Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Особые навыки руководства группой
Методы руководства с помощью слов
- Определение целей. Помогите подопечным установить для себя на время пребывания в лагере значимые цели, относящиеся к их образу поведения. Помогите им определить, какой вклад они собираются предпринять, чтобы вся группа получила удовлетворение от деятельности и совместного отдыха. Необходимо периодически возвращаться УК поставленным целям, чтобы отмечать достигнутые успехи и хвалить детей, приложивших к этому старания.
- Формирование характера. Учите подопечных правильному поведению, поощряя последовательное приближение ожидаемых поступков (используйте этот метод, обучая подопечных правильным манерам и навыкам поведения). Отмечайте каждый успешный шаг и хвалите за любое доброе начинание.
- Намеренное игнорирование. Намеренно не обращайте внимания на некоторые неуместные поступки подопечного, чтобы они “угасли”, не получив продолжения. Вожатый может проигнорировать случайно выскочившее у подопечного ругательство, чтобы не привлекать к этому внимания, однако позже, когда тот, кто совершил проступок, расположен к разговору, обязательно обсудит с ним все в личной беседе.
- Внимание к положительным исключениям. Отмечайте действия, которые отличаются в лучшую сторону от обычных для трудного подростка непристойных поступков, и привлекайте к ним внимание подопечного. Этот способ помогает подростку лучше понять, какие из его поступков не являются плохими. Заостряя внимание группы на ожидаемом поведении, вы увеличиваете вероятность улучшения поведения и появления большего количества хороших поступков.
- Зеркальное отражение. Будьте словесным зеркалом поведения подопечного, констатируя со стороны то, что он говорит или чувствует в данный момент. Изображая ребенка, вожатый помогает ему выразить свои мысли и чувства в словесной форме.
- Альтернатива. Предлагайте альтернативные формы поведения часто неповинующимся и имеющим трудности с самообладанием подопечным. Если вожатому необходимо, чтобы его слушались, он должен избегать рекомендаций, допускающих ответ “да” или “нет”. Вместо этого стоит предложить подопечному две-три альтернативные формы поведения, каждая из которых приемлема в данной ситуации.
- “ Барьер”. Вмешивайтесь словесно или, если необходимо, физически, чтобы пресечь поведение, причиняющее вред другим подопечным, и содействовать продуктивному общению хорошим взаимоотношениям в группе. Вожатый может предотвратить драку, если встанет между разозленными подопечными и разведет их в разные стороны. Прервав спор и указав на то, как мудро поступить в возникшей ситуации, взрослый поможет свести на нет разгоревшуюся перебранку.
- Юмор. Препятствуйте непристойному поведению с помощью шуток. При этом желательно уклоняться от сарказма и скользких тем. Например, облив водой двух драчунов, можно отвлечь их и направить разыгравшиеся эмоции в другое русло.
- Переосмысливание. Предлагайте подопечному альтернативный взгляд на проблему или поступок, открывающий перед ним новые перспективы и обеспечивающий варианты решения проблемы.
- Мудрое и тактичное влияние. Поддерживайте открытые, дружеские взаимоотношения в группе, направляя ход бесед, побуждая подопечных к соблюдению норм общения, поощряя хорошие поступки и сдерживая неуместное поведение.
- Возможность вести себя неправильно. Позвольте ребенку нарушить дисциплину, но при таких обстоятельствах (в такое время или в таком месте), которые приближают плачевный (но не критичный) для нарушителя результат его поведения. Выделите время на то, чтобы выслушать жалобы хронически недовольного подопечного, но тогда, когда ему придется для этого пропустить интересное для него мероприятие. Другими словами, если он намерен продолжать жаловаться, ему придется пожертвовать для этого собственным удовольствием.
