Сущность структурной гипотезы 3. Фрейда



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность структурной гипотезы 3. Фрейда



Организационное поведение

Сущность структурной гипотезы 3. Фрейда

Стержнем всей системы психоанализа (П.) явл. предложенная 3. Фрейдом структ. модель личн., базирующаяся на т. н. топографич. модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые чел. осознает в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символ, форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.

Структура личн., по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически явл. энерг. основой личн. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации). На этапе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внеш. миром, часть Ид претерпевает изменения и превращается в Эго.

Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. При помощи вторичного процесса (реалистич. мышление и др. высшие ментальные процессы) Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью механизмов, в т. ч. механизмов защиты (см. Защитные механизмы).

Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также комплекс Эдипов т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух структур – совести и Эго-идеала. Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания.

Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личн. существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личн. состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует разл. механизмы, в первую очередь, механизмы психол. защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. При этом любая активность чел. определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным. По мнению Фрейда, существуют два осн. врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они явл. каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение чел. Специфич. энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера . В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. В связи с этим выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида , но и человеч. общества.

Психоаналитич. терапия направлена на изучение бессознательного с целью осознания неосознаваемых мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения и т. п., что, в свою очередь, ведет к усилению Эго и построению более реалистичного поведения. Осн. методы психоаналитич. психотерапии – метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, интерпретация сопротивления и анализ переноса (см. Трансфер).

П. оказал исключительное влияние не только на психологию и психотерапию, но и на философию, культурологию, социологию, во многом определив культурную ситуацию XX в.

Основные социальные мотиваторы, сформулированные М. Вебером

Определение М.Вебера: «власть — это способность и возможность индивида в определенных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого». В этом случае акцент делается на социальный характер власти: властные отношения всегда возникают между людьми и общественными группами.

Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных между собой: власть как специфическое экономическое благо и власть как особого рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворять потребности индивидов. Однако благо «экономическая власть» обладает особым свойством, делающим его уникальным среди всего множества благ. Власть позволяет своему обладателю получить доступ к иным благам (удовлетворяющим различные потребности) не в рамках процесса обмена, а в ходе потребления самого блага «власть». Остальные блага могут быть обменены на другие — в этом случае для удовлетворения каких-то потребностей обе стороны вынуждены отказываться от части принадлежащих им благ в пользу друг друга. При наличии фактора власти доступ к другим благам вовсе не означает отказа от обладания властью.

Поскольку спрос на благо «власть» всегда превышает предложение, постольку это благо может быть охарактеризовано как экономическое. Соответственно стремление к благу «власть» становится одним из важнейших мотиваторов экономической деятельности — знаменитых «трех Р»: власти, доходов и социального престижа (power, prestige, payment).

 

Хоторнский эксперимент

В ноябре 1924 г. группа исследователей начала проводить эксперимент на заводе Хоторна, принадлежащем компании «Вестерн Электрик* в городе Чичеро, штат Иллинойс. Первоначальным замыслом его было определение зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда отношений» в науке управления.

ЧЕТЫРЕ ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА. Первоначальной задачей того, что позднее превратилось в четыре этапа эксперимента, было определить влияние интенсивности освещения на производительность труда. Рабочие были поделены на группы: контрольную и экспериментальную. К большому удивлению исследователей, когда они увеличили освещение для экспериментальной группы, производительность труда обеих групп возросла. То же самое произошло и тогда, когда освещение было уменьшено.

Исследователи сделали вывод, что само освещение оказывало на производительность труда лишь незначительное влияние. Они поняли, что эксперимент не удался из-за факторов, находящихся вне их контроля. Выяснилось, что их гипотеза была правильной, но совершенно по другим причинам.

