Основные этапы развития эк теории.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития эк теории.



Основные этапы развития эк теории.

Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч­ный оборот француз Антуан де Монкретьен.

Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).

Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.

Школа физиократов (классическая политическая экономия). Источник богатства – производство, но они признавали только одну производительную отрасль – с/х. Считали, что с/х может создать чистый продукт, все другие отрасли – бесплодные., т.к. только преобразуют продукты сельскохозяйственного труда.

Рыночное направление классиков. А. Смит (1723-90) и Д. Риккардо (1772-1823). Главные идеи: необходимость свободной и конкурентной экономики, экономические свободы, максимум индивидуальной свободы. Труд – источник богатства. А. Смит придавал большое значение разделению труда.

Марксистская полит экономия. К. Маркс (1818-83) и Ф. Энгельс (1820-95). Вели теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции. Выделяли 2 основных класса: пролетариат и буржуазию. Капитал создается трудом наемных рабочих и присваивается собственником капитала. Считали необходимым ликвидацию класса буржуазии как эксплуататорского класса, ликвидацию частной собственности.

Неоклассическое направление А. Маршал (1842– 1924). Анализировал теорию цены. Механизм ценообразования – взаимодействие спроса и предложения. В основе спроса – теория предельной полезности, а в основе предложения – концепция факторов производства и теория предельной производительности. Не разделял идей межклассовой борьбы, выступал за межклассовые отношения, социальное партнерство, согласие в обществе.

Кейнсианство. Д. Кейнс (1883-1946) Главное- проблемы в макроэкономике, макроанализ. Для повышения спроса Кейнс рекомендовал использовать кредитно-денежную и бюджетную политику, не рассматривал рынок как идеальный саморегулирующийся механизм.

Монетаризм. Денежная масса – определяющий фактор развития экономики. Считают, что достижение безинфляционного роста экономики требует контроля за денежной массой.

Новая классическая экономика. Д. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент и др. Теория рациональных ожиданий: экономические агенты сами приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям согласно рациональному использованию имеющейся у них информации, поэтому вмешательство гос-ва в экономику не требуется.

Теория общественного выбора. Д. Бьюкенен, Г. Таллок и др. Изучали закономерности выбора направлений деятельности правительства в области экономики и того, каким образом осуществляется этот выбор. Основная идея: человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.

Институционализм. Т. Веблен, У. Митчелл и др. Главная идея: исследование человека в зависимости от среды, которая.его окружает. Согласно этой теории эконом жизнь и эконом категории имеют институциональный характер.

Предмет эк теории: различные подходы

Экономическая теория- наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.

Предмет эк. теории- хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

Микроэкономика-это часть эконом теории, изучающая поведение отдельных эконом едениц (домашних хоз-в и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов.

 

3) Методы экономической теории:

Методология – совокупность логических контрукций, приемов, инструментов, используемы для поиска решения проблем.

Общие:

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Сравнение – это метод, определяющий сходство и различие в экономических явлениях.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или нескольких характерных свойств с одного экономического явления, чаще известного, на другое экономическое явление, чаще неизвестное

Гипотеза – это предположение того, что лежит в основе процесса и явления, то есть предположительное суждение о закономерной причинно-следственной связи между явлениями и процессами экономической жизни.

Специальные:

Позитивный - изучение явлений и их взаимосвязи (реальная ситуация)

Нормативный – позитивный + оценка (что желательно и нежелательно, что может быть, варианты действия)

Предельный – изучаются только приросты экон. показателей (для динамики)

Метод:перефицированности, агрегирования (укрупнения), моделирования (экон модель – этоформализованное описание различных явлений: графики, формы, слова)

Общественное производство и его структура.

«Производство не есть обработка материалов инструментами. Производство – это логическое решение поставленной задачи».

Питер Друкер, американский ученый.

 

В самом общем виде производство можно определить как деятельность, направленную на преобразование экономических ресурсов (факторов производства) в целях получения необходимых экономическим субъектам товаров и услуг.

В процессе производства используются самые разнообразные факторы производства. И цель предпринимателя состоит в обеспечении их наиболее эффективного применения.

 

Эластичность спроса.

