Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фгоу впо великолукская государственная сельскохозяйственная

Поиск

ФГОУ ВПО Великолукская государственная сельскохозяйственная

академия

Кафедра аграрной экономики и экономической теории

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для практических и семинарских занятий по курсу

«Экономика организации (предприятия)»

Для студентов II курса экономического факультета по специальностям:

080109 – Бухгалтерский учёт, анализ и аудит,

080105 – Финансы и кредит

 

Великие Луки

 

 

Методические указания разработаны – профессором И.А. Коврижных, доцентом Н.И. Петуховым, ст. преподавателем А.Б. Малышевой.

 

Рецензенты:

Аленичев А.Д. – к.э.н., доцент, бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа;

Иванов С.И. – к.э.н., доцент, кафедрой организации и планирования.

 

Рассмотрены и утверждены к изданию методической комиссией экономического факультета.

Протокол № 2 от 23. 10. 2008 г.

 

Содержание

стр.

Методические рекомендации по изучению дисциплины 4

1. Продукция предприятия, её качество и конкурентоспособность

Формирование цен на продукцию предприятия 6

2. Структура предприятия 11

3. Основные средства предприятия 15

4. Материальные оборотные средства предприятия 18

5. Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда 22

6. Формирование производственного процесса в современных условиях 24

7. Организация производства в условиях рыночной экономики 26

8. Цены и ценообразование 28

9. Финансы предприятия 32

Планы семинарских занятий 33

Рекомендуемая литература 36

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Основным звеном развития экономики любого общества и любой отрасли народного хозяйства является предприятие. Оно в условиях рынка становится тем объектом, где решаются вопросы экономного расходования ресурсов, внедрения достижений технического прогресса с целью получения наибольшего количества продукции при меньших затратах живого и овеществлённого труда на её единицу, а также получения положительных финансовых результатов в процессе осуществления своей деятельности.

Материалы методических указаний способствуют закреплению студен­тами теоретических знаний, а также овладению метода­ми практических расчетов важнейших показателей, форм и взаи­мосвязей, предусмотренных стандартами программы курса «Экономика предприятия (фирмы)». Представленные задания позволяют приобрести навыки аналитического исследования, творческого выбора экономических решений, обеспечивают вы­сокий уровень самостоятельного их выполнения.

Материалы методических указаний объединены в 9 глав, представляющих основные темы программы курса. В них рассмотрены производственные и организационные принципы рациональной организации экономики предприятия, формирования и использования его ресурсов, а также экономи­ческий механизм функционирования - разработка стратегий и си­стемы планов в условиях рынка, приведено выполнение расчетов производ­ственной мощности и программы, себестоимости и цен на про­дукцию, освещены вопросы организации инфраструктуры, планирования финансовой деятельности, анализа бухгалтерско­го баланса, повышения эффективности производства и снижения риска в предпринимательстве и угрозы банкротства.

Задания позволяют повторить суть теоретических положений, усвоить навыки расчетов на примерах и выполнить самостоятель­но задания путем заполнения форм и таблиц.

Все основные цифровые показатели методических указаний являются условными за исключением приводимых по конкретным предприятиям Великолукского района. Они предназначены для учебных целей.

 

Тема 1. Продукция предприятия, её качество и конкурентоспособность. Формирование цен на продукцию предприятия

Цель задания: изучить методику формирования различных цен в условиях рыночной экономики.

Методические пояснения

Система цен, применяемая на продукцию предприятия, состо­ит из оптовых цен предприятия, оптовых цен промышленности и розничных цен. Обычно, оптовые цены предприятия обслужива­ют реализацию изготовителем товара оптовым посредникам (базам, складам), а по оптовым ценам промышленности осуществ­ляются расчёты между посредниками с системой дилеров, розничной сетью (магазины, универмаги и др.), обслуживающих непосредственно население. Все виды цен могут применяться на предприятии, если оно сформировало собственную сеть сбыта своей продукции, имеет и оптовые звенья и магазины. Цены име­ют широкую дифференциацию в зависимости от многих факто­ров. Различают цены внешнего рынка, сезонные, регулируемые государством и т.д.

