Полиграфические материалы для СМИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полиграфические материалы для СМИ



Типографские краски и их характеристики. В зависимости от способа печа­тания краски делятся на типографские, литографские, офсетные, фототипные, для глубокой печати и т. д.; в зависимости от кон­струкции печатных машин — на краски для печатания на пло­ских и ротационных машинах; в зависимости от характера и на­значения печатной продукции — на газетные, книжные, журналь­ные, иллюстрационные, картографические, плакатные, афишные и другие.

Для всех красок, выпускаемых отечественными заводами, введе­на единая система нумерации.

Черные печатные краски обозначаются следующими торго­выми номерами:

Типографские газетные:

для ротаций от 1 до 9

для плоских машин» 10» 19

Типографские книжные:

для ротаций» 20» 29

для плоских машин» 30» 39

Типографские иллюстрационные:

для ротаций» 40» 49

для плоских машин» 50» 69

Офсетные» 70» 79

Краски ротаторные,» 80» 89
для техниче­ской ретуши и др.

Черные краски» 90» 99
для четырехкрасочного печатания

Разные номера черных красок используются для печати в зависимости от машин и бумаги. Так, газетная краска № 1-Л с синим оттенком — предназначена для печати на газетных бумагаx ротационным способом. Книжная краска № 32 с синим оттен­ком употребляется при работе на плоских машинах. При этом используются типографские бумаги № 2. Быстрозакрепляющаяся иллюстрационная краска № 44 с синим отливом применяется в ротационных машинах для печати на типографских бумагах № 1. Иллюстрационная быстрозакрепляющаяся краска № 50 с красно­ватым оттенком пригодна для печати на мелованных бумагах в плоских машинах.

Цветные печатные краскиимеют следующие номера:

Оранжевые от 100 до 199

Красные и пурпурные» 200» 299
в том числе для трех- и четырехкрасочной печати» 280» 299

Синие и голубые» 300» 399

в том числе для трех- и четырехкрасочной печати» 380» 399

Зеленые» 400» 499

Желтые» 500» 599

в том число для трех- и четырехкрасочной печати» 580» 599

Коричневые» 600» 699

Фиолетовые» 700» 799

Белые» 800» 899

Такое большое количество номеров необходимо потому, что каждый цвет может иметь несколько десятков оттенков. Напри­мер, краска № 201 в своей основе имеет лак красный прозрач­ный СБ, краска № 232 — лак основной розовый. Краска № 363 сделана на пигменте голубом фтолоцианиновом № 3, а № 395 — на лаке бирюзовом.

Кроме того, под одним и тем же номером могут выпускаться две краски, предназначенные для разных способов печати. На­пример, под № 364 заводы выпускают две краски сине-бирюзового цвета. Они содержат один и тот же пигмент — голубой фтолоцианиновый, но у них различные печатно-технические свойства: одна краска используется для типографской печати, другая — для офсетной.

Как указано в приведенной выше таблице, в числе красных и пурпурных, синих и голубых, желтых красок под соответст­вующими номерами числятся краски для трех– и четырехцветной печати.

Цветная полиграфическая печать основана на способе полу­чения различных цветов путем оптического смешения при нало­жении красок. Поэтому к трехцветным краскам предъявляются особые требования. Они должны быть близки к чистым спектраль­ным цветам соответствующей длины волны, прозрачны, обладать высокой светопрочностью. Каждая предыдущая краска должна в течение определенного времени принимать последующую окраску.

Номерами от 1 до 99 и от 100 до 899 обозначаются краски для высокой (типографской) и плоской (литографской, офсетной, фототипией) печати. Одновременно заводы выпускают черные и цветные краски для глубокой печати. Для них установлены торговые номера начиная с 1000, с подразделением, аналогичным краскам для высокой и плоской печати. Например, все черные краски для глубокой печати имеют номера от 1000 до 1099, крас­ные и пурпурные — от 1200 до 1299, синие и голубые — от 1300 до 1399, коричневые — от 1600 до 1699 и т. д. Соответственно краски для трех- и четырехцветной глубокой печати будут иметь такие номера: красные и пурпурные — от 1250 до 1259, синие и голу­бые — от 1350 до 1359, желтые — от 1550 до 1559.

Заводами выпускаются также и другие печатные краски. Они имеют свое обозначение, аналогичное краскам для высокой, плоской и глубокой печати, но с большим первым номером. Так, черные и цветные переплетные краски имеют номера от 2000 до 2899, цветные краски для закрашивания обрезов книжных бло­ков — от 3100 до 3899.

Сейчас заводами выпускаются типографские глянцевые краски, которые начинаются с номера 4000.

