Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами фгбну «фипи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами фгбну «фипи»



Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

4. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).


Направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки.

Рекомендации по написанию сочинений по второму направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"

Рекомендации по написанию сочинения предоставлены Надеждой Геннадьевной Горох

Вопросы, заданные человечеству войной

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне

(с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Предполагаемые темы-проблемы:

 

Победа без победителей».

•М.А.Шолохов «Донские рассказы»

М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все.

Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке.

Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей.

Внутренняя «сохранность» человека на войне.

•М.А.Шолохов «Судьба человека».

Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан верой Шолохова в человека, в его стойкость, доброту, милосердие и благоразумие.

• В.Л.Кондратьев «Сашка»

Главный герой вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью, гуманностью.

Война раскрывает возможности человеческого духа, истинную сущность человека.

•В.Быков «Сотников».

. Лучшей из своих повестей Быков считал повесть «Сотников», где, по словам автора, его «интересовали два нравственных вопроса: Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Испытание двух характеров в экстремальной ситуации и составляет сюжет книги.

Война – страшная необходимость» (Л.Толстой)

•Л.Н.Толстой «Война и мир».

Для Л.Толстого крайне важно не столько то, что совершил герой, но прежде всего, что он чувствует при этом. Вот один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов в первом бою. Раненый Николай, придавленный лошадью, увидит идущих к нему людей и почувствует облегчение (помогут), и лишь когда он понял, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, схватил пистолет и швырнул им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая.

А потом мы увидим, как Николай в строю эскадрона заметит, как французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, и Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да, и крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.

Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет в долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

•В.Л.Кондратьев «Сашка»

Сашка не расстреляет случайно взятого им в плен немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.

•В. Быков «Одна ночь».

Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться поодиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.

Дети и война

•Л.Н.Толстой Эпизод «Гибель Пети Ростова» («Война и мир»)

Мальчишка на войне – эта типичная для романа ситуация становится сильнейшим аргументом против войны как таковой. Гибель Пети Ростова – со всею его несостоявшейся, нераскрывшейся одарённостью, добротой и человеческой красотой – это, наверное, самый неоспоримый и страшный счёт из тех, которые Л.Н. Толстой предъявил в своём романе войне.

•А.Платонов «Маленький солдат»

Впечатлительная детская душа главного героя Сережи впитывает в себя все, что происходит вокруг. Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он уже стал солдатом. Сюжет рассказа станет в некотором роде «сквозным», самым распространённым сюжетом во всей литературе о детях на войне: речь идёт о маленьком разведчике, не желающем вернуться к мирной жизни. А.Платонов понял, какая страшная проблема скрыта за отчаянным героизмом маленького солдата: «Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну, и без войны ему не было терпения жить…»

Большой писатель и увидел, и назвал самую суть проблемы «дети на войне», хотя сделал это в своей своеобразной, очень непростой манере, и его точка зрения осталась в литературе 40-х скорее исключением, чем правилом. О том, что война калечит детскую психику, в те годы не писали.

•Т.Кудрявцева Детский дом. Лека»

О судьбе девочки, потерявшей родителей во время ВОВ.

(этот же маленький, но очень впечатляющий рассказ можно взять и к теме памяти, и «сохранности» человека»).

Правда войны

•Л.Н.Толстой «Война и мир»

Л.Толстой считает, что рассказать правду о войне очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий.

Женщина на войне

•С.Алексиевич «У войны не женское лицо» (эпизоды)

Вслед за авторами упомянутой выше книги живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны, записала С.Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны - не женское лицо», обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну.

Блокада Ленинграда

•Ф. Абрамов «Потомок Джима».

•Ю.Яковлев «Девочка с Васильевского острова».

 

Рекомендации по написанию третьего блока сочинений "Человек и природа в отечественной и мировой литературе"

Рекомендации по написанию сочинения предоставлены Надеждой Геннадьевной Горох

Андрей Болконский

Князь Андрей ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания, его кумир – Наполеон. Ему не страшны ни потеря семьи, ни раны. «Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». Вскоре Андрей прозревает. И случается это в битве под Аустерлицем. Он начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».

После смерти жены осознает ценность семейного счастья, радости обыден­ной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.

Естественные потребности – любить и творить добро загораются в нём. Начинает заниматься государственными делами вместе со Сперанским, но вскоре осознает, что начал почитать его за кумира. А затем и вовсе понимает, что счастливее эта деятельность его не сделает.

Следующий виток исканий. Участие в войне 1812 года. В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».Исполняет свой офицерский долг, мужественно встаёт на защиту Родины.

Получив тяжелое ранение, переживает страстное желание жить. Именно в эти мгновения к нему возвращается любовь к Наташе Ростовой. «...Он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».

Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно.

