Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия, ее роль в жизни современного общества.

Поиск

БИЛЕТ № 1

БИЛЕТ № 2

Власть. Роль политики в жизни общества.

Власть существует в любой более или менее организованной, устойчивой общности людей. Реализуясь в обществе, власть призвана служить ему, обеспечивая его целостность, организованность и надлежащее функционирование. В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободы личности. Но власть может приобретать значение самостоятельной силы, быть причиной столкновения различных интересов. Таким образом, следует согласиться с распространенной точкой зрения, что в широком смысле слова под властью следует понимать способность и воз­можность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятель­ность, поведение людей с помощью какого-нибудь средстваавторитета, права, наси­лия.

Следует отметить, что, пронизывая все общественные отношения, власть приобретает различные характеристики в зависимости от объекта отношений. Существует множество классификаций (типологий) власти. Так, по степени институциализации выделяют прави­тельственную, городскую, школьную и другие виды власти; по субъекту власти различают классовую, партийную, народную, президентскую, парламентскую; по режиму правления — демократическую, авторитарную, деспотическую и пр.; по правовому признаку — законную и незаконную, легальную и нелегальную; по количеству индивидов, принимающих ключевые решения, — коллективную (общественная, классовая, групповая) и личную (единоличная); по сфере существования (осуществления власти) — экономическую, политическую, идео­логическую и т.д.

Политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между социаль­ными группами, нациями, индивидами, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию государственной власти. Политикой также называют деятель­ность, связанную с определением задач и функций государства. Слово «политика» имеет греческое происхождение и переводится как «искусство управления государством».

Политика играет важнейшую роль в развитии общества. От того, какую политику будет проводить государство, зависят способы, темпы решения стоящих перед обществом задач, то, каким образом целесообразно проводить национальную политику, как обезопасить граждан от угрозы терроризма и др.

Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политиче­ская власть — это особый тип власти в обществе, реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Власть является центральным, организационным и регулятивно-контрольным началом политики, которую отличает от других сфер общества (экономической, социальной, духовной и т.д.) то, что власть служит ее основой и, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание — один из основных аспек­тов жизни общества. Поэтому вернее будет считать, что политика и власть связаны круго­вой причинно-следственной зависимостью.

Власть в обществе выполняет функции господства, руководства, регуляции, контроля, управления, координации, организации, мобилизации. Несомненно, основной функцией вла­сти является управление определенной общностью людей с помощью организационных структур и различных способов духовного воздействия на членов этой общности.

Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть. Идея власти тесно связана с государством, она как бы внутренне присуща ему. Власть — есть нечто структурное, безличное, способное выражать всеобщий интерес посредством каких-либо органов (институтов), в том числе и через государственные органы. Часто власть рас­сматривают не только как политическое господство, а прежде всего как систему государ­ственных органов.

2. Люди, живущие в первой половине XX века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?

Коренные изменения в системе научных знаний в XX в. превратили науку в непосред­ственную производительную силу общества. Определяющими направлениями прогресса оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профес­сионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. Воз­растает использование компьютерной техники в производстве.

С распространением персональных компьютеров оказалось возможным выполнить ос­новное критериальное условие информационного общества — ничем не ограниченный доступ к информации каждого члена общества в любое время и в любой точке страны. Вместе с тем, их внедрение открывает неограниченные возможности для автоматизации производства, научных исследований, образования, медицинских исследований, всех ви­дов социально-бытового сервиса и общения людей.

Получение нового знания (цель науки), неразрывно связано с одной из целей образова­ния — распространением нового знания. Оно также претерпевает значительные измене­ния. Во-первых, благодаря информационным технологиям образование становится все бо­лее доступным. Они также способствуют развитию творческих навыков, логического мышления обучающихся, умению решать комплексные проблемы. Увлечение новыми ин­формационными технологиями, как правило, расширяет и углубляет разносторонность ин­тересов подростков, делает их более адаптированными, приспособленными к условиям по­стоянно технологически изменяющейся окружающей среды, готовит их к тому, что скоро их поколение будет двигать вперед науку и способствовать прогрессу.

3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие дейст­вия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения
гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» на товары, предназначен­ные для длительного пользования, к которым относятся и телевизоры, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель обязывается обеспе­чивать потребителю возможность использования товара по назначению. Более того, изгото­витель вправе устанавливать на такой товар гарантийный срок — то есть период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки то­вара, на который установлен гарантийный срок, если не докажут, что они возникли после пе­редачи товара потребителю из-за нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.

Что же может потребовать потребитель в случае поломки телевизора?

