Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая функция государства в рыночной экономике.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Последствия гос. регулирования рыночного цнообразования. Основными средствами гос. воздействия являются: 4. Налоги и дотация. В результате введения налога (акциза) в размере T единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величины налога от S1 к S2. Так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителю на T единиц дороже. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения. Дотация приводит к росту предложения. Тогда равновесная цена падает, а равновесный объем продаж растет. Воздействие гос-ва на процесс рыночного ценообразования посредством налогов и дотаций снижает экономическую эффективность функционирования рынка. Посредством налогов и дотаций гос-во осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами. 4.Директивные цены (установление верхних и нижних пределов цен) - установление «потолка цен». Если потолок цен Pg установлен на уровне ниже, чем равновесная цена, то возникает дефицит в размере Qd(Pg)-Qs(Pg). - установление «пола цен». «Пол цен» связывается с необходимостью гос. поддержки отраслей. При установлении директивной цены выше, чем равновесная, возникает избыток предложения, поэтому гос-во во избежание появления «черного» рынка с ценой ниже директивной, должно закупить все избыточное предложение Qs(Pg)-Qd(Pg), либо выплачивать дотацию на каждую единицу продукции, проданную сверх минимального объема Qd, либо ограничивать объем производства на уровне Qd, соглашаясь на чистые потери об-ва. 3. Регулирование количества. Политика протекционизма – гос-во может квотировать (ограничивать кол-во продаваемой продукции) объем продаж на рынке. Данная политика может привести к сокращению объема продаж до установленного в квоте Q2* и росту цены на рынке, так как ограниченное кол-во будет продано по максимально возможной цене P2* Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации. Реформы отношений собственности в современной России. В любой экономической системе определяющую роль играет собственность, которая выражает отношения присвоения (отчуждения) средства производства и создаваемых и их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Следует различать экономическую и юридическую категории собственности. Как экономическая категория, собственность выражает отношения присвоения и отчуждения между людьми. Как юридическая категория, собственность – субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, проявление общественной потребности закрепить то, что уже сложилось на практике. В этом случае собственность есть право. Главным, определяющим в содержании собственности является присвоение (отчуждение объекта собственности от других субъектов, осуществляемое наряду с экономическими, также насильственными и юридическими способами). Собственность – целое, а ее элементами являются владение, пользование распоряжение. Владение – неполное, частичное присвоение. Владелец – представитель средств производства. Пользование – фактическое применение вещи в зависимости от ее назначения. Это форма реализации владения и собственности. Распоряжение – принятие решений владельцем или другим лицом по поводу функционирования объекта собственности, основанное на праве предпринимателя передавать в пользование имущество в пределах, дозволенных собственником. Формы собственности можно классифицировать по различным критериям: 1. По форме присвоения: Индивидуальная (личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность. Коллективная (кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные общества, ассоциации и т.д.). Государственная (общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства) 2. По форме прав собственности: Частная – всякая негосударственная форма собственности (граждан, юридических лиц – предприятий, объединений, организаций). Государственная - (федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная). Совместная (совместных предприятий) 3. По субъектам и объектам: Объекты – продукт, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги и т.д. Субъекты – отдельные граждане, коллективы, группы, семьи, государство, другие Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основных методов перехода к реальному многообразию форм собственности, как основы формирования рыночного хозяйства. Разгосударствление – совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Это означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление может осуществляться по следующим направлениям: 1. Разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива полноправным участником присвоения. (Демонополизация) 2. Создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона 3. Формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи. Т.о. разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Этот центральная проблема перехода к рыночной экономике. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельным гражданам и юридическим лицам. Объектами приватизации могут быть: Крупная промышленность, Мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, Предприятия сферы услуг, Жилищный фонд, Жилищное строительство, Предприятия с/х После приватизации субъектами собственности становятся: Частное лицо, Работник приватизируемого предприятия, Трудовой коллектив, Банки, Холдинги, Акционерные общества (товарищества), И т.д. Приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности. Разгосударствление – понятие, охватывающее весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики в большей степени независимой от государства. Целями приватизации в России были: 1. Формирование слоя частных собственников-предпринимателей 2. Повышение эффективности деятельности предприятий 3. Создание конкурентной среды 4. Содействие демонополизации экономики 5. Привлечение иностранных инвестиций 6. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации В конце 80-х гг. в были приняты основополагающие законы для развития рыночных отношений в нашей стране: ü Закон о собственности, который определил равноправие различных форм собственности (государственная, колхозно-кооперативная, личная), ввел частную собственность в форме индивидуальной и коллективной собственности. ü Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности определил понятие коммерческого предприятия, которая создается с целью получения прибыли. Были определены организационно-правовые формы предприятий. ü Закон о кооперативах (т. е. личное участие) Государство, начиная с 92-го года, проводит масштабную компанию по разгосударствлению собственности, государство отказывается от собственности и 2 этап - ее приватизация. Процессы приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству одной ее формы приходит реальный полиморфизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, к ним относятся отсутствие законов или существенные проблемы в законодательстве, обусловленные десятилетним невниманием к правовой стороне собственности.