Выпускаются также быстрозакрепляющиеся типографские и офсетные краски под номерами начиная с 8000. Например, под номером 8065 значится черная типографская иллюстрационная быстрозакрепляющаяся краска.

Печатных красок очень много, и, как уже упоминалось выше, каждая из них имеет свою особенность, так как составлена из разных красящих веществ и предназначается для разного вида печати.

Высокая печать. Черные типографские краски для плоских машин имеют вид густой пасты, ротационные — более жидкие, их даже можно перекачивать насосом. Ротационные краски высы­хают на бумаге за счет впитывания, а остальные — за счет перво­начального впитывания и дальнейшего затвердевания связую­щего вещества.

Цветные типографские краски в первую очередь зависят от цвета пигмента или лака и от их концентрации в краске. В ка­честве примера можно привести рецепт зеленой краски № 436. В нее входят: лак бирюзовый светопрочный — 40 процентов, пиг­мент желтый светопрочный — 20 процентов, белила прозрачные № 801 — 5 процентов и олифа льняная слабо-слабая — 35 про­центов.

Плоская (офсетная) печать. Красок этой группы очень мно­го, так как один пигмент может являться основным компонен­том во многих номерах. Они отличаются высокой водопрочностью и повышенной интенсивностью цвета на оттиске. Для их приготовления используются наиболее яркие пигменты, льняная, нефтяная или смешанная олифы.

Глубокая печать. Краски для этой группы должны хорошо смачивать печатную форму и очень быстро высыхать. Заводы выпускают бензольные, спиртовые и водные краски. Все они жидкие и походят на чернила.

 

Виды воспринимающих поверхностей. К ним традиционно относят бумагу и картон.

Трудно представить себе книгу или газету без бумаги. Одна­ко история говорит о том, что такие книги существовали. При раскопках в Месопотамии археологи нашли 22 тыс. глиняных пластинок с выдавленными на их поверхности знаками. Это была знаменитая библиотека, принадлежащая царю Ашшурбанипалу. В ней хранилось большое количество «книг», возраст которых ис­числяется примерно в 5 тыс. лет. Каждая «книга» состояла из со­тен таких глиняных пластинок и весила десятки килограммов.

История развития видов воспринимающих поверхностей. Самые древние книги в Азии были написаны на бамбуковых дощечках. Они, как и листы современной книги, соединялись между собой. Для этого использовался шелковый шнурок. Но и эти книги были тяжелыми и громоздкими. Чтобы взять с собой в дорогу одну из таких книг, нужно было иметь не менее трех повозок, запряженных сильными лошадьми.

До нас дошли единичные экземпляры книг-рулонов, изготов­ленных в Древнем Египте из папируса. Очищенный от коры па­пирус разрезался на тонкие пластинки. Потом эти пластинки склеивались, сушились и полировались пемзой. При склеивании пластинок получались тонкие листы светло-коричневого цвета, длиной до 20 метров. Папирусные ленты, исписанные черными красками, наматывались в виде рулона на круглые палочки и хранились в футлярах из материи или кожи.

Позже папирус был вытеснен пергаментом — особо выделан­ной кожей мелких домашних животных — баранов, коз и козлят.

Для роскошных изданий пергамент нередко окрашивали в желтый, зеленый, голубой, пурпурный цвета, после чего на нем писали чернилами, серебряными или золотыми красками. Перга­мент был гораздо долговечнее, чем хрупкий папирус, но его изго­товление было связано с большими трудностями. Только для про­изводства одной такой книги требовалось выделать шкуры целого стада.

Камень и кость, дерево и глину, бересту и кожу, солому и кукурузные стебли — многое испробовали люди, прежде чем стали делать книги из бумаги. Например, древнерусские писцы кроме пергамента применяли бересту. Экспедиции, производившие рас­копки в Новгороде, обнаружили хорошо сохранившиеся грамоты — свитки из бересты, относящиеся к памятникам самостоя­тельной русской светской литературы XI–XIV вв.

Чтобы сделать рукописную книгу более красивой, специаль­ные рисовальщики расписывав се причудливой вязью, снабжали различными миниатюрами и заглавными буквами. Часто дере­вянные крышки переплетов обтягивались кожей, парчой или бархатом, к ним приделывались гравированные застежки. Такие книги представляли большую ценность. Вот почему в средневе­ковых публичных читальнях их часто приковывали к стене же­лезными цепями.

Изобретение бумаги, которое относится к 93–98 гг. н. э., упро­стило изготовление книг. Однако новый вид материала, более удобный и дешевый, распространялся очень медленно. В 650 г. бу­магой пользовались в Самарканде, в 880 г. — в Багдаде, в 1100 г. — в Каире. Во Франции, Испании, Италии и других странах Евро­пы бумагу начали изготовить в XII–XIII вв.