Методы руководства, предполагающие организационное воздействие
- Реструктуризация. Внесите изменения в программу мероприятия, измените ранее данные подопечным задания, назначьте им других партнеров или поменяйте место проведения мероприятия с целью прервать неправильное поведение. Бдительный вожатый может в корне пресечь многие неприятные ситуации, заранее заметив возможность возникновения проблемы и немедленно изменив структуру занятия, чтобы не разрушить здоровую атмосферу в группе и способствовать максимальной полезности мероприятия.
- Использование тайм-аутов. Во время занятия в группе на короткое время отведите подопечного на заранее определенное место, чтобы он успокоился и обдумал свое поведение. Лучше всего использовать этот способ не в качестве наказания.
- Перемена места дискуссии. Перевод группы на другое место может снизить возбуждение, вызванное плохим поступком, остановить смятение и беспорядок и уменьшить вероятность “заражения” других групп тем же поведением.
- Удаление подопечного или устная переориентация. Устными сигналами или тактильным прикосновением оградите подопечного от возможного отрицательного воздействия. Используя это, вожатый может предотвратить нежелательное развитие ситуации.
- Удаление определенных предметов и отказ от использования определенных участков территории. Убрав потенциально опасные предметы (сигареты, камни, ножи, …). Или ограничив использование некоторых участков территории (подопечным не выходить на оживленную дорогу, мальчикам не находиться в комнатах девочек), можно снизить вероятность нарушений поведения.
Переход от одного мероприятия к другому
Все дети испытывают определенное беспокойство при смене видов деятельности. Вожатым необходимо помнить, что переходные моменты требуют особой сосредоточенности и дополнительного внимания.
Существует два способа, позволяющих уменьшить беспокойство и поддержать порядок при переходе от одного занятия к другому.
- “ В круг”. По окончании мероприятия вожатые должны собраться с подопечными в круг и дать оценку того, как оно прошло и что дало группе. Можно дать детям возможность обменяться мнениями о том, что было удачно, а что их расстроило. Можно попросить кого-то из них оценить участие всей группы в мероприятии. Вожатые поддерживают ход таких дискуссий, задавая вопросы тем подопечным, которые по всей видимости хотят поделиться своим мнением с другими. Полезным может оказаться разговор о том, что группа может сделать по-другому в следующий раз, чтобы это мероприятие принесло больше пользы и удовольствия всем подопечным. Затем вожатый должен четко объяснить детям суть следующего занятия.
Построение. Чтобы совершить организованный переход от одного мероприятия к другому, постройте группу в колонну. Вожатый должен дать детям время на то, чтобы построиться, успокоиться и повернуться в одном настроении. Затем нужно дать группе команду двигаться колонной к месту очередного занятия. При этом нужно хвалить ребят, выполняющих указания и тем самым показывающих пример хорошего поведения, чтобы побудить других подопечных поступать также. Другие варианты использования приема “в круг”.
Разрешать возникающие между членами группы разногласия нужно по мере их возникновения, не вынося "сор из избы", т.е. внутри коллектива. Если подобные вопросы оставлять неразрешенными, неприязнь будет расти, а рана – гноиться, не позволяя группе получить всю пользу и удовольствие от дальнейшей совместной деятельности.
По прибытии на новое место вожатые должны снова собрать группу в круг, ясно объяснить цели мероприятия и ожидаемое от них поведение. Такое объяснение поможет подопечным меньше отвлекаться на посторонние вещи и сосредоточиться на следующем занятии, его правилах и ожидаемом от них поведении. Каждый должен ясно понимать, что будет происходить на занятии, еще до его начала.
Итак, еще раз. Допустим группа только что закончила спортивную игру, ожидается переход к следующему мероприятию – обед. Ниже перечислены шаги, необходимые вожатым, чтобы осуществить этот переход организованно.
- Успокоить детей и помочь им сосредоточиться.
- Провести с подопечными краткую оценку спортивного занятия.
- Попросить некоторых воспитанников дать оценку участия в занятии группы в целом.
