Плавность - вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плавность - вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.



ОРФОЭПИЯ.

 

1.Неударный звук [О] в начале слова и в предударном слоге произносится как [а]:

 

отнимать – [а]тнимать, топор – т[а]пор.

 

2.«О» неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или находящееся непосредственно после ударного, звучит как промежуточный (редуцированный) звук, средний между [А] и [Ы].

 

Он обозначается знаком Ъ:

 

подворотня – п[Ъ]дв[а]ротня;

 

изморозь – изм[Ъ]р[Ъ]сь;

 

волос – вол[Ъ]с.

 

3.Неударный звук [А] в начале слова и в безударном слоге, стоящем непосредственно перед ударным, произносится как короткий «а»:

 

артист – [а]ртист, сады – с[а]ды.

 

4.Неударный звук [А] послеЖ,Ш произносится как а:

 

жара – ж[а]ра, шаги – ш[а]ги, шары – ш[а]ры.

 

5.Безударные гласные звуки [У], [Ы] в произношении не заменяются другими звуками, но теряют свою долготу.

 

6.Гласный звук [И] в начале слова переходит в [Ы], если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную:

 

с интересом - с[Ы]нтересом

так и знай - так[Ы]знай

 

Переход [и] в [ы] происходит: 1) на стыке приставки на согласный и корня, начинающегося звуком [и] (возможна и вторая приставка с начальным [и]): под-[ы]скать, не-без-[ы]звестный; 2) при произношении двух самостоятельных слов, соединенных союзом и, не отграниченных паузой, в том случае, если первое слово кончается, а второе начинается твердым согласным: стол и дом [стол-ы-дом], а также в словосочетаниях, если первое слово заканчивается твердым согласным, а второе начинается с [и]: сын Иван [сын-ыван], но дочь Ивана [доч'-иванъ]; 3) после предлогов, входящих, как правило, в состав следующего слова: к Ивану [к-ывану], из игры [из-ыгры]; 4) на стыке частей сложносокращенных слов: Политиздат [пъл'итыздат].

Но если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [И] остается без изменений:

мороз и солнце.

 

 

7.Безударные гласные «Е», «Я» в произношении звучат как средний звук между И и Е, который обозначается знаком И:

 

рябина – р[И]бина, весна – в[И]сна.

 

В начале слова – как йотированный И [йи]:

 

Январь – [йи]нварь, еловый – [йи]ловый

 

 

8.Звук [Е] под ударением может звучать по-разному, в зависимости от согласных, стоящих после него: перед твердыми согласными [Е] звучит широко, открыто, перед мягкими – закрыто, узко:

 

Е-широкое: м[Е]л, п[Е]л, св[Е]т;

 

Е-закрытое: п[е]ли, св[е]тит).

 

9.Сочетания АО, ОА, АА, ОО произносятся одинаково как [аа]:

 

на окне – н[аа]кне

 

по-армейски – п[аа]рмейски

 

на арке – н[аа]рке

 

однообразный – адн[аа]бразный.

 

10.А и О в сочетании с У (АУ, ОУ), стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным звуком [А],но никогда не переходят в звук [У]:

 

наугад – н[Ъ]угад по углам – п[Ъ]углам.

 

11.Сочетания ЫЕ, ИЕ в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ЫИ, ИИ:

 

старые – стар[ЫИ], белые – бел[ЫИ]

летние – летн[ИИ], синие – син[ИИ].

 

12. На месте буквы е после шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится [ы], склонное к [э] - [ыэ]: желток, жесток, шесток, шестой, цена, цепной - [жыэлток], [жыэсток], [шыэсток], [шыэсто ], [цыэна], [цыэпно ].

 

После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук, средний между [и] и [е] - [ие]: часы, часок, щадить, щавель, сняла, взяла, песок, лесок - [ч'иесы], [ч'иесок], ['иед'ûт'], ['иев'êл'], [c'н'иела], [в'з'иела], [п'иесок], [л'иесок].

 

 

Произношение фрикативного звука ([г+ ]) возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов Бог, Господи; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля.

На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брошюра - [пърΛшут], [брΛшуръ];. но в слове жюри предпочтительно произношение [ж'ÿр'и].

Актриса барабан караван карат

Часы чарующий пощадить

 

Яма яр якорь ягода ясли ярость

Язык январь лягушка побрякушки

 

Вся жизнь впереди.

Пусть всегда будет солнце.

Так же, как и везде.

В Италии живет Виталия.

Как им понять?

 

 

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

 

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

 

А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

 

Б) Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

 

 

А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди!

Б) Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!

В) Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

 

 

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

 

Играй, Адель – нижний регистр

Не знай печали – средний регистр

Хариты, Лель – верхний регистр

Тебя венчали – нижний регистр

И колыбель – средний регистр

Твою качали –- верхний регистр

Твоя весна – нижний регистр

Тиха –- средний регистр

Ясна – верхний регистр

 

 

Ъ а А

барабан караван
балаган самовар
кардиган каравай
наркоман акробат
пастила атаман
кабала конокрад
молоко красота
говорить водопад
паровоз долото
договор водовоз

 

а А Ъ

баранка поганка
кроватка поклажа
попона помойка  
повозка зарплата  
лампада ламбада  
собака качалка  
забава зараза  
задача погода  
работа ворота  

О Ъ Ъа

форточка косточка
розочка ложечка
проводы кофточка
парочка лодочка
колокол мордочка
молодость палочка
галочка жимолость
преданность изморозь

Ъ Ъ а /

водоворот заговорить
разворотить поколотить
позолотить распотрошить
разговорить коловорот
колокола заворожить
сковорода контрабандист
монополист водопровод

 

Ъ /\ / Ъ

 

морозилка молотилка
канарейка бородавка
копошиться пароварка
батарейка сковородка
золотишко колоссально
половица балалайка

/\ / Ъ Ъа

парабола порадовать
командовать росиночка
сориночка Мальвиночка
заминочка корзиночка
жаворонок сутолока
   

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

 

 

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.