Оптовая цена предприятия - цена предприятия - производи­теля товара, та цена, при которой обеспечиваются возмещение производственных затрат и получение прибыли. Разница между оптовой ценой предприятия и себестоимостью товара отражает прибыль, которая может быть определена на единицу продукции и на годовой объем производства.

Обязательными элементами оптовой цены предприятия явля­ются: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, акциз, если товар подакцизный.

В рыночной экономике цена определяется под влиянием спроса и предложения на товар. Но это не означает, что предприятие не рассчитывает уровень цен. Напротив, уро­вень цен является важнейшим направлением экономической стратегии предприятия.

При формировании оптовых цен на продукцию на предприя­тиях обычно используются два метода ценообразования:

издержки плюс средний норматив прибыли;

Таблица 2 - Затраты на качество изготовителя и потребителя

Показатели Оборудование
старое новое
И П И П
1. Профилактика качества - -    
2. Оценка 0,3 - 0,3 -
3. Устранение дефектов 1,5 - - -
4. Рекламации 0,7 - 0,1 -
5. Затраты на ремонты: плановые - 8,5    
внеплановые -   - -
аварийные -   - -
6. Транспортные расходы -   -  
7. Затраты на монтаж и техническое обслуживание -   -  
8. Экономия на условно-постоянных расходах у потребителя* - - -  
Итого 2,5   1,5  

*Экономия связана с ростом производительности новой модели станка в 1,6 раза.

По полученным результатам выполненных заданий сделать выводы о формировании цен в рыночных условиях.

 

Тема 2. Структура предприятия

Цель задания: освоитьметодику определения оценочных показателей эффективности инновационных проектов.

Задание 1. По данным таблицы 3 рассчитайте стоимостную оценку каждой категории издержек прединвестиционной стадии проектов А и Б.

Определите, как изменится стоимость отдельных этапов и всей прединвестиционной стадии каждого из проектов, если в резуль­тате использования новых организационно-управленческих ре­шений издержки для проекта А уменьшатся по п. 2 на 90, п. 3 - на 300, по п. 6 - на 400 тыс. руб., а для проекта Б увеличатся по п. 2 на 180 и уменьшатся по п. 3 и п. 6 соответственно на 320 и 510 тыс. руб.

Таблица 3 - Издержки прединвестиционной стадии инновационных

Проектов, тыс. руб.

Показатели Издержки
По проекту А По проекту Б
стоимость % стоимость %
  Разработка идеи проекта   3,0   4,4
  Лабораторные испытания и разработка технологии   11,0   18,0
  Организация, оценка и экспертиза проекта   3,1   3,2
  Консалтинг   1,5   1,7
  Предварительное исследование рынка   7,3   8,1
  Техническое проектирование   10,0   13,1
  Обеспечение выпуска опытного образца   64,1   51,5
Итого   100,0   100,0

Задание 2. Рассчитайте доли затрат на мероприятия инвести­ционной стадии для проектов А и Б. Дайте сравнительную характе­ристику двух проектов. Исходные данные приведены в таблице 4.

Обратите внимание на значительную долю затрат на инвес­тиционной стадии (25% и более), свойственную инновационным проектам по сравнению с инвестиционными.

Таблица 4 - Издержки инновационных проектов, тыс. руб.

Показатели Издержки
По проекту А По проекту Б
стоимость % стоимость %
  Накладные расходы по проекту на прединвестиционной стадии        
  Покупка земли, подготовка и освоение участка        
  Строительство зданий и сооружений     -  
  Строительные работы -   2227,5  
  Машины и оборудование в том числе: основное технологическое вспомогательное     10273,5  
       
  Производственные расходы (в том числе маркетинг)        
  Подготовка и обучение персонала        
Итого   100,0   100,0

 

Методические пояснения

К оценочным показателям производственной эффективнос­ти инноваций относятся:

добавленная стоимость (чистая продукция), включая аморти­зацию, полученная за счёт производства новшества, и её прирост по сравнению с аналогом, руб.;

чистая продукция, исключая амортизацию, полученная за счёт производства нововведения, и её прирост в сравнении с анало­гом, руб.;

доход (сумма прибыли и амортизации) за счёт производства инновации и его прирост в сравнении с аналогом, руб.;

чистый доход (сумма чистой прибыли и амортизации) за счёт производства инновации, и его прирост в сравнении с анало­гом, руб.;

экономия от снижения себестоимости продукции, полученная за счёт производства инновации по сравнению с базовым вари­антом, руб.;

чистая прибыль за счёт производства нововведения и её при­рост по сравнению с базовым вариантом, руб.;

рентабельность продукции, исчисленная по чистому доходу от производства нововведения, и её прирост по сравнению с ана­логом, %;

рентабельность продукции, исчисленная по чистой прибыли от производства нововведения, и её прирост в сравнении с ана­логом, %.