- Обсудить, чем отдельные подопечные во время занятия способствовали общему успеху группы, что каждый мог бы изменить в своем поведении, когда они будут участвовать в спортивном мероприятии в следующий раз, чтобы группа получила от игры больше удовольствия и пользы.
- Четко объяснить подопечным суть следующего мероприятия.
- Ответить на вопросы по поводу этого мероприятия.
- Доходчиво объяснить подопечным, какое поведение ожидается от них на этом мероприятии.
План работы отряда на день с учетом режима ЛДП
8.30 – встреча детей
8.45 – зарядка
9.00 – завтрак
9.30 – игры на сплочение отряда
9.45 - утренний отрядный сбор
10.15 –трудовой десант
10.45 – подвижные игры («ледоколы», игры настроения)
11.00 – время общелагерного дела, мероприятия или ОД, ОМ
12.00 – время отрядных дел, мероприятий (ОД, ОМ)
13.00 – обед, подготовка ко сну
14.00-15.30 – тихий час / работа кружков
16.00 – полдник
16.30- подвижные игры («ледоколы», игры настроения)
16.45 - время ОД, ОМ
17.00-проведение отрядных огоньков
17.30 – игры разной направленности
18.00 – уход детей
Проект игровой ситуации
Вся территория ДОЛ «Дзержинец» на двадцать один день становится миром культуры или мировым сообществом, а все отряды – сообществами, которым предстоит совершать открытия в различных областях культуры:
- «Физическая культура»; - «Экокультура»; - «Интеллектуальная культура»; - «Культура взаимоотношений»; - «Культура творчества»; - «Экономическая культура»; - «Культура визуальных искусств»;
При этом отрядам-участникам фестиваля предлагается объединиться в культурное движение «Радуга Детства», остальным ребятам войти в состав второго культурного движения «За культурное возрождение». Ребята сами должны определить те приоритеты, за которые они будут выступать, им предоставляется возможность создать Кодекс своего культурного движения и принять участие в работе хобби-центров, мастер-классов, а так же отборочных турах фестиваля в номинациях: танец, вокал, разговорный жанр, декоративно- прикладное творчество.
Игровая терминология
Лагерь - мир, мировое сообщество Начальник лагеря – гл. эксперт сообщества Отряды - сообщества открытий Командиры – полномочные представители сообществ Вожатые - кураторы сообществ Методисты – эксперты Столовая - банкетный зал Линейка – площадь встреч Клуб – зал торжеств Метод. кабинет – зал заседаний Планерка – экспертный совет Совет командиров – Большой Совет Корпус, отрядное место – дом Хобби-центры – дома творчества
Этапы реализации идеи смены
1 этап – Погружение в игровую ситуацию, знакомство с понятием «культура», коллективное планирование дел сообщества.
2 этап – Открытие «Мира Культуры», презентация культурных движений, знакомство и совершений открытий в различных областях культуры. Работа внутри сообществ, в хобби-центрах, участие в мастер-классах и отборочных турах фестиваля. Подведение итогов по результатам свершённых открытий в той или иной области культуры.
3 этап – Слияние культурных движений «Радуга Детства» и «За культурное Возрождение». Подведение итогов внутри сообществ и на уровне Мирового сообщества; вручение наград фестиваля и наград наиболее активным участникам культурных движений.
ПЛАН-СЕТКА 1 СМЕНЫ «ДОМ, КОТОРЫЙ СТРОИМ МЫ. ОТКРЫТИЯ В КУЛЬТУРЕ».
