Тезис:«мы в ответе за тех, кого приручили». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тезис:«мы в ответе за тех, кого приручили».



Н.Д. Телешов «Белая цапля».

Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки.

 

Тематическое планирование

№ п/п Содержание занятий Кол-во часов
  Общекультурная и политическая ситуация в России 19 века.  
  Комичность преклонения перед западным образом жизни в пьесе А.С.Грибоедова.  
  Исторический процесс и роль личности в истории глазами А.С.Пушкина.  
  Тема духовного одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова.  
  Проблемы чинопочитания, духовной и нравственной ограниченности в произведениях Н.В.Гоголя.  
  «Обломовщина» как признак душевной пассивности: актуализация проблемы.  
  Актуализация «вечного» непонимания «отцов и детей» (по роману И.С.Тургенева).  
  Теория Наполеонизма и ее решение Ф.М.Достоевским.  
  Идея всепрощения, милосердия и жертвенности в произведения Ф.М.Достоевского.  
  «Война и мир» как отражение общечеловеческих проблем: актуализация идей прощения и «поиска себя».  
  Готовность к самопожертвованию и идея патриотизма в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого  
  Противоестественность и уродство войны в произведениях Л.Н.Толстого и Вс.Гаршина.  
  Актуализация проблем, поставленных А.П.Чеховым: чинопочитание, потеря собственного «я», духовная деградация.  
  Общекультурная и политическая ситуация в России 20 века.  
  Тема ложных и истинных ценностей в произведениях И.Бунина и К.Паустовского  
  Наука и ученый в произведениях М.А.Булгакова.  
  Многоаспектность человеческой жизни и ее воплощение в романе «Мастер и Маргарита».  
  Тоталитаризм и его влияние на Человека в произведениях А. Солженицына, А.Платонова, А.Рыбакова.  
  Человек на войне: проблема нравственного выбора в произведениях о Великой отечественной войне.  
  Проблема взаимоотношений ученика и учителя в произведениях писателей 70-х годов 20 века (А.Алексин, Н.Распутин, Ю. Тендряков).  
  Взросление человека и опыт собственных ошибок глазами современных писателей.  
  Общекультурная ситуация начала 21 века.  
  Итого:  

Тематическое планирование

 

  1 группа понедельник 2 группа суббота содержание занятий кол-во часов
  22.09.14 27.09.14 Требования к композиции и структуре классического сочинения.
  • Понятия текста, темы, идеи, литературного образа, сюжета, пафоса произведения. Роль ключевых слова в создании собственного текста: хронологический и тематический способ построения сочинения.
  • Жанровые особенности исходных текстов.
 
  29.09.14 4.10.14 Композиционные узлы создаваемого текста:
  • Введение: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое.
  • Заключение-выводы и заключение-следствие.
Смысловая цельность и логическая последовательность изложения:смысловые и логические особенности абзаца; лексические связи между предложениями. Практическая работа:создание текста, отвечающего требованиям логической последовательности и смысловой цельности. Отработка навыков по подбору материала.
 
  6.10.14 11.10.14 Стили речи и типы речи: требования к стилистической цельности создаваемого текста. Отработка навыков по продолжению текста в определенной стилевой направленности Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования:
  • динамика развития событий как основа сюжета
  • выявление кульминационных моментов для использования в своем сочинении
Практикум:Создание сочинения на основе текста-повествования
 
  13.10.14 18.10.14 Особенности написания сочинения с использованием текста-описания:
  • функции и роль пейзажа в прозаических произведениях
  • художественное своеобразие пейзажной лирики
Практикум: Создание сочинения на основе анализа текста-описания Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения:
  • рассуждение как способ выявления авторской позиции
  • рассуждение как приемы самораскрытия и взаимораскрытия героев
Практикум: Создание сочинения на основе текста-рассуждения
 
  20.10.14 25.10.14 Обзор основных направлений тем сочинений. Подготовка к размышлениям о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова:
  • особенности лирического героя и проблематики творчества,
  • своеобразие художественного мира и воплощение в нем авторского мировоззрения.
Подбор материала для аргументации
 
  27.10.14 1.11.14 Подготовка к размышлениям на тему войны:
  • Воплощение темы войны в творчестве русских и советских писателей: эволюция восприятия войны писателями.
  • Роль личности в истории и на войне: причины и последствия военных действий для мирового сообщества.
  • Нравственный выбор человека на войне.
Подбор материала для аргументации
 
  3.11.14 8.11.14 Подготовка к размышлениям о взаимосвязи человека и природы:
  • Эстетическая роль природы в духовном развитии личности
  • Экологические проблемы современности
  • Различные подходы к проблемам взаимосвязи человека и природы в отечественной и зарубежной литературе.
Подбор материала для аргументации
 
  10.11.14 15.11.14 Подготовка к размышлениям о проблемах взаимоотношений между поколениями:
  • Семейные ценности как основа духовного развития человека и общества.
  • Психологическая, социальная, нравственная ипостаси взаимоприятия и неприятия друг друга поколениями.
Подбор материала для аргументации.
 