Задание 3. Предприятие выпустило новую продукцию на основе новой техники и технологии. Рассчитайте оценочные по­казатели сравнительной производственной эффективности нов­шества на основе данных таблицы 5 и заполните её.

Таблица 5 - Данные для расчёта оценочных показателей эффективности нововведения

Показатели Первый год Откло-нение Прирост, %
до внедрения после внедрения
           
  Выпуск продукции, тыс.шт.        
  Стоимость выпущенной продукции в ценах реализации, тыс.руб.        
  Себестоимость продукции, тыс.руб. в том числе:        
  материальные затраты        
  затраты на амортизацию        

Продолжение таблицы 5

           
  расходы на оплату труда        
  отчисления на социальные нужды        
  Чистая продукция включая амортизацию, тыс.руб.        
  Чистая продукция без амортизации, тыс.руб.        
  Общая сумма налогов, тыс.руб. в том числе:        
  налог из прибыли        
  Прибыль, тыс.руб.        
  Доход, тыс.руб.        
  Чистая прибыль, тыс.руб.        
  Чистый доход, тыс.руб.        
  Относительная экономия от снижения себестоимости, тыс. руб.        
  Рентабельность продукции по чистому доходу, %     X  
  Рентабельность продукции по чистой прибыли, %     X  

 

Задание 4. Проведите сравнительный анализ оценочных показателей эффективности нововведений в сфере производства на основе показателей, рассчитанных в задании 3. Результаты расчётов сведите в таблицу 6.

Таблица 6 - Сравнительный анализ оценочных показателей

Эффективности нововведения

Показатели В расчёте на год
До внедрения После внедрения Откло-нение
         
  Чистый доход, тыс.руб.      
  Чистая прибыль, тыс.руб.      
  Доля чистого дохода в общей массе дохода, %      
  Доля чистой прибыли в общей массе прибыли, %      

Продолжение таблицы 6

         
  Рентабельность продукции, % по чистому доходу      
  по чистой прибыли      
  Общая масса прибыли, тыс.руб.      

Исходя из полученных данных решения задач, сделать выводы об эффективности инновационных проектов.

 

Таблица 7 – Исходные данные

На первое число месяца Основные средства, тыс. руб.
ввод выбытие
февраль май август ноябрь 40,0 50,0 70,0 10,0  

 

Определить среднегодовую стоимость и стоимость основных средств на конец года, а также коэффициент выбытия и обновления основных средств.

Задание 6. На предприятии с 01.01.2000 г. действуют основные средства на сумму 50 млн. руб.

В 2001 году

а) введены с 04.04 основные средства на сумму 30 млн. руб.;

б) выбыло 30.09 основных средств на сумму 20 млн. руб.;

в) выпушено за год продукции на сумму 25 млн. руб.;

г) среднегодовая численность работников 200 чел.

Средняя норма амортизации по всем группам оборудования – 8%. Метод начисления амортизации линейный.

Определить:

1) среднегодовую стоимость основных средств;

2) годовые амортизационные отчисления;

3) амортизационные отчисления, приходящиеся на один рубль продукции;

4) фондоотдачу;

5) фондовооруженность;

6) балансовую стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2002 г. – 50 000 000;

7. Остаточную стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2002 г. – 60 млн. руб.

Задание 7. Определите остаточную стоимость основных производственных средств (ОПС), если ба­лансовая (первоначальная) стоимость основных средств (ОС) 200 тыс. руб., а срок службы (Тсл) 8 лет. Оборудование использовалось в течение 5 лет.

Задание 8. Определите годовую сумму амортизационных отчислений и норму амортизации, если срок службы оборудования (Тсл) - 8 лет, сто­имость приобретения - 150 тыс. руб., стоимость доставки - 3 тыс. руб., стоимость монтажа - 1 тыс. руб.

