Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА I Группа. 1. Дети с нормальным развитием. 2. Дети с опережением в развитии. II Группа. 1. Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок. 2. Дети с негармоничным развитием /часть показателей выше на 1-2 и более эпикризных сроков, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок/. III Группа. 1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока. 2. Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1, а часть на 2 эпикризных срока, развитие по некоторым показателям может быть выше нормы/. IV Группа. 1. Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока. 2. Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1-2, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут быть выше нормы/. V Группа. 1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков. 2. Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже нормы на 1-3, часть – на 4-5 эпикризных сроков, а некоторые показатели могут быть выше нормы/. При отставании в развитии больше, чем на 5 эпикризных сроков, группу развития не определяют, а делают следующее заключение – «развитие ниже 5 группы». При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. При оценке развития ребёнка 1 мес. с отставанием в развитии за эпикризный срок принимают 10 дней, поэтому отставание может быть на 1-2 эпикризных срока или у ребёнка отмечают отсутствие умения. Внутри каждой группы со 2-ой по 5-ю выделены 3 степени развития, отражающие число выполненных детьми заданий и гармоничность развития. В дошкольном учреждении данные развития, полученные в результате диагностики или наблюдения, вписывают в индивидуальную «Карту нервно-психического развития и поведения» каждого ребёнка. В карте отмечают, какому возрасту соответствует развитие ребёнка по каждому показателю. Поведение проверяют и оценивают по всем параметрам и также записывают в карте. В графе «Заключение» указывают группу развития, а также наличие отклонений или их отсутствие в поведении ребёнка. Поведение может быть с отклонениями или без отклонений. В графе «Назначения» указывают задачи воспитания на следующий возрастной период: режим дня, коррекция развития и поведения. Показатели нервно-психологического развития детей второго года жизни.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ Возраст 1 год 3 месяца 1. Понимание речи. 2. Запас понимаемых слов быстро расширяется. А. Понимание ребенком названий окружающих предметов. 1. Материал – 3-4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, детские игры (машины, часы, мячик, собака). Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где...?» - ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти. Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит (показывает или берет в руки) нужные предметы. Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3-х предметов. 2. Материал – предметы одежды, обуви. Методика тестирования – ситуация, естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье. Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой. Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3-х предметов.
Б. Понимание ребенком действий. Материал – сюжетная игрушка, тарелка, кроватка. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу». «Положи куклу в кроватку». Поведение ребенка – выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет ее в кроватку.
В. Ребенок ориентируется в группе. Методика тестирования – ситуация естественная. При проведении режимных процессов или организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка?». «Найди где часы?». «Покажи, где твой горшочек?». «Иди мыть руки». Поведение ребенка – выполняет не менее 3-х поручений взрослого. Активная речь. Лепечет и произносит отдельные слова во время ярких эмоциональных переживаний. Методика тестирования – ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности (в течении 30 мин.). Поведение ребенка – разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав», и др.).
Сенсорное развитие. Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. Материал – кубы-вкладыши. Размер большого куба – 10 см., малого – 7 см. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом, перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается положить куб обратно (вложить маленький в большой). Поведение ребенка – вкладывать маленький куб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один куб в другой (не более 3 раз).
Движения. Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Материал – не нужен. Методика тестирования – 1) в дошкольном учреждении – наблюдение за ребенком во время самостоятельной деятельности; 2) в поликлинике матери задают вопросы: «Как передвигается ваш ребенок?», «Может ли он долго ходить?», «Может ли присесть, наклониться, пятиться, поворачиваться?». Поведение ребенка – 1) выполняет указанные действия во время игры; 2) мать рассказывает, что ребенок длительно ходит, не присаживаясь, и меняет положение.
Навыки. Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Методика тестирования – ситуация естественная (процесс кормления). Поведение ребенка – самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом можно съесть не до конца, может быть не аккуратным. Возраст 1 год 6 месяцев Понимание речи. Обобщает предметы (по существенным признакам) в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»). 1. Материал – 2 однородных предмета, отличающиеся друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет (кукла). Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку, предлагается найти их еще раз. 2. Материал – ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла. Методика тестирования – та же, что и в первой ситуации. Поведение ребенка – находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Активная речь. Облегченными («би-би») или полными словами правильно («машина») называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности. Материал – 4 предмета (например, кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: «Кто там?, «Кто это?, «Что это?». Поведение ребенка – правильно называет предметы (например, «ляля», «зайка») облегченными или полными словами.
