ТОП 10:

Формирование государственного строя США



Наряду с деятельностью Континентального конгресса важным этапом на пути становления новой государственной власти было избрание местных ассамблей и конвентов взамен распущенных ранее колониальных администраций. Деятельность ассамблей протекала в известной мере по контролем Комитетов связи и безопасности. Постепенно ассамблеи приобретают самостоятельность. Одна из главных целей имущих групп заключалась в том, чтобы во имя утверждения собственной власти отделаться от Комитетов связи. Согласно вновь принятым Конституциям, каждая из колоний разработала свою систему управления, которая мало чем отличалась от прежней по своей структуре. Состав людей изменился. Почти во всех штатах глава исполнительной власти - губернатор, который подотчетен избравшим его законодательным ассамблеям, либо избраны прямым голосованием. Были приняты меры к ограничению власти губернаторов. В ряде штатов было введено ограничение на срок пребывания одного и того же лица в должности губернатора. Непосредственным окружением и опорой губернаторов были специально состоящие при них исполнительные советы, унаследовавшие функции советов при губернаторах колониальных времен. В отличие от нижней палаты - палаты представителей - для тех, кто избирался в сенат, требовался более высокий имущественный ценз. Там, где имелся сенат, он состоял из представителей высших слоев общества - наиболее состоятельных и именитых жителей штатов. В составе нижних палат законодательных ассамблей увеличилось количество делегатов от фермеров и ремесленников - людей среднего достатка. Конституции имели общие черты, но во многом отличались друг от друга, отражая особенности политической обстановки в различных штатах. Вследствие высокого имущественного ценза 90% взрослого мужского населения лишены были права занимать выборные должности. Существовали такие серьезные ограничения на право участвовать в выборах. На начальных этапах революции, когда в США возобладало убеждение в том, что они будут существовать как объединения 13 суверенных политических обществ, демократы уделили первостепенное внимание конституциям штатов “Статьи конфедерации” 1781 года закрепляли суверенитет штатов во всех важных сферах экономической, социальной и политической жизни “Статьи конфедерации” подчеркивали прерогативы местных властей, в частности, их право вводить налоги, которое “было самым главным”. Это важное замечание показывает зависимость конгресса от штатов, которая серьезно затрудняла его действия по мобилизации материальных ресурсов для ведения войны. Центральное правительство имело определенные полномочия, которыми оно пользовалось для регулирования экономической и финансовой жизни страны, но они были явно недостаточны и постоянно приходили в столкновение с политикой штатов. Наряду с факторами, тормозившими развитие сильной власти, положительную роль сыграли успешное завершение войны против Англии, борьба с контрреволюционными элементами, необходимость поиска союзников на международной арене - все это требовало создания сильного центрального правительства. Под давлением этих обстоятельств конгресс принял в 1777 году“Статьи конфедерации”, которые стали первой конституцией США. Согласно “Статьям конфедерации” конгресс состоял из 1 палаты, депутаты избирались ежегодно. Должности президента, как главы исполнительной власти эта конституция еще не учредила. Полномочия конгресса: объявление войны и заключение мира; открытие посольств за рубежом и предоставление - иностранным государствам; заключение соглашений; создание и обеспечение флота; поддержка регулярной армии при помощи рекрутов из штатов; назначение высшего офицерского состава; установка стандартов веса и меры; регулировка взаимоотношений с индейцами; открытие почтовых отделений; разрешение проблем, возникающих между штатами.

Конституция 1787 года утвердила новую систему власти и новый правопорядок. США объявлялись республикой во главе с президентом. Как глава исполнительной власти президент назначался верховным главнокомандующим вооруженными силами. Законодательная власть была оставлена за конгрессом, хотя и в той сфере президенту принадлежало веское слово. Высшей судебной властью был наделен Верховный суд. Глава государства - президент, избираемый на 4 года. Имеет право вето на решения конгресса и вето сохраняет силу, если при повторном голосовании принятого конгрессом решения не было собрано 2/3 голосов. Президент по своему усмотрению составляет кабинет министров и меняет его состав. Законодательная власть принадлежит конгрессу, состоящему из 2 палат: палата представителей и сената. Члены верховного суда избирались пожизненно. Верховный суд имеет право толковать конституцию и отменять принятые конгрессом решения, если члены суда признают, что они противоречат конституции.
Конституция утверждала сильное федеральное правительство. В преамбуле Конституции отцы-основатели говорят о главных принципах:1.народный суверенитет.2.Федерализм3.разделение властей 4.сбалансированность властей 5.судебный надзор - верховный суд 6.ограниченность полномочий правительства.
16. Кризис французского абсолютизма в XVIII в.