На втором этапе к группе присоединился Элтон Мэйо. На этот раз малая группа, состоящая из шести добровольцев, была изолирована от остального персонала и получала за свой труд льготную оплату. Работницам была также предоставлена большая свобода общения, чем обычно было принято на заводе. В результате этого между ними возникли более тесные взаимоотношения. Сначала результаты подтверждали исходную гипотезу. Когда, например, были введены дополнительные перерывы в работе, производительность труда выросла. Ученые объяснили это меньшей степенью утомления. Поэтому группа продолжала вносить аналогичные изменения в условия работы, сокращая рабочий день и рабочую неделю, а производительность труда продолжала расти. Когда же ученые вернули первоначальные условия работы, производительность труда и тут продолжала оставаться на прежнем высоком уровне.

Согласно теории управления того периода, такого не должно было происходить. Но так было. Поэтому был проведен опрос участниц для выяснения причин этого явления. В дальнейшем ученые выяснили, что некий человеческий элемент имеет большее влияние на производительность труда, чем изменения технических и физических условий. «Короче, рост производительности труда девушек, занятых на сборке продукции, нельзя было объяснить никакими изменениями в физических условиях работы, независимо от того, имела ли их работа экспериментальный характер или нет. Однако, его можно было объяснить тем, что называлось формированием организованной социальной группы, а также особыми взаимоотношениями с руководителем этой группы» .

Третий этап эксперимента первоначально задумывался как простой план совершенствования непосредственного руководства людьми и тем самым — улучшения отношения сотрудников к своей работе. Однако, впоследствии план перерос в огромную программу, которая состояла из бесед с более, чем 20 тыс. сотрудников. Был собран гигантский объем информации об отношении сотрудников к выполняемой ими работе. В результате исследователи выявили, что производительность труда и статус каждого сотрудника в организации зависели как от самого работника, так и от трудового коллектива.

Чтобы изучить влияние коллег на производительность труда сотрудника, ученые решили провести четвертый эксперимент. Он получил название эксперимента на участке по производству банковской сигнализации. Предполагалось, что четвертый этап определит степень воздействия программы материального стимулирования, построенной на групповой производительности труда. Исходя из предпосылок научного управления, ученые разумно исходили из гипотезы, что те работники, которые работают быстрее других и мотивированы желанием больше заработать, будут подстегивать более медлительных, чтобы те увеличивали выработку. Но и на этот раз их ждал сюрприз.

На самом деле более сноровистые работники имели тенденцию замедлять свой темп работы, чтобы не выходить за рамки, установленные группой. Им не хотелось, чтобы их считали нарушителями принятого ритма или чтобы в них видели угрозу благополучию других членов группы.

ВЫВОДЫ ХОТОРНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. Хоторнский эксперимент дал такой объем данных, что это позволило сделать много важных научных открытий. Однако, ввиду их многочисленности, мы не сможем здесь подробно рассказать о них. Основными открытиями были: важность поведенческих факторов, взаимоотношений С руководителями и то, что теперь называют Хоторнским эффектом.

ХОТОРНСКИЙ ЭФФЕКТ — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводили к искаженному, зачастую слишком благоприятному, результату. Участники эксперимента действительно работали намного усерднее, чем обычно, благодаря одному только сознанию, что они причастны к эксперименту.

И сегодня ученые, занимающиеся изучением поведенческих факторов, хорошо знают о Хоторнском эффекте и составляют свои программы таким образом, чтобы избежать его. Однако, все еще часты случаи, когда после окончания эксперимента ученые обнаруживают присутствие Хоторнского эффекта. Например, многие компании попадаются на том, что они необъективно проводят проверку рыночной реализации новой продукции перед запуском ее в производство. Необъективность состоит в том, что они прилагают больше усилий во время рыночных испытаний, чем в обычных условиях производства. В результате новый продукт, когда он попадает в серийное производство, может и не достигать уровня рыночной привлекательности, выявленной во время испытаний, потому что сбытовики больше не уделяют ему особого внимания. Аналогичным образом новая программа профессиональной подготовки, направленная на совершенствование должностных и личных взаимоотношений между руководителями и подчиненными, часто бывает успешной лишь в самом начале. Однако, по прошествии какого-то времени руководители могут возвращаться к своим прежним привычкам, потому что они больше не получают поддержки и не пользуются тем повышенным вниманием, которое они имели во время осуществления программы.