Эластичность характеризует меру реагирования относительно изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.

1.)Ценовой показатель эластичности спроса.

( эластичность спроса по цене ) показывает на сколько процентов изменится объем спроса при однопроцентном изменении цены данного блага.

Ɛdp=(процентное изменение объема спроса данного блага)/( процентное изменение цены данного блага)

Ɛdp=(∆Q/∆P)х(P/Q)-Точечный коэффициент эластичности.

Ɛdp=Q’(P)x(P/Q)

Ɛdp=(∆Q/∆P)x[(P1+P2)/(Q1+Q2)]- Дуговая эластичность

Коэффициент ценовой эластичности спроса должен быть отрицательным.

Нулевая эластичность. В этом случае кривая спроса строго вертикальна: ∆Q=0 при любых изменениях цены. Спрос абсолютно неэластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен нулю.

Бесконечная эластичность. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна: ∆Q=∞ при самых незначительных изменениях цены.

Спрос абсолютно эластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен минус бесконечность.

Эластичность спроса по цене зависит от факторов:

1.Степень необходимости товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости менее эластичен по цене, чем на предветы роскоши.

2.Наличие заменителей. Чем больше заменителей у данного товара, тем эластичнее спрос на него по цене.

3.Удельный вес расходов на данный товар в бюджете покупателя. Чем больше доля расходов на покупку данного товара в доходе потребителя, тем спрос по цене эластичнее.

4.Определение рынка. Чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос.

5.Фактор времени. В долгосрочном периоде спрос на товар более эластичен, чем в краткосрочном.

Практическое применение ценовой эластичности спроса.

TR(total revenue)-совокупная выручка. TR=P*Q.

Если |∆Q*P2|>|∆P*Q1|, то ∆TR>0. Это соответствует неэластичному участку кривой спроса. Если |∆Q*P2|<|∆P*Q1|, то ∆TR<0. Это соответствует эластичному участку кривой спроса.

2.) Коэффициент эластичности спроса по доходу – мера реакции величины спроса, вызванная изменением величины дохода покупателя.

Ɛ1=процентное изменение объема спроса данного блага/процентное изменение дохода покупателей данного блага.

I(income)-доходы покупателей.

Ɛ1=(∆Q/∆I)*(I/Q) – это точечный коэффициент эластичности спроса по доходу.

Ɛ1=(∆Q/∆I)*[(I1+I2)/(Q1+Q2)]

Для нормальных товаров характерна положительная эластичность по доходу Ɛ1>0

Инфериорные товары характеризуются отрицательной эластичностью по доходу: Ɛ1<0

Товары первой необходимости характеризуются низкой эластичностью 0< Ɛ1<1. Предметы роскоши характеризуются высокой эластичностью Ɛ1>1.

3.) Коэффициент перекрестной эластичности спроса – мера реакции величины спроса на данный товар, вызванная изменением цены другого товара.

Ɛxy=процентное изменение объема спроса на товар X/процентное изменение цены другого товара Y

Ɛxy=(∆ Qx /∆Py)*(Py/Qx) – точечный коэффициент перекрестной эластичности спроса.

Ɛxy=(∆Qx/∆Py)*[( Py1+ Py2)/( Qx1+Qx2)] – дуговая эластичность.

Если Ɛxy>0, то товары X и Y заменители. Если Ɛxy<0, то товары X и Y дополнители. Если Ɛxy=0, то товары X и Y нейтральны.

Эластичность предложения.

Эластичность характеризует меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.

Ценовой показатель эластичности предложения (Эластичность предложения по цене) показывает, на сколько процентов измениться объем предложения при однопроцентном изменении цены данного блага.

Ɛsp=процентное изменение объема предложения данного блага/процентное изменение цены данного блага

Ɛsp=∆Qs/∆PxP /Qs – точечный коэффициент эластичности

Ɛsp=Q'(P)xP/Qs - производная функции предложения

Ɛsp=Qs/∆Px[(P1+P2)/(Qs1+Qs2) – дуговая эластичность

Коэффициент ценовой эластичности предложения должен быть неотрицательным: Ɛsp≥0

Если Ɛsp>1, то предложение эластично по цене,

Если Ɛsp<1, то предложение неэластично по цене,

Если Ɛsp=1, то предложение с единичной эластичностью.