Задание 9. Определите среднегодовую стоимость ОПС, их годовой прирост, фондоотдачу и фондоёмкость, если на начало года ОПС составляли 9500 тыс. руб., вводилось и выбывало соответственно: с 1 марта - 80 тыс. и 5 тыс. руб., с 1 мая - 60 тыс. и 6 тыс. руб., с 1 сентября - 40 тыс. и 6 тыс. руб., с 1 декаб­ря - 20 тыс. и 10 тыс. руб.

Исходя из полученных данных сделать выводы по экономической эффективности использования основных производственных средств.

Таблица 8 - Сырьё и материалы

Сырье и материалы Годовая потребность Цена, тыс. руб. Норма оборотных средств, в днях
на поставку на страховой запас
1. Цемент, тыс.т        
2. Гравий, м3   53,3    
3. Щебень, м3   132,6    
4. Металл, т   1275,3    
5. Металлические детали, т        
6. Песок, м3        

 

Определите потребность в оборотных средствах на запасы сырья, материалов и на незавершённое производство и запасы готовой продукции.

Задание 4. На основании данных, приведенных в таблице 9, определите потребности предприятия в оборотных средствах по каждому элементу и в целом величину оборотных средств, а также необходи­мый прирост оборотных средств во II квартале.

Таблица 9 - Исходные данные

Показатель Значение по вариантам
     
       
1. Расход сырья и материалов на квартал, тыс. руб.      
2. Норма запаса сырья и материалов, дней      
3. Выпуск продукции по себестоимости, тыс.руб.      
4. Норма незавершенного производства, дней      
5. Норма оборотных средств по готовой продукции, дней      
6. Оборот товаров по покупным ценам на квартал, тыс. руб.      
7. Норма запасов товаров, дней      

Продолжение таблицы 9

       
8. Товарооборот на квартал, тыс. руб.      
9. Норма запаса денежных средств, дней   1,5  
10. Потребность в оборотных средствах по прочим материальным ценностям, тыс. руб.      
11. Величина оборотных средств на начало планового квартала, тыс. руб.      

 

Задание 5. На основе исходных данных о деятельности двух фирм (таблица 10), являющихся конкурентами на рынке, в I квар­тале и планируемых изменений во II квартале определите, какая из фирм эффективнее использует оборотные средства.

Таблица 10 - Исходные данные

Показатель Вариант 1 Вариант 2
Фирма А Фирма Б Фирма А Фирма Б
1. Объем реализованной продукции (РП), тыс. руб.        
2. Среднеквартальные остатки оборотных средств (ОС), тыс. руб.        
3. Планируемый прирост объема реализованной продукции во II квартале, % 5,3 2,5 6,7 9,1
4. Сокращение времени одного оборота оборотных средств (Д)        

 

Вычислите:

- коэффициенты оборачиваемости в I и II кварталах;

- коэффициенты загрузки в I и II кварталах;

- время одного оборота в днях в I и II кварталах;

- высвобождение оборотных средств в результате сокращения продолжительности одного оборота.

Задание 6. На основе данных, приведенных в таблице 11, опре­делите:

- потребность в оборотных средствах на создание запасов ма­териалов в плановом периоде по нормам расхода отчетного и пла­нового периодов;

- размер высвобождения оборотных средств в результате улуч­шения использования материалов.

Таблица 11 - Исходные данные

Показатель Изделие
А Б В Г Д
Годовой объем выпуска, тыс. руб.          
Расход материалов на 1 изделие по нормам, тыс. руб.          

 

Норма запаса материалов 25 дней. В плановом периоде пред­полагается снизить нормы расхода: по изделию А на 5%, Б - на 10, В - на 8, Г - на 9, по изделию Д - на 6%. Годовой объем про­изводства возрастает в среднем на 10%. Цены принять неизмен­ными.

Задание 7. Рассчитайте процент изменения материальных за­трат на изготовление женского демисезонного пальто за счет из­менения нормы расхода в зависимости от размера, основываясь на данных таблицы 12.