Если первоначально в Азии бумагу выделывали из бамбука, то в странах Европы, где бамбук не рос, для этой цели применя­ли тряпки. На специальных мельницах тряпье разрезалось на куски, размельчалось на жерновах и в ступах. Из образовав­шейся массы и делали бумагу.

В 1840 г. саксонский ткач Келлер открыл способ производ­ства бумаги из дерева. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес.

До конца XVIII в. в Европе полученную из тряпья бумажную массу вычерпывали из котлов при помощи ручного сита, состо­явшего из железных проволочек. Это был кропотливый, мало­производительный труд. В начале XIX в. вычерпка массы руч­ным ситом была заменена автоматическим поливом массы на движущееся сито — конвейер. Это дало возможность выпускать бумагу быстро и в больших количествах.

Первая такая бумажная машина (изобретенная в 1799 г. французом Луи Робертом) была построена в Англии механиком Донкином только в 1803 г. В 1817 г. бумажная машина появилась в России. В Германии первая бумажная машина была построена в 1819 г., а в Америке — в 1827 г.

С тех пор в производство бумаги быта внесено немало усо­вершенствований. Современный технологический процесс изготов­ления бумаги и картона состоит из трех стадий: производства полуфабрикатов, производства бумажной массы, отлива и отдел­ки бумаги.

Основные характеристики бумаги. В послепечатную отработку поступает, собственно, уже не бумага, а печатные оттиски, которые отличаются по свойствам от исходной бумаги в той степени, в какой процесс печати и наносимые на ее поверхность печатные краски и увлажняющие растворы, а также процесс сушки изменяют их. Поэтому рассматривать влияние свойств бумаги на послепечатные операции следует с учетом изменения этих свойств в процессе печати.

В наибольшей степени на послепечатные процессы оказывают влияние следующие свойства:

1. Сорбционная способность бумаги, определяющая влагопоглощение (в том числе и из окружающего воздуха), впитывание водных растворов и растворов клеев, красок, увлажняющих растворов, лаков.

2. Характеристики структуры бумаги:

– геометрические (плотность как отношение толщины к массе бумаги площадью
1 м2, шероховатость поверхности, пористость);

– анизотропия свойств (различие свойств машинного, т. е. совпадающего с направлением наибольшей ориентации волокон бумаги, и поперечного направлений);

– деформационные и их изменение при изменении влажности бумаги.

3. Однородность бумаги не является отдельной группой свойств, т. к. определяется стабильностью как сорбционных свойств, так и характеристик структуры, но ввиду основополагающего в ряде случаев влияния на качество изделия выделена и рассматривается как отдельная характеристика бумаги.

Каким образом изменяются эти свойства в процессе печати?

1. Сорбционная способность по отношению к влаге или композициям, используемым для обработки оттисков, изменяется из-за нанесения на поверхность бумаги печатной краски и определенного «экранирования» поверхности и в целом структуры листа.

На участках с печатной краской снижается адгезионная способность клея по отношению к бумаге. Поэтому во избежание проблем с качеством склейки необходимо, чтобы под склейку не попадали запечатанные поверхности бумаги.

Односторонняя печать вследствие изменения склонности поверхности бумаги поглощать влагу, содержащуюся в воздухе, может вызвать скручивание печатных листов или изделий. Для устранения скручивания применяют выдерживание стапелей с бумагой под чехлами для прохождения релаксационных процессов, иногда пачки оттисков прокладывают деревянными щитами и используют их стяжку.

Участки, покрытые краской, отличаются после лакирования большим глянцем из-за меньшего провала лака в структуру бумаги.

2. Наибольшее воздействие на структуру бумаги оказывает традиционная офсетная печать с увлажнением (здесь мы опускаем специальные виды печати, например, металлографию, после которой бумага в результате оказываемого на нее действия печатной пары уплотняется, и поверхность ее на пробельных участках становится лощеной).

Бумага, основу которой составляют растительные материалы (древесная или хлопковая целлюлоза, древесная масса, крахмал), очень чувствительна к перепадам своего влагосодержания. Увлажнение бумаги приводит к значительным (на 10–30%) изменениям поперечных размеров волокон древесной целлюлозы, ослабляются межволоконные связи, происходит релаксация скрытых в бумажном полотне внутренних напряжений, а при более значительном увлажнении возникают новые. В результате уменьшается гладкость бумаги, поверхность коробится, оттиски скручиваются. Последующая сушка фиксирует уже новое состояние структуры. Как правило, менее плотной, более шероховатой и пористой.

