Г. Н. Шапошников, И. В. Айрапетова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Н. Шапошников, И. В. Айрапетова



Г.Н.Шапошников, И.В.Айрапетова

История как наука.

Методология исторического познания

Учебно-методическое пособие

для студентов медицинских и фармацевтических вузов

 

 

Екатеринбург


УДК 930.1-2 (075.8)

 

 

Шапошников Г.Н., Айрапетова И.В. История как наука. Методология исторического познания: учебно-методическое пособие / Г.Н. Шапошников, И.В. Айрапетова - Екатеринбург: УГМА. - 2011. 74 с.

 

 

ISBN 978 – 5 – 89895 – 475- 8

 

 

Пособие рассчитано на студентов, приступивших к изучению одной из самых сложных тем по дисциплине «История Отечества». При его написании авторы стремились учесть требования ФГОС третьего поколения для базового цикла гуманитарных и социо-экономических дисциплин по медицинским специальностям. Пособие содержит развернутые методические рекомендации по ведущим вопросам темы, контрольно-измерительные материалы в виде тестов и ситуационных задач, иллюстративные материалы и литературу для углубленного изучения темы и написания рефератов.

 

 

Ответственный редактор: доцент кафедры евразийских исследований департамента международных отношений УрФУ, кандидат исторических наук, доцент Лямзин А.В.

 

 

Рецензенты:

заведующий кафедрой социальной работы УГМА, кандидат медицинских наук, доцент Ивачев П.В.

доцент кафедры социальной работы УГМА, кандидат исторических наук, Кузьмин К.В.

 

ISBN 978 – 5 – 89895 – 475- 8

© УГМА, 2011


Содержание

Введение. 4

Место истории в системе общественно-гуманитарного знания. 6

Предмет истории как науки. Ее социальные функции 13

Исторический и научный факт. Классификация исторических источников 25

Принципы и методы исторического познания. 29

Основные концепции (интерпретации) исторического процесса 40

Тесты для проверки знаний. 58

Ситуационные и практические задания. 66

Литература. 76

Иллюстративные материалы.. 78


Введение

Методология (от метод и логия) – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В современной литературе под методологией обычно понимают методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения методологии являются постановка проблемы и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, то есть соответствия объекту изучения.

Значение методологии для подготовки молодых врачей представляется важным, поскольку они должны хорошо сознавать возможности социально-гуманитарных наук, владеть их методологическим аппаратом, умело использовать его в своей практической деятельности. Иными словами, владение методологией является непреложным условием профессиональной подготовки специалистов, в том числе и медицинских работников.

Методология истории – самостоятельная область научного исторического познания, истоки которой уходят в синтез историографии и философии истории. Тема «Некоторые проблемы исторического познания» является первой темой в общем курсе «Отечественная история» для медицинских вузов, и представляет известные трудности при изучении, поскольку студенты – первокурсники никогда не сталкивались с данными вопросами в школе. Отметим и скудость литературы, трудности в ее поиске, что создает дополнительные затруднения при подготовке к занятию. Достаточно отметить, что в библиотеке УГМА нет ни одного учебного пособия по проблемам методологии социально-гуманитарных дисциплин. Эти моменты и стали отправными при подготовке данных учебно-методических указаний.

Настоящее методическое пособие составлено согласно кодификатору ФЭПО и ФГОС третьего поколения 2010 г. В соответствии с этими стандартами, по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Фармация» и др. на изучение данной темы отводится 4 час. (2 час. – лекции и 2 час. – практические занятия). Этого недостаточно для получения полноценных знаний по проблемам методологии исторического познания. На самостоятельную (внеаудиторную) работу студенты могут потратить до 4 час. При подготовке к практическим занятиям и самостоятельном изучении темы им и поможет данная методическая разработка, которая содержит теоретический материал, вопросы для самоподготовки, демонстрационные тесты ФЭПО прошлых лет, ситуационные и практические задачи.

Данная методическая разработка ориентирована на реализацию следующих задач:

1. Изучение содержания основных понятий методологии исторического познания;

2. Изучение основных принципов и методов исторических исследований;

3. Ознакомление с основными теоретическими подходами и концепциями изучения исторического процесса.