Таблица 12 - Исходные данные

Материал Норма расхода Цена за единицу, руб.
размер 44 размер 52
1. Ткань верха, м 2,7 3,0 70 0
2. Подкладка, м 2,5 2,8 15 0
3. Прокладка клеевая, м 1,2 1,5  
4. Нитки шелковые № 18, м      
5. Нитки х/б № 40, м      
6. Пуговицы большие, шт.      

 

Задание 8. Сравните рентабельность производства малого и крупного предприятий, увеличив рентабельность крупного пред­приятия в 2 раза двумя способами, используя данные таблицы 13.


Таблица 13 - Исходные данные

Показатель Предприятие
Малое Крупное
1. Объем производства (О), млн. руб.    
2. Фондоемкость (Фемк), руб. 0,6 0,6
3. Фонды обращения (Фобр), млн. руб.    
4. Прибыль (П), млн. руб. 0,56  
5. Соотношение стоимости основных средств к оборотным    

 

По расчётным данным сделать выводы по экономической эффективности использования материальных оборотных средств предприятия.

Условиях

Цель задания: Освоить методику определения формирования производственного процесса в современных условиях.

Задание 1. Владелец фирмы решил купить станок стоимостью 100 тыс. руб. на срок службы один год. Затраты на производство продукции составляют 80 тыс. руб., а выручка от ее реализации – 200 тыс. руб.

Определите:

1) ожидаемую чистую прибыль от проекта;

2) ожидаемую норму чистой прибыли;

3) следует или нет использовать заемные средства на покупку станка при ставке за кредит 1) 15% и 2) 25%.

Задание 2. Цеху 1 (ведущему) запланирован выпуск 814 изделий «А». Согласно технологическому процессу в выпуске данного изделия принимают участие также цеха №2 и №3, производственные мощности которых составляют 820 и 800 изделий «А» соответственно. Необходимо рассчитать коэффициенты сопряженности цеха №1 с цехами №2 и №3 по выпуску изделия «А».

Задание 3. Ателье индивидуального пошива получило заказ на изготовление костюма.

Исходные данные:

1. Расход основного материала на костюм – 3 погонных метра;

Цена основного материала – 100 руб./пог. м;

2. Расход подкладочного материала на костюм – 2,5 погонных метра;

Цена подкладочного материала - 50 руб./пог. м;

3. Прочие материалы на костюм – 20 руб.;

4. Закройщик потратил 4 часов рабочего времени на обмеры клиента и подготовку выкройки;

Тарифная ставка закройщика – 300 руб./ день.

5. Швея-мотористка сшила костюм за 2 дня;

Тарифная ставка швеи–мотористки - 250 руб./ день;

6. Общепроизводственные постоянные затраты ателье за месяц определяются исходя из следующих данных:

амортизация оборудования:

балансовая стоимость - 2 млн.руб.;

норма амортизации – 10%;

амортизация здания

балансовая стоимость - 6 млн.руб.;

норма амортизации – 4%;

зарплата управленческого персонала:

10 служащих при средней зарплате 10 тыс. руб. на человека в месяц в соответствии с должностными окладами;

Затраты на обслуживание оборудования, оплата электроэнергии, топлива, телефона и прочие расходы – 200 тыс. руб. в год;

7. Основная зарплата всех производственных рабочих ателье за месяц по тарифу определяется исходя из общей численности основных рабочих 20 человек при их средней зарплате 5 тыс. руб. на человека в месяц;

8. Все работники ателье получают премию в размере 50% к заработной плате по тарифу или окладам;

9. Единый социальный налог (отчисления в социальные фонды) – 36,5%;

10. Уровень рентабельности единицы продукции – 30%.

Таблица 14 - Результаты расчётов

Определить Значение рассчитываемого показателя N Единицы измерения
1. Переменные расходы на один костюм, руб.    
2. Постоянные расходы ателье за месяц, руб.    
3. Себестоимость изготовления одного костюма, руб.    
4. Отпускную цену костюма, руб.    

 

Исходя из полученных результатов сделать выводы о формировании производственного процесса в современных условиях

Таблица 15 - Исходные данные

Показатели До специализации После специализации
Выпуск изделий в год, шт. 40 000 42 000
Себестоимость изделий, руб. 50,0 40,0
Цена изделия, руб. 55,5 55,5
Удельные капитальные вложения, руб. 110,0 160,4
Транспортные расходы по доставке единицы продукции потребителю, руб. 8,0 11,6
Стоимость профильной продукции за год, руб. 1 300 000 1 864 300

 

Исходя из полученных результатов сделать выводы об организации производства в условиях рыночной экономики.