Увлажнение с последующим высушиванием изменяет и деформационные свойства бумаги. Происходит усадка бумажного полотна (особенно в направлении, перпендикулярном преимущественной ориентации волокон в нем). Повышается гидрофобность, т. е. уменьшается восприимчивость по отношению к воде.

Сушка без увлажнения, которая используется при всех остальных видах печати (глубокой, сухом офсете, флексографии и др.), также может вызывать необратимые изменения.

Все указанные метаморфозы свидетельствуют о том, что на послепечатные операции поступают оттиски, представляющие собой материал, который может значительно отличаться по свойствам от исходного.

Сорбционная способность бумаги. Одна из фундаментальных характеристик бумаги — способность поглощать влагу (гидрофильность) или маслоподобные составы (олеофильность).

Эти показатели оцениваются либо количеством поглощаемого вещества на 1 м2 поверхности, либо по скорости поглощения (времени проникновения раствора на обратную сторону бумаги). Есть методы, предназначенные для определения способности к маслопоглощению по длине масляного следа, возникающего на поверхности бумаги при растекании (растискивании) по ней капли масла: чем короче след, тем больше склонность к поглощению масла.

Гидрофильность бумаги влияет на ее равновесную влажность, устанавливающуюся при данной относительной влажности воздуха. Обычно равновесная влажность бумаги при относительной влажности 50–60% находится в пределах 5–6%, но возможны и отклонения в ту или другую сторону. Например, бумага с высоким содержанием древесной массы в указанных условиях может иметь влажность до 7%. Некоторые виды мелованной бумаги, наоборот, имеют более низкую влажность вследствие изолирующего влияния покрытий.

Влажность листов определяет относительную влажность воздуха в стопе, которая для оптимальных условий печати должна составлять 45–55%.

Влажность (влагосодержание) в значительной степени определяет практически все свойства бумаги. При повышении влагосодержания увеличивается ее пластичность, а также удлинение до разрыва, заметно повышается сопротивление излому при многократных перегибах листа.

Область положительного влияния увеличения влажности на свойства бумаги крайне узка (всего 2–3%), поэтому увлажнение мелованных видов бумаги свыше 6% даже вредно и способно привести к слипанию листов. Бумага без покрытия при влажности более 8% становится вялой, теряя жесткость при изгибе.

Имеет свои отрицательные последствия и пониженная сухость бумаги. Уменьшение влажности до 4% ведет к повышению хрупкости составляющих ее волокон, снижается прочность бумаги, ее упругость и пластичность. Бумага с пониженной влажностью (ее еще называют пересушенной) склонна к пылению, в том числе и кромок листов при разрезании, а также к накоплению статического электричества, что может вызвать проблемы в процессе переработки.

Влажность печатных оттисков больше всего изменяется в офсетной печати. В листовом «мокром» офсете, использующем увлажнение пробельных элементов печатной формы, за четыре краскопрогона увеличение влажности может достигнуть 1,5–2%.

В ролевых офсетных машинах и печатных машинах глубокой печати с горячей сушкой окончательная влажность бумаги может составлять 4% и менее.

Если влажность будет опускаться ниже 4%, то с бумагой произойдут необратимые процессы ороговения волокон с общим снижением ее механической прочности.

Устройства горячей сушки оттисков вызывают ударную тепловую нагрузку в бумажном полотне, которое нагревается горячим воздухом до температуры 100–140°С, при этом возникают значительные усадочные напряжения, требующие для сохранения целостности бумажного полотна высокой однородности и эластичности бумаги. Кроме того, при ролевой офсетной печати возможно возникновение волнистости кромок. В большей степени этот дефект проявляется при печати на плотной бумаге. Некоторые мелованные виды бумаги в сушильной секции теряют лоск.

Пересушенная бумага будет ломаться в фальцаппаратах. Чтобы этого не произошло, после устройства сушки бумажное полотно подается в секцию охлаждения или электростатического увлажнения, где происходит восстановление влажности до уровня исходной равновесной.

Способность к впитыванию масла определяет в известной степени скорость высыхания оттисков. Ввиду использования, особенно при ролевой печати, термозакрепляющихся красок фактор впитывания уже не играет такой роли при определении склонности оттисков к отмарыванию.

При склейке книжного блока способность к впитыванию оказывает влияние на качество и долговечность склейки.

Для прочного соединения листов необходимо, чтобы клей пропитал бумагу, дабы в максимальной степени произошло их сцепление. Для этого блок рыхлят фрезой, либо поперек корешка книжного (тетрадного) листа делают просечку или перфорацию.