Экономические институты ИНСТИТУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — 1) основополагающие экономические категории: товар, деньги, рынки, цены, организации, банки, собственность, конкуренция, труд и т. п.; 2) относительно устойчивые, повсеместно используемые, формальные и неформальные правила и нормы (законы, договоры, положения, кодексы поведения, обычаи), содержащие условия проведения и ограничения экономических действий, отношений, а также факторы принуждения. В своей совокупности оказывают организующее воздействие на экономические процессы и отношения, структурируют взаимодействие их участников, образуют побудительные мотивы деятельности. Выделяют экономические институты права, собственности, организационно-управленческие, финансово-кредитные, а также неформальные институты. Наибольший вклад в теорию институтов внес лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт. Предпринимательство. Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов. В широком смысле – это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле- это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта. П-во – это неотъемлемый атрибут рыночной экономики и фактор производства. П-во следует отличать от предпринимательской способности - особый вид человеческого капитала, который состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при определенной степени риска и возможности понести убытки. П-во характеризуется следующими чертами: 1. Свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но и новаторство; 2. Ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Осуществление предпринимательства связано с риском. Пред-кий риск – это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий либо получит доходы, ниже тех, на которые он рассчитывал. 3. Ориентация на достижение экономического и морального успеха. П-во – одна из форм бизнеса. Бизнес – это система охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность в одно целое. Суть – каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом и в тоже время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым такой бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку. Коммерция – торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. Основная цель современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализация сферы обращения. К новейшим формам предпринимательства можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства) и факторинг (форма коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализации продукции путем покупки у производящей фирмы требований к своим клиентам). 28)Предприятие (фирма) как основная экономическая единица и субъект рыночных отношений. ФИРМА — самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации. Различают разновидности фирм: аффилированная — близкая, родственная фирма, присоединенная к более крупной материнской компании в виде филиала, дочерней фирмы; брокерская — посредническая фирма, преследующая коммерческие цели и действующая по поручению и за счет клиентов; венчурная — мелкая или средняя инвестиционная фирма, финансирующая научные исследования, инженерные разработки; инвестиционная — занятая инвестированием и операциями с ценными бумагами; инжиниринговая, специализирующаяся на предоставлении инженерно-консультационных услуг; инновационная, созданная для отработки новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ фирмой, которая становится ее совладельцем; консалтинговая, сфера деятельности которой — консультации в различных сферах; производственная, занятая изготовлением конкретной продукции; торговая, занимающаяся торгово-посреднической деятельностью; риэлторская, занимающаяся операциями в сфере недвижимости. ФИРМА [firm] — основной экономический субъект в рыночной экономике, элемент экономической системы, в котором происходит преобразование затрат (входов) в результаты экономической деятельности (выходы), причем стоимость затраченных фирмой ресурсов (факторов производства) возрастает на величину добавленной стоимости. Деятельность Ф. тесно связана с получением прибыли, что отличает ее от экономических объектов — домашних хозяйств, правительств, бесприбыльных общественных институтов и т. п. Будучи элементом рынка, Ф. участвует в конкуренции, может обладать монопольной властью или монопсонической властью, быть прайс-тейкером или прайс-мейкером при решении вопросов определения цен на свою продукцию. Различается ряд форм собственности (государственная, акционерная, коллективная, семейная и др.) и форм организации управления Ф. (предпринимательская, менеджерская и др.), а также форм объединения Ф. в корпорации, холдинговые компании, концерны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.008 с.) |