Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика суммарных тиражей разных типовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
периодических изданий (в тысячах экземпляров)
После октябрьской революции 1917 года (в подготовке которой важную роль сыграла и нелегальная пресса, в частности, созданная В.И. Лениным в 1900 году газета «Искра», ставшая «коллективным организатором и агитатором») развитие свободной прессы в новом советском государстве становилось невозможным. Печать, а потом и другие СМИ становились партийными и государственными, при этом число изданий и тиражей, охват ими аудитории в течение советского периода отечественной истории постоянно возрастали. Государство было заинтересовано в массовой доступности информационной и идеологической продукции СМИ. Развитие независимых, а это означает коммерческих, частных СМИ начинается в России только с 90-х годов XX века и происходит весьма противоречиво. Процесс коммерциализации СМИ закономерно приводил к изменению содержания публикуемых материалов и телевизионных передач, ориентации на массовые усреднённые вкусы, снижению доли серьёзной аналитической информации в пользу развлекательной, уменьшение тиражей литературных, научных и научно-популярных изданий. С другой стороны, растёт разнообразие СМИ, увеличиваются возможности выбора для потребителя, ограниченные лишь его собственными экономическими и культурными ресурсами.
1 Дубин Б., Рейсблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. 2003. № 4. Изменение условий существования отечественных СМИ потребовало создания новой нормативно-правовой базы. Большое значение в этом плане имело принятие в 1991 году Закона «О средствах массовой информации», который продолжает действовать и сегодня. В статье 1 Закона провозглашался демократический принцип свободы СМИ: Статья 1. Свобода массовой информации В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
♦ СМИ и современное государство Возникновение института свободной прессы следует рассматривать как часть важнейших структурных и культурных изменений, порождённых процессом модернизации и вызвавших радикальное переосмысление сущности и функций государства как центрального политического института общества. Традиционные государства — государства, существовавшие до эпохи промышленной революции и политических революций эпохи Нового времени, — значительно отличались от современных государств. Одно из важных отличий состоит в том, что современное государство базируется на ином, нежели государство традиционное, типе легитимации власти. В основе легитимности современного государства лежит не традиция, не религия, но согласие и воля народа, имеющие институциональное оформление (избирательное право, выборы, политические партии и другие демократические политические институты). Государство и представители политической власти вплоть до глав государств уже не сакрализуются и не являются носителями некоего абсолютного, не подвергаемого сомнению авторитета. Государство воспринимается как институт, функцией которого является защита прав и свобод личности, общенациональных интересов, а политические лидеры и функционеры — как чиновники, призванные выполнять определённые обязанности и ответственные перед народом. В таких условиях государство вынуждено учитывать общественное мнение, глашатаем которого и выступают свободные СМИ. Важной функцией СМИ в демократических государствах является также контроль за действиями властей. Современное демократическое государство вынуждено прибегать к убеждению, а не принуждению, реализуя те или иные политические решения, и важнейшим каналом, с помощью которого государство может воздействовать на общественное мнение, также являются СМИ. Таким образом, в демократическом государстве СМИ выступают как важнейший и необходимый посредник в отношениях между государством и гражданским обществом. Однако развитие в XX веке новых средств массовой информации — радио и телевидения — не только накладывает определённые ограничения на государственную власть, но и даёт в руки государства новый мощный механизм управления обществом. Используя средства массовой информации, государство имеет возможность влиять на умы граждан, поддерживая те ценности, убеждения и стереотипы, которые необходимы для укрепления и легитимации существующего социального и политического порядка. Эта проблема уже затрагивалась ранее. Учитывая, что основную массу информации об окружающем мире современный человек получает посредством СМИ, роль государственного контроля над ними невозможно переоценить. Электронные средства массовой информации — радио и телевидение — в отличие от прессы, требующей от её создателей меньших затрат и ресурсов, легче подвергнуть государственному контролю (до новой технической революции, связанной с появлением спутникового и кабельного телевидения, а также интернета, но к этому вернемся ниже).