Лучшее качество склейки получается при использовании шероховатой, пухлой бумаги. Однако при этом бумага должна иметь достаточную связанность внутренней структуры.

В противном случае возможно разрушение клеевого соединения с отрывом клея вместе с частью бумажного листа (расслоение его по толщине). Для бумаги со слабой связанностью структуры, например газетной, желательна полная пропитка клеем по толщине.

Для получения качественного клеевого соединения бумага должна в минимальной степени деформироваться при увлажнении клеевым раствором. Снижению таких деформаций способствует придание бумаге водоотталкивающих свойств за счет проклейки для уменьшения проникновения клеевого раствора в структуру. Таким образом, соотношение между степенью пропитки бумаги клеем и ее склонностью к короблению необходимо поддерживать на оптимальном уровне.

При прочих равных условиях минимальная деформация при увлажнении происходит в направлении максимальной ориентации волокон в листе, поэтому в книжном блоке направление преимущественной ориентации волокон должно совпадать с осью корешка.

В случае использования для склейки термопластичных безводных клеев-расплавов проблема деформации листов уменьшается, но на первый план выходит проблема обеспечения адгезии клея и поверхности бумаги для образования прочного клеевого соединения. Решается она за счет использования бумаги с невысокой сомкнутостью поверхности, в которую клей имеет возможность проникнуть. Вследствие недостаточности такого проникновения есть проблемы со склейкой мелованной бумаги. Выход — в привлечении клеев-расплавов, имеющих высокую адгезию к бумаге и обладающих высокой эластичностью в твердом виде.

Но хорошего качества склейки может не хватить для издания длительного срока использования. Чтобы получилось надежное и, главное, долговечное скрепление, важно, чтобы жесткость скрепленных листов на изгиб была по возможности меньше. В этом случае соединение испытывает меньшее усилие на разрыв.

Именно поэтому, а также для создания условий получения прямого корешка, не деформирующегося при склеивании водным раствором клея, в тетрадных листах направление преимущественной ориентации волокон должно быть параллельно корешку.

Следует отметить, что при уменьшении формата издания жесткость бумаги на изгиб должна также уменьшаться, т. к. при раскрывании и перелистывании такого издания в меньшей степени проявляется гибкость листа и склейка подвергается большим воздействиям.

Характеристики структуры бумаги. Другой группой фундаментальных характеристик бумаги, определяющих ее поведение во многих послепечатных операциях, являются характеристики структуры бумаги и ее деформационные (упруго-пластичные) свойства.

Прежде всего, при проведении операций подрезки, подчистки, разрезания оттисков следует учитывать пухлость бумаги.

Для пухлой бумаги, имеющей плотность до 0,6 г/см3, точность разрезания оттисков в стопе на гильотинной резательной машине увеличивается при более сильном прижиме стопы прижимным устройством.

Для бумаги, имеющей высокую гладкость поверхности и высокую плотность, прижим стопы следует уменьшить.

С уменьшением высоты стопы точность разрезания увеличивается. Увеличение толщины стопы жесткой бумаги ведет к уменьшению точности реза.

Для обеспечения надлежащего качества разрезания оттисков угол заточки ножа резательной машины должен соответствовать качественным характеристикам разрезаемого материала. Для более плотных материалов угол заточки должен быть больше. Вообще говоря, рекомендуемый угол при одинарной заточке должен быть в пределах 19–230. Чаще используется угол 20–210. При прямолинейной двойной заточке рекомендуемый угол первого участка 240, второго — 200.

Большое значение для процессов фальцовки и биговки имеет способность бумаги деформироваться при сжатии пластически, т. е. без восстановления после снятия нагрузки.

Фальцовка — процесс перегибания листов оттисков — приводит к сильным изменениям структуры листа, связанным как с растяжением внешней фальцуемой поверхности листа, так и со сжатием внутренней поверхности. Поэтому лучше фальцуется бумага, которая при достаточном значении удлинения до разрыва, обеспечивающем сохранность на внешней стороне фальца, способна к необратимой пластической деформации на внутренней стороне фальца. При высокой упругости бумаги (об этом часто свидетельствует высокая жесткость бумаги на изгиб) фальц плохо формируется — лист пытается распрямиться, вызывая проблемы при формировании тетрадей, их подборке, а также шитье и склейке.

В большей степени благоприятные условия фальцовки создаются при сгибе листа по линии, совпадающей с направлением преимущественной ориентации волокон в бумажном листе (так называемом машинном направлении). В этом случае меньше жесткость бумаги при изгибе и значительнее пластическая (необратимая) деформация листа после сгиба.