Методическая разработка ориентирована на реализацию следующих целей:

· образовательная – формирование у студентов системного и целостного представления о специфике исторических исследований;

· познавательная – выдвижение гипотез, построение различного типа моделей исторических процессов и явлений;

· воспитательная – формирование у студентов научной добросовестности, понимания высокой общественной роли гуманитарных наук.

В результате изучения данной темы студент должен знать:

· основные методы, принципы и теоретические подходы исторической науки;

· систему взаимосвязей между теорией, практикой и методами научного познания истории;

В результате изучения данной темы студент должен уметь и владеть:

· основами анализа общественных проблем здравоохранения, опираясь на принципы научной методологии;

· навыками и приемами научного анализа фактов прошлого, навыками применения общенаучных и специальных методов в исследовательской практике.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое история? Каковы ее содержательные границы, научно-дисциплинарные рамки?

2. В чем отличие исторической науки от естественных наук?

3. Как связана история с другими гуманитарными и социальными науками?

4. Укажите особенности исторической науки на ранних стадиях ее развития.

5. В чем выражалась ограниченность исторического познания в античную эпоху?

6. Каково соотношение научно-исторического и художественного отображения действительности?

7. Дайте определение исторического процесса.

8. Какие отрасли исторической науки вам известны?

9. Какие вспомогательные исторические дисциплины вы знаете?


Предмет истории как науки.

Ее социальные функции

Предмет истории как науки. Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни и др. Обычно под предметом исторической науки понимают «общественное развитие». В содержательной стороне выделяют этапы развития общества, сдвиги в условиях существования людей, изменения самого человека. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства, политической ситуацией в обществе, мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития. Отсюда и предмет истории определяется как познание закономерностей исторического процесса во всем его многообразии, вариативности и конкретике.

При таком понимании предмета истории встает несколько вопросов: возможно ли изучить прошлое во всей его конкретности и многообразии? Где граница между прошлым и настоящим? Что такое историческая закономерность и др.? Поиск ответов на них подтолкнул ряд ученых к парадоксальным выводам.

Уже в начале XX в. многие исследователи заявили, что прошлое не может быть предметом истории. Мы изучаем прошлое, чтобы выявить общие законы развития и эволюцию исторического процесса. Это необходимо для того, что бы понять современность и предсказать будущее. Отсюда, предметом изучения истории является не прошлое, но будущее. Именно так определяли предмет и значимость исторического познания немецкий философ О. Шпенглер и французский историк Л. Февр.

Можно ли изучить исторический процесс во всем многообразии и конкретике? Большинство современных историков считают, что это невозможно. Нельзя быть «собирателем мусора», принимать к сведению любую информацию и исследовать все проблемы. Вопрос, по мнению историка «школы «Анналов» Л. Февра, упирается в выбор капитальной проблемы истории. Предметом истории как науки, могут быть только те проблемы и вопросы, которые имеют ценность для понимания настоящего. Подобные идеи развивал отечественный методолог, профессор Б.Г. Могильницкий. Историк должен выделять из всего многообразия исторического процесса наиболее значимые явления. В этом смысле история как наука является избирательной, и сложность исследования заключается в том, чтобы обеспечить оптимальный отбор таких явлений из прошлого, которые и позволили бы воссоздать его объективную реальность[4].

Но если исследователь нашел такие актуальные проблемы, то, по мнению историков-марксистов, он должен сосредоточиться на изучении закономерностей их развития. Таким образом, под предметом истории стали понимать не человеческую деятельность как таковую, а прежде всего, общественный процесс, который имел естественноисторический, поступательно-прогрессивный характер.

Сегодня произошел определенный сдвиг в сторону «обновления» предмета истории. Суть изменений состоит в перемещении «исследовательских интересов с идеологических конструктов на мировидение». Интерес исследователей сосредоточился на человеческой личности, на поступках человека в тех или иных обстоятельствах, его переживаниях, «мелочах» и тактиках выживания в повседневной жизни. Иными словами, предметом истории стал человек, который должен выступать в качестве участника диалога между прошлым и настоящим[5]. Такой подход к изучению истории получил название антропологического.

