо, так и группа лиц. Предметом психологии управления являются психологические закономерности деятельности отдельных руководителей и организации в целом по реализации основных управленческих функций (планирования, организации, регулирования и контроля). Менеджмент (управление), как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований. Присущие людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Организационный психолог (консультант по управлению, оргконсультант ). Организационный психолог работает в области процессного консультирования. Более того, консультировать организацию «по процессу» лучше всего удается именно организационному психологу, знающему теорию деятельности, организационную психологию и психологию труда, психологию управления и инженерную психологию. Цель деятельности организационного психолога (консультанта по процессу) – организация, способная успешно развиваться в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира. Объекты деятельности – организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации. Продукты деятельности консультанта могут быть самыми разнообразными, в зависимости от характера деятельности. Психолог организует процесс деятельности, его задача состоит в том, чтобы этот процесс был результативным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.011 с.) |