Формы власти и влияния

Власть - это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия, полит. господство, система гос. органов

Классификация власти по Френч и Рейвен.

1) Власть принуждения.

Базируется на страхе быть наказанным или не получить определённого вознаграждения. Для поддержания страха необходима эффективная система контроля.

2) Власть поощрения.

Базируется на ожидании вознаграждения в обмен на совершённое желаемое поведение.

Данная власть может быть реализована в 3-х вариантах:

1) вознаграждение следует непосредственно за желаемым поведением или в ранее оговоренные сроки. В этом случае закладывается предсказуемость стиля руководства.

2) Вознаграждение запаздывает в отношении жел. повед. И доп. ожидание до определённого предела, может увеличить потенциал власти вознаграждения. (зависимость)

3) Вознаграждение предваряет желаемое поведение и подчинённый попадает в зависимость от ситуации неопределённости в отношении эквивалента поведения.

 

3) Экспертная власть.

Базируется на абсолютном доверии к определённому лицу, спецу в той или иной области. Если руководитель способствует росту своей экспертной власти, то главный негативный момент состоит в разрушении обратной связи, т.к. подчинённые умалчивают собственные варианты разрешения задач. Но эта власть более всего поддерживает авторитет руководителя.

 

4) Харизматическая власть.

Абсолютно эмоциональная власть!

Харизма - это способность привлекать к себе большие группы людей посредствам собственных личных качеств. Харизму поддерживает дар красноречия, внешность, способность наладить адекватный энергитический обмен с большими группами людей.

 

Далее:

Формальная (определяется орг. иерархией, основа - властн. комплекс);

Информационная (права и возм. подчин. и рук. равны)

Власть-попустительство (бесконтрольность)

Власть связей (неформ./родствен. отнош. с рук.)

Власть взаимозависимых задач (если функ. взаимосвяз., а задача общая; зависимость сотруд., несправ. власть одних)

Функции познания Юнга

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных организаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологии функции. Четыре основные функции, выделенные им: мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция - чувство - информирует нас о реальности на; положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусируют внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности в категориях <плохой или хороший>, <приятный или неприятный>,

Вторую пару противоположных функций - ощущение и интуиция - Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно <схватывают>, регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, осознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная, или <индивидуированная> личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности.

Классификация конфликтов

Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как:

1) стороны конфликтов,

2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт,

3) направленность конфликта,

4) временные параметры конфликта,

5) результативность конфликтов.

В зависимости от сторон конфликты делятся:

• на внутриличностные,

• межличностные,

• между личностью и группой,

• межгрупповые,

• международные.

В аспекте потребностей, они могут делиться на:

• материальные,

• статусно – ролевые,

• духовные.

По направленности конфликты подразделяются на:

• горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;

• вертикальные — между подчиненными и начальством.

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

• кратковременные,

• быстротечные,

• длительные,

По критерию результативности конфликты делятся на два типа:

• конструктивные, нормальные, позитивные,

• деструктивные, патологические, негативные.

Сетка Блейка-Моутон

В рамках двухмерного похода предложена известная сетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Мичиганская группа исследователей, которую представляют указанные исследователи, предложила два критерия поведения лидера, которые получили название «ориентированность на работников» и «ориентированность на производство». К лидерам, ориентированным на работников, относился управленческий персонал, который во главу угла ставил межличностные отношения; они проявляли личное участие к потребностям собственных подчиненных и были внимательны к их индивидуальным особенностям. Ориентированные на производство лидеры, напротив, уделяли основное внимание техническим аспектам работы и были главным образом озабочены тем, чтобы подчиненные им коллективы вовремя и качественно выполняли свои задачи. Выводы, сделанные мичиганскими исследователями, указывали на явное преимущество лидеров первого типа. Они добивались более высокой производительности труда подчиненных и при этом обеспечивали более высокую их удовлетворенность работой. Ориентированные на производство лидеры по результатам данных исследований характеризовались более низкими показателями по обоим критериям.

