Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фгоу впо великолукская государственная сельскохозяйственная↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФГОУ ВПО Великолукская государственная сельскохозяйственная академия Кафедра аграрной экономики и экономической теории МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Для практических и семинарских занятий по курсу «Экономика организации (предприятия)» Для студентов II курса экономического факультета по специальностям: 080109 – Бухгалтерский учёт, анализ и аудит, 080105 – Финансы и кредит
Великие Луки
Методические указания разработаны – профессором И.А. Коврижных, доцентом Н.И. Петуховым, ст. преподавателем А.Б. Малышевой.
Рецензенты: Аленичев А.Д. – к.э.н., доцент, бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа; Иванов С.И. – к.э.н., доцент, кафедрой организации и планирования.
Рассмотрены и утверждены к изданию методической комиссией экономического факультета. Протокол № 2 от 23. 10. 2008 г.
Содержание стр. Методические рекомендации по изучению дисциплины 4 1. Продукция предприятия, её качество и конкурентоспособность Формирование цен на продукцию предприятия 6 2. Структура предприятия 11 3. Основные средства предприятия 15 4. Материальные оборотные средства предприятия 18 5. Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда 22 6. Формирование производственного процесса в современных условиях 24 7. Организация производства в условиях рыночной экономики 26 8. Цены и ценообразование 28 9. Финансы предприятия 32 Планы семинарских занятий 33 Рекомендуемая литература 36
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Основным звеном развития экономики любого общества и любой отрасли народного хозяйства является предприятие. Оно в условиях рынка становится тем объектом, где решаются вопросы экономного расходования ресурсов, внедрения достижений технического прогресса с целью получения наибольшего количества продукции при меньших затратах живого и овеществлённого труда на её единицу, а также получения положительных финансовых результатов в процессе осуществления своей деятельности. Материалы методических указаний способствуют закреплению студентами теоретических знаний, а также овладению методами практических расчетов важнейших показателей, форм и взаимосвязей, предусмотренных стандартами программы курса «Экономика предприятия (фирмы)». Представленные задания позволяют приобрести навыки аналитического исследования, творческого выбора экономических решений, обеспечивают высокий уровень самостоятельного их выполнения. Материалы методических указаний объединены в 9 глав, представляющих основные темы программы курса. В них рассмотрены производственные и организационные принципы рациональной организации экономики предприятия, формирования и использования его ресурсов, а также экономический механизм функционирования - разработка стратегий и системы планов в условиях рынка, приведено выполнение расчетов производственной мощности и программы, себестоимости и цен на продукцию, освещены вопросы организации инфраструктуры, планирования финансовой деятельности, анализа бухгалтерского баланса, повышения эффективности производства и снижения риска в предпринимательстве и угрозы банкротства. Задания позволяют повторить суть теоретических положений, усвоить навыки расчетов на примерах и выполнить самостоятельно задания путем заполнения форм и таблиц. Все основные цифровые показатели методических указаний являются условными за исключением приводимых по конкретным предприятиям Великолукского района. Они предназначены для учебных целей.
Тема 1. Продукция предприятия, её качество и конкурентоспособность. Формирование цен на продукцию предприятия Цель задания: изучить методику формирования различных цен в условиях рыночной экономики. Методические пояснения Система цен, применяемая на продукцию предприятия, состоит из оптовых цен предприятия, оптовых цен промышленности и розничных цен. Обычно, оптовые цены предприятия обслуживают реализацию изготовителем товара оптовым посредникам (базам, складам), а по оптовым ценам промышленности осуществляются расчёты между посредниками с системой дилеров, розничной сетью (магазины, универмаги и др.), обслуживающих непосредственно население. Все виды цен могут применяться на предприятии, если оно сформировало собственную сеть сбыта своей продукции, имеет и оптовые звенья и магазины. Цены имеют широкую дифференциацию в зависимости от многих факторов. Различают цены внешнего рынка, сезонные, регулируемые государством и т.д. Оптовая цена предприятия - цена предприятия - производителя товара, та цена, при которой обеспечиваются возмещение производственных затрат и получение прибыли. Разница между оптовой ценой предприятия и себестоимостью товара отражает прибыль, которая может быть определена на единицу продукции и на годовой объем производства. Обязательными элементами оптовой цены предприятия являются: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, акциз, если товар подакцизный. В рыночной экономике цена определяется под влиянием спроса и предложения на товар. Но это не означает, что предприятие не рассчитывает уровень цен. Напротив, уровень цен является важнейшим направлением экономической стратегии предприятия. При формировании оптовых цен на продукцию на предприятиях обычно используются два метода ценообразования: издержки плюс средний норматив прибыли; Таблица 2 - Затраты на качество изготовителя и потребителя
*Экономия связана с ростом производительности новой модели станка в 1,6 раза. По полученным результатам выполненных заданий сделать выводы о формировании цен в рыночных условиях.