• потребовать замены на товар такой же марки (этой же модели);

• потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

• потребовать незамедлительного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за
товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить то­вар, имеющий недостаток. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причи­ненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

БИЛЕТ № 3

Испанский социолог М. Кастелье вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

В 70-80-е гг. XX столетия в наиболее развитых странах началась третья волна измене­ний в истории человечества — переход к постиндустриальному обществу, которое также называют информационным.

Информационное общество — это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. В экономику ак­тивно внедряются информационные и телекоммуникационные технологии. Информация превращается в один из главных факторов производства, пронизывает все сферы жизни общества. Использование информационно-коммуникационных технологий неизмеримо повы­сило мобильность капиталов, товаров и услуг, стимулировало предпринимательскую дея­тельность, развитие торговли, занятость, дало возможность более эффективно и творчески решать различные экономические и социальные проблемы, позволило людям шире исполь­зовать свой потенциал.

Согласно теории основоположника постиндустриального общества Д. Белла, «осью» такого общества является знание, и прежде всего знание научное. В постиндустриальном обществе резко возрастает прикладная роль научных исследований, в том числе фундаментальных. Основным двигателем технологических изменений стало внедрение в производ­ство научных достижений. Наибольшее развитие получают наукоемкие и информацион­ные технологии, такие как нанотехнология, микроэлектроника, программное обеспечение, робототехника, биотехнологии и др.

Важная черта постиндустриального общества — усиление роли и значения человече­ского фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы: расходы на обучение и образование, повышение ква­лификации и переквалификации работников.

3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы за­ставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

Действия указанной группы людей подпадают под нормы Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировани­ях». Проведение данной акции носит явно противоправный характер, так как согласно ста­тьи 8 указанного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. К тому же к местам, в которых проведение публичного меро­приятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам
и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то
пограничных органов.

Таким образом, попытка перекрыть автомобильную магистраль является явным нарушением правил дорожного движения и может привести к тяжким последствиям. Поэтому к таким действиям призывать нельзя. Если есть сомнению в законности вырубки старинного парка, об этом необходимо немедленно сообщить в районную администрацию.

 

БИЛЕТ № 4

На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в милицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний? Что при этом должны предпринять следственные органы? Почему?

В соответствии со ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) при согласии свиде­теля давать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть исполь­зованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего от­каза от этих показаний. Свидетель имеет право являться на допрос с адвокатом, чтобы иметь возможность защитить свои права.

Согласно ст. 191 УПК РФ допрос свидетеля в возрасте до 14 лет (а по усмотрению следователя и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет) проводятся с привлечением педагога, чтобы не на­вредить психоэмоциональному состоянию несовершеннолетнего. При допросе несовершеннолетне­го свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (родитель, опекун, попечитель).

Свидетель не имеет права:

— уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;

— давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний;

—разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с уча­стием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден.

Свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи пока­заний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении таким свидетелям их процессуаль­ных прав следователь должен указать на необходимость говорить правду.

 

БИЛЕТ № 5

БИЛЕТ № 6

БИЛЕТ № 7

БИЛЕТ № 9

В вашу квартиру, в которой в данный момент находитесь только вы, пришли с обыском сотрудники милиции. Они объяснили, что по их данным в вашем доме хранятся наркотики. Какие предусмотренные законом действия вы можете предпринять в данной ситуации? Куда следует обратиться в том случае, если ваши законные действия сотрудники милиции проигнорируют?

Согласно ч. 1 ст. 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) основа­нием для производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступ­ления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уго­ловного дела.

Обыск в жилище по общему правилу производится на основании судебного решения (ст. 12 и ч. 3 ст. 182 УПК РФ). До начала обыска следователь обязан предъявить судебное решение, разрешающее его производство. В силу ч. 11 ст. 182 УПК РФ при производстве обыска участвует лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать адвокат.

Если вы считаете, что какие-то из ваших прав нарушены сотрудниками органов внутренних дел, то в соответствии со ст. 39 Закона РФ «О полиции», можно обжа­ловать их действия вышестоящим органам или должностным лицам, прокурору или в суд.

 

БИЛЕТ № 10

БИЛЕТ № 11

Шотландский ученый-экономист Адам Смит исследовал и описал механизм рыночного регулирования экономики без вмешательства государства, назвав его «невидимой рукой» рынка. Объясните действие этого механизма.

Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену това­рами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи. По образному выражению Р. Липси, рынок — это сцена, на которой разыг­рывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Существует множество форм рынка: магазин, ярмарка, аукцион, фондовая биржа, товарная бир­жа и др. Но всем им присуща главная функция рынка — обеспечение обмена, купли-продажи. Поку­патели, следуя основному принципу — получить максимум при минимуме затрат — выбирают луч­шую из альтернатив, которую позволяют им их доходы. Таким образом, рынок представляет собой систему взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей опосредованно через куплю-продажу.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. Основными функциями рынка яв­ляются ценообразование и конкуренция.

Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето считал, что в обществе всеобщего благо­денствия все выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке предприниматель, извле­кая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Дру­гими словами, богатство общества увеличивается в том случае, если все члены общества выигрывают.

Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предос­тавлять надежную информацию покупателям и продавцам классик экономической науки Адам Смит назвал «невидимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производи­тель не знает покупателя. Но обоими управляет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим образом свое личное благосостояние. То есть стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.

3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились проблемы с учебой. Воз­никшие пробелы затрудняют усвоение нового материала. Вас попросили пятикласснику по­мочь. Составьте план своих возможных действий.

1. Необходимо определить, в изучении, каких предметов у пятиклассника имеются наибольшие пробелы. Для этого можно:

1.1.В каждом параграфе попросить дать определение основных понятий (которые, как правило, выделены жирным шрифтом).

1.2.В гуманитарных предметах (история, литература) можно задать вопросы, которые есть в конце параграфа.

1.3.В математике — решить несколько примеров из каждого параграфа.

2. Определив основные проблемы и составив примерный план «ликвидации пробелов в знаниях», необходимо:

2.1.По отдельным предметам (история, биология, литература и др.) попросить составить кон­спект (краткое изложение) содержания плохо изученных параграфов. Основные понятия должны за­писывать полностью. По отдельным темам можно составить логическую схему, таблицу и т.д.

2.2.По математике, информатике, проработав теорию, прорешать несколько задач из учебника. При этом, если трудно усваивается материал, вначале можно использовать «решебники», с помощью которых можно понять логику решения задач.

3. Проводя данные мероприятия, необходимо помнить и о текущих занятиях и домашних задани­ях. Лучше, если повторение старого материала будет сопровождаться и работой с новым материалом.

 

БИЛЕТ № 12

БИЛЕТ № 13

БИЛЕТ № 14

Предпринимательство.

Согласно статье 34 Конституции РФ, за каждым гражданином России закре­плено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 2 Гражданского кодекса РФ характеризует предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения ус­луг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

История современного российского предпринимательства началась с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской дея­тельности». Кроме Основного закона и Гражданского кодекса предпринимательскую деятельность регулируют также нормы трудового, административного, финансового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства.

В основе регулирования предпринимательской деятельности лежит ряд основополагающих принципов:

• свобода предпринимательской деятельности; S инициативная и самостоятельная деятельность;

• получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;

• законность в предпринимательской деятельности;

• юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

• свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

• государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Практически все сферы общества могут быть в жизни охвачены предпринимательской деятель­ностью. В сфере экономики выделяют два основных вида предпринимательства:

Ø производственное предпринимательство, распространенное в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве;

Ø предпринимательство в сфере услуг (или сервисное предпринимательство), в том числе в тор­говле, финансах, консультации в области юриспруденции, психологии, социологии и др.

Главным субъектом, реализующим на практике предпринимательскую деятельность, выступает предприниматель, занимающийся данной деятельностью систематически на профессиональной ос­нове.

Предпринимательская деятельность может реализовываться как в индивидуальной, так и в коллек­тивной форме, как с помощью создания юридического лица, так и без его образования.

Граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предприниматель несет полную имущественную ответственность, то есть он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением некоторых вещей, которые в соответствии с законодательством не могут быть у него изъяты.

Для организации более крупного дела необходимо объединение людей и капиталов. Таким орга­низациям присваивается статус юридического лица.

Государство признает необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. Оно может быть прямым и косвенным. К прямому регулированию относятся: необхо­димость государственной регистрации предпринимателей, получение лицензии как условие осуще­ствления лицензируемого вида деятельности, получение сертификата в случае обязательной серти­фикации продукции, товаров или услуг. К косвенным же методам относится предоставление льготных кредитов, льгот по налогообложению.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые не могут удовлетворить тре­бования кредиторов, признаются несостоятельными (банкротом). С момента вынесения этого реше­ния теряет силу регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а организа­ции в качестве юридического лица.

2. Гражданин иностранной державы, находясь за рулем автомобиля, совершил наезд на пе­шехода в одном из городов России. При составлении протокола на месте ДТП между его пока­заниями и показаниями пострадавшего возникли разногласия: каждый из них доказывал свою невинностью. Кто из них в данной ситуации имеет больше прав? Имеет ли право иностранный гражданин на получение квалифицированной юридической помощи и на судебную защиту его
прав? Аргументируйте ваш ответ.