Признаки поведения, выявленные в ходе ранних исследований проблем лидерства, послужили основой для создания двухмерной сетки для оценки успешности управленческого стиля. В этой так называемой менеджерской сетке использовались такие критерии стиля поведения как «забота о людях» и «забота о производстве». С помощью сетки стили поведениялиде6ров оценивались с указанных точек зрения по шкале от 1 (низкий уровень) до 9 (высокий уровень). Хотя сетка, включает 81 потенциальную категорию, к которой относился тот или иной поведенческий стиль лидерства, лишь пять из них были выделены как основные стили руководства: «обедненный менеджмент» (1:1), «менеджмент задач» (9:1), «организационное управление» (5:5), «менеджмент загородного клуба» (1:9), «команда» (9:9). Исследовав указанные пять стилей, ученые пришли к выводу, что наивысшие оценки получили менеджеры, приветствующие командный стиль управления.

Рис. 1. Сетка Р. Блейка и Дж. Моутон

Указанные стили характеризовались следующим образом:

1.1.«Обедненное управление или страх перед бедностью»

Характеризуется приложением минимальных усилий, необходимых для выполнения конкретного объема работ и достаточных для сохранения духа коллективизма в организации.

9.1«Менеджмент задач»

Эффективность выполнения работ является следствием создания условий труда, при которых человеческий фактор имеет минимальное значение.

5.5 .«Организационное управление»

Обеспечение надлежащего качества работы организации становится возможным благодаря надлежащему балансированию между необходимостью обеспечивать выполнение работы и поддерживать моральных дух работников на удовлетворительном уровне.

1.9.«Менеджмент загородного клуба»

Результатом внимательного отношения к потребностям людей в налаживании взаимоотношений с коллегами становится уютная дружеская атмосфера и высокие темпы работы организации.

9.9.«Команда»Залогом выполнения работы служит преданность людей; взаимозависимость работников вследствие «общей установки» на достижение целей организации приводит к созданию атмосферы доверия и взаимного уважения.

Авторы сетки отожествляли лидера и руководителя, определив, что руководителя как формализованного лидера, что само по себе допустимо в идеальной системе, где руководитель обладает свойствами лидера и идеально соответствует подчиненным.

Модель Фидлера

Данная модель основана на предположении, что эффективность работы группы в значительной мере зависит от того, насколько конкретная ситуация позволяет руководителю контролировать своих сотрудников и влиять на их деятельность. В разных условиях наиболее эффективным будет определенный стиль руководства.

По мнению Фидлера, основным фактором успеха процесса руководства служит базовый стиль каждого конкретного руководителя, который, как правило, относится к одному из двух основных типов – ориентированный на задачу и ориентированный на взаимоотношения. Для определения стиля лидерства Фидлер разработал анкету о наименее предпочитаемом сотруднике (НПС). В нее были включены следующие свойства:

· Вежливость;

· Дружелюбность;

· Способность отвергать;

· Способность помогать;

· Увлеченность;

· Напряженность;

· Отчужденность;

· Холодность;

· Готовность к сотрудничеству;

· Готовность к поддержке;

· Придирчивость;

· Самоуверенность;

· Эффективность;

· Наличие веселого нрава;

· Открытость;

· Способность быть интересным для окружающих.