Тема 2. Структура предприятия Цель задания: освоитьметодику определения оценочных показателей эффективности инновационных проектов. Задание 1. По данным таблицы 3 рассчитайте стоимостную оценку каждой категории издержек прединвестиционной стадии проектов А и Б. Определите, как изменится стоимость отдельных этапов и всей прединвестиционной стадии каждого из проектов, если в результате использования новых организационно-управленческих решений издержки для проекта А уменьшатся по п. 2 на 90, п. 3 - на 300, по п. 6 - на 400 тыс. руб., а для проекта Б увеличатся по п. 2 на 180 и уменьшатся по п. 3 и п. 6 соответственно на 320 и 510 тыс. руб. Таблица 3 - Издержки прединвестиционной стадии инновационных Проектов, тыс. руб.
Задание 2. Рассчитайте доли затрат на мероприятия инвестиционной стадии для проектов А и Б. Дайте сравнительную характеристику двух проектов. Исходные данные приведены в таблице 4. Обратите внимание на значительную долю затрат на инвестиционной стадии (25% и более), свойственную инновационным проектам по сравнению с инвестиционными. Таблица 4 - Издержки инновационных проектов, тыс. руб.
Методические пояснения К оценочным показателям производственной эффективности инноваций относятся: добавленная стоимость (чистая продукция), включая амортизацию, полученная за счёт производства новшества, и её прирост по сравнению с аналогом, руб.; чистая продукция, исключая амортизацию, полученная за счёт производства нововведения, и её прирост в сравнении с аналогом, руб.; доход (сумма прибыли и амортизации) за счёт производства инновации и его прирост в сравнении с аналогом, руб.; чистый доход (сумма чистой прибыли и амортизации) за счёт производства инновации, и его прирост в сравнении с аналогом, руб.; экономия от снижения себестоимости продукции, полученная за счёт производства инновации по сравнению с базовым вариантом, руб.; чистая прибыль за счёт производства нововведения и её прирост по сравнению с базовым вариантом, руб.; рентабельность продукции, исчисленная по чистому доходу от производства нововведения, и её прирост по сравнению с аналогом, %; рентабельность продукции, исчисленная по чистой прибыли от производства нововведения, и её прирост в сравнении с аналогом, %. Задание 3. Предприятие выпустило новую продукцию на основе новой техники и технологии. Рассчитайте оценочные показатели сравнительной производственной эффективности новшества на основе данных таблицы 5 и заполните её. Таблица 5 - Данные для расчёта оценочных показателей эффективности нововведения
Продолжение таблицы 5
Задание 4. Проведите сравнительный анализ оценочных показателей эффективности нововведений в сфере производства на основе показателей, рассчитанных в задании 3. Результаты расчётов сведите в таблицу 6. Таблица 6 - Сравнительный анализ оценочных показателей Эффективности нововведения
Продолжение таблицы 6
Исходя из полученных данных решения задач, сделать выводы об эффективности инновационных проектов.
