Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подбери слово-признак (слово-действие)↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
О О О О ла ла острая пила 2 вариант Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и просит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстояние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.
5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чис-тоговорке. Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи. 1 вариант Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ. Чистоговорку лучше выложить маленькими фишка-. ми, а слово-ответ - большой фишкой: Например: са-са - идет ЛИСА О О О О
2 вариант Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками: В: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса? О о О о Р: Са-са - ИДЕТ лиса 3 вариант Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ Цель; учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же количеством слогов и местоположением ударного слога. Задача: автоматизировать звук в словах, учить определению в слове слога с ударным звуком, развивать чувство ритма. 1 вариант Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество слогов в этом слове (самостоятельно или с помощью взрослого), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тянется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове. Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, рекомендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные маленькими 2 вариант Взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать соответствующую картинку из нескольких предложенных. Внимание ребенка акцентируется на том, что в слове-названии картинки должно быть столько же слогов, сколько в названном слове, и ударение должно стоять в том же месте. Ребенок с помощью взрослого должен назвать все предложенные картинки, поделить все слова на слоги, определить ударный звук и затем только выбрать нужное слово.
3 вариант- Взрослый называет слово, а ребенок сам выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображен названный предмет. При этом взрослый должен обратить внимание ребенка на совпадение ритмического рисунка заданного слова и слова-названия найденной ребенком картинки. К заданному слову ребенок самостоятельно составляет чистоговорку, «выкладывает» ее с помощью фишек и «читает», проводя под ними пальчиком.
7. ДОБАВЬ СЛОВО ИЗ... СЛОГОВ Цель: учить ребенка делить слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов. Задача: автоматизировать звук в слове, учить делить слова на слоги. 1 вариант Взрослый выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки. Например: ла-ла-QQ. Затем предлагает ребенку посмотреть на картинки и выбрать те, в названиях которых столько же слогов. Названия всех предложенных картинок должны заканчиваться слогом, повторяющимся в первой части чистоговорки. Ребенок с помощью взрослого делит эти слова на слоги (прохлопыванием), выбирает те, которыми можно закончить чистоговорку, и выкладывает их фишками. Например: ла-ла-ла - помогла. ООО ооо
2 вариант Ребенок самостоятельно делит названия предложенных ему картинок на слоги, подбирает нужные слова к началу чистоговорки и выкладывает их фишками. 3 вариант Ребенок заканчивает чистоговорку без наглядной опоры (без фишек).
8. ВЫЛОЖИ ФИШКАМИ (применяется как часть других приемов) Цель: учить ребенка выделять каждое слово в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить выделять слова из потока речи. 1 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, ребенок повторяет ее. Например, ла-ла - острая пила. В: А сейчас выложи фишками каждое слово в чистоговорке. Произнеси начало чистоговорки. Р: Ла-ла. В: Выложи для каждого слога «ла» фишку. Ла-ла Дальше какое слово? Р: Острая. Если ребенок ошибся, уточнить: - слова «ост» нет, а слово *острая» есть; - «острая пила» - это два слова. Какое из них первое? 2 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, а ребенок самостоятельно выкладывает ее.
ДОБАВЬ СЛОГ Цель: учить ребенка заканчивать слово слогом с заданным звуком. Задача: автоматизировать звук в слогах. 1 вариант В: Я произнесу чистоговорку, а ты добавь в конце слог. Например: са-са - ли... (ко...); са-са-са - колба... Р: Са. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может обозначить последний слог фишкой и поднимать ее каждый раз, когда надо произносить слог. 2 вариант Взрослый просит ребенка добавить слог в конце чистоговорки. Ребенок добавляет слог самостоятельно и по возможности повторяет всю чистоговорку.