Франция 18 в. оставалась феодально-абсолютистской монархией. Число населения больше всего из европейских стран находилось во Франции. Численность населения составляло 26 млн.чел.

Было 3 сословия: 1.- духовенство; 2.- дворянство; 3.- многочисленно. Первые два сословия составляли всего 270 тыс.чел. 3-е сословие было сложным по составу. Сюда входили и богатые люди (банкиры, буржуазия), и крестьянство (21 млн.чел.), и подмастерья, рабочие, деклассированные элементы («санкюлоты» -без штанов). Прожиточный уровень крестьянства был самым низким. Архиепископы и епископы жили, как светские аристократы, в роскошных дворцах, часто устраивая пышные приемы и щедро одаряя своих фаворитов и фавориток. Второе сословие — дворянство состояло из двух различных групп: «дворянства шпаги» и «дворянства мантии». Главной обязанностью дворянства шпаги была военная служба. Однако в 1789 г., по подсчету Лавуазье, только 18 323 дворянина были действительно способны носить оружие. Дворянство шпаги, как и духовное сословие, не было однородно. Иным дворянам и шпагу купить было не на что. В одном и том же втором сословии были и безземельные, и мелкопоместные дворяне, и сеньоры, владевшие тысячами гектаров земли, преимущественно титулованная знать: герцоги, маркизы, графы и виконты. В 1771 г. во Франции было 70 тыс. дворян, из них 3 тыс. титулованных. Королевский двор — эта, по выражению передовых современников, «могила нации» — привлекал аристократов, покидавших свои поместья, чтобы вести паразитическое существование в Париже или в Версале за счет королевских милостей и субсидий. Беспечная, разгульная жизнь и постоянное безделье считались характерными и необходимыми признаками подлинного барства. Король и принцы показывали пример расточительности. Провинциальное дворянство относилось недружелюбно и даже враждебно к дворянству придворному, а старые аристократические семьи презирали выскочек-фаворитов, часто приобретавших титулы и влияние при дворе. К дворянству мантии относилась судейская знать, члены высших судебных учреждений — парламентов и высших финансово-административных органов.

Феодальные отношения делали 3-е сословие бесправным. Над ними можно было надругаться. Короли брали деньги у финансистов, но не возвращали. Дворяне могли выкинуть из ложи театра буржуа. Существовал принцип: « Дворянство служит королю шпагой, духовенство – молитвой, а 3-е сословие – имуществом». Только 3-е сословие платило налоги. Вся земля принадлежала привилегированным слоям (Нет земли без сеньора). За аренду земли дворяне получали чинж (право дворян на землю).

Налоги с населения: -десятина (очень тяжелый налог), триаж.

В сельской местности за все действия платили налоги ( за окна на доме, за дым из трубы, за рыбную ловлю и т.д.). феодалные противоречия наиболее ощутимы в деревне. Складывается революционная ситуация. В 1774 г. фр.королем стал Людовик 16. это было время ожидания реформ. Мин. фином стал Тюрго: он объявил свободу хлебной торговли, отменил дорожную барщину, которая заменялась налогом, которым облагались и привилегированные сословия, ликвидированы цехи. Эти реформы натолкнулись на сопротивление аристократии. Тюрго вышел в отставку. Министром стал Неккер. Он попытался создать режим экономии. Отменил крепостное право на королевских землях, опубликовал отчет о финансовом управлении. Узнали, что на развитие всех министерств приходится 130 млн.лир, а на королевский двор – 50 млн.лир. после этого Неккер также был снят с должности. Другие мин финны не пытались проводить реформ. С 1787 г. мин финном стал Колонн. Он обратился к проекту Тюрго. Обложил налогами зажиточное сословие. Для этого нужно было получить согласие Совета Нотаблей (высшей аристократии). Они отказались. Было решено собрать Генеральные штаты, которые не собирались уже 100 лет. Т.о. кризис политической власти начался с верхов. С 1787 г начался кризис и революционная ситуация.


Французское Просвещение.

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.

