Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и философские основания нарративной медиации.

Поиск

Глава

Теоретические и философские основания нарративной медиации.

Основания подхода, ориентированного на решение проблемы. В самом сердце подхода, ориентированного на решение проблемы, лежит идея о том, что ситуация, когда та или иная потребность или интерес человека не удовлетворяется, то есть фрустрируется, приводит к возникновению той или иной формы конфликта. Согласно этой точке зрения, конфликт возникает тогда, когда достижение интересов или удовлетворение потребностей одной стороны воспринимается как несовместимое с достижением интересов и удовлетворением потребностей другой.

Допущения данного подхода:

1. Конфликт рассматривается в рамках такой психологии, которая сфокусирована на индивиде. Первичность индивида в этой модели на столько значима, что даже когда конфликт подразумевает противостояние групп, эта модель направляет нас осмыслять конфликт в терминах индивидуальной психологии.

2. Отдельные люди движимы потребностями, порождаемыми изнутри. Источник потребностей - в человеческой природе. Положения, основанные на примате индивидуальных потребностей, отвлекают наше внимание от культурного, коллективного или отношенческого аспектов личности.

3. Движущей силой человеческого поведения является удовлетворение индивидуальных потребностей.

4. Медиатор является объективной, нейтральной третьей стороной.

 

Принципы социального конструкционизма.

· Антиэссенциализм – это идея о том, что люди в большей степени являются продуктами социальных процессов, нежели определяются какими-то внутренне присущими им неотъемлемыми характеристиками или структурами. С теоретической точки зрения такое представление расшатывает исходные посылки индивидуалистической психологии. Потребности не столько внутренне присущи людям, сколько конструируемы. Теперь цель медиации не поиск способа удовлетворения потребностей, а трансформация. То, что довольно остро переживается как потребность в одном контексте, может существенно измениться, если будет рассмотрено при другом способе обсуждения.

· Антиреализм ставит под сомнение существование объективных факторов. Все знания –это знания с определённой точки зрения. Точки зрения имеют относительный характер. В этом смысле знание не может быть финальным. Задача медиации – не только помочь людям разобраться и отделить факты от истории конфликта. Задачей становится деконструкция точек зрения, с которых подобные факты были установлены, и понимание того, чьим интересам эти точки зрения служат. Мы не просто заинтересованы в том, чтобы в процессе медиации выслушать факты и установить интересы сторон. Мы также проявляем интерес к культурным и историческим процессам, приведшим к возникновению этих фактов и интересов.

· Язык как предварительное условие мышления. Способ нашего мышления и те понятия и категории, которые мы используем в мышлении, представляются нашем языком. Язык, или дискурс, является предварительным условием мышления. Слова конструируют события. Язык «вговаривает» нас в бытие. Эта конституирующая функция языка имеет важные следствия для понимания природы конфликта. Но язык мы не создаём себе сами, мы наследуем большую его часть из культурного мира. Следовательно, модель, ориентированная на решение проблемы, не может рассматриваться как свободный от ценностей культурно-нейтральный взгляд.

· Язык как форма социального действя. Из этого следует, что если личности конструируются в дискурсе, то основными понятиями психологии скорее оказываются повседневные взаимоотношения между людьми, нежели внутренние психологические феномены или даже социальные структуры. Именног в этих взаимодействиях конструируется мир. Язык является перформативным, и его использование – это определённая форма социального действия.

 

Нарративный взгляд на конфликт.

Конфликт понимается как детерминируемый извне, как почти неминуемый побочный продукт разнообразия, а не результат выражения индивидуальных потребностей или интересов. С нарративной точки зрения конфликты возникают ещё потому, что у людей нет прямого доступа к истине или фактам по поводу тех или иных ситуаций. Скорее люди рассматривают происходящее с какого-то ракурса, с какой-то культурной позиции. Опираясь на неё они разворачивают историю о том, что произошло, и продолжают действовать в социальной ситуации исходя из той истории которую создали. Значит, факты – всего лишь общепринятые истории. Время от времени истории приводят к противоположным прочтениям событий. Это следует ожидать, принимая во внимание характер культурного взаимодействия между людьми. Истории продуцируют реальности.