  17.11.14 22.11.14 Подготовка к размышлениям на морально-этические темы:
  • Сложность выбора нравственного ориентира человека и человечества
  • Философские и социальные аспекты духовной жизни человека.
Подбор материала для аргументации
 
  Итого:  

 

 

«Чем люди живы?» (размышления о нравственных аспектах жизни)

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Есть шутка, что, прочитав «Войну и мир», сможешь подобрать аргумент на любую тему, проблему. Это во многом так, поэтому, конечно, хорошее осмысленное прочтение четырёх томов романа-эпопеи Льва Толстого сыграет неоценимую пользу при подготовке к написанию итогового сочинения.

Чем же люди живы? Как отвечает Л.Н. Толстой на этот вопрос? Ответить на него можно после того, как изучим духовное становление двух главных героев – князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их характеры показаны в развитии. Если сравнить, как они шли к обретению своего смысла, жизненного предназначения, то можно найти одну закономерность – они совершили большое количество ошибок и полностью разочаровались в своих первоначальных идеалах.

 

Андрей Болконский

Князь Андрей ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания, его кумир – Наполеон. Ему не страшны ни потеря семьи, ни раны. «Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». Вскоре Андрей прозревает. И случается это в битве под Аустерлицем. Он начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».

После смерти жены осознает ценность семейного счастья, радости обыден­ной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.

Естественные потребности – любить и творить добро загораются в нём. Начинает заниматься государственными делами вместе со Сперанским, но вскоре осознает, что начал почитать его за кумира. А затем и вовсе понимает, что счастливее эта деятельность его не сделает.

Следующий виток исканий. Участие в войне 1812 года. В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».Исполняет свой офицерский долг, мужественно встаёт на защиту Родины.

Получив тяжелое ранение, переживает страстное желание жить. Именно в эти мгновения к нему возвращается любовь к Наташе Ростовой. «...Он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».

Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно.

 

Пьер Безухов

Простодушный и добрый Пьер, очутившись в светском обществе, позволяет себя втянуть в приключения, которые в дальнейшем обернутся для него трагически. Его буквально женят на красавице Элен, женщине коварной и злой. Когда осознал свою ошибку, истинные причины внимания Элен к нему, начинает винить только себя. После дуэли с Долоховым, Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло.

В его голове роятся множество вопросов, на которые он всеми силами стремится дать ответ: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...».

В масонстве он на некоторое время обретает согласие с миром и собой, но именно участие в Бородинском сражении позволяет ощутить свою пользу обществу. Он вместе со всеми ждёт той минуты, когда враг покинет их землю, и старается делать всё, чтоб это случилось как можно скорее. И задача №1 – избавить мир от Наполеона, это немного нелепое решение возникает под влиянием тех чувств, которые он испытал во время Бородинского сражения.

Тот человек, который не боится искать своё предназначение, который может пожертвовать своими идеалами, переосмыслив их, способен стать высоконравственным, достойным человеком.

 

Рекомендуемые произведения по блоку тем "Чем люди живы?".

  • И.А. Гончаров "Обломов"
  • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
  • Л.Н. Толстой "Война и мир"
  • И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"
  • М. Горький "Старуха Изергиль", "На дне".
  • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита".

«Вопросы, заданные человечеству войной»

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

 

Русская литература богата на военные сюжеты, потому как сама история давала их нам. Перечень произведений, которые рекомендуется прочитать для подготовки к итоговому сочинению по теме «Вопросы, заданные человечеству войной».

 

«Слово о полку Игореве». Здесь был задан, по сути, единственный вопрос: способна ли раздробленная Русь, самостоятельные княжества, дать отпор врагу, защитив свои земли? Разумеется, ответ категоричен: только в единстве заключается сила народа. Впрочем, тема единения в пору тяжелых для России дней – сквозная. Она поднималась во всех перечисленных ниже произведениях.

 

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Тема чести и достоинства положены в основу пушкинского романа. Не зря эпиграфом послужила пословица «Береги честь смолоду». «Великий русский бунт, бессмысленный и беспощадный» обнажил у русского человека немало пороков. И если говорить конкретно, то на примере Петра Гринева, капитана Миронова, человек, находясь перед лицом смерти, способен находить в себе силы не отойти от своих взглядов, истинных, верных, высокоморальных убеждений.

 

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир». Если в «Анне Карениной» за основу взята мысль семейная, то в «Войне и мире» мысль народная. Действительно ли одна исключительная личность способна решить судьбы миллионов людей? Толстой характеризует народ, как «новую, неведомую никому силу».

 

«Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братскою любовью», — говорит в одном из эпизодов в первые дни войны Наташа Ростова. «Отсутствие вражды» и «все вместе» становится здесь синонимическим рядом, оттенками единого значения. Единство — мир — русской нации, рождающийся в горниле войны и есть основное содержание эпопеи Толстого.

