Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Поиск

Доходы отдельного человека и общества формируются из нескольких источников: заработной платы, банковских процентов от внесенного вклада, дивидендов на имеющиеся акции, денежные средства, выигранные в лотерею и т.д. Размеры доходов, их надежность и стабильность влияют на поведение человека в условиях рыночной экономики. В любом государстве люди делятся на богатых и бедных. Причиной иму­щественного неравенства являются, прежде всего, различия в социальном положении различных групп населения. Как определяется бедность? В этих целях фиксируется прожиточный минимум, согласно которому устанавливается минимум средств, с по­мощью которых возможно поддержание жизнедеятельности человека. Границей бед­ности признается стоимость минимально необходимых ежемесячных расходов на по­требление, позволяющих поддерживать здоровье человека и его жизнедеятельность.

Черта бедности — это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответст­вии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потреб­ностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных.

На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавливаемые государ­ством минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии. Поэтому с каждым годом все большее значение в социальной политике имеет «адресная помощь» го­сударства наиболее нуждающимся людям — социально незащищенным слоям на­селения.

Борьба с бедностью в России осуществляется по следующим направлениям:

• обеспечение равных возможностей в получении образования и доступа к профес­сиям независимо от национальности, пола и возраста людей;

• создание специальных центров переподготовки, финансируемых из средств государственного бюджета;

• квотирование рабочих мест для инвалидов;

• льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных кате­горий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.);

• ежемесячные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, ве­теранам боевых действий, труженикам тыла, ветеранам труда и т.д.;

• компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии на
Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;

• льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдельных мало­
обеспеченных категорий населения;

• выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам
вузов из малообеспеченных семей и т.д.

2. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» описал действия мужика, который, чтобы спасти генералов, «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков... Потом покопался в земле — и добыл отту­да картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и из­влек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. На­конец, развел огонь и напек... разной провизии...». Какую форму деятельности описал автор? Каковы признаки этой формы деятельности и как они отраже­ны в тексте?

В данном отрывке приведены признаки практической деятельности человека, направленной на преобразование объектов природы.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд, с которым связано прежде всего создание и совершенствование орудий труда. Именно благо­даря труду человек построил современное общество, создал предметы материаль­ной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего развития.

В данном случае речь идет о труде.

3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан.
Каковы будут ваши действия?

В данной ситуации следует придерживаться следующих правил поведения:

1. Ни в коем случае нельзя входить в квартиру.

2. Необходимо позвонить в дверь к соседям и попросить их вызвать милицию.

3. Следует сообщить родителям о случившемся.

4. До приезда милиции лучше находиться в квартире соседей, либо выйти на улицу.

5. Помните, что вы имеете право требовать присутствия родителей при соверше­нии следственных действий.

 

БИЛЕТ № 27

Налоги, уплачиваемые гражданами.

Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Под налогом принято пони­мать определенную сумму денежных средств, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец определенного имущества должен уплатить в пользу государства. Налоги появи­лись с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства.

Благодаря налогам перераспределяется часть национального дохода от тех, кто создает прибыль или, не создавая ее, занимается другой общественно полезной деятельностью (врачи, учителя, работ­ники правоохранительных органов, военнослужащие). Также за счет налогов осуществляется и соци­альная поддержка населения (в виде стипендий, пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных де­нежных выплат). Уплату налогов осуществляют основные участники производства - работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).

Разделяют прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся те, которые уплачиваются с какого-то имущества или дохода в определенном размере (например, подоходный налог все гражда­не нашей страны должны уплачивать в размере 13 процентов от дохода).

Косвенные же налоги взимаются обычно в сфере реализации или потребления товаров и услуг, сле­довательно, в конечном счете — с потребителей (когда вы покупаете товар в магазине, то уплачивая его цену, дополнительно должны оплатить и налог на добавленную стоимость).

Виды налогов

 

Прямые налоги Косвенные налоги
Личный подоходный налог, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и т.д. Налог на добавленную стоимость, акцизный налог (на сигареты, алко­голь и др.)

 

В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала форми­роваться с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспростра­ненные в мировой практике налоговые системы и включает:

федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина);

налоги субъектов Российской Федерации (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и т.д.);

местные (или муниципальные) налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, налог на вмененный доход и др.).

Подобное разнообразие налогов обеспечивает решение многочисленных целей и задач, стоящих перед различными уровнями государственной и муниципальной власти, дает возможность реализо­вать разнообразные функции в процессах регулирования экономической деятельности различных слоев общества.

2. Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин считает: «Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из вла­стей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению, как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в га­рантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями». Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объясните, почему конституция нуждается в гарантиях повышен­ной стабильности.

Конституция (от лат. constitutio — установление, учреждение) — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотноше­ния органов государственной власти и управления.

Конституция призвана выражать интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности госу­дарственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Конституция выполняет несколько функций, в том числе учредительную, организаторскую и юри­дическую. Учредительная функция выражается в том, что конституция либо закрепляет то, что уже су­ществует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных от­ношений, созревших в обществе, учреждая для них соответствующую нормативную базу. То есть учредительные начала конституции проявляются и по отношению к политической системе общества в целом, и по отношению к системе государственных органов.

Организаторская функция Конституции заключается в том, что она стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на дея­тельность в духе Основного закона.

Конституция носит основополагающий характер, так как она регулирует наиболее важные обще­ственные отношения, является базой развития общества. Ее задачей является раскрытие и закрепле­ние самого главного в общественных отношениях. Одновременно конституция должна выражать ин­тересы народа.

Чтобы созданные Конституцией новые общественные отношения заработали в полную силу, этот документ должен действовать достаточно долго и быть стабильным. Стабильность, являясь одной из основных черт конституции, означает длительность ее действия без внесения существенных измене­ний. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Стабильность конституции обеспечивается и услож­ненным порядком внесения изменений в Основной закон.

3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то, как вы их мо­жете разрешить?

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом. Каждая личность в обществе выполняет определенные социальные функции: для школьника и студента — это учеба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сы­ном и т.д., то есть может иметь несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребенка являются гражданами России, он тоже становится гражданином России; предписанным является статус мужчины или статус женщины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигае­мыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, ста­тус учителя и т.д.). Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответст­вующих функций. В этом случае говорят о социальной роли личности. То есть социальная роль личности — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, кото­рый ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Социальная роль представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей денного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (на­пример, министр, президент и т.п.) или же иметь неформальный характер.

Ролевая идентификация — это процесс усвоения образцов поведения, связанных с той или иной статусной позицией. Как правило, человек обладает не одной, а несколькими социальными ро­лями. Совокупность таких социальных ролей называется ролевой системой. Уильям Шекспир такое состояние гениально описал:

«Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль».

Конечно, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В каче­стве основных можно выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их успешному выполнению членами общества возможно и нормальное функциони­рование общества в целом.

Но каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, человек становится пассажиром и обязан выполнять правила проезда в автобусе, в магазине человек выполняет роль покупателя, в театре — роль зрителя и т.д.

Многообразие социальных ролей может стать причиной межролевых конфликтов. Например, тя­жело совмещать роль любящего отца, который много времени должен проводить с детьми, и роль крупного государственного деятеля, который по роду своей деятельности не имеет возможности много времени уделять семье. Но человек всегда имеет возможность выбрать из множества социаль­ных ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально адекватно при­менять свои способности.

 

БИЛЕТ № 28



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.011 с.)