На наш взгляд, наиболее точно такое видение предмета истории раскрыл замечательный французский историк М.Блок. « История, – писал он, – это наука о людях в прошлом»[6]. Иными словами, история – это не собирание фактов прошлого, а осмысление поступков наших предков в тех или иных исторических условиях. Если мы поймем, почему наши предки в свое время и в своих обстоятельствах поступали так, а не иначе, мы поймем кто мы.

Социальные функции истории

Вопрос о пользе исторической науки для общества так же естественен, как и о пользе любой другой области научного знания: наука не существует ради себя самой. История по своей природе не имеет таких очевидных доказательств своего практического применения в жизни общества, какими располагает большая часть естественных наук, связанных с областью материальных отношений, развития техники и т.д. Этот факт является одной из причин скептического или однозначно отрицательного отношения к исторической науке.

Какие же социальные (общественно значимые) роли играет история? В древности ей отводили роль «учителя жизни». В X в. ответ на этот вопрос попытался дать византийский историк Лев Диакон. «Если и имеется какое-либо из благ, приносящих пользу в жизни, – писал он, – то, во всяком случае, не меньше, а больше всего оказывает нам услуги, является необходимой и полезной история»[7].

Наиболее высокий социальный престиж исторической науки наблюдался в XIX в., называемом «золотым веком» истории. Работы того времени дышат социальным пафосом, их авторы были убеждены в высокой общественной значимости своих трудов. Они не без основания утверждали, что пренебрежение историческими знаниями чревато социальными катастрофами[8].

Социальную полезность истории не следует понимать упрощенно, сводя дело к социальным заказам. История значима уже потому, что удовлетворяет тягу человека к знаниям. Как отмечал английский просветитель, лорд Г.С.-Д. Боллингброк, любовь к истории кажется неотделимой от человеческой природы. Похожую мысль сформулировал и Марк Блок: «Если мы отбросим всю научную полезность истории, то мы должны оставить за ней одно свойство – ее изучение крайне занимательное занятие»[9].

Разумеется, кроме занимательности, существуют и конкретные, очень важные функции истории, которые определяют ее высокую социальную значимость и делают ее изучение необходимым занятием для миллионов людей. Среди многих общественных функций, выделим главные:

1. Научно-познавательная функция

Обязательным атрибутом любой науки является познавательная функция, которая также включает информативную и коммуникативную составляющие. Историческая наука обеспечивает получение, накопление, хранение и передачу информации. Это дает возможность современникам открыть неизвестные страницы прошлого, а также знакомит людей с конкретными фактами и событиями, способствующими пониманию происходящих процессов.

Собственно познавательная задача этой функции состоит в творческой переработке полученной и накопленной информации, осмыслении ее и предоставлении обществу необходимых знаний для правильного (рационального) решения проблем, стоящих перед ним в данное время.

В прошлом эта задача понималась упрощенно – как собрание прецедентов на все случаи жизни. Поиск смысла истории привел науку XIX в. к задаче обнаружения законов исторического развития человечества. Следует признать огромное значение исторических знаний для всестороннего самопознания общества, в том числе для изучения законов его функционирования. История предоставляет свои данные обобщающим социальным наукам, в то же время путем сравнения исторических рядов, отдельных культур, типологизации исторических явлений вносит собственный вклад в теоретическое осмысление прошлого и выявление тенденций современного развития. Без знания уроков истории невозможно раскрытие действительных законов общества. История и обобщающие социальные науки действуют в этом направлении рука об руку.

Вместе с тем оценка познавательной функции истории не может ограничиваться учетом ее вклада в раскрытие социальных законов. Само конкретное научное изучение хода общественного развития с древнейших времен до современности имеет фундаментальное научное значение. Кроме того, изучение исторического опыта важно для реализации других функций истории как науки.

2. Функция социальной памяти

Одной из фундаментальных социальных функций исторической науки является формирование исторического сознания. Историческое сознание, по определению, является массовым, одной из форм общественного сознания наряду с правовым, политическим, национальным, нравственным и другими его формами. Под историческим сознанием подразумевается связь времен – прошлого, настоящего и будущего – в сознании индивида и общества в целом. Историческое сознание это своего рода генетическая память человечества.