 

Войну вообще Толстой осознает как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так рассматривается кампания 1805 года, в которой «упадок духа войска», «величайшая поспешность и величайший беспорядок» отступления через Энс, поражение при Аустерлице равно закономерны, поскольку не связаны с нравственным началом действий человека. Шенграбенское сражение — единственное событие в истории этой кампании, имеющее нравственное оправдание — спасение маленьким отрядом Багратиона основной части русской армии (см. поведение батареи капитана Тушина в этом сражении). Шенграбен — линия, ведущая к Бородину (ср. поведение Багратиона при Шенграбене с поведением Кутузова при Бородине). Бородино и вся война 1812 года по смыслу противоположны обычным войнам. Осознанная народом необходимость войны делает ее созидательной, «отечественной», спасительной для России в целом и для каждого из героев. 1812 год разрушает исторический произвол сильной личности — Наполеона, навязывающего свою волю как закон народам Европы, и частный произвол Курагиных — бесславно гибнут Анатоль и Элен, лишается силы хитроумия князь Василий.

 

М.А. Шолохов «Тихий Дон». В основу романа-эпопеи легли сразу два крупных исторических события – сначала Первая мировая война, затем гражданская. Гармоничный вековой уклад донского казачества рушится под напором охвативших потрясений страну. Главный герой, простой казак, Григорий Мелехов, который не нашел места в жизни, четко разделенной на два враждебных лагеря, в каждом из которых есть у него близкие и родные люди. Это трагедия мужественного и бескомпромиссного человека, не умеющего идти на сделки с совестью, не умеющего лгать и кривить душой. Если такие люди невостребованы новым обществом, очевидно, есть в этом обществе серьезные изъяны и немного у него перспектив.

 

В.С. Гроссман «Жизнь и судьба». Судьба публикации этого произведения также заслуживает отдельной книги, почти сразу рукопись была изъята КГБ, а опубликовали спустя почти 20 лет.

 

В этом романе мы видим совершенно очевидные параллели между Гитлером – Сталиным, фашизмом – коммунизмом, нацистскими лагерями и сталинскими. «Гроссман вывел для себя моральную тождественность немецкого национал-социализма и советского коммунизма», — писал А. Солженицын.

 

Не существует плохих или хороших наций. Методично и безжалостно осуществляемый нацистами и их пособниками геноцид евреев, Холокост, является одной из главных тем романа. В романе также неоднократно упоминаются сталинский террор 1937-38 годов, раскулачивание, массовый голод на Украине в 1933 г. Гроссман сопоставляет эти события и рассуждает об ответственности простого человека, вовлеченного тоталитарным государством в такие кампании. Гроссман утверждает, что у человека всегда есть выбор, даже если это выбор между соучастием в уничтожении других людей и собственной смертью. Именно такой выбор делает заключенный в концлагерь толстовец Иконников, отказавшийся работать на постройке газовой камеры.

 

Другой основной темой романа является противостояние природной доброты человека внушаемой ему государством ненависти к врагам. Гроссман описывает, как советский разведчик Климов и немецкий солдат, обнаружив, что они укрылись от артобстрела в одной снарядной воронке, не стали убивать друг друга.

 

М.А. Шолохов «Судьба человека». Впервые в русской литературе был показан образ человека, который прошёл нацистские лагеря, остался жив и вернулся на Родину.

 

«Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

 

Судьба Андрея Соколова — это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство.

 

Находясь в лагере, в эпизоде, когда немецкий офицер Мюллер предлагает выпить Андрею Соколову за победу немецкого оружия, голодный и обессиленный, он отказывается пить. А когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало.

 

Еще рекомендуем:

 

В.Л. Кондратьев "Сашка" (человечность, сострадание).

 

В.В. Быков "Сотников" (предательство).

 

В.О. Богомолов "Иван" (мужество).

 

А.И. Приставкин "Ночевала тучка золотая" (судьбы детей в годы ВОВ).

«Недаром помнит вся Россия…» (посвящена 200-летнему юбилею Лермонтова)

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

 

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)
С именем Лермонтова, с его творчеством, продолжавшимся неполных тринадцать лет (1828—1841), связано для нас понятие «тридцатые годы». Выделение новой культурно-исторической эпохи определяется и новой (постдекабристской) общественной ситуацией — отказом от политической активности, и новым типом личности, скептической и рефлектирующей, и новыми требованиями к искусству — обращением к внутреннему миру человека. Это, кроме того, новая, послепушкинская, эпоха развития литературы, эпоха развития прозы, эпоха, требующая новых выразительных средств для стиха. Лермонтов оказался в средоточии поисков и в прозе, где он явился создателем первого русского психологического и философского романа, и в поэзии, в которой он нашел способы изображения сложного и трагического мира современного человека.

 

Основные произведения:

«Мцыри, «Герой нашего времени», «Кавказский пленник», «Маскарад», «Песня про царя Калашникова..», «Демон, «Корсар».

Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Родина», «Пророк».

 

А теперь попробуем представить, какие бы могли встретиться темы на зачётной работе.
Стихийная, конфликтная личность в поэзии М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов о поэте и поэзии
Почему одиночество является сквозным мотивом для лирики М.Ю. Лермонтова?
Современное звучание романа «Герой нашего времени».

Почему герои Леромнтова, как правило, одиноки?
Кто настоящий герой по Лермонтову (на примере анализа романа «Герой нашего времени»)?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.058 с.)