Таблица 7 – Исходные данные
Определить среднегодовую стоимость и стоимость основных средств на конец года, а также коэффициент выбытия и обновления основных средств. Задание 6. На предприятии с 01.01.2000 г. действуют основные средства на сумму 50 млн. руб. В 2001 году а) введены с 04.04 основные средства на сумму 30 млн. руб.; б) выбыло 30.09 основных средств на сумму 20 млн. руб.; в) выпушено за год продукции на сумму 25 млн. руб.; г) среднегодовая численность работников 200 чел. Средняя норма амортизации по всем группам оборудования – 8%. Метод начисления амортизации линейный. Определить: 1) среднегодовую стоимость основных средств; 2) годовые амортизационные отчисления; 3) амортизационные отчисления, приходящиеся на один рубль продукции; 4) фондоотдачу; 5) фондовооруженность; 6) балансовую стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2002 г. – 50 000 000; 7. Остаточную стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2002 г. – 60 млн. руб. Задание 7. Определите остаточную стоимость основных производственных средств (ОПС), если балансовая (первоначальная) стоимость основных средств (ОС) 200 тыс. руб., а срок службы (Тсл) 8 лет. Оборудование использовалось в течение 5 лет. Задание 8. Определите годовую сумму амортизационных отчислений и норму амортизации, если срок службы оборудования (Тсл) - 8 лет, стоимость приобретения - 150 тыс. руб., стоимость доставки - 3 тыс. руб., стоимость монтажа - 1 тыс. руб. Задание 9. Определите среднегодовую стоимость ОПС, их годовой прирост, фондоотдачу и фондоёмкость, если на начало года ОПС составляли 9500 тыс. руб., вводилось и выбывало соответственно: с 1 марта - 80 тыс. и 5 тыс. руб., с 1 мая - 60 тыс. и 6 тыс. руб., с 1 сентября - 40 тыс. и 6 тыс. руб., с 1 декабря - 20 тыс. и 10 тыс. руб. Исходя из полученных данных сделать выводы по экономической эффективности использования основных производственных средств. Таблица 8 - Сырьё и материалы
Определите потребность в оборотных средствах на запасы сырья, материалов и на незавершённое производство и запасы готовой продукции. Задание 4. На основании данных, приведенных в таблице 9, определите потребности предприятия в оборотных средствах по каждому элементу и в целом величину оборотных средств, а также необходимый прирост оборотных средств во II квартале. Таблица 9 - Исходные данные
Продолжение таблицы 9
Задание 5. На основе исходных данных о деятельности двух фирм (таблица 10), являющихся конкурентами на рынке, в I квартале и планируемых изменений во II квартале определите, какая из фирм эффективнее использует оборотные средства. Таблица 10 - Исходные данные
Вычислите: - коэффициенты оборачиваемости в I и II кварталах; - коэффициенты загрузки в I и II кварталах; - время одного оборота в днях в I и II кварталах; - высвобождение оборотных средств в результате сокращения продолжительности одного оборота. Задание 6. На основе данных, приведенных в таблице 11, определите: - потребность в оборотных средствах на создание запасов материалов в плановом периоде по нормам расхода отчетного и планового периодов; - размер высвобождения оборотных средств в результате улучшения использования материалов. Таблица 11 - Исходные данные
Норма запаса материалов 25 дней. В плановом периоде предполагается снизить нормы расхода: по изделию А на 5%, Б - на 10, В - на 8, Г - на 9, по изделию Д - на 6%. Годовой объем производства возрастает в среднем на 10%. Цены принять неизменными. Задание 7. Рассчитайте процент изменения материальных затрат на изготовление женского демисезонного пальто за счет изменения нормы расхода в зависимости от размера, основываясь на данных таблицы 12. Таблица 12 - Исходные данные
Задание 8. Сравните рентабельность производства малого и крупного предприятий, увеличив рентабельность крупного предприятия в 2 раза двумя способами, используя данные таблицы 13. Таблица 13 - Исходные данные
