Многофакторная концепция М.М. Ковалевского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многофакторная концепция М.М. Ковалевского.



 

К концу 19 века в российской социологии обнаружилась несостоятельность географического детерминизма, биологического и психологического редукционизма. Стало очевидным, что при решении сложных социальных проблем нельзя полагаться на какой-либо один фактор, а необходимо учитывать всю совокупность и взаимодействие социальных явлений и элементов. Так в российской социологии выдвинулся плюралистический подход к изучению общества, выразителем которого был выдающийся российский ученый Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Главные его труды по социологии: “Современная социология”, “Очерк развития социологических учений”, “Социология” в двух томах.

Ковалевский считал, что социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию развития общества. Цель социологии “раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой”. В классификации наук Ковалевский помещает социологию вслед за биологией и психологией.

Одним из важнейших методов социологии М.М. Ковалевский считал сравнительно-исторический метод, который является наиболее научным. В соответствии с этим методом у различных народов можно выделить группы, сходные по своим политическим, историческим, юридическим процессам и дающие возможность установить факт прохождения различными народами и государствами одинаковых стадий развития.

Общественные явления Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения. Свой метод он назвал “генетической социологией”. С этих позиций он рассматривал происхождение семьи, собственности, государства. Для него процессы возникновения классов и государства лежат в разных плоскостях и не связаны между собой. Социальная дифференциация зависит от разделения труда, которое в свою очередь вызвано ростом плотности населения. Следовательно, причина образования классов, социальных групп, сословий - экономический и биологический факторы, а главная причина возникновения государства коренится в психологическом факторе.

Для Ковалевского социальный прогресс является основным законом социальной жизни. Содержание прогресса он отождествлял с расширением сфер солидарности не только в психологическом плане, но и в виде роста объединения людей, их социального единства. Ковалевский считал солидарность людей нормой, а классовую борьбу - отклонением от нее. На смену жесточайшим классовым битвам идут гармония и дружба людей. Прогресс общества закономерен, а революция не есть историческая необходимость, а есть следствие ошибок правительства. Нормальный исторический процесс основан на гармонии, соответствии всех сторон общества, а если эта гармония нарушена, тогда появляется почва для революции.

 

 

Интегральная социология П.А. Сорокина.

 

Сорокин Питирим Александрович. Он отмечал, что социология изучает специфически социальные явления, которые обладают “внешним бытием” и непосредственно наблюдаемы.

Велика заслуга П.А. Сорокина в разработке структуры социологии. Он выделял три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т.е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т.е. теория эволюции общественной жизни.

Социология - наука, рассматривающая социокультурную систему как целое.

Исходным моментом исследования социальной мобильности у Сорокина выступает термин «социальное пространство». Каждый индивид занимает в нем определенное социальное положение, которое устанавливается путем взаимодействия с другими индивидами и группами. Проблема общественного разделения решается им исходя из внутри группового различия статусов индивида. Социальный статус - совокупность прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния, которыми обладает индивид. Именно статусные различия определяют социальную стратификацию общества - дифференциацию людей на слои в иерархическом ранге. По мнению Сорокина, нестратифицированного общества не существовало и существовать не может. Сорокин выделял три типа социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная.

Между различными стратами и внутри них существует перемещение индивидов, называемое социальной мобильностью.

Социальная мобильность – это переход индивидуального или социального объекта от данного социального положения к другому. Говоря о социальной стратификации, он разграничивает два периода в жизни общества: 1) нормальный –состояние относительной стабильности; 2) бедственный - нарушается обычное течение законов в следствии деструктивных процессов (революция, война, голод).

Два вида мобильности: 1) горизонтальная - предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне соц. структуры общества; она может выступать в двух формах: индивидуальная и коллективная; 2) вертикальная – перемещение индивида или социального объекта из одного слоя в другой, в зависимости от направления перемещения может быть: восходящей и нисходящей.

Положительные моменты социальной мобильности: ускорение социального прогресса в обществе; облегчение его экономического процветания. Отрицательные моменты - отсутствие гибкости в отборе и распределении.

Социокультура, социокультурная динамика считаются центральной темой всего творчества Сорокина. В широком смысле социокультурой Сорокин называл весь мир, всю ту новую вселенную, которые были сотворены Человеком. Составные части: 1) бесконечно богатая идеологическая вселенная смыслов, объединенных в системе языка, науки, религии, философии и т.д.; 2) т.н. материальная культура - воплощение всех этих смыслов в биологической среде; 3) все скрытые и открытые действия, церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивиды и группы индивидов осуществляют и применяют тот или иной набор смыслов.

Российская социологическая мысль 19 - начала 20 вв. по своим методологическим установкам и теоретическим движениям не уступала зарубежной. Вместе с тем она отличалась историческим и культурным своеобразием.

Возрождение социологических исследований в Советской России началось с наступлением “хрущевской оттепели”.

 

Социологизм Э.Дюркгейма.

 

Эмиль Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - “социальную сферу”.

Дюркгейм был убежденным рационалистом. Он выделяет понятие социологизм ”. Два аспекта социологизма: 1) онтологический, 2) методологический. Для онтологического аспекта “социологизма” можно выделить несколько исходных теоретических позиций.

1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, она столь же основательна и “реальна”, как и другие виды реальности => развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество - реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам.

Различия индивида в обществе выступают у него в форме дихотомических пар (например, “индивидуальные представления - коллективные представления”, “индивидуальное сознание - коллективное сознание”).

Человек для Дюркгейма - это двойственная реальность, в которой сосуществуют две сущности: социальная и индивидуальная.

Общество у Дюркгейма доминирует над индивидом, создает его и является источником всех высших ценностей.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, они характеризуются 2-мя признаками: 1) они существуют вне индивида; 2) оказывают на него принудительное воздействие.

Дюркгейм считал, что разделение труда - закон природы, и рассматривал этот процесс с точки зрения соотношения личности и общества. Дюркгейм отталкивается от идеи 2х типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности:

1) механическая солидарность - типична для традиционного общества, основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей; индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, отсутствует собственное “Я”;

2) органическая солидарность - порождается разделением общественного труда, основана на различии индивидов; она предполагает развитие личности.

Переход от механической солидарности к органической - главный показатель прогресса.

Дюркгейм исследовал причины самоубийств. Он выделил три их типа: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.

Эгоистическое - коренится в разрыве социальных связей между индивидом и группой. Когда люди связаны с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за свое существование. Страдания общества неизбежно передаются его членам.

Альтруистическое - противоположно эгоистическому. Если крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то и недостаточно развитая индивидуальность должна приводить к тем же результатам.

Аномическое - вызывается социальной дезорганизацией, люди теряют привычный образ жизни и не могут приспособиться к новым социальным условиям. Относится к периодам кризисов и социальных потрясений. Дюркгейм сделал выводы: процент самоубийств у мужчин выше, чем у женщин, в городах выше, чем в сельской местности; среди одиноких выше, чем среди женатых.

В качестве профилактики самоубийств Дюркгейм ставит задачу укрепления социальной солидарности групп, коллективов, которые окружают индивида.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.008 с.)