При перпендикулярной фальцовке часто наблюдается замятие листа на стыке взаимоперпендикулярных фальцев. Для устранения этой проблемы применяется предварительная биговка места сгиба. Как правило, этот прием используется и при работе с бумагой повышенной массы 1 м2 (более 150 г). Это позволяет избежать «заломов». Аналогичную роль может играть и перфорация бумаги по линии будущего сгиба.

О влиянии жесткости бумаги при изгибе на долговечность склейки блока листов уже упоминалось. Влияние свойств бумаги на качество фальцовки нужно учитывать также при подготовке и приклейке форзаца.

Однородность бумаги. Однородность бумажного листа и бумажного полотна при ролевой печати — непременное условие не только получения изделия желаемого качества, но и вообще выполнения работы. Особенно это относится к современным ролевым печатным машинам, работающим на скорости около 100 тыс. оттисков в час, в которых для проведения качественной фальцовки требуется стабильность натяжения бумажного полотна, зависящая от его однородности. В ролевой печати определяющим может стать однородность намотки и качество гильзы, на которую наматывается бумага.

Отделочные процессы придания лучшего внешнего вида готовым изделиям, а также повышения их износоустойчивости (припрессовка пленки, ламинирование, лакирование) предъявляют основные требования к однородности обрабатываемого материала. Если шероховатая бумага имеет неравномерный просвет, выражающийся в колебании ее плотности по площади, это приводит к колебаниям шероховатости и пористости. Значит, условия сцепления с наносимыми при ламинировании и припрессовке (кашировании) пленками будут изменяться, что может привести к пятнистому внешнему виду изделия, а возможно, и к отделению пленки от его поверхности.

При лакировании колебания плотности бумаги по площади приведут к различию в восприятии лака поверхностью (более уплотненные участки впитывают меньше) и возникновению пятнистости по глянцу. Чем более гладкая и равномерная по шероховатости покрываемая поверхность, тем лучше результат.

При лакировании бумаги, имеющей пухлую структуру, жидкий лак «проваливается» и улучшения внешнего вида не происходит. Для получения однородного глянцевого покрытия поверхность бумаги должна быть сомкнутой и однородной как по рельефу, так и по плотности.

Для сушки оттисков после лакирования используются мощные сушильные устройства: основанные на сушке горячим воздухом, на инфракрасном или ультрафиолетовом излучении. Для того чтобы вернуть оттиски в нормальные условия после сушки, требуется секция охлаждения.

Важным условием получения качественного покрытия при всех отделочных процессах являются однородность и невысокая (до 6%) влажность обрабатываемой бумаги.

Избыточная влага может, испаряясь при нагревании в процессе отделки, нарушать целостность покрытия, препятствовать хорошему сцеплению с материалом.

Требование однородности бумаги по распределению массы 1 м2, которая на малых площадях определяется как равномерность просвета (степень облачности структуры листа бумаги в проходящем свете), должно выполняться для всех видов отделочных процессов, будь то нанесение покрытий, каширование, окраска или механическая обработка в виде различных видов тиснения.

Типы бумаги. Промышленность выпускает огромное количество типов и сортов бумаги для всех видов печати. Рассмотрим их.

ГАЗЕТНАЯ БУМАГА. Государственным стан­дартом (ГОСТ 6445-53) установлены следующие постоянные фор­маты газет: у формата А2 размер страницы 420х595 миллимет­ров (1/4 доля печатного листа); у формата A3 — 297х420 мил­лиметров (1/8 доля печатного листа); у формата А4 — 210х297 миллиметров (1/16 доля печатного листа).

Чтобы иметь возможность печатать газеты всех трех форма­тов в любой типографии, газетную бумагу выпускают рулонами и в листовом (флатовом) виде. Ширина рулонов установлена 840, 1680, 600, 1260 и 420 миллиметров. Форматы листовой бумаги — 600х840, 600х 420 и 300х 420 миллиметров.

Газетная бумага выпускается двух марок — А и Б.

Рулонная бумага марок А и Б предназначается для печата­ния газет на ротационных машинах.

Листовая бумага марок А и Б предназначается для печата­ния малотиражных газет на плоских машинах.

Вес 1 квадратного метра бумаги марок А и Б — 51 грамм. Со­став бумаги марки А по волокну следующий: сульфитной небеле­ной целлюлозы не более 25 процентов, остальная часть — белая древесная масса. Состав бумаги марки Б по волокну: целлюлозы 25 процентов, белой древесной массы 75 процентов.

ТИПОГРАФСКАЯ БУМАГА. Предназначается для печатания с рельефной поверхности типографской печатной формы книг, брошюр и журналов.

Государственным стандартом (ГОСТ 1342-59) установлены следующие промышленные форматы типографской бумаги: ролевая 60, 70, 84, 90 сантиметров; флатовая (листовая) — 60х90, 70х 90, 70х 108, 84х 108 сантиметров.