10. ПРОШАГАЙ ПО СЛОГАМ Цель: учить ребенка делить слова на слоги. Задача: автоматизировать и дифференцировать звук во фразе, уточнить понятие «слог», учить делить слова на слоги. 1вариант Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как производится слогораздел. Затем просит прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например: ла-ла - ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним. 2 вариант Ребенок сам пытается прошагать чистоговорку по слогам. Если он ошибается, то взрослый задает уточняющие вопросы. Например: - Это слог или звук? - Какой это звук - гласный или согласный? - А в слоге обязательно вместе с согласным звуком сто - Какой звук идет после звука «Л»? - Он гласный? — Значит, какой слог получается из этих звуков? — Правильно, «ЛА». Поэтому на один шаг скажи «ЛА». 3 вариант Ребенок сам пытается прошагать (прохлопать) чистоговорку, деля слова на слоги. 11. ВЫБЕРИ ЧИСТОГОВОРКУ С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ Цель: учить ребенка определять заданный звук в чисто-говорке, формировать навыки работы со словами сложной слоговой структуры. Задача: развивать фонематический слух, учить определять наличие звука в слове и фразе, развивать понимание слоговой структуры слова, автоматизировать звук в словах и фразе. 1 вариант В: Сейчас я произнесу две чистоговорки (по двум картинкам), а ты скажи, в какой из них есть звук «Л». Затем ребенок выполняет то же самое на слух. Предлагаемые чистоговорки обязательно должны вклю-чать в себя две части. Первая часть должна состоять из повторяющихся слогов. Во второй должно находиться слово из такого же количества слогов, заканчивающееся слогом из первой части. Например: ла-ла - пила. На данном этапе взрослый предлагает ребенку чистоговорки, в которых заданные звуки отличаются друг от друга как артикуляцией, так и акустически. 2 вариант Взрослый предлагает ребенку чистоговорки, в которых звуки отличаются артикуляцией, но сходны акустически. Например: ши-ши-ши-ши - карандаши, са-са-са - колбаса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может упростить его, предложив ребенку какие-либо зрительные опоры (картинки, ручная модель артикуляции звука). Затем ребенок выполняет то же задание самостоятельно.
ЗАКОНЧИ ЧИСТОГОВОРКУ Цель: учить ребенка выбирать слово с заданным звуком. Задача: автоматизировать звук в слове, учить отбирать слова с заданным звуком. 1 вариант Взрослый проговаривает начало чистоговорки и просит ребенка закончить ее словом со звуком - «дружочком». Например: са-са - коса, коза, каша. 2 вариант Взрослый просит ребенка закончить чистоговорку, выбрав нужное слово. Например: са-са -... каша, коза, коса. (Коса.)
13. ПОДБЕРИ СЛОВО С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ. Цель: учить ребенка подбирать слова с заданным звуком. 1 вариант Игра проводится на основе простой чистоговорки (например, са-са - лиса). Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка подобрать к слову-предмету слово-признак или слово-действие с заданным звуком, выбрав его из предложенных слов. Например: В: Послушай чистоговорку: са-са - лиса. Послушай слова и выбери из них слова-признаки со звуком Р, которые подойдут к слову «лиса». Хитрая, спит, стоит, рыжая... 2 вариант Взрослый произносит простую чистоговорку. Ребенок сам подбирает слово-признак или слово-действие с заданным звуком. Например: В: Послушай чистоговорку: са-са - лиса. К слову «лиса» подбери слово-признак со звуком «С». Р: Са-са - старая лиса.
ПОВТОРИ, НЕ ОШИБИСЬ Цель: учить ребенка четко произносить чистоговорку, не путая дифференцируемые звуки. Задача: дифференциация звуков во фразе, развитие фонематического слуха. 1 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку (например, су-шу-су-шу - я письмо пишу), вспомогательным жестом указывая: - куда направлен кончик языка при произнесении зву - звонкий или глухой звук слышится в слоге или слове 2 вариант Ребенок повторяет за взрослым чистоговорку, самостоятельно показывая, куда направлен кончик языка во рту и какие звуки слышатся в словах чистоговорки. 3 вариант Ребенок повторяет за взрослым чистоговорку без помощи вспомогательных жестов, четко проговаривая все звуки.