По расчётным данным сделать выводы по экономической эффективности использования материальных оборотных средств предприятия. Условиях Цель задания: Освоить методику определения формирования производственного процесса в современных условиях. Задание 1. Владелец фирмы решил купить станок стоимостью 100 тыс. руб. на срок службы один год. Затраты на производство продукции составляют 80 тыс. руб., а выручка от ее реализации – 200 тыс. руб. Определите: 1) ожидаемую чистую прибыль от проекта; 2) ожидаемую норму чистой прибыли; 3) следует или нет использовать заемные средства на покупку станка при ставке за кредит 1) 15% и 2) 25%. Задание 2. Цеху 1 (ведущему) запланирован выпуск 814 изделий «А». Согласно технологическому процессу в выпуске данного изделия принимают участие также цеха №2 и №3, производственные мощности которых составляют 820 и 800 изделий «А» соответственно. Необходимо рассчитать коэффициенты сопряженности цеха №1 с цехами №2 и №3 по выпуску изделия «А». Задание 3. Ателье индивидуального пошива получило заказ на изготовление костюма. Исходные данные: 1. Расход основного материала на костюм – 3 погонных метра; Цена основного материала – 100 руб./пог. м; 2. Расход подкладочного материала на костюм – 2,5 погонных метра; Цена подкладочного материала - 50 руб./пог. м; 3. Прочие материалы на костюм – 20 руб.; 4. Закройщик потратил 4 часов рабочего времени на обмеры клиента и подготовку выкройки; Тарифная ставка закройщика – 300 руб./ день. 5. Швея-мотористка сшила костюм за 2 дня; Тарифная ставка швеи–мотористки - 250 руб./ день; 6. Общепроизводственные постоянные затраты ателье за месяц определяются исходя из следующих данных: амортизация оборудования: балансовая стоимость - 2 млн.руб.; норма амортизации – 10%; амортизация здания балансовая стоимость - 6 млн.руб.; норма амортизации – 4%; зарплата управленческого персонала: 10 служащих при средней зарплате 10 тыс. руб. на человека в месяц в соответствии с должностными окладами; Затраты на обслуживание оборудования, оплата электроэнергии, топлива, телефона и прочие расходы – 200 тыс. руб. в год; 7. Основная зарплата всех производственных рабочих ателье за месяц по тарифу определяется исходя из общей численности основных рабочих 20 человек при их средней зарплате 5 тыс. руб. на человека в месяц; 8. Все работники ателье получают премию в размере 50% к заработной плате по тарифу или окладам; 9. Единый социальный налог (отчисления в социальные фонды) – 36,5%; 10. Уровень рентабельности единицы продукции – 30%. Таблица 14 - Результаты расчётов
Исходя из полученных результатов сделать выводы о формировании производственного процесса в современных условиях Таблица 15 - Исходные данные
Исходя из полученных результатов сделать выводы об организации производства в условиях рыночной экономики. Тема 8. Цены и ценообразование Цель задания: освоить методику определения эффективности ценообразования на промышленную продукцию. Задание 1. Основная продукция запланирована в объеме 520 тыс. руб., услуги промышленного характера – 48 тыс. руб. Стоимость полуфабрикатов составит в планируемом периоде 50 тыс. руб., из них 50% - для собственного производства. Размер незавершенного производства на конец периода увеличится на 38 тыс. руб. Остатки готовой продукции на складе на начало периода – 80 тыс. руб., на конец периода – 30 тыс. руб. Определите объем реализованной, валовой и чистой продукции предприятия, если известно, что стоимость материальных затрат составляет 55% товарной продукции. Задание 2. Имеются следующие плановые и фактические данные по выпуску продукции предприятия за отчетный период (таблица 16). Таблица 16 - Исходные данные
Определите процент выполнения плана по объему продукции и по ассортименту. Задание 3. Определите нормативы чистой прибыли изделия и объем нормативов чистой прибыли предприятия исходя из следующих данных (таблица 17). Таблица 17 - Исходные данные
Продолжение таблицы 17
Заработная плата промышленно-производственного персонала предприятия составляет 300 тыс. руб., в том числе производственных рабочих – 120 тыс. руб. Задание 4. Определите объем товарной, валовой и реализованной продукции исходя из следующих данных (таблица 18). Таблица 18 - Исходные данные
Задание 5. Затраты на сырье и материалы во втором квартале года по сравнению с первым кварталом возросли на 40% и был изменен объем производства и реализации продукции. Прочие составляющие переменных издержек производства, приходящиеся на единицу продукции, остались неизменными, удельные совокупные издержки возросли на 22800 руб., общие постоянные расходы не изменились. В первом квартале удельные совокупные издержки производства составляли 98200 руб., а удельные постоянные издержки – 30200 руб. Доля затрат на сырье и материалы в структуре себестоимости в первом квартале составила 70%. Определите, на сколько процентов был изменен объем производства. Задание 6. Цена на изделия, составляющая в первом квартале 200 руб., во втором квартале повысилась на 10%. Постоянные издержки составляют 200 000 руб. Удельные переменные издержки – 60 руб. Рассчитайте, как изменение цены повлияет на