Крайние случаи:

Нулевая эластичность. В этом случае кривая предложения строго вертикальна ∆Q=0 при любых изменениях цены Ɛsp=0.

Бесконечная эластичность. В этом случае кривая предложения строго горизонтальна: Ɛsp=∞, ∆Q=∞ при самых незначительных изменениях цены.

Кривая предложения с постоянной эластичностью – это график степенной функции. Для предложения: Qs=BxP, где B=const>0.

Ɛsp=Вх(P/ВхР)=1. Для любой линии, выходящей лучом из начала координат, эластичность предложения по цене равна 1 в каждой точке: Ɛsp=1. В точке (0,0) эластичность предложения по цене неопределенна и не имеет экономического смысла.

Для линейной функции предложения эластичность предложения является переменной величиной и зависит от расположения линии предложения относительно осей координат.

Ɛsp=∆Qs/∆PxP/Qs=(P/Q):(∆P/∆Q)

Делимым Tgα=BG/OG=P/Q,

Делителем Tgβ=BD/CD=∆P/∆Q,

Когда прямая предложения (или касательная к кривой) пересекает ось цен, то угол наклона проведенной из начала координат в точку прямой (OB) будет больше угла наклона кривой предложения Tgα>Tgβ, значит (P/Q)>(∆P/∆Q) и Ɛs>1, т.е. предложение будет эластичным.

Если прямая предложения (или касательная к кривой) пересекает ось Q, то угол наклона кривой предложения Tgα<Tgβ. (P/Q)<(∆P/∆Q) и Ɛs<1, т.е. предложение будет неэластичным.

В очень коротком (мгновенном) периоде под предложением принято понимать то количество товара которое может быть произведено материальных и трудовых ресурсов.В этом случае все факторы являются постоянными.

Это различие отражается на эластичности:

1) для мгновенного предложения, когда продукт уже произведен, его количество является величиной постоянной Ɛsp=0. Продавцы не способны отреагировать на изменение цены.

2) В котором периоде предложение может приспособиться к изменившейся цене, и на значительной части кривой предложения Ɛsp>0.

3) В длительном периоде возможности приспособления еще шире, а эластичность больше, чем в коротком.

Предложение менее эластично в короткий период, чем в долгосрочный.

Монополия.

Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок товара, не имеющего близких заменителей.

1. На рынке единственная фирма осуществляет весь выпуск. Действия фирмы оказывают влияние на рыночную цену.

2. Монополист осуществляет контроль над ценой.

3. Продукт монополии уникален.

4. Высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль.

Барьеры вступления фирм в отрасль:

1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Такие отрасли называются естественными монополиями. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат вплоть до полного насыщения отраслевого спроса.

2. Легальные барьеры: патенты и лицензии.

3. Владение уникальными природными ресурсами.

4. Директивный запрет заниматься некоторыми видами деятельности (государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции).

5. Высокий начальный капитал, когда необходимо осуществить большие единовременные вложения в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли, нельзя вернуть.

Ограничения с которыми сталкивается монополист

Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон.

Монополист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем покупателям.

Олигополия.

Наиболее важная черта олигополии состоит в том, что на рынке действует всего несколько фирм, поэтому специфическим фактором ценообразования в условиях олигополии является стратегический план реакции олигополиста на ожидаемые действия конкурентов. Высокие барьеры затрудняют вход новых фирм. Можно выделить различные примеры поведения фирм на олигополическом рынке.

1. Сговор или картель фирм. Он предполагает явное или молчаливое соглашение между фирмами, чтобы установить цены и объемы выпуска.

2. Нескоординированная олигополия. При отсутствии сотрудничества между олигополистами поведение фирмы становится непредсказуемым. Рыночная цена будет колебаться между ее конкурентным и монопольным уровнями. Олигополистическая взаимозависимость может принимать различные формы.

3. Лидерство в ценах. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным правилам. Лидерство в ценах стоит в том, что все крупные изменения цен проводит одна фирма (обычно самая крупная), а остальные фирмы следуют за лидером.