Респондентов просили подумать о всех своих сотрудниках, с которыми им когда-либо приходилось сотрудничать, и описать именно того, с которым наименее приятно было взаимодействовать. Фидлер считал, что если наименее предпочитаемый сотрудник описывается в анкете с использованием преимущественно позитивных терминов, то лидер-респондент в первую очередь заинтересован в хороших личных взаимоотношениях с коллегами и подчиненными. И наоборот, если выбраны для оценки наименее предпочитаемого сотрудника сравнительно неприятные эпитеты (нижний рейтинг НПС), это означает, что руководитель в первую очередь заинтересован в производительности, в качественной и выполненной в срок работе. При этом Фидлер допускал, что существует промежуточная категория людей, которая соединяет два наиболее известных ориентира. Еще одним допущением является постоянство выбранного руководителем ориентира.

После того, как с помощью НПС определен индивидуальный базовый стиль руководства, необходимо оценить различные ситуации и определить их значимость и влияние. В результате исследований Фидлера было выявлено три основных ситуативных параметра, влияющих на эффективность деятельности руководителя:

  • Взаимоотношения руководитель-подчиненный (степень доверия и уважения подчиненных к своему лидеру; оцениваются как хорошие и плохие);
  • Структура задачи (уровень формализации и структуризации рабочих заданий; оценивается как высокий и низкий);
  • Должностные полномочия (степень формальной власти руководителя над подчиненными, т.е. его полномочия в таких вопросах, как наем на работу, увольнение, обеспечение дисциплины, продвижение служащих по службе и увеличение заработной платы; ранжируются как широкие и ограниченные).

Согласно модели Фидлера, каждая ситуация, связанная с руководством, оценивается с использованием перечисленных выше трех ситуативных переменных. Их комбинирование дает восемь основных ситуаций, в которых может оказаться руководитель. Ситуации Фидлер классифицировал на наиболее благоприятные, умеренно благоприятные и крайне неблагоприятные для руководителя. В итоге автор модели пришел к выводу, что руководители, ориентированные на задачу, обычно работают с лучшими показателями в ситуациях, наиболее благоприятных для них либо в самых неблагоприятных. При этом, руководители, ориентированные на взаимоотношения, достигают больших успехов, работая в умеренно благоприятных условиях.

Так как руководители выбирают постоянство в стиле, то существует только два реальных способа повысить результативность руководства:

· во-первых, можно назначит нового руководителя;

· во-вторых, можно изменить саму ситуацию таким образом, чтобы она соответствовала стилю руководителя, например, изменив задачу, либо изменив объем властных полномочий, которыми обладает человек при решении таких вопросов, как повышение заработной платы, продвижение по карьерной лестнице и использование дисциплинарных мер.

Многочисленные исследования подтвердили правомерность выводов, сделанных Фидлером.

Организационное поведение

Сущность структурной гипотезы 3. Фрейда

Стержнем всей системы психоанализа (П.) явл. предложенная 3. Фрейдом структ. модель личн., базирующаяся на т. н. топографич. модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые чел. осознает в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символ, форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.

Структура личн., по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически явл. энерг. основой личн. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации). На этапе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внеш. миром, часть Ид претерпевает изменения и превращается в Эго.

Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. При помощи вторичного процесса (реалистич. мышление и др. высшие ментальные процессы) Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью механизмов, в т. ч. механизмов защиты (см. Защитные механизмы).

Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также комплекс Эдипов т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух структур – совести и Эго-идеала. Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания.

Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личн. существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личн. состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует разл. механизмы, в первую очередь, механизмы психол. защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. При этом любая активность чел. определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным. По мнению Фрейда, существуют два осн. врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они явл. каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение чел. Специфич. энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера . В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. В связи с этим выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида , но и человеч. общества.

Психоаналитич. терапия направлена на изучение бессознательного с целью осознания неосознаваемых мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения и т. п., что, в свою очередь, ведет к усилению Эго и построению более реалистичного поведения. Осн. методы психоаналитич. психотерапии – метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, интерпретация сопротивления и анализ переноса (см. Трансфер).

П. оказал исключительное влияние не только на психологию и психотерапию, но и на философию, культурологию, социологию, во многом определив культурную ситуацию XX в.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.023 с.)