Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕХНИКА 2. Выяснение смысла суицидаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В позитивной психотерапии (Пезешкиан, 1996) попытка суицида рассматривается как «завершение болезненного развития». Под попыткой суицида подразумевается не столько стремление к смерти, сколько вызов окружающему миру. Конечно, возможно, что эта попытка заканчивается смертью или всерьез задуманное самоубийство не удается. Если поразмышлять над тем, что означает «лишить себя жизни», то здесь можно обнаружить и позитивные стороны Если человек «забирает» у себя жизнь, значит он постигает жизнь, овладевает ею, он приспосабливает ее к себе. Здесь возможно новое начало. «Лишить себя жизни» – это способность поставить свою жизнь под вопрос и изменить свои взгляды на нее. Опросник для клиентов с суицидальными тенденциями 1) «Я этого больше не вынесу»; «Жизнь – это иллюзия»; «Все – игра воображения, химера, вымышленный мир»; «Кто научился умирать, перестает быть рабом», «Смерть – это ворота жизни»; «Все лишено смысла» Можете ли вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки, которые близки к вашей проблематике? Как вы относитесь к этому? 2) Какое средство вы использовали, чтобы уйти из жизни? 3) Ваше чувство самоценности основывается преимущественно на вашей профессиональной деятельности? 4) В вашей профессиональной деятельности вы разочарованы, чувствуете себя отвергнутым? Или к вам несправедливо относятся на работе? 5) Была ли ваша попытка самоубийства вызовом окружающему миру? С какой целью? 6) Вы рассказывали кому-нибудь о вашей попытке самоубийства? Как среагировали ваш партнер и другие значимые для вас люди? 7) Какие разочарования (чем, кем) предшествовали вашей попытке самоубийства? Стояло ли за этим желание любви, близости и защищенности? 8) Одолевают ли вас мысли о безнадежности и бессмысленности жизни? Что вас привело к таким мыслям и ощущениям? 9) Знаете ли вы, какие причины заставляют людей других культурных традиций сознательно лишать себя жизни (например, харакири в Японии, принесение себя в жертву в Индии)? 10) Хотели ли вы покончить с невыносимой для вас ситуацией (какой?) или с жизнью вообще? 11) Задумываетесь ли вы о глобальных проблемах будущего всего человечества (война – мир, экологический кризис, мировой голод)? 12) Что для вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?
13) Какие цели и планы есть у вас в профессиональной деятельности, партнерских и семейных отношениях, здоровье и общественной сфере на ближайшие 5 лет? Какие возможности для их реализации вы видите? ТЕХНИКА 3. Раннее воспоминание Ранние воспоминания используются для изучения специфики различных состояний и синдромов, например депрессивного синдрома в разных возрастных группах или ПТСР у участников боевых действий. Приводим инструкцию получения раннего воспоминания, опубликованную в работе Е. Сидоренко (Сидоренко, 2000). По процедуре обследования участникам тренинга предлагается дать письменное изложение самого раннего воспоминания. Подчеркивается значение следующих моментов: – старайтесь быть как можно более конкретным; – не давайте «обзоров», т. е. воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз; – не отказывайтесь давать воспоминание, даже если вы не абсолютно уверены, что это действительно случилось с вами, – включайте все, что помните, даже то, что вам кажется незначительным, – описывайте только то, что относится к возрасту до восьми лет; – описывайте чувства, даже если они противоречивы; – называйте имена присутствующих в воспоминании людей; – опишите наиболее яркую часть; – опишите то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникали; – попытайтесь высказать догадку по поводу цели своего поведения; – укажите примерный возраст, к которому относится воспоминание. Можно использовать более короткую инструкцию: человека просят рассказать самое раннее воспоминание о каком-либо событии. Предлагается, чтобы это было одно событие, а не рассказ о серии событий. После того как клиент сделает это, консультант может задать уточняющие вопросы: – Что вы чувствовали? – Кто еще там был? – Помните ли вы цвета, звуки и другие обстоятельства этого события? Можно попросить рассказать два ранних воспоминания о каких-либо единичных событиях, которые произошли в возрасте до 8 лет. Это могло быть любое событие, которое «засело» в голове и может быть вызвано перед «мысленным взором». Воспоминания записываются на магнитофон, а позже
переписываются на бумагу. После записи каждого воспоминания испытуемого просят: – дать ему название; – выразить свои чувства по поводу этого события; – внести любое изменение в запомнившееся событие. В последующем анализе используется только то событие, которое клиент вспомнил первым. Качественный контент-анализ ранних воспоминаний Схема контент-анализа ранних воспоминаний состоит из четырех этапов: 1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез. 2. Проверка гипотез. 3. Инсайт – постижение формулы жизненного стиля автора раннего воспоминания. 4. Исследование формулы вместе с автором раннего воспоминания. На первом этапе фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы. 1. Присутствующие в воспоминании люди. 1.1. Мать. 1.2. Отец. 1.3. Братья и сестры. 1.4. Двоюродные братья и сестры. 1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники. 1.6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и др. 2. Тип события. 2.1. Опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания. 2.2. Болезни и смерть. 2.3. Проступки, кражи, сексуальный опыт и др. 2.4. Новые жизненные ситуации. 3. Способ восприятия ситуации субъектом. 3.1. Преобладающий вид чувствительности. 3.2. Ощущение принадлежности. Важно учитывать, используется ли только местоимение «я» или (и) местоимение «мы»: В целом использование местоимения «мы» свидетельствует о большем развитии социального чувства и сотрудничества, но многое зависит от того, с кем «мы»: только с членами собственной семьи или с более широким кругом людей. 3.3. Чувства и эмоции. Вначале кратко остановимся на взглядах Адлера на эмоциональную жизнь вообще. Речь идет по крайней мере о трех основных идеях: A. Все чувства и эмсции имеют цель. Б. Цель чувств и эмоций соответствует общей жизненной цели – избранному нами стилю жизни. B. Чувства, которыми проникнуты ранние воспоминания, помогают нам удерживать эмоциональный тон, соответствующий избранному жизненному стилю. Чувства и эмоции, описанные субъектом, или хотя бы вскользь упомянутые им воспоминания являются важным средством постижения его жизненного стиля. Именно поэтому многие исследователи специально обращают внимание испытуемых на необходимость и важность описания чувств, даже неясных, смешанных или кажущихся незначительными. С другой стороны, диагностично и то, включает ли субъект описания эмоций по собственной инициативе или нет. Это отражает его стиль в подходе к проблемам и задачам, выявляет его интерес к эмоциональной стороне жизни, к своим собственным чувствам и чувствам других людей. По этой причине важность описания чувств в предлагаемой мною инструкции специально не подчеркивается. На этом завершается анализ по содержательным категориям – первый этап контент-анализа ранних воспоминаний. На втором этапе предлагается прочитать все гипотезы, записанные на первом этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания. На третьем этапе предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля автора воспоминаний. Поначалу лучше работать в режиме мозгового штурма – продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя. Затем на основе анализа этих идей должна быть выведена отточенная формула жизненного стиля, начинающаяся со слов, предложенных Адлером, например: «Жизнь – это...» или: «Жить – значит...».
Четвертый этап анализа – исследование вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую составил консультант, то есть переход от диагностической задачи к психотерапевтической. Следующие этапы тренинга проводятся в группе. Общие понятия групповой терапии, включающие процедуру знакомства, разминки, завершения работы и т.д., изложены в главе 3.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.01 с.) |