 

Пьер Безухов

Простодушный и добрый Пьер, очутившись в светском обществе, позволяет себя втянуть в приключения, которые в дальнейшем обернутся для него трагически. Его буквально женят на красавице Элен, женщине коварной и злой. Когда осознал свою ошибку, истинные причины внимания Элен к нему, начинает винить только себя. После дуэли с Долоховым, Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло.

В его голове роятся множество вопросов, на которые он всеми силами стремится дать ответ: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...».

В масонстве он на некоторое время обретает согласие с миром и собой, но именно участие в Бородинском сражении позволяет ощутить свою пользу обществу. Он вместе со всеми ждёт той минуты, когда враг покинет их землю, и старается делать всё, чтоб это случилось как можно скорее. И задача №1 – избавить мир от Наполеона, это немного нелепое решение возникает под влиянием тех чувств, которые он испытал во время Бородинского сражения.

Тот человек, который не боится искать своё предназначение, который может пожертвовать своими идеалами, переосмыслив их, способен стать высоконравственным, достойным человеком.

 

Рекомендуемые произведения по блоку тем "Чем люди живы?".

  • И.А. Гончаров "Обломов"
  • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
  • Л.Н. Толстой "Война и мир"
  • И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"
  • М. Горький "Старуха Изергиль", "На дне".
  • М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита".

«Вопросы, заданные человечеству войной»

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

 

Русская литература богата на военные сюжеты, потому как сама история давала их нам. Перечень произведений, которые рекомендуется прочитать для подготовки к итоговому сочинению по теме «Вопросы, заданные человечеству войной».

 

«Слово о полку Игореве». Здесь был задан, по сути, единственный вопрос: способна ли раздробленная Русь, самостоятельные княжества, дать отпор врагу, защитив свои земли? Разумеется, ответ категоричен: только в единстве заключается сила народа. Впрочем, тема единения в пору тяжелых для России дней – сквозная. Она поднималась во всех перечисленных ниже произведениях.

 

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Тема чести и достоинства положены в основу пушкинского романа. Не зря эпиграфом послужила пословица «Береги честь смолоду». «Великий русский бунт, бессмысленный и беспощадный» обнажил у русского человека немало пороков. И если говорить конкретно, то на примере Петра Гринева, капитана Миронова, человек, находясь перед лицом смерти, способен находить в себе силы не отойти от своих взглядов, истинных, верных, высокоморальных убеждений.

 

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир». Если в «Анне Карениной» за основу взята мысль семейная, то в «Войне и мире» мысль народная. Действительно ли одна исключительная личность способна решить судьбы миллионов людей? Толстой характеризует народ, как «новую, неведомую никому силу».

 

«Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братскою любовью», — говорит в одном из эпизодов в первые дни войны Наташа Ростова. «Отсутствие вражды» и «все вместе» становится здесь синонимическим рядом, оттенками единого значения. Единство — мир — русской нации, рождающийся в горниле войны и есть основное содержание эпопеи Толстого.

 

Войну вообще Толстой осознает как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так рассматривается кампания 1805 года, в которой «упадок духа войска», «величайшая поспешность и величайший беспорядок» отступления через Энс, поражение при Аустерлице равно закономерны, поскольку не связаны с нравственным началом действий человека. Шенграбенское сражение — единственное событие в истории этой кампании, имеющее нравственное оправдание — спасение маленьким отрядом Багратиона основной части русской армии (см. поведение батареи капитана Тушина в этом сражении). Шенграбен — линия, ведущая к Бородину (ср. поведение Багратиона при Шенграбене с поведением Кутузова при Бородине). Бородино и вся война 1812 года по смыслу противоположны обычным войнам. Осознанная народом необходимость войны делает ее созидательной, «отечественной», спасительной для России в целом и для каждого из героев. 1812 год разрушает исторический произвол сильной личности — Наполеона, навязывающего свою волю как закон народам Европы, и частный произвол Курагиных — бесславно гибнут Анатоль и Элен, лишается силы хитроумия князь Василий.

 

М.А. Шолохов «Тихий Дон». В основу романа-эпопеи легли сразу два крупных исторических события – сначала Первая мировая война, затем гражданская. Гармоничный вековой уклад донского казачества рушится под напором охвативших потрясений страну. Главный герой, простой казак, Григорий Мелехов, который не нашел места в жизни, четко разделенной на два враждебных лагеря, в каждом из которых есть у него близкие и родные люди. Это трагедия мужественного и бескомпромиссного человека, не умеющего идти на сделки с совестью, не умеющего лгать и кривить душой. Если такие люди невостребованы новым обществом, очевидно, есть в этом обществе серьезные изъяны и немного у него перспектив.