| 10 * Заезд *«Уют» *Игры на знакомство и адаптацию * Диагностика по КОР *Огонек знакомств
| 11 *Орг. Сбор *Оформление уголков *Конкурс проектов (эмблема, кодекс) *Вертушка погружения в смену *Слет сообществ «Диалог» - принятие кодекса движения
| 12 *День независимости *«Выборы» * «На встречу другу» * «Присоединяюсь» - визитные карточки сообществ
| 13 *День рождение движения *«Культурная революция» *Арт-салоны *ЛОМ *«Здесь встречаются друзья»
| 14 *Открытие спартакиады *Театр. Зарядка *Нетрадиционные виды спорта *Индивидуальные соревнования *КИП «Всем рекордам наши имена» ФИЗИЧЕСКАЯ
| 15*Закрытие спартакиады*Командные соревнования *Диско КУЛЬТУРА
| 16 *Открытие фестиваля «Радуга детства» *Игра на местности *Заповедные зоны *Красная книга ЭКОКУЛЬТУРА
| 17 *КОР *Драйв-интеллект ИНТЕЛЛЕКТ -
| 18 *«Моя столица» *Музей достоприме- чательностей *«Марка города» *Диско I тур – вокал КУЛЬТУРА
| 19 *КОР *Огонек
| 20 * «Шанс» - препятствия *«Он и Она» (отряд) *«Он и Она» (дружина) *Диско КУЛЬТУРА
| 21*Родительский день *Аттракционы *«Семья» *Тем. Огонек ВЗАИМО-
| 22*День памяти *Линейка памяти *Дискуссионный клуб «Мы помним былую славу» (песня) *Костёр памяти ОТНОШЕНИЙ
| 23 *КОР *Диско
| 24* *КИП «Дорогой творчества» *Подиум д Арт + Мастер-класс II тур – выставка КУЛЬТУРА ТВОРЧЕСТВА
| 25 *КОР * «Сибирская Ярмарка» - творческий манеж * Экономическая игра ЭКОНИМИЧЕСКАЯ
| 26 *«Праздник каждый день» - день именинника III тур – танцы Диско КУЛЬТУРА
| 27 *КОР * Реклама клипов *Конкурс видео-клипов «Студия «Мир»» КУЛЬТУРА
| 28 Фестиваль визуальных искусств – видеомарафон *Вожатская сказка ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ
| 29 Объединение движений «ДОМ» - методика «Обруч» * Спасибо *ЛЗМ *Гала-концерт Дискотека *Общий круг
| 2 СМЕНА «БИЗНЕС +»
2.07 Заезд Уют Орг., хозсборы Диагностика, коммуникативные игры огоньки знакомств
| 3.07 Вертушка «Мир экономики» «Добро пожаловать…» огоньки
| 4.07 создание экономического пространства ДОМа «В одной связке» ЛОМ «Презентация» дискотека
| 5.07. «Ярмарка вакансий» КОР Деятельность фирм Продажа акций на 6-7.07. огоньки
| 6.07 Поход «Город мастеров» Особенности национального бизнеса (гостевания)
старшие – «Цветок папоротника»
БИЗНЕС +
| 7.07. младшие – «Русальи забавы», старшие – работа фирм. «Экономика XXI века» дискотека
ИСТОРИЯ
| 8.07 КОР Деятельность фирм Погашение акций огоньки
| 9.07 открытие «Лиги чемпионов» личное первенство КИП «Сильные люди»
БИЗНЕС +
| 10.07 соревнования Награждение «Лиги чемпионов» продажа акций на 11-12.07 сказка I сообщества дискотека
СПОРТ
| 11.07 походы тур. тропа «Форт Баярд» «Легенды лета»
БИЗНЕС +
| 12.07 туристический практикум (старшие младшим) костры погашение акций
ТУРИЗМ
| 13.07 РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ КОР дискотека
БИЗНЕС+СЕМЬЯ
| 14.07 «Оппонент» Продажа акций на 15-16.07 «Цена выбора» БИЗНЕС
| 15.07 Создание социально-творческих проектов ТЕПЛОХОД дискотека
+
| 16.07 Реанимация предприятий кураторский сюрприз