Волгин разделил фр. Просвещение на 3 направления: - буржуазное; - эгалитарное (уравнительное); - коммунистическое. Ж-Ж.Руссо( 1712-1778гг).«Об общественном договоре». Считал, что источник всех бед – частная собственность, но ничего с ней нельзя поделать, только ограничить. Поэтому его выделяют в эгалитарное направление. С появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между богатыми и бедными. Критиковал английский политический строй. Сторонник революции и революционной диктатуры. Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. «Человек рожден быть свободным, а между тем везде он в оковах», - такими словами открывает трактат Руссо «Об общественном договоре». Освободить человека и вернуть ему свободу - вот цель французского философа. Исполнительная власть уполномочена сувереном приводить в исполнение законы и поддерживать политическую и гражданскую свободу. Устройство исполнительной власти в целом должно быть таково, чтобы «оно всегда было готово жертвовать правительством для народа, а не народом для правительства». В зависимости о того, кому вручена исполнительная власть (всем, некоторым, одному), Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. Эти различия в учении Руссо играют подчиненную роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежит всему народу.Вольтер(Француа Мари Арите 1694- 1778). Вольтера называют именем Просвещения. Написал историю России при Петре 1. он был незнатного происхождения, но скоро стал известен в салонах. Маркиз Роган заключил его в Бастилию, откуда тот высвободился благодаря маркизе Помпадур. Уехал в Англию. Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Поэтому он резко выступал против католической церкви «Нужно раздавить эту гадину». Не был материалистом, а был деистом (когда Бог создал мир, то сразу отошел от его проблем). Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которое насаждает церковь, умерщвляют, как убежден Вольтер, жизнетворное начало всякой свободы – свободу совести и слова. Надо, однако, знать и помнить, что, относясь крайне враждебно к католической церкви, к католицизму, Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. «Если бы Бога не было, то его стоило бы выдумать, но все говорит о том, что он есть». Но признавал Бог не как объекта почитания, а для того, чтобы сохранить в людях равенство.

Был сторонником частной собственности. Поддерживал отношения с Екатериной 2. Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии, народовластия он смертельно боялся. Свобода у него в первую очередь – свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. он отдает сложившейся в его стране абсолютной монархии. Менее всего ему по душе революционные потрясения, ломка уже существующей государственности. Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал «просвещенным».Монтескье Шарль Луи (1689- 1755 гг).Был деистом. Признавал независимость развития природы от Бога. Написал «О духе законов». Выделял три вида правления: деспотическое (основанное на страхе); монархическое (на чести); республиканское (на благочестии). Не признавал деспотического правления. Идеалом считает республику или конституционную монархию.но противник демократии. Она может быть только у малых государств. Для Франции она не подходит. Анн Роббер Жак Тюрго (1727-1781).В 50-х гг. сблизился с энциклопедистами и будущими физиократами. Его работа «размышление об образовании и распределении богатств». Развил классовую структуру общества.1 класс: крестьянство (производящий богатство). 2 класс: наемный класс ( промышленники, продающие земледельцам свои труд). 3 класс: собственники земли («находящиеся в распоряжении).В основе этого деления- отношения к средствам производства. Выступает за свободу торговли. Свободу конкуренции. Выдвигает учение об истории как о прогрессивном процессе. Противопоставляет человеческую историю природе: природа осуществляет круг одинаковых поворотов, а человечество идет к совершенству. Но феодальный строй им осуждается, т.к. создает лишь ложное подобие порядка. Жан Мелье (1664-1729г).Был священником в приходе в г. Шампань. Написал «Завещание».

1. На первое место среди зол ставит непропорциональное распределение благ между сословиями. Крестьяне будут вечно несчасны, если не отделаются от этих гадов (феодалов).

2. за счет народного труда живет множество людей, совершенно для него бесполезных. (попрошайки, богатые бездельники, духовенство, юристы, откупщики).

3. центральное мест в критике- критика общественных отношений, господствующих в феодальной деревне. Угнетенный народ- крестьянство, угнетатели- светские и духовные феодалы. 4. против частной собственности.

Каким общество должно быть:

1. равенство в труде и пользовании благами.

2. все должны трудиться. Создание общин-приходов. Руководство общиной осущ-ется старцами.

3. брака не должно быть.

4. необходимо освободить народ от религиозных суеверий.

Считает допустимым любые способы достижения цели. Даже убийство.

Аббат Габриель Мабли (1709-1785 гг).

Коммунистические порядки не осуществимы. Но давал им высокую оценку. Отрицал частную собственность. Природа создала людей равными. Чем ближе люди к равенству, тем ближе они к счастью. В естественном состоянии нет высших и низших, нет тщеславия и жадности.

Многие просветители были противниками революции, но своими идеями подготовили революцию.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.134.98 (0.009 с.)