 

В.С. Гроссман «Жизнь и судьба». Судьба публикации этого произведения также заслуживает отдельной книги, почти сразу рукопись была изъята КГБ, а опубликовали спустя почти 20 лет.

 

В этом романе мы видим совершенно очевидные параллели между Гитлером – Сталиным, фашизмом – коммунизмом, нацистскими лагерями и сталинскими. «Гроссман вывел для себя моральную тождественность немецкого национал-социализма и советского коммунизма», — писал А. Солженицын.

 

Не существует плохих или хороших наций. Методично и безжалостно осуществляемый нацистами и их пособниками геноцид евреев, Холокост, является одной из главных тем романа. В романе также неоднократно упоминаются сталинский террор 1937-38 годов, раскулачивание, массовый голод на Украине в 1933 г. Гроссман сопоставляет эти события и рассуждает об ответственности простого человека, вовлеченного тоталитарным государством в такие кампании. Гроссман утверждает, что у человека всегда есть выбор, даже если это выбор между соучастием в уничтожении других людей и собственной смертью. Именно такой выбор делает заключенный в концлагерь толстовец Иконников, отказавшийся работать на постройке газовой камеры.

 

Другой основной темой романа является противостояние природной доброты человека внушаемой ему государством ненависти к врагам. Гроссман описывает, как советский разведчик Климов и немецкий солдат, обнаружив, что они укрылись от артобстрела в одной снарядной воронке, не стали убивать друг друга.

 

М.А. Шолохов «Судьба человека». Впервые в русской литературе был показан образ человека, который прошёл нацистские лагеря, остался жив и вернулся на Родину.

 

«Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

 

Судьба Андрея Соколова — это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство.

 

Находясь в лагере, в эпизоде, когда немецкий офицер Мюллер предлагает выпить Андрею Соколову за победу немецкого оружия, голодный и обессиленный, он отказывается пить. А когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало.

 

Еще рекомендуем:

 

В.Л. Кондратьев "Сашка" (человечность, сострадание).

 

В.В. Быков "Сотников" (предательство).

 

В.О. Богомолов "Иван" (мужество).

 

А.И. Приставкин "Ночевала тучка золотая" (судьбы детей в годы ВОВ).

«Недаром помнит вся Россия…» (посвящена 200-летнему юбилею Лермонтова)

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

 

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)
С именем Лермонтова, с его творчеством, продолжавшимся неполных тринадцать лет (1828—1841), связано для нас понятие «тридцатые годы». Выделение новой культурно-исторической эпохи определяется и новой (постдекабристской) общественной ситуацией — отказом от политической активности, и новым типом личности, скептической и рефлектирующей, и новыми требованиями к искусству — обращением к внутреннему миру человека. Это, кроме того, новая, послепушкинская, эпоха развития литературы, эпоха развития прозы, эпоха, требующая новых выразительных средств для стиха. Лермонтов оказался в средоточии поисков и в прозе, где он явился создателем первого русского психологического и философского романа, и в поэзии, в которой он нашел способы изображения сложного и трагического мира современного человека.

 

Основные произведения:

«Мцыри, «Герой нашего времени», «Кавказский пленник», «Маскарад», «Песня про царя Калашникова..», «Демон, «Корсар».

Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Родина», «Пророк».

 

А теперь попробуем представить, какие бы могли встретиться темы на зачётной работе.
Стихийная, конфликтная личность в поэзии М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов о поэте и поэзии
Почему одиночество является сквозным мотивом для лирики М.Ю. Лермонтова?
Современное звучание романа «Герой нашего времени».

Почему герои Леромнтова, как правило, одиноки?
Кто настоящий герой по Лермонтову (на примере анализа романа «Герой нашего времени»)?

 

Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

4. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).


Направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки.

Рекомендации по написанию сочинений по второму направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"

Рекомендации по написанию сочинения предоставлены Надеждой Геннадьевной Горох

Вопросы, заданные человечеству войной

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне

(с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Предполагаемые темы-проблемы:

 

Победа без победителей».

•М.А.Шолохов «Донские рассказы»

М.А.Шолохов был одним из немногих писателей, кто не только понял, но и не стал умалчивать главный результат гражданской войны в России: в непримиримой братоубийственной войне, навязанной людям, победителей не оказалось: поражение потерпели все.

Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной же трагедии. Выразительнейшей иллюстрацией этой мысли может служить рассказ «Родинка». Гражданская война ставит лицом к лицу восемнадцатилетнего Николая Кошевого, командира эскадрона красных, и его отца, «пропавшего в германскую войну», впоследствии атамана одной из банд. Интересно, что автор описывает не только трагедию сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана, жизненным финалом которого становится самоубийство над трупом сына, случайно узнанного им по родинке.

Трагичен выход из вражды к миру как для побежденных, так и для победителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.243.194 (0.056 с.)