15. ПОМЕНЯЙ ЗВУК Цель: учить ребенка определять место звука в слоге и слове и менять этот звук на другой заданный звук. Задача: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать фонематический слух и восприятие. / вариант Взрослый произносит чистоговорку, выделяя голосом один из звуков, и просит ребенка назвать этот звук. Например: аЛ-аЛ - баЛ. Затем взрослый просит ребенка поменять звук на другой (например, Р) и проговорить новую чистоговорку. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то можно использовать прием «поймай слово за хвост» (рукой как будто бы ловить последний звук слова). Если выделяемый звук находится в середине или начале слова, взрослый может использовать приемы «потяни звук», «стукни по звуку». 2 вариант Взрослый произносит чистоговорку, ребенок самостоятельно выделяет звук, повторяющийся чаще всего, и меняет его на заданный. Например: В: Послушай чистоговорку: са-са - крыса. Замени повторяющийся чаще всего звук на звук Ш. Р: Ша-ша - крыша
СКАЖИ ГДЕ? Цель: учить ребенка употреблять предлоги, определять местонахождение предмета на плоскости и в пространстве. Задача: учить правильно употреблять предлоги в речи, формировать навыки ориентировки в пространстве, автоматизировать звук во фразе. 1 вариант Взрослый перемещает предмет в пространстве, задавая вопросы о его местоположении в форме чистоговорок. Ребенок отвечает на них чистоговорками. Например: В: Например: ла-ла - где юла? Р: Ла-ла — у стола юла, ла-ла — на столе юла. Аналогичная работа проводится с картинками на плоскости. 2 вариант Взрослый меняет местонахождение предмета, а ребенок говорит о нем чистоговоркой самостоятельно. 3 вариант Ребенок говорит о местонахождении предмета, опираясь на схематичное изображение.
Рис. 1. Опора, помогающая определить местонахождение предмета
ОДИН-МНОГО Цель: учить ребенка употреблять существительные, прилагательные и глаголы в форме множественного числа. Задача: автоматизировать звук в словах и во фразе, учить ставить существительные, прилагательные и глаголы в форму множественного числа. 1 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится имя существительное в форме единственного числа, и показывает иллюстрирующую ее картинку. Затем показывает ребенку другую картинку, на которой изображено несколько названных предметов, и просит составить к ней чистоговорку. Например: В: Са-са - лиса. (Показывает сначала картинку с изображением лисы, затем картинку, изображающую нескольких лис.) А здесь кто? Р: Лисы. В:Акак сказать чистоговоркой? Р: Сы-сы - лисы. 2 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку (например, са-са - бежит лиса) и показывает ребенку иллюстрирующую ее сюжетную картинку. Затем показывает другую картинку (например, с изображением бегущих лис) и просит составить по ней чистоговорку (сы-сы - бегут лисы). 3 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку и показывает ребенку иллюстрирующую ее картинку (например, са-са - рыжая лиса). Затем показывает ребенку другую картинку (например, с несколькими рыжими лисами) и просит составить по ней чистоговорку (сы-сы - рыжие лисы). 4 вариант Взрослый показывает ребенку картинку (например, изображающую нескольких лис) и задает к ней вопрос в форме чистоговорки (ис-ис - много кого?). Ребенок отвечает на вопрос взрослого чистоговоркой (ис-ис - много лис). 5 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится имя существительное в форме единственного числа, и показывает иллюстрирующую ее картинку. Ребенок должен составить чистоговорку, в которой данное имя существительное будет употребляться в форме множественного числа без опоры на картинку. Например: В: Са-са — одна лиса.» Р: Ис-ис - много лис