От состояния исторического сознания зависит степень стабильности общества, его способность к выживанию в критических обстоятельствах и ситуациях. Устойчивое историческое сознание – важнейший показатель стабильности общества подобно тому, как разорванное состояние исторического сознания – свидетельство надвигающегося кризиса. Функция социальной памяти предполагает накопление и сохранение опыта предшествующих поколений. История обеспечивает связь времен, играет роль своеобразной посредницы между поколениями. Историческая память направлена на придание обществу уверенности в будущем.

Историческое беспамятство людей отнимает у людей воз­можность ориентироваться в настоящем, превращает их в объект манипуляций политических сил, в орудие реализации самых разных целей, в том числе направленных против их коренных интересов. Как справедливо отмечал писатель Ф. Абрамов: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»[10]. Следовательно, то, что делает нас людьми, – наша историческая память. Таким образом, историческое сознание – важнейший способ самоидентификации общества и личности, средство социализации, «ориентации» человека в социуме, обретения расовой, национальной, культурно-цивилизационной принадлежности. Чем шире исторический кругозор, тем легче человеку ориентироваться в окружающем мире.

Социальная память всегда избирательна. Общество не может относиться к своему прошлому, взирая на него индифферентно. Поэтому в функцию социальной памяти входит и оценка отдельных исторических явлений и личностей. Слишком многое из того, что имело место, затрагивает интересы современности.

Критерием отбора явлений, достойных изучения, и их оценки служитъ господствующая в обществе система ценностей, государственный интерес, мировоззрение исследователя и др. В то же время историк не должен позволять себе раздувание исторических конфликтов, акцентирование внимания на прошлых междоусобных и национальных столкновениях, поиск «исконных границ», призывы к мщению за допущенные когда-то несправедливости. Все это может привести только к новым трагедиям и общечеловеческой катастрофе. Так, неверная оценка итогов первой мировой войны и стремление к их пересмотру в Германии, завершились новой мировой бойней и разделом страны. Поэтому задача историков – не искажая минувшего, стараться выявить объективную научную картину прошлого, избегая жестких суждений и морализаторства, давать крайне взвешенные оценки. Кредо исторической исторической науки состоит скорее в том, чтобы стать «примиряющей памятью».

В то же время исторические оценки в обществе могут изменяться. Историческая наука может восстановить справедливость, реабилитировать отдельных исторических деятелей или целые народы, чья подлинная роль в прошлом была извращена, ниспровергнуть устоявшиеся оценки, сорвать маски с былых харизматических героев. «Суд истории» – не только красивая фраза, но и реальный результат выполнения исторической наукой своего предназначения.

3. Воспитательная функция

Уже античные авторы видели важнейшую задачу истории в выработке у сограждан высоких моральных и гражданских качеств. Все историки древности, европейского средневековья и нового времени, в том числе и российские, в той или иной мере являлись моралистами. Безусловно, они были правы в том, что исторические работы оказывают огромное воспитательное значение.

Прежде всего, для подрастающего поколения важно найти идеалы, на которые следует ориентироваться и которым и нужно подражать. Именно из исторического прошлого можно черпать такие примеры.

Образованный человек не может равнодушно относиться к преступным деяниям в истории. Не может равнодушно воспринимать и героические свершения своих предков. Эмоциональное переживание подобных исторических фактов воздействует на складывание личности, ее нравственных качеств, определяет ценностные ориентации, воздействует на формирование гражданской позиции и чувство патриотизма. Знание истории иных культур и народов предотвращает развитие ксенофобии, способствует воспитанию толерантности.

Исторические знания имеют особое значение для формирования мировоззрения подрастающего поколения. Не случайно обязательные курсы истории были введены в школьные (гимназические) программы в Европе и в России уже во второй половине XIX в. Опыт показал, что при всех изъянах и недостатках в преподавании истории, без знания ее основ нельзя говорить о полноценном образовании.

При этом, необходимо отметить, что эффект воспитательной функции зависит от личности автора или преподавателя. Изложение или анализ одних и тех же национальных вопросов перед широкой аудиторией может сформировать чувства патриота или националиста, то есть дать совершенно противоположный результат. Все зависит от содержания лекции или текста, от мировоззрения лектора, его влияния на аудиторию[11].

