Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная психология в системе научного знания. История развития представлений о предмете социальной психологии.

Поиск

Существует 4 точки зрения по поводу определения предмета социальной психологии:

1) Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в человеке, когда он вклинивается в различные социальные группы)

2) Социальная психология изучает механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида.

3) Предметом социальной психологии является общение между людьми, их взаимодействие.

4) Предметом социальной психологии является характеристика группы или общностей, как целостных образований

Задачи:

1) соотношения групп и общества.

2) разрешение природы психологических явлений

3) особенности психологии людей объединенных в группы

4) изучение явлений, возникающих в группах разной величины.

5)общение между людьми

6) анализ взаимодействия между людьми.

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится к социальная психология. Она изучает следующие явления:

· Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.

· Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

· Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы я конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.

· Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение:

Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений. К ним относятся: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.), малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.), взаимодействие в системе «личность — группа» (лидер ведомые, руководитель — трудовой коллектив, командир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т. п.).

В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как:

· социальная психология личности,

· психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),

· психология малых групп,

· психология межгруппового взаимодействия,

· психология больших социальных групп и массовых явлений.

 

Общественные и межличностные отношения. Общение как коммуникация, интеракция и социальная перцепция. Формальное и неформальное общение.

Общение - способ связи (обмена информацией) между взаимодействующими индивидами, стремящихся к достижению взаимопонимания (воспринимающих друг друга определённым образом).

Структура общения:

1. Коммуникативный аспект - обмен информации между общающимися людьми.

2. Интерактивный аспект - организация взаимодействия между общающимися людьми, т.е. обмен действиями.

3. Перцептивный аспект - восприятие и познание друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Перцептивный аспект общения.

Термин «социальная перцепция». был предложен Дж. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда». Тогда социальная перцепция понималась, как социальная детерминация перцептивного процесса. Далее социальную перцепцию стали обозначать как восприятие социальных объектов, другого человека, социальной группы, более широкой социальной общности.

Особенности социальной перцепции:

• Воспринимаются социальные объекты, которые имеют тенденцию изменяться со временем, так как являются динамическими образованиями.

• При восприятии социальных объектов, они сами предстают как субъект восприятия.

Механизмы социальной перцепции:

Идентификация - отождествление индивидом себя с другим, уподобление ему, умение встать на сторону другого: а) эмоциональный аспект идентификации подразумевает эмпатию, т.е. вчувствование; б) рациональный аспект подразумевает понимание, т.е. принятие в расчёт причин поступков, их учёт, но вовсе не согласие с ними.

Рефлексия - осознание индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению.

 

Общение: коммуникативный аспект.

Общение - способ связи (обмена информацией) между взаимодействующими индивидами, стремящихся к достижению взаимопонимания (воспринимающих друг друга определённым образом). Структура общения:

1.Коммуникативный аспект - обмен информации между общающимися людьми.

2. Интерактивный аспект - организация взаимодействия между общающимися людьми, т.е. обмен действиями.

3. Перцептивный аспект - восприятие и познание друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативный аспект общения.

Важнейшие характеристики человеческой коммуникации:

1. В коммуникативном процессе происходит не просто обмен информацией, а активный обмен, т.е. каждый участник коммуникации предполагает активность в своём партнёре (ориентируется на его мотивы, установки, цели).

2. Обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнёра.

3. Коммуникативное влияние возможно только тогда, когда человек, направляющий информацию, и человек, получающий её, имеют сходную систему кодификации и декодификации.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Коммуникативные барьеры:

Перцептивно-интерпретационные

Диспозиционные - различия в личностных установках.

Семантические - обуславливаются многозначностью понятий (вербальные невербальные).

 

Общение: интерактивный аспект.

Общение - способ связи (обмена информацией) между взаимодействующими индивидами, стремящихся к достижению взаимопонимания (воспринимающих друг друга определённым образом). Структура общения:

/. Коммуникативный аспект - обмен информации между общающимися людьми.

2. Интерактивный аспект - организация взаимодействия между общающимися людьми, т.е. обмен действиями.

3. Перцептивный аспект - восприятие и познание друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.27.41 (0.01 с.)