Отличие от других христианских вероучений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие от других христианских вероучений



 

Католическое вероучение имеет ряд положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

 

-филиокве — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына -догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;

-учение о чистилище;

-учение об индульгенциях;

- почитание Девы Марии ;

-почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу и почитанием святых

- монархическая власть Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;

-централизованность церковной организации (немного схожая черта с некоторыми протестантскими движениями),

-утверждение о безошибочности учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности;

-нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признать недействительным брак.

 

 

Организация и управление в католической церкви.

[1]В отличие от других направлений в христианстве, католицизм имеет единую, строго централизованную и иерархизированную церковную организацию. Центр католицизма и резиденция его главы - Римского папы - Ватикан, город-государство на территории Рима (44 га). Применительно к Ватикану применяют два разных определения: «Апостольская столица» и «Государство-град Ватикан».

Первое означает конфессиональный центр, под вторым подразумевается абсолютистское государство, главой которого является глава католической церкви. Таким образом, нынешний Римский папа является единственным абсолютным монархом на планете, объединяющим в своем лице высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Государство-град Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн (музыку к нему написал в XIX в. французский композитор Шарль Гуно), почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты государственной власти. В настоящее время, как суверенное государство, Ватикан обменивается дипломатическими представителями со 146-ю государствами мира, в том числе и с Италией, на территории которой он находится. Дипломатические отношения Ватикана с некоторыми государствами дополнены конкордатами - соглашениями с правительствами этих стран, где оговорены положение католической церкви, ее права, условия функционирования.

Подлинным правительством Ватикана является римская курия - орган папской администрации. Она осуществляет повседневное руководство всеми сторонами жизни Римско-католической церкви и ватиканского государства. Главное учреждение римской курии - государственный секретариат. И если Римский папа является верховным правителем Ватикана, то назначаемого им [2]генерального секретаря можно считать главой правительства, поскольку его полномочия в целом совпадают с функциями премьер-министра любого светского государства.

Помимо государственного секретариата, в состав курии входят 9 своеобразных министерств - конгрегации - по вопросам вероучений, восточных церквей, богослужения и соблюдения таинств, ленонизации, по делам епископов, евангелизации народов, по делам духовенства, институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни, католического образования. Другими самостоятельными учреждениями курии являются папские трибуналы, канцелярии, апостолический церковный суд, занимающийся рассмотрением дел, связанных с внутренней жизнью церкви.

Католическая церковь как организация сложилась в условиях феодализма и приняла форму, типичную для административного устройства феодального государства. Первичной ячейкой католической церкви является приход (парафия), который управляется священником. Приходский священник назначается епископом и подчиняется только ему. Несколько приходов образуют так называемый деканат, но декан является лишь связующим звеном между приходом и папской курией. Деканаты объединяются в свою очередь в более крупные подразделения - диоцезы, которыми управляют епископы. Несколько диоцез образуют митрополию, или архиепископство. Архиепископы (митрополиты), как и примасы (главы национальных церквей), в настоящее время скорее почетные звания, так как каждый епископ подчиняется непосредственно папе. Высший (после папы) духовный чин в католической церкви - кардинал. Кардиналов назначает сам папа с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии. Римский папа - абсолютный пожизненный правитель церкви - избирается через 18 дней после смерти очередного главы Ватикана кардиналами, которых созывают по этому случаю на специальное закрытое собрание - конклав. Для избрания папы требуется 2/3 голосов участников конклава плюс один голос. Число участников конклава не должно превышать 120. По католическому учению, в папе сосредоточена вся полнота церковной власти: без его санкции ни в одной стране не может быть поставлен или отставлен епископ, созван собор, издан какой-либо церковный закон. [3]Своими декреталиями и буллами папа может не только определять всю жизнь церкви, но и устанавливать либо изменять церковные обряды и каноны (правила церковной организации, вероучения и культа).

Папе воздаются особые церковные почести. Новоизбранный папа восходит на престол, на котором приносится бескрoвная жертва, вoзлагает на себя корону - не простую епискoпскую митру, а тиару, т.е. трoйную кoрoну, в знак получаемой им власти в церкви, в земном и загрoбнoм мирах. На официальных приемах у папы все представители высшей церковной иерархии должны преклоняться перед ним и целовать его туфлю, на которой изображен крест. Во время торжественных процессий папа появляется перед народом на устанавливаемом на носилках троне, под балдахином, в сопровождении множества церковных сановников и дает благословение не только городу Риму, но и всему миру.

Католическая церковь располагает огромной армией священнослужителей и монахов. В 1996 г. в мире насчитывалось около 450 тыс. священников, действующих почти в 200 тыс. приходов, свыше 1 млн. монахов и монахинь. Монахини, а их большинство (866 тыс.), работают в сфере здравоохранения, воспитания, образования, миссионерстве. Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордены. Внутренняя жизнь каждого ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую степень централизации власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Имеются «нищенствующие» ордены - францисканцев, бернардинцев, капуцинов, доминиканцев и некоторых других, уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим постоянный доход. Другие ордены, которые не причисляют себя к указанной группе, обладают правом зарабатывать деньги, идущие в церковную казну или на благотворительные цели.

Особое место среди католических монашеских орденов занимал и занимает орден иезуитов, основанный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой. Орден подставляет собой элитарное «государство в государстве» со строгой централизацией (абсолютная власть внутри ордена принадлежит генералу ордена), строгой субординацией и беспрекословным подчинением младших старшим. В настоящее время орден иезуитов руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, рассеянными по всему миру, а также 500 школами, которые посещают 1,5 млн. человек.