18. СКАЖИ КАКОЙ ИЛИ КАКАЯ? Цель: учить ребенка называть основные цвета и оттенки, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Задача: развивать сенсорное восприятие, грамматический строй речи и словарь, автоматизировать звук во фразе. 1 вариант Взрослый выкладывает перед ребенком трафаретные изображения предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук, и несколько карточек разного цвета. Затем накладывает карточку на трафарет и задает к ним вопрос в форме чистоговорки, акцентируя внимание ребенка на окончании прилагательного. Ребенок отвечает чистоговоркой, во второй части которой дожно находиться словосочетание типа «имя прилагательное + имя существительное». Например: В (наложив под трафарет юлы карточку синего цвета): Ла-ла - какАЯ юла? Р: Ла-ла - синЯЯ юла. Затем взрослый подкладывает карточку другого цвета (меняет трафарет) и снова задает вопрос. 2 вариант Ребенок сам переставляет карточку с одного трафарета на другой и составляет соответствующую чистоговорку 19. «ОКОШЕЧКИ» Цель: учить ребенка изменять слово по падежам с помощью вопросительного слова. Задача: автоматизировать звук в словах, учить употреблению имен существительных в различных падежах 1 вариант Знакомство с наглядной опорой, помогающей поставить слово в нужный падеж: - знак вопроса обозначает вопрос именительного падежа - две перечеркнутые линии обозначают вопрос родитель - символ ног и рук обозначает вопрос дательного падежа - символ «глаз» обозначает вопрос винительного падежа - символ довольного выражения лица обозначает вопрос - символ лица думающего человека обозначает вопрос
Рис. 2. Опора, помогающая поставить слово в нужный падеж Дети знакомятся со зрительной опорой, с вопросами к рисункам и вспомогательными словами «вот», «нет», «вижу» и т.д. 2 вариант Взрослый проговаривает начало чистоговорки. Ребенок договаривает ее, глядя на картинку в окошке и схему-опору. Взрослый следит за тем, чтобы слово-название картинки было поставлено в нужный падеж. Например;
Ребенок договаривает чистоговорку, опираясь на картинку в окошке и на вопрос взрослого, а затем повторяет всю чистоговорку. Например: В: Са-са - вот КТО? Р: Лиса. Са-са - вот лиса.
4 вариант
Ребенок проговаривает чистоговорку с помощью картинки в окошке, сразу ставя слово в нужный падеж Например: са-са - вот лиса; сы-сы нет лисы...
5 вариант Ребенок отвечает на вопросы взрослого без опоры на вспомогательные слова (только по рисунку в окошке). Например: В: Са-са - КТО? Р: Са-са - лиса. В: Сы-сы-КОГО? Р: Сы-сы ~ лисы.
ИЗМЕНИ СЛОВО ПО ПАДЕЖАМ Цель: учить ребенка правильно употреблять имя существительное в различных падежах (с правильным окончанием). Задача: автоматизировать звук в слове, учить правильному употреблению существительного в разных падежах. 1 вариант Если ребенок овладел игрой «окошечки», то взрослый, показывая картинку в «окошечке», задает вопросы, а ребенок отвечает. Например: В: Са-са - кто? Р: Са-са - лиса. В: Сы-сы - кого? Р: Сы-сы - лисы. В: Се-се - к кому? Р: Се-се - к лисе. В: Су-су - кого? Р: Су-су - лису. В: Се-се - о ком? Р: Се-се - о лисе. 2 вариант Ребенок без наглядной опоры, опираясь на чистоговор-ку-вопрос, ставит слово в нужный падеж и употребляет его с правильным окончанием.