4. Практически-рекомендательная функция

Принято считать, что практически-рекомендательная функция позволяет выработать научно обоснованный политический курс на основе исторического опыта.

Можно ли пренебрегать уроками истории? Следует сказать, что история учит, но она не может заставить это делать. Неизвлечение уроков не проходит даром, но не для истории, а для тех, кто это допускает. О французской династии Бурбонов, которые правили в постнаполеоновскую эпоху, говорят, что они ничего не забыли и ничему не научились – за это они поплатились короной. Тех, кто не учится у истории, она обязательно проучит. Здесь уместно вспомнить известный афоризм: «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки». Плата бывает разной в зависимости от поступков и масштабов деятельности тех или иных лиц. Скольких ошибок в общественном реформировании удалось бы избежать, если бы ему предшествовали исторический анализ сложившейся общественно-политической ситуации, изучение опыта прежних реформ, постоянный учет силы воздействия исторической традиции. Недостаточный учет этих факторов погубил не одно самое здравое начинание в истории (примером может служить антиалкогольная кампания эпохи перестройки в СССР).

Извлекать или не извлекать уроки из прошлого – зависит не от прошлого, а от конкретной исторической ситуации с ее потребностями и проблемами реальной жизни. Именно от нее исходит импульс. Общим условием извлечения уроков истории является наличие некоторого объективного сходства между данной реальной ситуацией и прошлым, из которого извлекается урок. Если такого сходства нет, нет возможности опираться на это прошлое. Извлеченный опыт – не некий штамп, который в неизменном виде переносится из прошлого на современную ситуацию, а своеобразная рекомендация к действию, смысл которой может быть и прямо противоположен тому, что было в прошлом.

Поэтому исторический анализ тенденций социального развития выступает необходимой предпосылкой для рационального руководства обществом и проведения обоснованной государственной политики.

Однако в реализации этой функции исторической науки есть множество подводных камней и бурных течений. Часто проблемы истории становятся весьма актуальными для современников. Исторический опыт становится предметом больших дискуссий, в которых политические, идейные и исторические аргументы переплетаются настолько тесно, что развести их невозможно. В исторические споры втягиваются различные социальные слои и политические группы. История превращается в инструмент борьбы за власть, что сказывается на ее объективности и часто превращает науку в служанку идеологии. Таким образом, независимо от пожеланий ученых, вместо практически-рекомендательных функций история фактически выполняет определенные политико-идеологические функции.

Эта тенденция стала проявляться с XVIII в. и получила развитие в период формирования индустриального общества. В XX в. политическая ангажированность и партийность исторической науки стала еще более явной. Уже в 1920-е гг. в СССР один из первых историков-марксистов, академик М.Н.Покровский, рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, как фронт пролетарской борьбы с буржуазной идеологией. В эпоху сталинизма «Краткий курс истории ВКП(б)» был объявлен «могучим идейным оружием большевизма», а партийность была провозглашена важнейшим принципом исторической науки.

Противостояние мировых социальных систем также сказалось на состоянии исторической науки по обе стороны «железного занавеса». В ходе холодной войны произошла еще большая политизация и советской и западной историографии. Так, в 1949 г. Президент Американской исторической ассоциации К.Рид в обращении к коллегам напрямую связал задачи политики и истории: «Тотальная война, горячая или холодная, мобилизует всех нас и требует, чтобы каждый выполнял свою роль. Историк должен выполнять это обязательство не в меньшей степени, чем физик»[12]. Сегодня вопрос о политико-идеологических функциях оказался весьма актуальным для молодых государств, образовавшихся в результате развала Советского Союза и крушения биполярной системы мировых отношений. Доказывая свои права на существование и особую роль в мировой геополитике, они активно обращаются к прошлому. В этих условиях историческая наука получает социальный заказ и ориентируется на политическую конъюнктуру, а не на истину.

Важно иметь в виду, что правдивые рекомендации общество может получить только от независимой науки. Когда идеология превалирует над научными выводами, воспитательная функция неоправданно выпячивается, научно-познавательная и социальная – принижаются, а практически-рекомендательная функция либо искажается, либо уходить в тень.