Тема 8. Цены и ценообразование

Цель задания: освоить методику определения эффективности ценообразования на промышленную продукцию.

Задание 1. Основная продукция запланирована в объеме 520 тыс. руб., услуги промышленного характера – 48 тыс. руб. Стоимость полуфабрикатов составит в планируемом периоде 50 тыс. руб., из них 50% - для собственного производства. Размер незавершенного производства на конец периода увеличится на 38 тыс. руб. Остатки готовой продукции на складе на начало периода – 80 тыс. руб., на конец периода – 30 тыс. руб. Определите объем реализованной, валовой и чистой продукции предприятия, если известно, что стоимость материальных затрат составляет 55% товарной продукции.

Задание 2. Имеются следующие плановые и фактические данные по выпуску продукции предприятия за отчетный период (таблица 16).

Таблица 16 - Исходные данные

Изделия Выпуск, тыс. руб.
план факт
А Б В Г Д Е 81,45 92,73 44,8 - 31,6 26,85 80,23 93,5 44,8 20,32 - 47,34

 

Определите процент выполнения плана по объему продукции и по ассортименту.

Задание 3. Определите нормативы чистой прибыли изделия и объем нормативов чистой прибыли предприятия исходя из следующих данных (таблица 17).

Таблица 17 - Исходные данные

Показатели Изделие
А Б В Г
         
1. Годовой выпуск, шт.        
2. Себестоимость, руб.        
3.Материальные затраты в себестоимости продукции, руб.        

Продолжение таблицы 17

         
4.Заработная плата производственных рабочих, руб.        
5. Норматив рентабельности по отношению к себестоимости обработки, %        

 

Заработная плата промышленно-производственного персонала предприятия составляет 300 тыс. руб., в том числе производственных рабочих – 120 тыс. руб.

Задание 4. Определите объем товарной, валовой и реализованной продукции исходя из следующих данных (таблица 18).

Таблица 18 - Исходные данные

Показатели Количество, шт. Цена за единицу, руб. Сумма, руб.
1. Готовая продукция А Б В Г 2. Услуги другим предприятиям и медицинскому учреждению, находящемуся на балансе предприятия 3. Остатки нереализованной готовой продукции: на начало года на конец года 4. Остатки незавершенного производства: на начало года на конец года              

 

Задание 5. Затраты на сырье и материалы во втором квартале года по сравнению с первым кварталом возросли на 40% и был изменен объем производства и реализации продукции. Прочие составляющие переменных издержек производства, приходящиеся на единицу продукции, остались неизменными, удельные совокупные издержки возросли на 22800 руб., общие постоянные расходы не изменились. В первом квартале удельные совокупные издержки производства составляли 98200 руб., а удельные постоянные издержки – 30200 руб. Доля затрат на сырье и материалы в структуре себестоимости в первом квартале составила 70%. Определите, на сколько процентов был изменен объем производства.

Задание 6. Цена на изделия, составляющая в первом квартале 200 руб., во втором квартале повысилась на 10%. Постоянные издержки составляют

200 000 руб. Удельные переменные издержки – 60 руб. Рассчитайте, как изменение цены повлияет на критический объем.

Задание 7. В первом квартале года предприятие реализовало 5000 изделий по цене 80 руб. за единицу, что покрыло расходы предприятия, но не дало прибыли. Общие постоянные расходы составляют 70 000 руб., удельные переменные – 60 руб. Во втором квартале изготовлено и реализовано 6000 изделий. В третьем квартале планируется увеличение прибыли на 10% по сравнению со вторым кварталом. Определить, сколько должно быть дополнительно реализовано продукции, чтобы увеличить прибыль на 10%.

Задача 8. При установлении отпускной цены промышленное предприятие применяет затратный механизм с использованием показателя рентабельности продукции (по отношению к себестоимости).

Текущие затраты предприятия на производство единицы продукции составляют 200 руб.

Рентабельность продукции – 20%.