ПОСЧИТАЙ Цель: учить ребенка согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук во фразе, учить согласовывать количественные числительные с существительными. 1 вариант Взрослый показывает ребёнку картинку и вместе с ним составляет по ней простую чистоговорку (например, аш-аш-аш - карандаш). Затем он показывает следующую картинку и предлагает ребенку «посчитать» изображенные на ней предметы. Например: В (демонстрируя изображение карандаша): Аш-аш-аш... Р: Один карандаш. В (демонстрируя изображение двух, трех, четырех карандашей): Ша-ша-ша... Р:Два (три, четыре) карандаша. В (демонстрируя изображение пяти карандашей): Шей-шей... Р: Пять карандашей. 2 вариант Взрослый показывает картинки, ребенок составляет к ним чистоговорки. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый подсказывает ему начало чистоговорки.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? Цель: учить ребенка называть части предмета с помощью чистого ворки. Задача: автоматизировать звук во фразе, уточнять знание частей предмета. 1 вариант Взрослый просит ребенка обратить внимание на какой-либо из находящихся в комнате предметов, показывает его части, обращает внимание на ударение в словах - названиях этих частей. Затем взрослый задает чистоговорки-воп-росы, показывая ту или иную часть выбранного предмета, а ребенок отвечает на них. Например: В: Ла-ла-ла - это что у стола? Р: Ла-ла-ла — это ножки у стола 2 вариант Взрослый просит ребенка составить рассказ о деталях предмета с помощью чисто говорок. Например: ла-ла-ла - ножки есть у стула; ла-ла-ла - спинка есть у стула
СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ Цель: учить ребенка подбирать к слову-предмету слово-признак и слово-действие, Задача: автоматизировать звук во фразе, активизировать словарь прилагательных и глаголов. 1 вариант Взрослый показывает картинку и составляет по ней чистоговорку. Затем просит ребенка описать нарисованный на картинке предмет с помощью чистоговорок. Например: В: Ла-ла - юла. Ла-ла — какая юла? Ответь чистоговоркой. Р: Ла-ла - СИНЯЯ юла. Если ребенку трудно подобрать слово, взрослый задает наводящие вопросы. Например: В: А еще какая бывает юла? Из чего она сделана? Значит, она какая? Р: Ла-ла - железная юла. Аналогичная работа проводится с глаголами. В: Ла-ла - что делает юла? Р: Ла-ла - вертится юла. В: А как еще можно сказать? Р: Ла-ла - кружится юла. В: А что еще делает юла? Р; Ла-ла - лежит юла, ла-ла - упала юла. 2 вариант Ребенок самостоятельно составляет простую чистого-ворку и выкладывает ее фишками. Затем придумывает несколько чистоговорок по картинке, выкладывая фишками других цветов каждое вновь подобранное слово
ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО Цель: учить ребенка подбирать слово, подходящее по смыслу к чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить подбирать слова, подходящие по смыслу. 1 вариант Взрослый раскладывает несколько картинок и предлагает ребенку назвать их. Затем взрослый произносит начало чистоговорки, а ребенок заканчивает ее с опорой на картинку и повторяет целиком. Например: В: Ла-ла - очень острая... Р: Пила. Ла-ла - очень острая пила. 2 вариант Взрослый произносит начало чистоговорки, а ребенок заканчивает без опоры на картинку и повторяет целиком.
