Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление и прекращение владения

Поиск

 

Установление владения

"Владение мы приобретаем и духом и телом", - писали римские юристы (Павел, "Пять сентенций к сыну". 5.2.1), т.е. нужно не только материальное завладение вещью, но и намерение, воля владеть ею как своей. Оригинальным способом приобретения вещи считался ее захват (accupatio). Нормальным способом производного приобретения вещи от другого лица была передача вещи (traditio).

Захват вещи мыслился не как простое прикосновение к вещи, а как окончательное завладение ею, обеспечивающее фактическое господство, т.е. обычное положение владельца в отношении вещи в соответствии с назначением этой вещи. Так, если раненное охотником дикое животное окончательно поймает другой, то именно поймавший станет его владельцем. С помощью захвата овладевали ничьими вещами.

Римляне допускали приобретение владения через других лиц. Например, приобретение хозяином через раба, домовладыкой через подвластных. В классическом праве получило признание приобретение владения через третьих свободных лиц - управляющего, прокуратора, опекуна.

Самовольный захватчик чужого владения в отсутствие и без ведома владельца окончательно приобретал владение только в том случае, если прежний владелец, узнав о таком захвате, не оспаривал его. Владение прежнего хозяина земельного участка не прекращалось, если его подвластные оставались на этом участке.

При передаче владения не всегда возможно передать вещь из рук в руки. В развитом праве римляне переходили от материальной передачи к мысленной, абстрактной традиции.

Символическая передача имеет место при передаче ключей от склада (необходимо, чтобы ключи передавались вблизи от склада), клеймении бревен, скота, документов на рабов, смене стражи и т.п.

Передача длинной рукой - traditio longa manu. "Если деньги которые ты мне должен, или другую вещь я прикажу тебе положить у меня на виду, то происходит то, что и ты сразу освобождаешься и вещь становится моей: вещь тогда, поскольку никто не удерживает телесное владение этой вещью, считается, что она приобретена мной и предана мне как бы длинной рукой" (Д. 46.3.79). Для такой передачи необходимо, чтобы вещь была покинута на глазах у приобретателя. Цельс приводит пример о передаче поля, видимого с башни (Д. 41.2.18.2).

Передача короткой рукой (traditio brevi manu) имеет место, когда держатель с согласия прежнего владельца сам становится владельцем (например, наниматель выкупает вещь у наймодателя). Вещь уже находилась у держателя, и материального акта передачи владения от наймодателя к нанимателю не происходит. Как пишут римляне, "иногда достаточно даже одной голой воли собственника без передачи владения, чтобы перенести владение вещью" (Д. 41.1.9.5).

Другой случай установления владения только голой волей собственника получил в Средние века название constitutum possessorium (от constituere - устанавливать). Это имеет место тогда, когда собственник, продав вещь, оставляет ее у себя, например, на правах аренды. Здесь прежний владелец-продавец становится держателем, а покупатель - новым владельцем, хотя материального акта передачи не было, так как вещь осталась у прежнего владельца, теперь держателя.

Прекращение владения

Владение прекращалось при смерти владельца, утрате господства над вещью, при изъятии вещи из оборота и ее гибели. Если представитель утрачивал обладание вещью, которой он владел для хозяина, то хозяин вещи утрачивал владение, если только для него была исключена возможность воздействия на вещь. Следует различать забытое и потерянное, домашних и диких животных. Так, случайно забытые вещи в определенном месте или помещении, блуждание домашнего скота по окрестностям не влекли потери владения, так как могли быть устранены розыском. Оставление имения владельцем без обработки и в пренебрежении влекло к утрате владения. "Каждый может без насилия приобрести владение также чужим имением, которое пустует, или вследствие небрежности собственника, или потому что собственник умрет, или будет долгое время отсутствовать" (Гай, 2.51).

 

Защита владения

 

Специфика владельческой защиты владения (possessio)

Вещное право в римском праве характеризуется особой владельческой защитой. Особенности владельческой защиты заключались в следующем.

Она осуществлялась не в форме судебного разбирательства, а посредством приказов претора - интердиктов, которые давали ход особому интердиктному производству, т.е. носила административный характер. Владельческая защита называлась поссессорной (possessorium) в отличие от петиторной (исковая защита) - petitorium.

Поссессорная защита не решала вопрос о правовом основании владения, а защищала лишь фактическое состояние (кто владел и кто нарушил). Здесь не было спора о праве и не разрешалось ссылаться на право в возражениях на иск. В этом заключалось отличие поссессорной защиты от петиторной, которой решался спор о праве. В этом плане поссессорная защита могла выступать как провизорная, предварительная, так как фактический владелец, выигравший поссессорную защиту, мог в будущем проиграть собственнику вещи, заявившему петиторный иск о виндикации вещи.

Владельческие интердикты

Известны три вида владельческих интердиктов:

интердикты, направленные на удержание существующего владения - interdicta retinendae possessiones, в которых сторонам запрещались какие-либо нарушения существующего положения;

интердикты о возврате владения (i. recuperandae);

интердикты об установлении владения впервые (i. adipiscendae).

Интердикты об удержании владения имели два подвида: для недвижимого имущества (интердикт uti) и движимого (utrubi). Название давалось по первым словам интердиктов (uti - как вы владеете теперь"; utrubi - "кого из двух"). Гай в своих Институциях приводит главные редакции этих двух интердиктов:

"Я запрещаю насилие, чтобы вы владели так же, как вы владеете" (интердикт uti). "Запрещаю всякое насилие и требую, чтобы этот раб, о котором идет спор, остался у того, у кого он пробыл большую часть этого года" (Гай, 4.160). При Юстиниане защита движимых вещей была приравнена к защите недвижимых, и интердикт "utrubi" утратил свое значение (I. 4.15.4а).