Средние издержки

Для того чтобы более четко определить возможные объемы производства, при которых фирма ограждает себя от чрезмерного роста издержек производства, исследуется динамика средних издержек.

Средние общие издержки – общие издержки в расчете на единицу продукции.

AC=TC/Q=VC/Q+FC/Q=AVC+AFC

Средние постоянные издержки – это общие постоянные издержки в расчете на единицу продукции. AFC=AF/Q

Средние переменные издержки – это общие переменные издержки в расчете на единицу продукции. AVC=VC/Q

+ Кривая MC пересекает кривую ATC в точке, где средние издержки принимают наименьшее значение;

+ Если МС<ATC, средние издержки убывают; а если MC>ATC, то средние издержки растут;

+ Кривая MC пересекает кривую AVC в точке, где средние переменные издержки принимают наименьшее значение;

+ Если MC<AVC, средние издержки убывают; а если МС>AVC, то средние переменные издержки растут.

AVC=VC/Q=wL/AP*L ; MC= ΔVC/ ΔQ=w ΔL/ ΔQ=w/MPL

L — количество переменного фактора;

W — цена единицы переменного фактора

Если w=const, то тогда AP=max, AVC=min,

Если предельный продукт труда уменьшается, то предельные затраты производства увеличиваются, и наоборот. Если средний продукт труда уменьшается, то средние переменные затраты производства увеличиваются, и наоборот.

Регулирование монополии.

Большинство монополистических отраслей являются естественными монополиями и подлежат общественному регулированию. Цены и тарифы железных дорог, поставщиков природного газа и электричества определяются федеральными или региональными регулирующими комиссиями правительства страны и региональных органов власти.

Порядок регулирования деятельности естественных монополий в России определяется федеральными законами «О естественных монополиях» от 17.08.95 г. №147-Ф3, «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.95 г. №41-Ф3.Цена, обеспечивающая «справедливую прибыль», устанавливается регулирующим органом равным средним валовым издержкам при заданном объеме производства с добавлением к ним «справедливого» процента прибыли.

Монополиятребует вмешательства государства. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. Поэтому современного государство должно осуществлять антимонопольное регулирование экономики, в с применением 3х групп мер:

1) Административно-правовое воздействие: запрет монополии в какой-либо отрасли хозяй1ства; роспуск соответствующих монополистических объединений; расчленение монополий на ряд самостоятельных производств

2) Административно-экономическое воздействие: преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию; фальсификацию товаров путем использования рекламы; запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации

3) Экономическое воздействие: использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции; поощрение выпуска товаров-субститутов; расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличение импорта; распределение научных и технических связей

4) Регулирование вопросов собственности; содействие развитию предпринимательства; регулирование деятельности монополистов; правовая охрана промышленной собственности, защита прав потребителя и борьба против недобросовестной конкуренции

5) Денационализация государственной собственности, развитие приватизации

Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации. Реформы отношений собственности в современной России.

В любой экономической системе определяющую роль играет собственность, которая выражает отношения присвоения (отчуждения) средства производства и создаваемых и их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Следует различать экономическую и юридическую категории собственности.

Как экономическая категория, собственность выражает отношения присвоения и отчуждения между людьми. Как юридическая категория, собственность – субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, проявление общественной потребности закрепить то, что уже сложилось на практике. В этом случае собственность есть право. Главным, определяющим в содержании собственности является присвоение (отчуждение объекта собственности от других субъектов, осуществляемое наряду с экономическими, также насильственными и юридическими способами). Собственность – целое, а ее элементами являются владение, пользование распоряжение. Владение – неполное, частичное присвоение. Владелец – представитель средств производства. Пользование – фактическое применение вещи в зависимости от ее назначения. Это форма реализации владения и собственности. Распоряжение – принятие решений владельцем или другим лицом по поводу функционирования объекта собственности, основанное на праве предпринимателя передавать в пользование имущество в пределах, дозволенных собственником. Формы собственности можно классифицировать по различным критериям:

1. По форме присвоения:

Индивидуальная (личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность. Коллективная (кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные общества, ассоциации и т.д.). Государственная (общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства)

2. По форме прав собственности: Частная – всякая негосударственная форма собственности (граждан, юридических лиц – предприятий, объединений, организаций). Государственная - (федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная). Совместная (совместных предприятий)

3. По субъектам и объектам: Объекты – продукт, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги и т.д. Субъекты – отдельные граждане, коллективы, группы, семьи, государство, другие

Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основных методов перехода к реальному многообразию форм собственности, как основы формирования рыночного хозяйства.