критический объем. Задание 7. В первом квартале года предприятие реализовало 5000 изделий по цене 80 руб. за единицу, что покрыло расходы предприятия, но не дало прибыли. Общие постоянные расходы составляют 70 000 руб., удельные переменные – 60 руб. Во втором квартале изготовлено и реализовано 6000 изделий. В третьем квартале планируется увеличение прибыли на 10% по сравнению со вторым кварталом. Определить, сколько должно быть дополнительно реализовано продукции, чтобы увеличить прибыль на 10%. Задача 8. При установлении отпускной цены промышленное предприятие применяет затратный механизм с использованием показателя рентабельности продукции (по отношению к себестоимости). Текущие затраты предприятия на производство единицы продукции составляют 200 руб. Рентабельность продукции – 20%. Затраты оптовой организации в расчете на единицу продукции составляют 30 руб., а рентабельность – 15% (по отношению к собственным затратам). Торговая надбавка розничной торговли с учетом прибыли составляет 40% к закупочной (оптовой) цене. Определить: 1) отпускную цену предприятия-изготовителя; 2) отпускную цену оптовой организации; 3) прибыль оптовой организации на единицу продукции; 4) розничную цену. Задача 9. Предприятие производит и реализует продукцию в размере 2000 изделий в месяц по цене 120 руб. за единицу, при этом производственные мощности используются только на 50%. Получив заявку на выполнение дополнительного заказа в размере 500 изделий в месяц (с перспективой заказа в расчете на год), предприятие должно решить вопрос о целесообразности принятия такого заказа, если потребитель предлагает договорную цену в размере 100 руб. за одно изделие. Исходная информация и порядок расчета показателей (за месяц) приведены в таблице 19. Таблица 19 - Исходные данные
На основании полученных результатов сделать выводы о ценообразовании на промышленную продукцию. Тема 9. Финансы предприятия Задание 1. Прогноз реализации и денежных поступлений. У торговой компании следующая программа сбыта на II квартал, тыс. руб.: Месяц Апрель Май Июнь Всего Сбыт 50 50 60 170 Поступление денежных средств от продажи в кредит составляет: 70% в первый месяц от суммы продажи, 20% во второй, 8% в третий; 2% неплатежи. Баланс дебиторов по расчетам в начале II квартала 20 тыс. руб., из которых 5 тыс. руб. представляют наличные - несобранные февральские продажи, а 15 тыс. руб. наличные, не собранные за продажи в марте. Вычислите: - объем реализации за февраль и март; - планируемое получение наличных от продаж за каждый месяц с февраля по июнь. (Не учитывая ответ на первый вопрос, предположим, что объем февральских продаж равен 40, а мартовских 60 тыс. руб.) Задание 2. Предприниматель обратился в банк за ссудой размером 200 млн. руб. на срок 55 дней. Банк согласен выдать кредит по простой учетной ставке 80%. Какая сумма будет проставлена в векселе? Задание 3. Ссуда в 200 тыс. руб. дана на 1,5 года по ставке 12% годовых с ежеквартальным начислением. Определите наращенную сумму. Задание 4. Пусть кредит выдан на сумму 3 млн. руб. при процентной ставке 50%. Какую сумму необходимо вернуть? Задание 5. Реальная процентная ставка. Какова должна быть номинальная процентная ставка по кредиту на сумму 2 млн. руб. сроком на 1 год при темпе инфляции в 10%, если кредитор рассчитывает на прибыль по реальной процентной ставке в 20%? Задание 6. Рассчитайте курс акции и её рыночную цену при дивиденде 30%, ссудном проценте 20% и номинальной стоимости 100 руб. На основании полученных результатов сделать выводы о финансах предприятия. Планы семинарских занятий Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины «Экономика предприятия» 1. Предмет, объект и задачи дисциплины. 2. Методология изучения и содержания курса. 3. Назначение и сфера деятельности предприятия (фирмы). 4. Взаимосвязь с другими науками.
Тема 2. Предприятие как субъект и объект предпринимательской Деятельности 1. Производственное предприятие (фирма). 2. Предпринимательские права и обязанности предприятия (фирмы). 3. Классификация предприятий (фирм). 4. Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия (фирмы). 5. Создание и юридическое оформление нового предприятия (фирмы). 6. Учредительный договор, устав и паспорт предприятия. 7. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия (фирмы).
Тема 3. Структура предприятия 1. Формирование структуры предприятия (фирмы). 2. Отраслевые различия структуры предприятия (фирмы). 3. <
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.016 с.) |