Оба интердикта содержат возражение о порочном владении - "если вы начали владение не силой, не тайно, не прекарно один от другого". Защиту выигрывал правильный владелец, кто не имел пороков в своем владении, кто не захватил вещь силой (vi), тайно (clam) или в процессе пользования до востребования (прекарно) по отношению к другой стороне спора. Если эти пороки владения имелись в отношении третьих лиц, не участвовавших в процессе, они в расчет не принимались.

Оба интердикта были двойными, т.е. присуждение владения могло быть в пользу любой стороны, не имевшей пороков владения, в том числе не той, которая начала процесс. Здесь нет истца и ответчика, каждая сторона может оказаться в роли ответчика.

Интердикты о возврате владения также двух видов - unde vi и de precario. Unde vi дается юридическому владельцу недвижимости, насильственно (vi) лишенному владения. Законный владелец, отбивший свой участок, используя вооруженный отряд, должен восстановить владение, в том числе и порочному владельцу, который сам отнял участок силой. Ответчик утрачивает эксцепцию (возражение) об использовании истцом вооруженной силы. Действует принцип: "Лишенный владения должен был прежде всего восстановлен во владении". При Юстиниане интердикт unde vi был распространен на случай самовольного захвата недвижимости в отсутствии владельца.

Интердикт de precario давался лицу, предоставившему вещь другому в прекарное пользование (т.е. в бесплатное пользование до востребования), если лицо, взявшее вещь, не возвращало ее.

Интередикт для приобретения владения. Этот интердикт не относится собственно к защите владения. Он позволял новому преторскому владельцу (bonorum possessor, bonorum emptor) отстранить прежнего владельца от обладания вещью.

Гай так разъясняет сущность интердикта для получения владения владельцу наследственного имущества - "Quorum bonorum". "Действие и сила его состоят в следующем: если кто владеет в качестве наследника или владельца имуществом, которое претор дал в обладание другому, или если кто посредством обмана завладел этим имуществом, то он обязан возвратить таковое тому, кому владение дано претором. Интердиктом для получения владения он называется потому, что он полезен только тому, кто теперь впервые добивается получить владение вещью" (Гай, 4.144).

Actio in rem Publiciana (Публицианов иск)

Этот иск был введен Публицианом около 70 г. до н.э. для защиты добросовестного владельца претором. Иск давал владельцу право требовать возврата вещи, владение которой он утратил, так, как если бы он владел вещью по цивильному праву благодаря приобретательной давности. В иске предполагалась фикция, что давность уже истекла, хотя на самом деле она не истекла, т.е. это был вещный иск с фикцией. Выигравший этот иск добросовестный владелец становился квиритским собственником. Этот иск давался лишь тому добросовестному владельцу, владение которого отвечало всем требованиям, необходимым для приобретения собственности по давности, за исключением истечения самого срока давности.

 

Тема 8. Право собственности

 

§ 1. Понятие и содержание права собственности

 

Право собственности во всякой системе права является центральным институтом, предопределяющим характер всех других институтов частного права - договоров, семьи, наследования и др.

Римским юристам принадлежит приоритет в разработке основ права частной собственности. Римляне, собственно, впервые разработали право частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности.

Классическая римская собственность была высшим проявлением господства лица над землей и рабами.

С образованием Римского государства оно наделяло всех своих граждан в наследственное пользование двумя юнерами земли. Государственный земельный фонд непрерывно расширялся благодаря завоеваниям, что давало Римскому государству возможность предоставлять своим гражданам большие земельные наделы, чем более всего пользовалась верхушка рабовладельческого общества. Первоначально государство предоставляло землю лишь в пользование. Из этого наследуемого владения развилось право частной собственности на землю.

В древнейшем праве не было специального термина для обозначения права собственности. Древний термин dominium означал господство и применялся ко всему, что находилось в хозяйстве, в доме (на рабов, жену, детей, вещи семьи). Чтобы выразить принадлежность вещи, применялись прилагательные ager publicus, ager gentilicus и т.д.

В классическом праве два термина применялись для обозначения собственности: dominium (ex iure Quiritium) и propretas (с III в. н.э.).

Собственность, по мнению римских юристов, представляет собой полную власть над вещами (proprietas est plena in re potestas).

Право собственности рассматривается как право господства над вещью, высшее среди других. Оно могло существовать и без фактического осуществления как "голое" право (nudum ius). Но характерной его особенностью являлась способность восстанавливаться во всей полноте после отпадения установленных собственником ограничений своего права; оно распространялось на все приращения вещи, кем бы они ни были сделаны.

Право собственности давало собственнику всестороннюю возможность пользоваться вещью, извлекать из нее плоды, распоряжаться вещью вплоть до ее уничтожения.

Право собственности имело абсолютный характер, оно исключало вмешательство всех посторонних лиц в сферу господства частного собственника и давало ему защиту от всех и каждого, нарушающего это право.

Таким образом, классическая юриспруденция понимала собственность как высшее, неограниченное и исключительное правовое господство лица над вещью, как право, свободное от ограничений по своему существу и абсолютное по своей защите.

Анализируя содержание права собственности как полное господство лица над вещью, в нем просматривается несколько правомочий собственника:

ius utendi - право пользоваться вещью, употреблять ее для себя;

ius fruendi - право распоряжаться вещью вплоть до ее уничтожения;

ius abutendi - право собирать плоды и вещи.

Современная российская наука называет известную триаду правомочий в составе права собственности: права владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.

На основе высказываний римских юристов пандектисты создали дефиницию права собственности: "собственность является правом употреблять вещь, пользоваться ее плодами и распоряжаться собственной вещью, поскольку это допускает правовой порядок".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.200 (0.008 с.)