7. Зак. 549 Современный исследователь СМИ Монро Прайс пишет в связи с этим: «Первые полвека вещания — период с 1915 года до середины 1960-х годов — были эрой практически всеобщего контроля государств над своими радиовещательными, а затем и телевизионными структурами. Это было время становления и консолидации, период, завершившийся с запуском спутников и появлением кабельного телевидения. Эти полвека были охарактеризованы событиями, которые во многих отношениях подчеркнули политические и культурные потребности государства. На менталитет первого поколения вещателей оказало влияние чувство национальной идентичности, возникшее в результате Первой мировой войны. Первый директор программ Би-би-си (Британской вещательной компании, ВВС), например, начал свою карьеру на радио со сбора и редактирования для своего правительства перехваченных пропагандистских передач противника. Для всех основных западных держав современные коммуникации были частью стремления к централизации и превосходству национальных влияний над региональными. Практически везде бюрократия была воспитана в духе протекционизма и изоляционизма Великой депрессии. Их последователи были немного более космополитичны. Для них учителями необходимости сильной государственной идентичности были антагонизмы Второй мировой войны и резкое размежевание времён «холодной войны». Даже в Соединенных Штатах, где так высоко ценится разделение правительства и прессы, предметом гордости был тот факт, что служащие могли переходить из радиостанции «Голос Америки» в частные сети и наоборот. Неудивительно, что в период, когда такое значение уделялось границам, была столь резко выражена национальная забота о характере образов»1. Таким образом, даже в демократических государствах электронные СМИ были орудием государственной политики. Но в наиболее последовательной и жёсткой форме контроль государства над СМИ проявился в условиях тоталитарных режимов.
1 Прайс М. Телевидение, телекоммуникации в переходный период: право, общество и национальная идентичность. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — http://www.medialaw.ru/publications/books/ mp/index.htm Одним из характерных признаков тоталитарного режима (согласно К. Фридриху и 3. Бжезинскому) является полный государственный контроль СМИ. Независимых СМИ не существует, все они находятся в руках государства и превращаются в эффективную пропагандистскую машину. Населению доступна лишь одна — официальная, государственная точка зрения на происходящие события. Доступ оппозиции к СМИ полностью блокируется (собственно и оппозиции как таковой при тоталитарных режимах не существует). СМИ при тоталитарном режиме служат утверждению официальной идеологии. Идеологическое воздействие СМИ при тоталитаризме сводится не только к распространению утверждённой государством и правящей партией интерпретации политических событий, но включает и формирование у аудитории определённого мировоззрения, господство которого исключает любой плюрализм мнений, какие бы проблемы ни затрагивались — моральные, научные, эстетические и т.д. Для поддержания тоталитарного режима государственные СМИ не менее важны, чем массовые репрессии и огосударствление экономики, поскольку именно с их помощью формируется массовая поддержка режима, его культурная легитимация. Приведём в качестве наглядной иллюстрации исторический документ, характеризующий специфику государственных СМИ (в данном случае — радио) при нацистском тоталитарном режиме.
Программа германского радио. Зима 1936 года (публикация во «Франкфуртер цайтунгь», 29 октября, 1936 г.) Мюнхен, 28 октября. Директор имперской радиовещательной компании Хадамовски по распоряжению рейхсминистра Геббельса, находясь в главной студии германского радио, довёл до сведения директоров и сотрудников радиовещания, а также представителей партии и правительства зимнюю программу германского радио. Судя по его заявлению, главной целью радиовещания является внедрение в общественное сознание радости и единения общества. Поэтому эта программа так и была названа — «Программа радости и единения». Немецкий трудовой фронт и организация «Сила через радость» должны были подключаться к программе путём организации единых перерывов во время работы и целенаправленной нацистской пропаганды среди рабочих, а также организации вечернего досуга. В этом году впервые программа на зиму, содержащая все наиболее важные радиопередачи, была доведена до публики и слушателей за рубежом. Программа включает не только передачи директората, но и провинциальных, а также коротковолновых станций. Основные политические передачи отнесены в раздел «Слово предоставляется партии». Программа, рассчитанная на время перерывов на фабриках и заводах, идёт под рубрикой «Весёлые минуты на работе и дома». Первая передача, предназначенная для трансляции на мюнхенские железнодорожные мастерские, открывается фестивалем под лозунгом «Музыка и танцы на предприятии»....Заводская администрация должна подстраиваться под эту программу, делая перерывы в работе в установленное время. Вечерняя развлекательная программа предусматривает выступления первоклассных дирижёров и солистов с наиболее значительными музыкальными произведениями. В разделе «Крестьянство и страна», предназначенном исключительно для крестьянского населения, трансляции начинаются с передачи сельскохозяйственных новостей. Для гитлеровской молодежи и ассоциации учителей предназначены передачи разделов «Час молодёжи нации» по средам и «Утренняя церковная служба» по воскресным дням. Директор имперского радиовещания привёл в своём выступлении некоторые подробности музыкальных программ. Из его слов следовало, что число музыкальных передач по радио увеличилось с 25 тысяч в 1932 году до 40 тысяч в 1935 году. В будущем увертюры, классические музыкальные произведения и крупные драматические произведения мировой литературы должны были потеснить лекции и чтения. Центральная