Разгосударствление – совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Это означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление может осуществляться по следующим направлениям:

1. Разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива полноправным участником присвоения. (Демонополизация)

2. Создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона

3. Формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Т.о. разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Этот центральная проблема перехода к рыночной экономике.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельным гражданам и юридическим лицам.

Объектами приватизации могут быть: Крупная промышленность, Мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, Предприятия сферы услуг, Жилищный фонд, Жилищное строительство, Предприятия с/х

После приватизации субъектами собственности становятся: Частное лицо, Работник приватизируемого предприятия, Трудовой коллектив, Банки, Холдинги, Акционерные общества (товарищества), И т.д.

Приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности.

Разгосударствление – понятие, охватывающее весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики в большей степени независимой от государства.

Целями приватизации в России были:

1. Формирование слоя частных собственников-предпринимателей

2. Повышение эффективности деятельности предприятий

3. Создание конкурентной среды

4. Содействие демонополизации экономики

5. Привлечение иностранных инвестиций

6. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации

В конце 80-х гг. в были приняты основополагающие законы для развития рыночных отношений в нашей стране:

ü Закон о собственности, который определил равноправие различных форм собственности (государственная, колхозно-кооперативная, личная), ввел частную собственность в форме индивидуальной и коллективной собственности.

ü Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности определил понятие коммерческого предприятия, которая создается с целью получения прибыли. Были определены организационно-правовые формы предприятий.

ü Закон о кооперативах (т. е. личное участие)

Государство, начиная с 92-го года, проводит масштабную компанию по разгосударствлению собственности, государство отказывается от собственности и 2 этап - ее приватизация.

Процессы приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству одной ее формы приходит реальный полиморфизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, к ним относятся отсутствие законов или существенные проблемы в законодательстве, обусловленные десятилетним невниманием к правовой стороне собственности.

 

Экономические институты

ИНСТИТУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — 1) основополагающие экономические категории: товар, деньги, рынки, цены, организации, банки, собственность, конкуренция, труд и т. п.; 2) относительно устойчивые, повсеместно используемые, формальные и неформальные правила и нормы (законы, договоры, положения, кодексы поведения, обычаи), содержащие условия проведения и ограничения экономических действий, отношений, а также факторы принуждения. В своей совокупности оказывают организующее воздействие на экономические процессы и отношения, структурируют взаимодействие их участников, образуют побудительные мотивы деятельности. Выделяют экономические институты права, собственности, организационно-управленческие, финансово-кредитные, а также неформальные институты. Наибольший вклад в теорию институтов внес лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт.

Предпринимательство.

Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов. В широком смысле – это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле- это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта. П-во – это неотъемлемый атрибут рыночной экономики и фактор производства.

П-во следует отличать от предпринимательской способности - особый вид человеческого капитала, который состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при определенной степени риска и возможности понести убытки.

П-во характеризуется следующими чертами:

1. Свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но и новаторство;

2. Ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Осуществление предпринимательства связано с риском. Пред-кий риск – это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий либо получит доходы, ниже тех, на которые он рассчитывал.

3. Ориентация на достижение экономического и морального успеха.

П-во – одна из форм бизнеса. Бизнес – это система охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность в одно целое. Суть – каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом и в тоже время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым такой бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку.

Коммерция – торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. Основная цель современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализация сферы обращения.

К новейшим формам предпринимательства можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства) и факторинг (форма коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализации продукции путем покупки у производящей фирмы требований к своим клиентам).

28)Предприятие (фирма) как основная экономическая единица и субъект рыночных отношений.