 

Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком '. Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием.

 

Соединительная пауза (указывающая на то, что высказывание еще будет продолжено) между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой — |, более длительная пауза (указывающая, с одной стороны, на завершение части высказывания, а с другой стороны – возможное продолжение высказывания) между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами —.

Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты – смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.

 

В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.

 

Ударные слова требуют специального подчеркивания по сравнению с произношением остальных слов.

 

Способов такого подчеркивания несколько: повышение голоса, пауза, замедление, а иногда и понижение голоса.

 

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением. Например: В зале собрались зрители. Стол был накрыт.

 

2. Логическое ударение не ставится на прилагательных и местоимениях. Например: Сегодня морозный день. Благодарю вас. Вы извините меня.

 

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется. Например: Мне нравится не синий цвет, а зеленый. Мне нравится, а не тебе.

 

4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего? Например: Это приказ командира. (При перестановке слов так же: Это командира приказ).

 

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением. Например: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

 

6. Перечисления во всех случаях (так же, как и счет) требуют на каждом слове самостоятельного ударения. Например: Я встал, умылся, оделся и выпил чай. На полянке появился танк, за ним второй, третий, четвертый...

 

7. При объединении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи. Например: - Да хорошо, по-моему, - сквозь зубы процедил Федор. Механически применять эти или другие правила постановки логических ударений нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе чтец.

 

8.А) если подлежащим и сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.

Б) если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется.

 

9. Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.

«У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем» – этот год противопоставлен будущему;

«В наших жилах кровь, а не водица».

 

10. Если в фразе есть скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, обязательно будет под ударением.

«Это были настоящие цветы» (подразумевается, что они не бумажные).

 

11. В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается.

«Лицо старухи было сморщено, как высохшее яблоко»,- сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следовательно, ударными будут слова «высохшее яблоко».

 

12. В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.

«Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово «ты»

.

13. При сочетании глагола с наречием ударение падает на наречие:

«Стало тихо»; «Вьюга бушевала непрерывно».

 

Пауза (лат. рausa от греч. pausis – прекращение; остановка) – временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза – это молчание.

Виды пауз – хезитация, логическая, психологическая, интонационно-синтаксическая, ситуативная, физиологическая.

Логическая пауза большей или меньшей длительности перед сочинительным соединительным союзом И бывает почти всегда:

 

А) минимальная, когда этот союз стоит между отдельными словами;

 

Б) большая, когда он соединяет распространенные члены предложения, и еще большая, когда он соединяет части сложного предложения.

 

После союза И, стоящего перед деепричастным оборотом, пауза не соблюдается:

 

«Отвернулся и (,) обходя лужи, побрел к багажному отделению».

 

Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.

 

Основные элементы речевой интонации следующие:

1) Сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

2) Направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты (мелодика);

3) Скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);

4) Тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Темп - скорость говорения - может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.

 

Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности – как не бывало.

 

Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы.

 

Русская речь склонна к некоторой минорности, и часто в голосе слышатся высокие плаксивые нотки, капризно - просительное звучание, хорошей профилактикой против которых служит понижение тона. Высота звука должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность.

 

Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п.

 

В современном русском языке восемь знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире; к ним можно причислить еще абзац, скобки и кавычки. Все они могут употребляться для отделения одних частей текста от других, и тогда называются «отделяющими».

 

Некоторые из этих знаков служат и для выделения, подчеркивания отдельных слов и выражений, выступая как парные знаки. Тогда они называются «выделяющими». Это могут быть две запятые, два тире, скобки, кавычки. Каждый знак препинания имеет свою интонационную окраску.

 

Точке присуща интонационная фигура звукового понижения основного тона – своеобразного падения звука.

Запятая, наоборот, характеризуется повышением звука, который завершается своеобразным «голосовым загибом», обрывающем звук и предупреждающем, как поднятая кверху рука, о том, что мысль не завершена.

Двоеточие интонационно подготавливает слушающего к продолжению мысли, в его интонации ощущается движение, развитие, передаваемое лёгким звуковым толчком.

Вопросительный знак требует резкого и быстрого подъёма звука на вопросительном слове, которое сопровождается характерной фигурой так называемого «кваканья». Высота и скорость подъёма, форма звуковой фигуры создают градацию вопроса.

Восклицательный знак начинается с быстрого и энергичного звукового подъёма, после чего голос резко падает книзу. Чем выше взлёт и резче падение, тем интенсивнее звучит восклицание.

 

Задание 1.

 

Прочитайте примеры вслух. Обратите внимание на то, как изменяются смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания.

 

Примеры:

 

1. Жарко, солнце стоит над головой.

 

Жарко: солнце стоит над головой.

 

2. Зима суровая, лето знойное.

 

Зима суровая – лето знойное.

 

3. Жаворонки звенят! Воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.

 

Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и жуют, собаки смирно повиливают хвостами.

 

4. Он вернулся.

Он вернулся?

Он вернулся!

 

5. Придешь домой, поешь, уснешь

 

Придешь домой – поешь, уснешь.

 

6. Я не видел брата товарища и его сестру.

Я не видел брата, товарища и его сестру.

 

7. Статья может быть напечатана.

Статья, может быть, напечатана.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.097 с.)