радиостанция «Дойчландзендер» намерена давать репортажи с автострад, аэропортов «Люфтганзы», из угледобывающих регионов, из заводских цехов, с доменных печей и фарфоровых предприятий, с мест добычи янтаря и фабрик по пошиву одежды, из рыболовных портов и с судов рефрижераторов, из вспомогательных баварских подразделений и моторизированной войсковой части «Германия», а также провести передачи о НСДАП и её организациях. В разделе «Германия обращается к миру» включены наиболее значительные передачи коротковолновых радиостанций, которые ведут трансляцию в течение сорока часов ежедневно... Радиопередающая система Германии включает в себя более 8 миллионов владельцев радиоприёмников и около 30 миллионов слушателей. Она ведёт передачи более 70 тысяч часов, да ещё около 250 тысяч отдельных выступлений. В последние годы число слушателей увеличивалось на 1 миллион человек ежедневно. (Источник: Моссе Дж. Нацизм и культура: идеология и культура национал-социализма. — М.: Центрполиграф, 2003. С. 232—234). В условиях демократического политического режима и наличия СМИ, экономически не зависящих от государства, государственный контроль СМИ не приобретает тотального характера, но тем не менее достаточно заметен. Взаимодействие государства и СМИ опосредовано правовыми нормами, имеет характер сложной игры интересов, взаимных компромиссов, но не прямого принуждения. Главный механизм регулирования СМИ со стороны демократического правового государства — это закон. Современные демократические государства располагают сложным разработанным законодательством о СМИ, постоянно обновляющимся с учётом новых условий и требований. Правовая регуляция СМИ жизненно необходима в условиях их огромного воздействия на жизнь современных обществ в целом и каждого гражданина в частности. Действующий сегодня Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (см. Приложение 3) определяет и регулирует формы организации СМИ, порядок распространения информации, отношения СМИ с гражданами и организациями, права и обязанности журналистов, порядок международного сотрудничества российских СМИ, а также устанавливает ответственность за нарушение установленных законом норм. Существует обширный и постоянно растущий корпус международных правовых актов, регулирующих и регламентирующих деятельность СМИ. Необходимость подобных актов, обусловленная трансграничной природой электронных СМИ, возрастает в условиях роста интенсивности международного информационного обмена, возникновения транснациональных медиакорпораций (об этом будем подробно говорить в главе, посвященной глобализации). Международные правовые акты, касающиеся СМИ, призваны также защищать базовый демократический принцип свободы слова. Доступ к информации составляет сегодня неотъемлемую часть прав и свобод личности. Государственный контроль СМИ вовсе не обязательно подразумевает введение цензуры. Напротив, в демократических государствах подобный метод фактически исключён. Однако есть и другие действенные механизмы, в частности, распределение правительством частот и лицензирование. Возможность невозобновления лицензии может служить эффективным способом контроля государства над тем или иным вещателем. Наряду с формальными — правовыми, юридическими — механизмами контроля СМИ могут применяться и другие, неформальные способы воздействия на них. В западной литературе в качестве таких неформальных, неявных способов воздействия на СМИ, применяемых политиками, перечисляются, например, следующие: ■ аккредитация журналистов, принадлежащих к тем или иным журналистским организациям и службам новостей, что гарантирует «правильное» освещение тех событий, которые должны быть представлены с «политически правильной» точки зрения; ■ использование политиками услуг специалистов по связям с общественностью (ПР); ■ предварительная организация брифингов и пресс-конференций с заранее определённым кругом вопросов и участников; ■ организация якобы незапланированных «утечек информации»; ■ организация тех или иных «новостных поводов», необходимых для политических целей и воздействия на общественное мнение; ■ прямая передача СМИ необходимой информации или, напротив, её утаивание; ■ прямое или косвенное давление на журналистов.
♦ Политические функции СМИ Учитывая значимость СМИ для обеспечения нормального функционирования современного государства и эффективной коммуникации между гражданским обществом и государственными структурами, вполне целесообразно выделить ряд политических функций СМИ. Информационная — предоставление гражданам информации о политических событиях. Политического участия — СМИ представляют собой своеобразный общественный форум, публичное пространство, где происходит формирование общественного мнения, диалог между представителями различных социальных и политических сил. Артикулирующая — деятельность СМИ способствует осознанию и формулировке политической позиции граждан, а также интересов различных общественных групп. Политической социализации — посредством СМИ происходит приобщение граждан к доминирующей политической культуре общества, трансляция присущих этой культуре базовых ценностей и норм. Мобилизационная — побуждение аудитории к тем или иным политическим действиям, вовлечение в политическую активность. Идеологическая (легитимирующая) — с помощью СМИ аудитории явно или неявно навязывается определённая идеология, благодаря чему поддерживается легитимность существующего порядка, укрепляются позиции правящей элиты. Критики и контроля — в демократических государствах свободные СМИ обеспечивают общественный контроль деятельности властей, предоставляют трибуну оппозиционным силам. Все эти многообразные функции можно свести воедино, сказав, что СМИ играют весьма значимую роль в поддержании общенационального консенсуса и государственного суверенитета.
♦ СМИ и суверенитет государства.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.011 с.) |