Затраты оптовой организации в расчете на единицу продукции составляют 30 руб., а рентабельность – 15% (по отношению к собственным затратам).

Торговая надбавка розничной торговли с учетом прибыли составляет 40% к закупочной (оптовой) цене.

Определить:

1) отпускную цену предприятия-изготовителя;

2) отпускную цену оптовой организации;

3) прибыль оптовой организации на единицу продукции;

4) розничную цену.

Задача 9. Предприятие производит и реализует продукцию в размере 2000 изделий в месяц по цене 120 руб. за единицу, при этом производственные мощности используются только на 50%. Получив заявку на выполнение дополнительного заказа в размере 500 изделий в месяц (с перспективой заказа в расчете на год), предприятие должно решить вопрос о целесообразности принятия такого заказа, если потребитель предлагает договорную цену в размере 100 руб. за одно изделие. Исходная информация и порядок расчета показателей (за месяц) приведены в таблице 19.

Таблица 19 - Исходные данные

Показатели Основное производство, руб. Дополнительный заказ, руб.
в расчете на ед. продукции в расчете на 2000 шт. в расчете на ед. продукции в расчете на 500 шт.
Расходы переменные        
Расходы постоянные        
Расходы валовые        
Цена отпускная        
Маржинальная прибыль        
Прибыль        
Рентабельность, %        

На основании полученных результатов сделать выводы о ценообразовании на промышленную продукцию.

Тема 9. Финансы предприятия

Задание 1. Прогноз реализации и денежных поступлений. У тор­говой компании следующая программа сбыта на II квартал, тыс. руб.:

Месяц Апрель Май Июнь Всего

Сбыт 50 50 60 170

Поступление денежных средств от продажи в кредит составля­ет: 70% в первый месяц от суммы продажи, 20% во второй, 8% в третий; 2% неплатежи. Баланс дебиторов по расчетам в нача­ле II квартала 20 тыс. руб., из которых 5 тыс. руб. представляют наличные - несобранные февральские продажи, а 15 тыс. руб. наличные, не собранные за продажи в марте.

Вычислите:

- объем реализации за февраль и март;

- планируемое получение наличных от продаж за каждый ме­сяц с февраля по июнь. (Не учитывая ответ на первый вопрос, предположим, что объем февральских продаж равен 40, а мартов­ских 60 тыс. руб.)

Задание 2. Предприниматель обратился в банк за ссудой раз­мером 200 млн. руб. на срок 55 дней. Банк согласен выдать кредит по простой учетной ставке 80%. Какая сумма будет проставлена в векселе?

Задание 3. Ссуда в 200 тыс. руб. дана на 1,5 года по ставке 12% годовых с ежеквартальным начислением. Определите наращенную сумму.

Задание 4. Пусть кредит выдан на сумму 3 млн. руб. при про­центной ставке 50%.

Какую сумму необходимо вернуть?

Задание 5. Реальная процентная ставка. Какова должна быть номинальная процентная ставка по кредиту на сумму 2 млн. руб. сроком на 1 год при темпе инфляции в 10%, если кредитор рас­считывает на прибыль по реальной процентной ставке в 20%?

Задание 6. Рассчитайте курс акции и её рыночную цену при дивиденде 30%, ссудном проценте 20% и номинальной стоимос­ти 100 руб. На основании полученных результатов сделать выводы о финансах предприятия.


Планы семинарских занятий

Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины «Экономика предприятия»

1. Предмет, объект и задачи дисциплины.

2. Методология изучения и содержания курса.

3. Назначение и сфера деятельности предприятия (фирмы).

4. Взаимосвязь с другими науками.

 

Тема 2. Предприятие как субъект и объект предпринимательской

Деятельности

1. Производственное предприятие (фирма).

2. Предпринимательские права и обязанности предприятия (фирмы).

3. Классификация предприятий (фирм).

4. Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия (фирмы).

5. Создание и юридическое оформление нового предприятия (фирмы).

6. Учредительный договор, устав и паспорт предприятия.

7. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия (фирмы).

 

Тема 3. Структура предприятия

1. Формирование структуры предприятия (фирмы).

2. Отраслевые различия структуры предприятия (фирмы).

3. <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.016 с.)