ФИРМА — самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации. Различают разновидности фирм: аффилированная — близкая, родственная фирма, присоединенная к более крупной материнской компании в виде филиала, дочерней фирмы; брокерская — посредническая фирма, преследующая коммерческие цели и действующая по поручению и за счет клиентов; венчурная — мелкая или средняя инвестиционная фирма, финансирующая научные исследования, инженерные разработки; инвестиционная — занятая инвестированием и операциями с ценными бумагами; инжиниринговая, специализирующаяся на предоставлении инженерно-консультационных услуг; инновационная, созданная для отработки новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ фирмой, которая становится ее совладельцем; консалтинговая, сфера деятельности которой — консультации в различных сферах; производственная, занятая изготовлением конкретной продукции; торговая, занимающаяся торгово-посреднической деятельностью; риэлторская, занимающаяся операциями в сфере недвижимости.

ФИРМА [firm] — основной экономический субъект в рыночной экономике, элемент экономической системы, в котором происходит преобразование затрат (входов) в результаты экономической деятельности (выходы), причем стоимость затраченных фирмой ресурсов (факторов производства) возрастает на величину добавленной стоимости. Деятельность Ф. тесно связана с получением прибыли, что отличает ее от экономических объектов — домашних хозяйств, правительств, бесприбыльных общественных институтов и т. п. Будучи элементом рынка, Ф. участвует в конкуренции, может обладать монопольной властью или монопсонической властью, быть прайс-тейкером или прайс-мейкером при решении вопросов определения цен на свою продукцию. Различается ряд форм собственности (государственная, акционерная, коллективная, семейная и др.) и форм организации управления Ф. (предпринимательская, менеджерская и др.), а также форм объединения Ф. в корпорации, холдинговые компании, концерны.

Бюджетное ограницение.

Бюджетное множество представляет собой множество потребительских наборов, доступных потребителю при данном уровне цен и данном располагаемом доходе. Бюджетная линия ограничивает сверху доступное для потребителя множество товаров.

Бюджетное ограничение может быть записано в виде p1x1+p2x2≤I.

Уравнение бюджетной линии может быть записано в виде p1x1+p2x2=I.

I - сумма денег, имеющаяся в распоряжении потребителя, p1- цена первого товара, x1 – количество первого товара, p2 – цена второго товара, x2 – количество второго товара.

Наклон бюджетной линии равен – p1/p2.

Если потребитель тратит весь доход на бутерброды, то сможет купить 3 бутербродов, но не купит ни одного стакана чая.

 

 

Поэтому кривая предельной полезности (зависимость количества утилей - ОY от количества товара – ОХ) является убывающей. Чтобы максимизировать совокупную полезность, удовлетворяющую бюджетному ограничению, отношение предельных полезностей любой пары благ (товаров А и В) должно равняться отношению их цен: MU(A)/MU(B)=P(A)/P(B)

Бюджетное ограницение.

Бюджетное множество представляет собой множество потребительских наборов, доступных потребителю при данном уровне цен и данном располагаемом доходе. Бюджетная линия ограничивает сверху доступное для потребителя множество товаров.

Бюджетное ограничение может быть записано в виде p1x1+p2x2≤I.

Уравнение бюджетной линии может быть записано в виде p1x1+p2x2=I.

I - сумма денег, имеющаяся в распоряжении потребителя, p1- цена первого товара, x1 – количество первого товара, p2 – цена второго товара, x2 – количество второго товара.

Наклон бюджетной линии равен – p1/p2.

Если потребитель тратит весь доход на бутерброды, то сможет купить 3 бутербродов, но не купит ни одного стакана чая.

Индивидуальный спрос - в экономической теории - кривая спроса одного покупателя на товар или услугу

Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Производственная функция.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ - функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого продукта и физическим объемом факторов производства при данном уровне технических знаний.

Поскольку объем производства зависит от объема использованных ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи:

Q = f(L,K,M),

где Q - максимальный объем продукции, произведенной при данной технологии и определенных факторах производства;

L - труд; К - капитал; М - материалы; f - функция.

Производственная функция при данной технологии обладает свойствами, которые определяют соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов. Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее все они имеют общие свойства. Можно выделить два основных свойства.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.034 с.)