Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы контроля функций телаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Следующий подход к саморегуляции основан на регуляции телесных функций. Он также опирается на естественные механизмы функционирования живого организма. В данном случае эмоциональное состояние контролируется через внутреннюю зону восприятия. Включение сознания во внутреннюю зону осознания имеет следующие цели. · Умение различать во внутренних ощущениях тела а) различные части тела (например, отдельные пальцы, кисть, предплечье, плечо) и ощущать их в местах их реального расположения б) напряженные и ненапряженные группы мышц в) холодные и теплые части тела. · Умение чувствовать изменения в теле при произведении вдоха и выдоха. · Чувствовать изменения в теле при различных положениях тела и его конечностей, при различных движениях и при упражнениях на растяжение. · Произвольно добиваться изменений в теле или в отдельных его частях в сторону расслабления мышц и потепления конечностей. · Умение различать движения, при которых не создается статическое напряжение мышц. · Умение различать те движения, которые растягивают определенные отдельные группы мышц. · Умение определять моменты, когда сознание начинает переключаться с внутренней зоны осознавания на среднюю. Эмоции имеют непосредственную связь с функциями тела. В этом отношении они - это самый «грубый» психический процесс, поскольку наиболее тесно связаны с физиологическим функционированием организма. Если человек находится в каком-либо эмоциональном состоянии, то, обязательно, при этом изменяется напряжение вегетативных систем организма: меняется частота дыхания и сердцебиения, изменяется обмен веществ, тонус мышц и электромагнитная активность органов и т.д. Если мы сможем успокоить наше тело, следовательно, исчезнет и эмоциональное напряжение. В нашем организме только две функции поддаются произвольному управлению сознанием - это дыхание и тонус мышц. Остальные функции заблокированы, их трудно или невозможно изменить усилием воли. Поэтому мы не будем включаться в эти интимные физиологические процессы, с ними справится центральная нервная система, а попробуем влиять на наш организм, а через него и на наши эмоции через доступные сознательному регулированию функции - дыхание и тонус мышц. Приемы регуляции дыхания Чтобы было проще объяснить значение дыхания в психической и телесной жизнедеятельности организма, попробуйте вначале поэкспериментировать с ним. Встаньте перед зеркалом и понаблюдайте за своим внешним видом, а также попробуйте почувствовать, в каком психическом состоянии вы находитесь, когда будете дышать по-разному. На каждое упражнение отведите не более 1 минуты (не переусердствуйте, т.к. при некоторых заболеваниях может появиться одышка). · Вначале сделайте следующее: после обычного естественного вдоха выдохните как можно резче. · После обычного вдоха попробуйте выдыхать плавно и медленно. Делайте это как можно естественнее. · Дыша в естественном ритме, делайте глубокий вдох и выдох, заполняя воздухом все легкие. · Осуществляя дыхательные движения в естественном ритме, постарайтесь дышать очень легко и поверхностно - «чуть дышать». · Вспомните, как вы запыхивались после пробежки, и подышите таким «собачьим» дыханием, делая быстрые короткие вдохи и выдохи. Заметили ли вы, что при переходе в другой тип дыхания вы переходили и в другое психическое и физиологическое состояние. Дыхательные движения человека имеют несколько фаз: фаза вдоха, фаза задержки дыхания после вдоха, фаза выдоха и фаза задержки после выдоха. Причем когда человек находится в спокойном состоянии, длина его выдоха длиннее, чем длина вдоха. Чем более он психически напряжен, тем короче становится его выдох по отношению к вдоху.
При резком выдохе происходит значительное сокращение и напряжение мышц грудной клетки и живота, лица, рук и ног. При напряжении мышц туловища происходит сжатие (и массаж) внутренних органов. При этом повышается артериальное давление, растет психическая активность, желание действовать. Не правда ли, что такой тип дыхания можно использовать, когда вы хотите выйти из состояния «агульнай млявасци», повысить низкие показатели давления, поднять жизненный тонус, устранить вялость и безразличие. Если же при таких резких выдохах мысленно и образно задавать себе установку, например: «Сейчас берусь за работу», «С данного момента бросаю курить» и т.п., то такие упражнения усилят желание действовать в большей степени, нежели простое фантазирование на тему: «Хорошо бы взяться за работу», «Неплохо бы бросить курить». Плавный и медленный выдох, если он совершается естественно и без усилий, оказывает противоположное действие. С медленным выдохом усиливается расслабление всех мышц тела, успокаиваются мысли и эмоции, обостряется восприятие окружающей обстановки. Естественно, такой тип дыхания можно использовать для снятия эмоциональной и физической напряженности, для достижения спокойного психического состояния. Если вы сможете сосредоточить свое внимание на себе, то можете почувствовать, что глубокий вдох и полный выдох усиливают ощущение физиологических процессов тела. Активная работа мышц при полном дыхании стимулирует и ритмичную работу внутренних органов. Несомненно, данный тип дыхания - это физиологический активатор. Если трудно было осуществить естественное, без усилий поверхностное дыхание, то можно вспомнить, при каком роде психической деятельности оно возникает. Наверное, тогда, когда нужно максимально сосредоточиться на чем-то, когда мы пытаемся уловить что-то еле различимое, например, прислушиваемся или всматриваемся, или пытаемся понять нечто. Явно, этот тип дыхания помогает притормозить физиологическую жизнедеятельность организма и активизировать высшую произвольную психическую деятельность, связанную с переработкой информации. Но зато какая дезинтеграция психической деятельности происходит при быстрых вдохах и выдохах! Никто, наверное, не сможет осуществить какую-либо интеллектуальную деятельность, если появится дыхание типа одышки. Все обычно ждут, когда оно успокоится, иначе трудно будет сосредоточиться. Если вы хорошо чувствуете изменения в своем организме, то, наверное, почувствовали, как при разных особенностях дыхания меняются процессы жизнедеятельности. Все эти наблюдения могут стать основой для моделирования своих телесных и психических состояний.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.009 с.) |