28. СКАЖИ ЛАСКОВО Цель: учить ребенка правильно образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением. 1 вариант Взрослый показывает картинку с изображенными на ней большим и маленьким предметами. Затем проговаривает чистоговорку про большой предмет и просит ребенка составить чистоговорку про маленький предмет. Например: В (показывая картинку, изображающую большой и маленький стулья): Лу-лу — стул в углу. А ты скажи про стул ласково. Большой - это стул, а маленький - это что? Р: Стульчик. В: Теперь скажи чистоговоркой. Р: Лу-лу - стульчик в углу. 2 вариант Взрослый начинает чистоговорку, а ребенок заканчивает ее по картинке. Например: В: Лу-лу... Р: Стол в углу. В: Лу-лу... Р: Столик в углу. 3 вариант Ребенок самостоятельно составляет чистоговорку, используя в ней существительное с уменьшительно-ласкательным значением. Например: В: Ле-ле - мяч на столе. Р: Леле - мячик на столе. ПРЕВРАТИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ В СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ) Цель: учить ребенка изменять слова-признаки и слова-действия. Задача: автоматизировать звук во фразе, образование прилагательных от глаголов и глаголов от прилагательных. 1 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «глагол + имя существительное», показывает иллюстрирующую ее картинку и просит ребенка составить по ней чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «причастие + существительное». Например: В (показывая картинку с лежащей лисой): Са-са - лежит лиса. Если лиса лежит, значит, какая лиса? Р: Лежащая. В: А теперь скажи чистоговоркой. Р: Са-са - лежащая лиса. * 2 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, просит найти в ней слово-действие и заменить его на слово-признак, обозначающее это действие. 3 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка выложить ее фишками. Ребенок выкладывает чистоговорку, на месте слова-действия помещая карточку с условным обозначением (см. рис. 3). Взрослый заменяет эту карточку карточкой с условным обозначением слова-признака и просит ребенка составить новую чистоговорку. Ребенок самостоятельно образует от глагола причастие и составляет с ним чистоговорку. 4 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку со словом-действием, а ребенок - чистоговорку с образованным от него словом-признаком1. Например: В: Са-са - бежит лиса. Р: Са-са - бегущая лиса. В: Са-са - спит лиса. Р: Са-са - спящая лиса. Р: Са-са - лежит лиса...
30. СКАЖИ ЧЬИ? Цель: учить ребенка правильно образовывать притяжательные прилагательные (в форме единственного и множественного числа). Задача: автоматизировать звук во фразе, учить образованию притяжательных прилагательных. 1 вариант Взрослый показывает ребенку изображение животного и называет части тела этого животного. Ребенок по опорным вопросам взрослого составляет чистоговорку, во второй части которой находится словосочетание типа «притяжательное прилагательное + существительное». Например: В: Это чьи уши? Р: Это заячьи уши. В: Назови еще раз эту часть тела. Произнеси последний слог в слове-названии. Р: Ши. В: Повтори его. Р: Ши-ши-ши. В: Теперь добавь про ответ на мой вопрос. Чьи уши? Р: Ши-ши-ши - заячьи уши. 2 вариант Взрослый показывает части тела разных животных и задает наводящие вопросы. Ребенок отвечает на них чис-тоговоркой. Например: Б: Ши-ши-ши - это чьи уши? Р: Ши-ши-ши - заячьи (волчьи, лисьи, рысьи) уши. 3вариант Взрослый просит ребенка составить чистоговорку про ту или иную часть тела животного («Скажи чистоговор-кой чьи это уши?»). Ребенок составляет чистоговорку самостоятельно.
31. ИЗМЕНИ СЛОВО Цель: учить ребенка образовывать глагол с помощью приставки. Задача: автоматизировать звук во фразе, формировать навыки словообразования. 1 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части
которой находится словосочетание типа «глагол + существительное». Затем задает ребенку наводящие вопросы, а ребенок составляет чистоговорки с приставочными глаголами. Например: В: Ры-ры - несли шары. Несли шары, потом ушли и шары с собой... (что сделали?) Р: Унесли. Ры-ры - унесли шары. В: Потом вернулись и шары.~ (что сделали?) Р: Принесли. Ры-ры - принесли шары. В: Зашли в дом и туда шары... (что сделали?) Р: Занесли. Ры-ры - занесли шары. В: Потом пошли на улицу и с собой шары... (что сделали?) Р: Понесли. Ры-ры - понесли шары. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый может сопровождать вопросы имитирующими действиями. 2 вариант Взрослый проговаривает чистоговорку. Затем совершает имитирующие действия, а ребенок самостоятельно подбирает к ним слова-действия с нужной приставкой и составляет с ними чистоговорки. Например: В: Ры-ры... (показывает действие) Р: Несли шары. В: А теперь повтори всю чистоговорку. Р: Ры-ры - несли шары. 32. НАРАСТАЛОЧКА Цель: учить ребенка составлять чистоговорку, распространяя ее дополнительными словами. Задача: автоматизировать звук во фразе, учить составлению простых распространенных предложений. 1 вариант Ребенок составляет простую чистоговорку. Затем взрослый задает к ней вопрос, а ребенок отвечет на него чисто-говоркой, одновременно распространяя ее. Например: Р: Ла-ла - пила. Р: Ла-ла - острая пила. ПРОШАГАЙ, ПРОХЛОПАЙ Цель: учить выделять слова в чистоговорке. Задача: автоматизировать и дифференцировать звук в слове и фразе, уточнять понятие «слово», учить выделять слова из потока речи. 1 вариант Взрослый вместе с ребенком припоминает что такое слово. Затем взрослый просит ребенка прошагать (прохлопать) чистоговорку по словам, шагая (хлопая) и проговаривая вместе с ним. 2 вариант Ребенок выполняет задание самостоятельно. Если он ошибся, назвал только часть слова - слог, — то взрослый исправляет ошибку, задавая уточняющие вопросы.