Правовое положение иностранных граждан регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Согласно статьи 4 данного закона иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанно­сти наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных феде­ральным законом.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соот­ветствии с действующим законодательством, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

В данном случае имеет место дорожно-транспортное происшествие, участники которого облада­ют равными правами и обязанностями вне зависимости от гражданства. Статья 11 Уголовного кодек­са Российской Федерации не делает различия между лицами, совершившими преступление на терри­тории Российской Федерации по основаниям различного гражданства.

Так же как и российский гражданин, иностранец имеет право на получение квалифицированной юридической помощи и на судебную защиту прав — данная норма закреплена ст. 3 УПК РФ. Ис­ключение составляют только лица, обладающие правом дипломатической неприкосновенности, про­цессуальные действия, в отношении которых имеют свои особенности.

3. В одном из девятых классов шел диспут, посвященный выбору профессии. Один из высту­пающих утверждал, что в основе выбора профессии лежит стремление реализовать свои силы и возможности. Другой высказал соображение, что многими людьми движет желание получать большую зарплату. Третий отметил, что при выборе профессии люди ориентируются на потреб­ности страны в тех или иных специалистах. И одна ученица сказала, что важно также видеть
пользу, которую выбранная профессия принесет людям. Кого бы поддержали вы? Обоснуйте вашу собственную позицию по обсуждаемому вопросу.

Во всех приведенных точках зрения есть доля истины. Выбор профессии, несомненно, должен опираться на способности и интересы человека, что позволяет, как можно более полно реализоваться в своей профессиональной деятельности и способствует карьерному росту.

Бесспорно также, что уровень заработной платы также очень важен. Но следует заметить, что человек, достигший определенных вершин в избранной сфере деятельности, умеющий эффективно трудиться, об­ладающий хорошо отработанными профессиональными навыками, упорством, добросовестностью и це­леустремленностью, как правило, делает хорошую карьеру и соответственно имеет достойный уровень за­работной платы.

Однако при выборе профессии нужно уметь прогнозировать востребованность той или иной тру­довой деятельности на рынке труда, так как существует опасность приобрести ту специальность, по которой найти место работы будет очень трудно. Более конкурентно способными являются люди, по­лучившие помимо основного образования несколько дополнительных квалификаций. И, конечно, любая работа должна приносить удовлетворение не только самому человеку, но также тем, кому предназначены продукты труда.

 

БИЛЕТ № 15

БИЛЕТ № 16

БИЛЕТ № 17

Семья как малая группа.

Семья как основной институт общества выполняет определенные функции, которые можно разделить на специфические и неспецифические.

Специфические функции отражают особенности семьи как социального явления и оста­ются за семьей при любых изменениях в обществе:

- рождение детей (репродуктивная функция);

- содержание и первичная социализация детей (экзистенциальная и воспитательная
функции).

Неспецифические функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, досугом и т.д.

Самым ранним общественным институтом, который появился еще в первобытнообщинное время, является семья. Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание. По мере развития общественных отношений се­мья частично передавала некоторые свои функции другим социальным институтам — церкви, органам образования и пр. Но вместе с тем семья остается наиболее важным соци­альным институтом общества и выполняет целый ряд функций:

• эмоционально-психологическая (эмоциональное общение, формирование чувства защищенности);

• социально-воспитательная (образование и воспитание);

• статусная функция (наделение наследственными статусами — национальность, принадлежность к городскому или сельскому населению, религия и пр.) и т.д.

• репродуктивная;

• хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов семьи, уход за деть­ми);

• экономическая (экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов семьи, накопление собственности и передача ее по наследству);

• досуговая и др.

2. Сравните две позиции, два приоритета в экономической политике государства:
1) максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений, уменьшение числа его функций, полная свобода рынка и цен; 2)возрастание роли государства в регулировании экономических и социальных процес­сов. Какую позицию вы бы поддержали? Можно ли учесть обе позиции и добиться компромисса? Аргументируйте ваш ответ.

Стихийное рыночное регулирование зародилось в XVI—XVII вв. — прежде всего в Нидерландах и Великобритании, а окончательно сложилось в 50-60-е гг. XIX в. в Соединен­ных Штатах Америки и в Западной Европе. Основу экономики в данный период составля­ло крупное машинное производство, общественное разделение труда было на достаточно высоком уровне. В результате основным регулятором сложившейся в указанный период системы рыночных отношений стала рыночная цена товара.