Сенсорное развитие. Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма). Материал – 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы (одного цвета и близкие по размеру), скат. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком вразнобой диагностический материал. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по инструкции, можно показать ему еще один кубик и действия с ним. Затем взрослый берет шарик, предлагает ребенку найти еще шарики и показывает, как они скатываются по желобку. Поведение ребенка – по образцу и слову взрослого выполняет задание – подбирает предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором – шарики).
Движения. Перешагивает приставным шагом через 2 палки, лежащие параллельно. между ними. Вместо Материал – 2 палки длиной 40 см. уложены на полу на расстоянии 18-20 см. палок на полу можно нарисовать 3 линии. Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки. Если он не понимает задание, ему надо показать, а затем встать перед ребенком и позвать его к себе. В дошкольном учреждении движение можно проверить на занятии гимнастикой. Поведение ребенка – перешагивает через палки приставным шагом. Если он не устойчив, ищет опору, можно поддержать его за руку.
Навыки. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. Материал – глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка. Методика тестирования – ситуация естественная (во время обеда). Поведение ребенка – самостоятельно съедает ¾ жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
Возраст 1 год 9 месяцев Понимание речи. Понимает вопросы о предметах и действиях, изображенных на картинке. Материал – знакомые картинки, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку; 2) дети умываются; 3) дети поливают цветы; 4) мужчина чинит машину. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол по две картинки, предлагает ребёнку посмотреть на них и спрашивает: «Где мальчик катает лошадку?». Поведение ребенка – по просьбе взрослого находит знакомые предметы и действия на картинке.
Активная речь. Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. Методика тестирования – ситуация естественная. Речевые проявления ребёнка наблюдаются во время игры, режимных процессов, занятий. Поведение ребенка – во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Сенсорное развитие. величины Различает 3-и контрастные предметов (кубы с разницей граней в три см.). Материал – три куба – вкладыша одного цвета. Длина грани первого – 10 см., второго – 7 см., третьего – 4 см. Методика тестирования – взрослый на глазах у ребёнка достаёт кубы один из другого и ставит их в разнобой, после чего предлагает ребёнку их вновь собрать. Поведение ребенка – собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).
Возраст 2 года Понимание речи. Понимает без иллюстраций короткий рассказ взрослого о ранее знакомых событиях. Материал – специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомому ребёнку. Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Ребёнок может быть в группе с другими детьми (2-3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит напротив и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задаёт следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: «Жила-девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу» (первая часть рассказа). «На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу «ав-ав!». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собачка не кусается», - и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)». После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел на улицу гулять?». «Что Машенька надела?». «Кто испугал Машу на улице?». «А что тетя сказала Маше?». Поведение ребенка – отвечает на вопросы взрослого.
Активная речь. При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Методика тестирования – ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослыми). Поведение ребенка – общается со взрослыми посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
Сенсорное развитие. Подбирает по образцу вербальной инструкции взрослого 3 предмета (красного, синего и зеленого цветов). Материал – 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета), кукла. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке: красная, синяя, зеленая, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета или надевает ее кукле и предлагает найти такую же или надевает ее кукле. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется. Поведение ребенка – правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей варежке синюю, к зеленой зеленую. Ребёнок должен решить одно задание.
Движения. 1. Перешагивает чередующимся шагом через 3 положенные параллельно на полу палки. Материал – 3 палки длиной 40 см. укладывают на полу на расстоянии 18-20 см. между ними. Вместо палок на полу можно нарисовать 3 линии. Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки (без поддержки). В дошкольном учреждении можно проверить умение на занятии гимнастикой. Поведение ребенка – перешагивает через палки чередующимся шагом. 2. Перешагивает через палку ил веревку, приподнятую от пола на 10 см. (без поддержки). Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка. Методика тестирования – на стене или ножке стула или ножке стола сделать отметки необходимой высоты (10 см.) для палки, можно на этой высоте закреплять палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку. Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки.
Навыки. Частично надевает одежду (ботинки, шапку). Методика тестирования – ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботинки, шапку. Поведение ребенка – самостоятельно, без помощи взрослого, может надеть вышеуказанные предметы. Часть I
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ Возраст 2 года 6 месяцев Активная речь. 1. Говорит многословными предложениями (белее 3 слов). Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему. Поведение ребенка – в своей речи употребляет многословные предложения (более 3 слов). 2. Появляются вопросы: «Где?», «Куда?». Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка в течение 20-30 мин. Поведение ребенка – хотя бы раз задает вопрос: «Где?» или «Куда?».