ПОЛИТИКА
| 17.07 Реализация проектов с/т погашение акций Дискотека БИЗНЕС +
| 18.07 Культурная революция/ Дом Продажа акций на 18-20
Карнавал
ИСКУССТВО
| 19.07 Дом Добрых Дел «Цена и Ценность» Дискотека БИЗНЕС+МИЛОСЕРДИЕ
| 20.07 розыгрыш акций «Золотой ФЭД» Огоньки
БИЗНЕС+ ИСКУССТВО
| 21.07 ЛЗМ дискотека прощальная минутка
| 22.07 ОТЪЕЗД
|
ИГРОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
ЛАГЕРЬ – МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО ДИРЕКТОР ЛАГЕРЯ – ГЛАВНЫЙ ЭКСПЕРТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА – ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА МЕТОДИСТЫ - ЭКСПЕРТЫ ОТРЯД – СООБЩЕСТВО ДЕТИ – ПРЕДСТАВИТЕЛИ СООБЩЕСТВ КОМАНДИР ОТРЯДА – ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВОЖАТЫЕ – КУРАТОРЫ СОВЕТ КОМАНДИРОВ – БОЛЬШОЙ СОВЕТ СТОЛОВАЯ – БАНКЕТНЫЙ ЗАЛ КЛУБ – ЗАЛ ТОРЖЕСТВ МАЛЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ – ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ
24.07 ЗАЕЗД Хоз.-орг. сборы Коммуникативные игры Диагностические игры Огоньки знакомств
| 25.07 Вертушка «Политическая центрифуга» «Кто в ДОМе живет?»
| 26.07 Презентация хобби-центров Акция «Присоединяйтесь» ЛОМ Дискотека
| 27.07 КОР Разработка программы политических движений Регистрация движений
| 28.07 Открытие спартакиады Личное первенство Агитбригады «Спасибо, нет!» МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ
| 29.07 Личное и командные первенства Туртропа Закрытие спартакиады дискотека ОБРАЗ ЖИЗНИ
| 30.07 Правовые игры Создание коалиционного правительства Трибуна кандидата МЫ ЗА
| 31.07 «Самоуправление в лагере» «Бремя денег»
РАВНОПРАВИЕ
| 1.08 «Добрые дела» Создание книги «добрых дел» дискотека МЫ ЗА ЧЕСТНЫЙ
| 2.08 Школа бизнеса Биржа труда «Интеллектуальное казино»
БИЗНЕС
| 3.08 РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ Линейка Ярмарка дискотека МЫ ЗА
| 4.08 «Сказочный поединок» Город мастеров «Чему удивляется мир» СОХРАНЕНИЕ
| 5.08 Аукцион ТЕПЛОХОД Создание«Нового поколения» Костер ТРАДИЦИЙ
| 6.08 Работа детских творческих групп Презентация Дискотека МЫ ЗА СВОБОДУ
| 7.08 Подиум де Арт «Перекресток дорог» «Прощалка с иностранцами» ТВОРЧЕСТВА
| 8.08 КОР МЫ ПРОТИВ
| 9.08 Дискуссионные клубы КТД «ГАЗЕТА» Линейка Дискотека АГРЕССИИ
| 10.08 Хобби - центры Музей «Дзержинца» Вожатский сюрприз БУДУЩЕЕ
| 11.08 КОР «Гонка за лидером» «Хочу быть лидером»
ЗА
| 12.08 Создание манифеста «Политики детства» ЛЗМ
Дискотека Свечевое НАМИ
| 13.08 РАЗЪЕЗД
|
Форма выбора лидеров в отряде, для личностного роста на Российском флаге.
Каждому ребенку в отряде выдается эмблема, в центре которой буква «Я». На вечернем огоньке или на старте дня дети совместно с кураторами отдают свой голос 5 наиболее активным представителям отряда, приклеивая на их эмблему разноцветные фигуры, тем самым выбирая лидера за прошедший день. По окончанию блока ребята, получившие большее количество голосов получают звезду на российском флаге.
|