Однако мнению о преимуществах минимального вмешательства государства в эконо­мику противоречили регулярно повторявшиеся периоды спада производства, понижения спроса на товары, длительной массовой безработицы и другие отрицательные факторы. Особо разрушительным оказался экономический кризис 1929—1933 г. в странах Запада, ко­гда товары, не нашедшие спроса, уничтожались, а проблема голода среди большей части населения не была решена.

Хотя рыночная экономика является эффективной системой, в то же время рынок не может регулировать все. Внутри самой рыночной системы существуют определенные негативные факторы. В частности, каждый предприниматель хочет избавиться от строгих ог­раничений, которые возникают в связи с конкуренцией. В результате нередко происходят тайные сговоры производителей (например, относительно цен на нефтепродукты). Кроме того, научно-технический прогресс в большинстве отраслей производства порождает крупномасштабное производство, более выгодное с точки зрения использования прогрес­сивных технологий. Это ведет к увеличению размера фирм, общему уменьшению их числа, что, в свою очередь, порождает тенденцию к монополизации рынка (то есть действиям (бездействию) предпринимателей, органов исполнительной власти, направленных на огра­ничение и устранение конкуренции, повышение цен).

Стало очевидным, что без повышения экономической роли государства невозможно нормальное функционирование рыночной системы. Учитывая это, английский экономист и обще­ственный деятель Дж. М. Кейнс в 1936 г. сделал вывод о том, что свободная рыночная эконо­мика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую стабильность и полную занятость. Кейнс объяснял экономические спады и безработицу недос­таточностью совокупного спроса на произведенные товары. Поэтому капиталистическая эко­номика не саморегулируема и не способна к бесконечному процветанию. Экономические ко­лебания связаны не только с внешними факторами, но и с внутренними (отсутствием согласованности в принятии основных экономических решений, устойчивым понижением цен и заработной платы).

Таким образом, необходимо найти золотую середину — вмешательство государства в экономику неизбежно, но необходимо сделать его как можно более эффективным.

3. Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в 11 часов вечера. К вам подошел наряд полиции и попросил предъявить докумен­ты, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники полиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?

В соответствии со ст. 10 Закона «О полиции» органы внутренних дел обязаны предот­вращать и пресекать преступления и административные правонарушения.

Статья 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) признает ад­министративным правонарушением, если гражданин России проживает по месту жительства или по месту пребывания без удостоверения личности гражданина (паспорта), или по недействительному паспорту, либо без регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Поэтому требования наряда полиции предъявить документы вполне обоснованы. Более того, согласно ст. 23.3. и 27.3 КоАП сотрудники полиции были вправе в данной ситуации осуществить административное задержание, которое применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

В силу ст. 5 Закона «О полиции» сотрудники органов внутренних дел в случае задержа­ния несовершеннолетних обязаны сообщить родственникам о задержании, а также администрации по мету работы или учебы.

Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три ча­са (ст. 27.5 КоАП). Кроме того, в силу ст. 27.6 КОАП несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержаться отдельно от взрослых лиц.

 

БИЛЕТ № 18

БИЛЕТ № 19

БИЛЕТ № 20

БИЛЕТ № 21

Анкета

1. В каком возрасте люди должны вступать в брак:

а) до 20 лет; б) с 20 до 30 лет; в) с 30 до 40 лет; г) в любое время.

2. Необходимо ли заключение брачного договора:

а) да; б) нет; в) в зависимости от супруга (супруги).

3. Сколько детей должно быть в семье__.

4. Кто должен заниматься воспитанием малолетних детей:

а) родители; б) бабушки и дедушки; в) детский сад.

5. Как должны распределяться роли в ведении домашнего хозяйства:

а) все хозяйственные дела должны выполнять один из супругов, а другой дол­жен приносить в семью деньги;

б) все дела должны выполняться совместно;

в) «женские» дела должна выполнять жена, а «мужские» — супруг.

6. Отпуск супруги должны проводить:

а) только вместе; б) только отдельно; в) как договорятся.

7. Что можно простить супругу (супруге)_____.

8. Чего нельзя прощать супругу (супруге) ни в каком случае_________.

 

БИЛЕТ № 22

Рынок и рыночный механизм.

Рыночная экономика — это способ организации хозяйственной жизни, основанный на много­образии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является ры­нок.

Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются много­численные сделки купли-продажи.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:

• господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадле­жащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где ча­стная собственность не слишком эффективна;

• принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, проис­ходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гаранти­руется свобода в его деятельности;

• государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;

• главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предло­жение, цена.

Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует ус­тановлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количе­ства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.63.83 (0.017 с.)