 

Дискурс. Чем больше медиаторы знают значимых дискурсов, касающихся конфликта, тем более вероятно, что они смогут помочь найти путь к его разрешению.

 

Деконструкция. Идея деконструкции состоит в том, что есть возможность распаковать принятые как нечто само собой разумеющиеся убеждения, объектами которых мы оказываемся в результате функционирования дискурсов. Для практики медиации она полезна тем, что поддерживает любознательное вопрошание, а не просто принятие всего как факта. Если медиация – это создание новых смыслов в конфликте, где существующие смыслы никого не удивляют, тогда деконструирующее слушание и деконструирующее расспрашивание оказывается очень полезным средством. Деконструкция делает видимыми некоторые базовые убеждения, и появляется возможность их пересмотреть. (Он грубый! Что для вас значит «грубый»?). Подобный подход помогает разобрать на части само собой разумеющиеся убеждения сторон о природе конфликта как такового.

 

Множественная субъектность и природа «я».

 

 

Политика медиации.

Нарративная метафора.

С точки зрения Брунера, люди конструируют свои намерения, используя характеристики хорошей истории, а не факты реальности и логику причины и следствия. Таким образом, в медиации мы можем ожидать, что услышим два конфликтующих нарратива. Мы вправе ожидать некоторых различий в организации включенных в эти истории сюжетных элементов. Каждый набор событий основывается на правдоподобии и согласованности нарратива. Брунер утверждает, что параллельно с ландшафтом действия, в котором люди ставят цели, действуют, существует также ландшафт сознания, в котором люди понимают, думают, чувствуют. Ландшафты взаимно влияют друг на друга. Т.е. люди осмысливают происходящее с ними в форме истории. Успех медиации будет зависеть от того, насколько медиатор сможет сработаться со сторонами и создать альтернативную историю. Задача медиации может состоять в том, чтобы найти среди базовых историй те, в которых может быть найдена поддержка для новых, альтернативных, предпочитаемых историй в жизни человека.

 

Глава.

Вовлечение.

На этой фазе медиатор устанавливает отношения взаимного доверия со сторонами конфликта. Медиатор должен позаботиться об условиях, о помещении, принимать во внимание невербальное поведение участников конфликта во время первых встреч, отношения, которые складываются между ним и сторонами.

Подготовка к встрече. Доверительная и конфиденциальная обстановка. Качество коммуникации при первом общении с потенциальным клиентом имеет решающее значение. Медиатор должен продемонстрировать, что понимает тревогу и клиента, за счет своевременных реплик, применения активного и рефлексивного слушания. Перефразируя слова клиента и резюмируя их медиатор может понять правильно ли он всё понял.

На первой встрече. Значение имеет всё: тон, громкость, интонация, подбор слов, что бы клиент отнёс медиатора к определённой культуре.

Ритуалы вовлечения. Медиатор должен тщательно продумать момент приветствия. Медиатору необходимо учитывать ожидания участников, как должно проходить приветствие. Во многих сообществах от участников и медиатора ожидается мгновенный переход к делу. В других наоборот. Тоже самое с кокусами.

Вовлечение всех участников, задействованных в конфликте. Медиатору нужно убедиться, что задействованы все, кому действительно следует участвовать.

Заключение контракта.

Обстановка. Ключевым моментом в установлении рабочих взаимоотношений с участниками конфликта является то, на сколько медиатор проявляет уважение, понимание и способность вызывать доверие. Для того что бы создать психологически безопасную и комфортную среду нужно: 1. Удостовериться в том, подходит ли помещение для этой задачи?2. Достаточно ли удобно место проведения встречи? 3. Создаёт ли интерьер достаточно спокойную атмосферу? 4. Как будут расположены участники встречи? Главное чтобы стороны ощущали себя комфортно в той обстановке, которая наилучшим образом уважает и отражает их культурные традиции.

В идеале, нарративная медиация – это практика со-творчества, в которой все участники конфликта становятся партнёрами. К участникам проявляют уважение с самого начала, потому что они обладают знанием локального контекста и опытом, которые помогут найти решение конфликта.