В зависимости от назначения и технических показателей бу­мага выпускается трех номеров: № 1 — марок А, Б, В; № 2 — ма­рок А, Б и № 3.

По составу волокна бумага (матовая и лощеная) состоит:

№ 1: марка А — 100 процентов беленой целлюлозы, марка Б — не менее 80 процентов беленой целлюлозы и 20 процентов древесной массы, марка В — 100 процентов беленой целлюлозы;

№ 2: марка А — не менее 50 процентов беленой целлюлозы и 50 процентов древесной массы, марка Б (только лощеная) — по менее 60 процентов беленой целлюлозы и не более 40 процентов беленой древесной массы;

№ 3 — не менее 35 процентов небеленой целлюлозы и не бо­лее 65 процентов древесной массы.

Вес 1 квадратного метра бумаги № 1 всех марок — 60 и 70 граммов, бумаги № 2 марки А — 65 граммов, марки Б — 70 грам­мов, бумаги № 3 — 63 грамма.

С 1 января 1970 г. в соответствии с новым стандартом форма­тов бумаги (ГОСТ 1342-68) освоены сле­дующие форматы ролевой типографской бумаги: 60, 70, 75, 84, 90, 108 сантиметров и листовой бумаги: 60х70, 60х 84, 60х 90, 60х 108, 70х 84, 70х 90, 70х 100,
70х108, 75х 90, 84х 90, 84х 100 сантиметров.

ОФСЕТНАЯ БУМАГА. Ею пользуются при печатании с пло­ской поверхности прорезиненного передаточного цилиндра изобра­зительных и иллюстрационно-текстовых изданий (репродукции, плакатов, различных журналов, открыток, учебных наглядных по­собий и даже книг).

Выпускаются следующие офсетные бумаги: № 1 — марки А, Б, Г; № 2 — марки А, Б (в листах) и № 1 — марки В (в руло­нах). Размеры ролевой бумаги — 60, 70, 84, 90 сантиметров; фла­товой — 60х90, 70х90, 70х108, 84х108 сантиметров.

Состав но волокну: бумага № 1 марок А, Б, В, Г — 100 про­центов беленой целлюлозы; бумага № 2 марок А, Б — не менее 50 процентов беленой целлюлозы и не более 50 процентов дре­весной массы.

Вес 1 квадратного метра бумаги № 1 марки А — 90, 100, 120, 140, 160, 200, 220, 240 граммов; бумаги № 1 марки Б — 70, 80 грам­мов; бумаги № 1 марки В — 80, 90, 100, 120 граммов; бумаги № 1 марки Г — 100, 120, 140, 160 граммов; бумаги № 2 марки А — 70, 80, 90, 100, 120 граммов; бумаги № 2 марки Б — 80, 100 граммов.

БУМАГА ДЛЯ ГЛУБОКОЙ ПЕЧАТИ (тифдручная). Служит для печатания с гравированного медного цилиндра иллюстраци­онных и иллюстрационно-текстовых изданий (репродукций, пор­третов, плакатов, журналов и т. п.)

Бумага выпускается следующих номеров и марок: № 1 — мар­ки А и Б; № 2. Размеры флатовой бумаги — 60х90, 70х90, 70х108, 84х108 сантиметров; ролевой — 60, 70, 84, 90 сантиметров.

Состав по волокну: бумаги № 1 марок А и Б — 100 процентов беленой целлюлозы; бумаги № 2 — не менее 50 процентов беле­ной целлюлозы и не более 50 процентов древесной массы.

Вес 1 квадратного метра бумаги № 1 марки А — 70, 80, 90, 100, 110, 120 граммов; бумаги № 1 марки Б — 200, 220 граммов; бумаги № 2 — 70, 80, 90 граммов.

БУМАГА ТИПОГРАФСКАЯ ТОНКАЯ (библьдрук). Предна­значается для печатания словарей, справочников и других книг малого формата, но с большим количеством текста.

Выпускается фабриками двух марок А и Б и только в ли­стах размером 60х90, 70х90,
70х108, 84х108 сантиметров.

Состав по волокну бумаги марки А — 100 процентов беленой целлюлозы; марки Б — не более 80 процентов беленой целлюлозы и не менее 20 процентов древесной массы.

Вес 1 квадратного метра обеих марок — 40 и 50 граммов.