5. Прогностическая функция

Еще античные историки выдвинули идею о том, что одной из задач истории является изучение прошлого для того, чтобы познать современность и предсказать будущее. Предание гласит, что Геродот из Галикарнаса любил повторять: «Я увидел дальше других, потому что забрался на плечи своих предшественников».

Попытка приоткрыть завесу над будущим имеет жизненно важное значение, как для индивида, так и для общества. Являясь неотъемлемым элементом связи времен, категория будущего входит в структуру исторического сознания; без будущего, без уверенности в нем не может быть здорового исторического сознания.

Можно ли спрогнозировать будущее? Следует, прежде всего, разграничить два способа прогнозирования. Они различаются и терминологически и по смыслу. Это предсказание, или пророчество, и предвидение. Предсказание лежит вне области науки, рационального мышления, предвидение является научным по своей сути.

Важно осознание того, что история – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день, а между настоящим и будущим нет разрыва. Будущее можно представить как веер все время меняющихся вероятностей (альтернатив) до тех пор, пока одна из них не станет реальностью. Однако развитие общества (в отличие от материального мира, где господствуют объективные законы, и лишь иногда вторгается случайность) предоставляет субъектам свободу выбора альтернатив. Конечно, эта свобода не безгранична. Существует определенная «инерция» исторического процесса, она образует «поле» современной жизни и текущей политики, диктует некие правила игры и, следовательно, ограничивает выбор вариантов. Именно поэтому существует возможность, опираясь на исторический опыт, знание специфики исторического процесса предвидеть с большей долей вероятности выбор будущей модели социального развития.

Итак, исторические исследования являются основой для социального прогнозирования. Однако простая экстраполяция каких-либо данных из прошлого, как правило, приводит к краху попыток предвидеть даже основные тенденции будущего. Наиболее известным в этом отношении был крах прогнозов о мировой революции и закате западной цивилизации, о которой много говорили в начале прошлого столетия, или полная несостоятельность концепции построения коммунизма в СССР к 1980 гг. Неверными оказались и многие построения западной социологии (например, особой миссии белого человека и др.). При этом надо понять, что историческая наука не может дать прогноз конкретной ситуации или указать какое будет событие к той или иной дате.

Речь о прогностической функции истории может идти только на уровне тенденций мирового масштаба, либо о вероятном знании. Даже случаи удачного предвидения носят более чем, вероятностный характер. В этом прогноз историка принципиально отличен от прогноза ученого – естествоиспытателя или врача. Медик с высокой долей вероятности может предсказать течение болезни и состояние пациента в будущем, а историк – конкретное будущее – никогда.

Вопросы для самоконтроля

1. Имеет ли история какой-то определенный смысл?

2. Каково содержание понятий «предмет» и «объект исторической науки» и их соотношение?

3. Что такое историческое сознание? Каковы его виды и источники формирования?

4. Какова роль научно-познавательной функции истории?

5. Какое значение имеет историческая наука для самоидентификации общества и социализации личности?

6. Нужен ли человечеству суд истории?

7. Почему воспитание полноценной личности невозможно без знания истории?

8. Что такое уроки истории, в чем их назначение?

9. В чем назначение и каков механизм предвидения будущего?

10. В чем отличие предвидения от пророчеств и фантастики?

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое исторический факт?

2. Что такое научный факт и чем он отличается от исторического?

3. Какие типы исторических источников вам известны и какова их специфика?

4. Что такое эмпирический уровень исторического познания?

5. Как вы понимаете теоретический уровень исторического познания?

Вопросы для самоконтроля

1. Что вы понимаете под методологией исторической науки?

2. Раскройте понятия принципа и метода в научном познании.

3. Каков смысл понятий «истина», «объективность»?

4. Что представляет собой критерий истины в исторической науке?

5. Чем определяется объективность исторического исследования?

6. Каковы требования принципа историзма к работе историка?

7. Как вы понимаете принцип системности в историческом познании?

8. В чем суть принципа ценностного подхода?

9. В чем отличие ценностного подхода от принципа классового подхода (партийности), обязательного для историков советской эпохи?