Создание условий для рассказывания истории. Медиатор слушает рассказы участников не для того, чтобы выудить из них факты. Такая цель приводит к опасности скрытого неуважения к рассказам участников. Нужно относиться к рассказчикам как к экспертам их собственной жизни. Нарративная медиация – это создание такой атмосферы отношений, в которой процветает дух взаимного уважения, даже если стороны и не стремятся продолжить какие либо взаимоотношения за пределами медиации. На фазе вовлечения предпринимается попытка найти такой способ общения, который бы повлёк за собой восстановление взаимоотношений. Упор на вопросы взаимоотношений являются одним из пунктов, которые отличают нарративную медиацию от других подходов.

 

Составление соглашения.

Документирование изменений.

Глава.

«Ощущение себя вправе»

Мы считаем, что представление о феномене «ощущение себя вправе» помогает нам понять, как рождается конфликт. Это понимание указывает, что конфликт – это скорее спор о правоте, отстаивание своих прав на что-либо, нежели спор по поводу интересов или удовлетворения потребностей.

Типы ощущения себя впрве.

Гендерное ощущение себя вправе. Связано с дискурсом патриархальности, где интересы мужчин оказываются в более привилегированном положении, чем дискурсы женщин.

Расовое ощущение себя вправе. Доминирующий социальный дискурс порождает ощущение себя вправе, связанное с фенотипическими или расовыми характеристиками.

Другие аспекты идентичности в связи с ощущением себя вправе. Факторы, которые влияют на ощущение себя вправе индивидов доминирующих западных групп: Молодость более предпочтительна; физическая и интеллектуальная дееспособность; гетеросексуальность; к богатым относятся лучше, чем в бедным.

Идентичность и ощущение себя вправе взаимно определяют друг друга.

 

Модели взаимоотношений.

Равноправные отношения. Здесь есть пространство как для того, чтобы партнёры могли реализовать свои собственные интересы, так и для того, чтобы равноправно решать задачи обустраивания совместной жизни.

Отношения соседей по квартире. Равноправие, но отсутствие близости.

Традиционные взаимоотношения. Права одной стороны значительно больше, чем права другой. Один контролирует второго. Человек, изображённый маленьким кружочком, проживает свою жизнь для и через человека, изображённого большим кругом.

Отношения высвобождения.

Описав 4 модели, медиатор спрашивает у участников, что предпочтительно для их пары. Это задаёт основу для беседы, где происходит деконструкция доминирующих дискурсов.

 

Сжатие времени – это техника для того, чтобы определить тенденцию развития паттерна взаимоотношений. В это технике задают вопросы: «Что произойдёт, если эта проблема будет продолжаться в течение ближайших 3 месяцев…?».

 

 

Глава

 

Глава

Разоружение конфликта.

Именно на предварительной встрече медиатор работает с каждой из сторон, чтобы создать рамку для осмысления проблемной ситуации. И это оказывается главным фактором, влияющим на то, что произойдёт во время совместной встречи. Таким образом, сепаратные встречи являются важнейшими событиями медиации как таковой, в не факультативными дополнениями к процессу. Их плюсы: легче выстроить доверительные отношения, человек чувствует себя спокойнее и может рассказать что-то, чего бы не сказал в присутствии другого; второй говорящий не поддаётся рассказу первого.

Дискурсивное слушание. Это не только внимательное слушание историй, но и фокусировка на основных конструктах, т.е. выуживание дискурсов, участвующих в конструировании определённого рассказа. Эти дискурсы влияют и на медиатора. Они задают основы для отбора медиатором того, что он слышит. То, что медиатор слышит, - это тоже конструирование событий.

Любознательное расспрашивание является ключевым для процесса разоружения конфликта. Цель подобного расспрашивания – поколебать наше чувство уверенности, будто о том, о чем мы говорим, мы всё знаем.

Экстернализующая беседа. Следующий шаг в разоружении конфликта – это создание основы для отделения конфликтной истории от вовлеченных в неё людей. Проблема не в человеке, проблема в проблеме. Говорить в экстернализующей манере – значит описывать конфликт, как если бы он существовал отдельно от противоборствующих сторон.

Именование проблемы.

 

Расспрашивание о сравнительном влиянии. Это пошаговый процесс в котором участники отвечают на две группы вопросов. Первый шаг подразумевает вопросы о том, каким образом конфликт повлиял на участников. Вторая группа вопросов касается обратного влияния – людей на конфликт.

Картирование влияния проблемы на человека. Три измерения: широта, длина, глубина.