Сенсорное развитие. 1. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. Материал – два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус). Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Один комплект дается ребенку, другой - у взрослого. Взрослый показывает ребёнку одну из геометрических фигур и просит дать такую же. Поведение ребенка – правильно дает взрослому соответствующую фигуру. 2. Подбирает по образцу различные предметы 4-х основных цветов. Материал – цветное лото, в котором имеются карты с основными 4 цветами, изображение разнообразных предметов 4-х цветов (необходимо использовать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались). Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раздает ребенку карты с 4-мя основными цветами, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 цвета (цвет чередует) и спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить. Поведение ребенка – правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
Игра. Игра носит сюжетный характер. Ребенок воспроизводит из окружающей жизни взаимосвязь и последовательность действий (2-3), детализирует, использует воображаемые предметы. Материал – пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Подобранные игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации. Поведение ребенка – дает развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий, их детализация, использует воображаемые предметы.
Навыки. 1. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Методика выявления – ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку). Поведение ребенка – самостоятельно надевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто. 2. Ест аккуратно. Методика выявления – ситуация естественная (во время кормления). Поведение ребенка – ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязь на столе.
Движения. 1. Перешагивает без поддержки через палку, приподнятую от пола на 15 см. Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка. Методика тестирования – на стене, ножке стула или стола сделать отметки необходимой высоты (15 см.) для палки, можно на этой высоте закреплять палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку. Можно на занятии гимнастикой. Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки. 2. Перепрыгивает через палку, лежащую на полу. Материал – палка длиной 40 см. – 1 м. или веревка. Можно нарисовать палку на полу. Методика тестирования – ребенку предлагают перепрыгнуть через палку так, как он может (одной или двумя ногами, с места или с разбега). Поведение ребенка – перепрыгивает через палку любым способом.
Возраст 3 года Активная речь. 1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую, близкую ему тему, либо провоцирует ответ ребенка с помощью картинки. Поведение ребенка – хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение, либо отвечает на вопрос взрослого. 2. Появляются вопросы: «Почему?», «Когда?». Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин. Поведение ребенка – хотя бы раз употребляет вопросы: «Почему?» или «Когда?».
Сенсорное развитие. 1. В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению. Материал – геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых лежат основные геометрические фигуры. Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку–образец и предлагает сделать соответствующие рисунки путем накладывания на образец. Поведение ребенка – правильно подбирает мозаику к рисунку.
Называет 4 основных цвета. Материал – 8 однотонно окрашенных предметов (по два одинаковых цвета) разной формы (например, красный шарик, красная чашка и др.). Методика тестирования – ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (цвет чередует). Поведение ребенка – правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
Игра. Появляются элементы ролевой игры. Материал – разнообразные сюжетные игрушки. 1. Методика тестирования – ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20-30 мин. Поведение ребенка – отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом. 2. Методика тестирования – ситуация провоцируется. Взрослый, наблюдая за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?». Поведение ребенка – на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
Навыки. 1. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывает шнурки с небольшой помощью взрослого. Методика тестирования – ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Поведение ребенка – самостоятельно одевается. Иногда небольшая помощь может быть оказана при застегивании пуговицы или завязывании шнурков. 2. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. Методика тестирования – ситуация естественная (во время кормления). Поведение ребенка – при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.
Движения. 1. Перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см. Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка. Методика тестирования – на стене, ножке стула или стола сделать отметки необходимой высоты (20 см.) для палки, на этой высоте закрепить палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку. Можно на занятии гимнастикой. Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки. 2. Перепрыгивает через палку, лежащую на полу. Материал – палка длиной 40 см. или веревка. Методика тестирования – ребенку предлагают перепрыгнуть через палку с места двумя ногами. Нельзя задевать палку. Поведение ребенка – перепрыгивает через палку с места двумя ногами. Го года жизни
Имя, фамилия Дата рождения Анамнез: биологический Дата и возраст социальный при поступлении в группу
Года жизни Имя, фамилия Дата рождения Анамнез: биологический Дата и возраст социальный при поступлении в группу
Приложение № 1 ОТ 1 ГОДА 3 МЕС. ДО 3-х ЛЕТ Составлено Печорой К.Л. Д И А Г Н О С Т И К А
Приложение № 3
С 1 ГОДА 3 МЕС. ДО 3-х ЛЕТ Составлено Печорой К.Л.
|