10. Может ли историк «без гнева и пристрастия» заниматься своей профессиональной деятельностью?

11. Чем определяется выбор системы ценностей, на которую ориентирован исследователь?

12. Какие общенаучные методы используются в историческом исследовании?

13. Раскройте особенности специальных исторических методов.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть многофакторного подхода к истории?

2. Каковы основные варианты представлений о динамике истории?

3. Раскройте содержание концепции циклического развития истории.

4. Раскройте содержание концепции линейного развития истории.

5. Что такое прогресс в истории, в чем его противоречивость?

6. Как вы понимаете альтернативность применительно к историческому процессу?

7. В чем сущность христианской интерпретации исторического развития? В чем заключается христианское понимание истории?

8. Объясните сущность марксистских воззрений на исторический процесс. Какие факторы, по мнению марксистов, являются определяющими в прогрессе человечества? Подумайте, в чем состоит ограниченность марксистского толкования истории.

9. Какие факторы определяют ход исторического развития с точки зрения сторонников концепции модернизации?

10. Каковы характерные черты процесса модернизации?

11. Докажите, что концепция модернизации является разновидностью всемирно-исторической концепции.

12. Для чего, на ваш взгляд, при изучении истории человеческого общества учеными вводится понятие «цивилизация»?

13. В каких значениях историки XX в. употребляли понятие «цивилизация»? Какие принципы лежат в основе цивилизационного подхода к истории?

14. Назовите имена ученых, разработавших концепции локальных цивилизаций.

15. В рамках формационного подхода основными понятиями являются базис, надстройка, способ производства, класс. Какие понятия являются главными при цивилизационном подходе?

16. Объясните разницу понятий «культура» и «цивилизация» (в контексте изученного материала).

17. Цивилизация и общественно-экономическая формация: взаимосвязаны ли эти понятия?

18. В чем сущность, сильные и слабые стороны формационной и цивилизационной концепций исторического познания?

19. Каково место России во всеобщем потоке истории?


Тесты для проверки знаний

Литература

Основная

1. Баринова Е.П., Ипполитов Г.М., Бобкова Е.Ю. Основы теории и методологии исторической науки. Учеб. пособие в схемах, диаграммах. Самара,. 2010. http://www.twirpx.com/files/historic/historiography/

2. Биск И.Я. Методология истории: курс лекций. Иваново, 2007.

3. Зеленов М.В. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификация источников. В помощь студентам и аспирантам. http://www.twirpx.com/file/224154/

4. Лаптева М.П. Теория и методология истории. Курс лекций. Пермь: 2006.

5. Методологические проблемы истории: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Сидорцова. Минск, 2006.

6. Предмет исторической науки и цели ее изучения. http://history sibsuti.narod.ru/lekcii 1.htm

7. Семенникова Л.И. Россия в сообществе мировых цивилизаций. Брянск, 1996.

8. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.

9. Снегирева Л.И. История как наука. http://www.asf.ru/publ/sn/ snegireva.hml

  1. URL: http://abc.vvsu.ru/Books/filos_practik_ch2/page0002.asp
  2. http://www.slovari-online.ru/cat/исторический-словарь/0.htm

Дополнительная

  1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.. 1984.

13. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

14. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа Анналов. М., 1993.

15. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

16. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

17. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

18. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX в. Томск, 2001.

19. Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 2001. Т. 1.

20. Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пт. 1923.

  1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Иллюстративные материалы

 

 
 

 

 


История как процесс История как наука
Специфическая форма движения материи во времени и пространстве, которая реализуется в эволюции неживой и живой природы и в историческом процессе Наука о прошлом и настоящем человеческого общества во всем его многообразии, о закономерностях развития общественной жизни

 

Предмет изучения исторической науки Человек и его деятельность, вся совокупность отношений в обществе, рассматриваемых в историческом времени и пространстве

 

                 
   
   
История в некотором смысле есть священная книга народов; зеркало их бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого. Н.М.Карамзин
 
   
Для чего нужна история? – Для человеческого самопознания. Р.Дж.Коллингвуд
 
 
История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Цицерон
 
   
В истории черпаем мы мудрость… Ф.Бэкон
 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.13 с.)