католицизм идеологический вероучение обрядность

 

Распространение католицизма

[4]Католичество — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2013, в мире насчитывалось 1,254млрд католиков. Пятью крупнейшими странами мира по общему числу католического населения являются Бразилия, Мексика, Филиппины, США и Италия.

 

Католицизм является основной религией во многих европейских странах (Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину. В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

 

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме, Южной Корее и Китае.

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.)

В Африке проживают, по разным оценкам, от 110 до 175 миллионов католиков.

[5]В Австралии и Новой Зеландии количество католиков преобладает над протестантами.

 

[6]До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римо-католиков составляло 11 миллионов 468 тысяч человек. В современной России (2005) существует 426 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник приводит цифру в 789 тысяч. На Украине (в основном на западе страны) проживает около 4,7 миллионов католиков, из которых более 4 миллионов — католики восточного обряда. В Белоруссии католиков более миллиона.

 

Грекокатолицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также в незначительном количестве среди албанцев, греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.

 

Восточнокатолические церкви используют в церковной жизни один из восточных литургических обрядов. Находятся в юрисдикции папы римского через Конгрегацию для восточных церквей — одно из отделений Римской курии, образованной в 1862 году в рамках Конгрегации по распространению веры (Propaganda Fide, ныне Конгрегация евангелизации народов), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви. В 1917 году она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию.

 

Восточнокатолические церкви пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом. Они пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви, в связи с чем в их адрес часто применяется термин «Церкви своего права» . В 1990 году Апостольский Престол обнародовал Кодекс канонов Восточных церквей, содержащий нормы канонического права, общие для всех католических церквей восточных обрядов.

 

Католицизм в России

[7]Еще в X веке Древняя Русь поддерживала отношения со Святым престолом , а в XI–XII вв., в силу возросших хозяйственных связей, во многих русских городах появляются католические общины, которые свободно строят храмы (например, в Новгороде их было сразу два – св. Николая и св. Петра), их члены часто поступают на службу к князьям, вступают в браки с православными. Ситуация резко меняется с начала XIII в., когда после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. реально осознается разделение церквей, а татаро-монгольское нашествие и завоевание Византии турками надолго оторвало православные народы, в том числе и русский, от Западной Европы. Отношение к католитической церкви до конца XVII в. было резко негативным, только в самом конце столетия в Москве для жителей иностранной слободы была построена небольшая деревянная церковь.

 

Коренной перелом в отношении к католической церкви произошел в России в царствование Петра Великого (1682–1725). Он начал реформы всего государственного и общественного устройства страны, он открыл иностранцам, среди которых было много католиков, широкий доступ на русскую службу.

[8]Основные принципы отношения российских властей к католикам сохранившиеся до 1917г.утвердились в период царствования Петра Великого, а затем Екатерины Великой (1762–1796) (они распространялись и на представителей других конфессий, кроме иудаизма и тех христианских направлений, которые считались сектантскими). Последователи разрешенных конфессий имели право свободного исповедания своей религии при условии политической лояльности и отказа от миссионерской деятельности среди православных россиян (для последних переход в другую религию был уголовно наказуемым преступлением). Межконфессиональные браки с представителями других христианских направлений признавались законными, но при наличии одного из супругов, исповедующих православие, дети автоматически становились православными.

 

В начале XX в. на территории собственно России (без учета территорий стран Балтии, Польши, Украины и Белоруссии) проживало 500 тыс. католиков и существовало около 150 храмoв. Революция 1917 г., провозгласившая свободу совести и ликвидировавшая государственное положение православной церкви, не принесла католикам oжидаемых свобод. Как и другие религиозные организации, католическая церковь на протяжении многих десятилетий подвергалась гонениям и к началу перестройки в России имела только два храма – в Москве и в Ленинграде. Начавшиеся демократические преобразования позвoлили вoсстановить церковную структуру па территории тогдашнего Советского Союза, а затем и России. Уже в 1994 г. существовало 128 католических приходов, на январь 2006 г. их насчитывалось 426, четверть из них не имеет храмовых зданий. Оценки общегo числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов челoвек. Сами католики указывают цифру в 789 тысяч

 

Католицизм сыграл и продолжает играть огромную роль в духовной жизни Запада. Именно благодаря тому, что церкoвь вместе с латинским языком сохранила часть древнего наследия, стал возможен синтез германского и романского начал, который и определил всю дальнейшую культуру Европы.

Сложившаяся в лоне катoлической церкви схoластика, с ее приверженностью к логической системе доказательств, приучила европейца к тому типу мышления, который стал основой всего многoликoгo европейского рационализма. Катoлицизм вызвал к жизни такие великие художественные системы, как готика и барокко. Не без влияния католической церкви сформировался рыцарский идеал поведения, который в конце Средних веков перестал быть достоянием только высших слоев oбщества: став одной из составных частей европейской этики, он способствовал укреплению в человеке чувства собственного достоинства и формированию нoрмативной вежливости. Наконец, католическая церковь на протяжении столетий стремилась, пусть не всегда последовательно, установить в качестве основополагающих принципов общеcnвенного бытия идеи мира и согласия, чему во многом способствовало ее наднациональное устройство. И если на протяжении многих веков истории дoстичь этого во всей полноте не удавалось, то это не умаляет величия благoродных идеалов катoлицизма.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.008 с.)