Широта означает размах влияния проблемы, то, насколько разные области жизни человека захвачены проблемой.

Длительность временное измерение, вкл не только прошлое, но и будущее.

Глубина – это интенсивность воздействия конфликта на разные сферы жизни.

Картирование влияния людей на проблему. В этом случае в фокус внимания людей попадают усилия людей подорвать влияние проблемы на них.

Другой ключевой момент в развёртывании процесса отделения проблемы от людей – попросить их как-то отнестись к присутствию конфликта в их жизни.

 

7 глава

Высвобождение пространства для развития альтернативной истории.

В нарративной беседе стороны выступают субъектами, а проблема – объектом. Люди являются творцами смысла. В таком способе общения воплощено уважение к людям.

Приглашаем стороны вынести суждение о проблеме.

Первый шаг в развитии субъектной позиции. Оценка места и роли проблемы в жизни. Когда стороны говорят, что хотят закончить ссориться – это уникальные эпизоды, их нельзя было предположить в развитии истории, из-за давления проблемы.

Усилия медиатора в процессе развития новых смыслов.

Медиатор не просто позволяет процессу смыслорождения происходить, медиатор задаёт прямые вопросы, чтобы этот процесс начался и развивался.

 

Ландшафт действия и ландшафт смысла.

Ландшафт действия – это тот план, та плоскость, где размещается события. Ландшафт смысла – они думают, интерпретируют, приходят к выводам.

Плетение истории между двумя ландшафтами. Полезность этого разделения заключается в том, что оно дает для проведения беседы, особенно при решении задачи создать пространство для альтернативной истории. Если мы думаем о людях, как о существах, постоянно порождающих смыслы вокруг происходящих событий и действующих на основе этих смыслов, создавая историю дальнейших событий, значит мы мыслим в соответствии в нарративным подхлдом. Когда появляется новый элемент сюжета, мы можем задавать вопросы, чтобы прояснить его смысл. Когда всплывает новый смысл, мы можем задавать вопросы, чтобы привязать его к каким-то элементам сюжета.

Уникальные эпизоды в истории отношений. Мы прослеживаем, как возникла конфликтная история, можем исследовать и историю удовлетворительных отношений. Вопрос «когда начался этот конфликт» может превести к рассказу о том, как жили и общались стороны до того как начался конфликт. Цель таких вопросов – обратить внимание на контраст.

Участие в медиации как уникальный эпизод.

 

8 глава.

Альтернативная история набирает обороты.

1. У хорошей истории должен быть сюжет, что подразумевает согласованную последовательность

2. История должна быть правдоподобной для участников.

Обнаружение уникальных эпизодов и придание смысла этим эпизодам – ключевые шаги в создании альтернативной истории. Фокусировка на тех особенностях, которые составляют хорошую историю, отличает процесс нарративной медиации.

 

9 глава.

Сложные моменты в ходе нарративной медиации.

1. Отсутствие доброй воли. (ситуация развода)й.

Глава

Теоретические и философские основания нарративной медиации.

Основания подхода, ориентированного на решение проблемы. В самом сердце подхода, ориентированного на решение проблемы, лежит идея о том, что ситуация, когда та или иная потребность или интерес человека не удовлетворяется, то есть фрустрируется, приводит к возникновению той или иной формы конфликта. Согласно этой точке зрения, конфликт возникает тогда, когда достижение интересов или удовлетворение потребностей одной стороны воспринимается как несовместимое с достижением интересов и удовлетворением потребностей другой.

Допущения данного подхода:

1. Конфликт рассматривается в рамках такой психологии, которая сфокусирована на индивиде. Первичность индивида в этой модели на столько значима, что даже когда конфликт подразумевает противостояние групп, эта модель направляет нас осмыслять конфликт в терминах индивидуальной психологии.

2. Отдельные люди движимы потребностями, порождаемыми изнутри. Источник потребностей - в человеческой природе. Положения, основанные на примате индивидуальных потребностей, отвлекают наше внимание от культурного, коллективного или отношенческого аспектов личности.

3. Движущей силой человеческого поведения является удовлетворение индивидуальных потребностей.

4. Медиатор является объективной, нейтральной третьей стороной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.122.95 (0.009 с.)