БУМАГА МЕЛОВАННАЯ ТИПОГРАФСКАЯ. На ее поверх­ность (с одной или двух сторон) нанесен тонкий слой смеси ми­нерального белого пигмента и клеящего вещества. Для этой цели применяются сернокислый барий, каолин, а также другие мине­ральные вещества белого цвета: гипс, мел, двуокись титана. В ка­честве клеящих веществ используются желатин, казеин, крах­мальный клейстер.

Предназначается для однокрасочной или многокрасочной пе­чати типографским способом изобразительных и иллюстрационно-текстовых падании.

Выпускается четырех марок: 0, А, Б и В. Бумага марок 0 и А изготовляется на бумаге-основе из 100 процентов беленой целлю­лозы; остальных марок — с разной примесью древесной массы. Ширина листов (мелованная бумага изготовляется только в ли­стах) — 60, 70 и 84 сантиметра.

Вес 1 квадратного метра бумаги марки 0 (только двусторонне мелованной) с двукратным покрытием — 140, 250 граммов; бу­маги марки А (односторонне мелованной) — 100, 120 граммов; той же марки (двусторонне мелованной) — 100, 120, 140 грам­мов; бумаги марки Б (как односторонне, так и двусторонне ме­лованной) — 100, 120 граммов; бумаги марки В (только двусто­ронне мелованной) — 100 граммов.

ФОРЗАЦНАЯ БУМАГА. Применяется для скрепления блока книги с крышкой. Выпускается в листах и — по заказу изда­тельства — в рулонах, белая и цветная, матовая, лощеная и тис­неная. Форматы ролевой бумаги — 60, 70, 84, 90 сантиметров; ли­стовой — 60х90, 70х90, 70х108, 84х108 сантиметров. Содер­жит 100 процентов беленой целлюлозы. Вес 1 квадратного мет­ра — 80, 100, 120, 140 граммов.

ОБЛОЖЕЧНАЯ БУМАГА. Используется для изготовления переплетов книг, обложек, брошюр и журналов, тетрадей. Выра­батывается фабриками четырех марок: А, Б, В, Г. Бумага марок А, Б, В выпускается гладкой и тисненой, белой и цветной; марки Г — только гладкой и цветной. Формат ролевой бумаги — 60, 62, 70, 75, 84, 93 сантиметра; листовой — 60х94, 62х107, 70х97, 70х110, 75х110, 84х110, 74х92, 74х84, 60х84, 70х84 сан­тиметра.

Вес 1 квадратного метра бумаги марок А, Б, В — 80, 100, 120 граммов (для оклейки книжных переплетов), 140, 160, 180, 200 граммов (для обложек брошюр и журналов); марки Т — 80, 160 граммов (для тетрадей).

Для оклейки переплетов книг применяется также и другая бумага марок А и Б. Бумага марки А имеет водоустойчивое цвет­ное покрытие и тисненый рисунок, она выпускается в рулонах шириной 61, 65, 70, 75, 81 и 85 сантиметров, вес 1 квадратного метра — 130, 150 граммов; бумага марки Б выпускается с лакиро­ванным и тисненым рисунком, цветным покрытием, в листах раз­мером 54х72 и 50х78 сантиметров, вес 1 квадратного метра — 110–130 граммов.

КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ БУМАГА. Предназначается для печа­тания географических карт. Выпускается двух марок: Б и В. Размеры листовой бумаги — от 600х920 до 930х1200 миллимет­ров; ширина рулонов — от 600 до 1000 миллиметров. Вес 1 квад­ратного метра бумаги марки Б — 70, 100 и 120 граммов; марки В — 70, 80, 100, 120, 140 и 160 граммов. Бумага марки Б содер­жит не более 50 процентов беленой целлюлозы.

ЛИТОГРАФСКАЯ БУМАГА (обычно листовая). Служит для многокрасочного печатания с плоской поверхности увлажняемого водой литографского камня или цинка художественных репродук­ций, плакатов, различных этикеток и т. п. Бывает только № 1. Вес 1 квадратного метра — 80, 100, 120, 140, 160 и 180 граммов.

Основные требования к бумаге для печати. Бума­га должна иметь возможно более белый цвет. От ее белизны бу­дут зависеть четкость и ясность текста книги, журнала, газеты. Особенно важно это качество при многокрасочной печати.

Бумага должна обладать достаточной светопрочностью, т. е. ее цвет и оттенок не должны изменяться под действием рас­сеянного дневного света или прямых солнечных лучей.

Лучшей бумагой считается та, которая имеет ровную и гладкую поверхность. Это дает возможность в процессе печатания покрывать ее ровным слоем краски и точно воспроизводить ри­сунок печатной формы.

В подавляющем большинстве бумага должна быть эластич­ной и мягкой. Это качество также способствует четкой передаче шрифта и рисунков с печатной формы на бумагу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.081 с.)