Например: «Пи - это что? Я не знаю такого слова, а вот слово ПИЛА есть, поэтому на один шаг надо сказать «ПИЛА». 3 вариант Ребенок выпоняет задание самостоятельно, без опоры на вопросы взрослого.
ИСПРАВЬ ПУТАНИЦУ Цель: учить ребенка правильно подбирать слова по смыслу. Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать мышление. 1 вариант Взрослый произносит две чистоговорки, во второй части которых находятся словосочетания типа «прилагательное + существительное», переставив в них существительные. Например: са-са - длинная роса; са-са - свежая коса. Затем взрослый спрашивает ребенка, верны ли чистоговорки, и просит их исправить (са-са - длинная коса; са-са - свежая роса). Если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно использовать фишки, выложив с их помощью зрительную опору. 2 вариант Ребенок исправляет предложенные чистоговорки само
О О О О ла ла острая пила 2 вариант Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и просит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстояние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.
5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чис-тоговорке. Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи. 1 вариант Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са - идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са - идет КТО?*, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ. Чистоговорку лучше выложить маленькими фишка-. ми, а слово-ответ - большой фишкой: Например: са-са - идет ЛИСА О О О О
2 вариант Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками: В: Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса? О о О о Р: Са-са - ИДЕТ лиса 3 вариант Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
6. ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ Цель; учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же количеством слогов и местоположением ударного слога. Задача: автоматизировать звук в словах, учить определению в слове слога с ударным звуком, развивать чувство ритма. 1 вариант Взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество слогов в этом слове (самостоятельно или с помощью взрослого), ударный слог (слог, который громче и дольше всех тянется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове. Например: ла-ла-ла - принесла, ла-ла - пила. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, рекомендуется обозначить слоги слова фишками. Ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные маленькими 2 вариант Взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать соответствующую картинку из нескольких предложенных. Внимание ребенка акцентируется на том, что в слове-названии картинки должно быть столько же слогов, сколько в названном слове, и ударение должно стоять в том же месте. Ребенок с помощью взрослого должен назвать все предложенные картинки, поделить все слова на слоги, определить ударный звук и затем только выбрать нужное слово.
3 вариант- Взрослый называет слово, а ребенок сам выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображен названный предмет. При этом взрослый должен обратить внимание ребенка на совпадение ритмического рисунка заданного слова и слова-названия найденной ребенком картинки. К заданному слову ребенок самостоятельно составляет чистоговорку, «выкладывает» ее с помощью фишек и «читает», проводя под ними пальчиком.
7. ДОБАВЬ СЛОВО ИЗ... СЛОГОВ Цель: учить ребенка делить слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов. Задача: автоматизировать звук в слове, учить делить слова на слоги. 1 вариант Взрослый выкладывает фишками и проговаривает начало чис
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.165 (0.014 с.) |