Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии развития ребенка и родительские подтвержденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стадия 1. "Быть", от 0 до 6 мес. Я рада, что ты – живой. Ты принадлежишь нам, ты наш. То, в чем ты нуждаешься, важно для меня. Я рада, что ты – это ты. Ты можешь расти со своей скоростью. Я люблю тебя и охотно, добровольно о тебе забочусь. Стадия 2. "Делать", от 6 до 18 мес. Ты можешь исследовать мир, экспериментировать, и я буду поддерживать и защищать тебя. Ты можешь использовать все твои органы чувств, когда узнаешь мир. Ты можешь делать что-то столько раз, сколько тебе понадобится. Ты можешь знать то, что ты знаешь. Ты можешь интересоваться чем угодно. Мне нравится наблюдать за твоей инициативой, ростом и научением. Я люблю тебя, когда ты активен, и я люблю тебя, когда ты спокоен. Стадия 3. "Думать". От 18 мес. до 3 лет. Я рада, что ты начинаешь думать о себе. Это нормально и хорошо для тебя, если ты сердишься и я не буду позволять, чтобы ты причинял боль себе или другим. Ты можешь говорить "нет" и сопротивляться столько, сколько тебе требуется. Ты можешь научиться думать за себя, а я буду думать за себя. Ты можешь одновременно думать и чувствовать. Ты можешь знать, что тебе требуется и просить помочь тебе. Ты можешь стать отдельным от меня человеком, и я буду продолжать любить тебя. Стадия 4. "Идентификация и обретение силы", от 3 до 6 лет. Ты можешь исследовать, кто ты такой, и узнавать, кто такие другие люди. Ты можешь быть одновременно и сильным и просящим помощи. Ты можешь пробовать себя в разных ролях и различными путями ощутить свою силу, свою значимость. Ты можешь обнаруживать результаты своего поведения. Все твои чувства хороши в общении со мной. Ты можешь понимать, что реально, а что "понарошку". Я люблю тебя таким, каков ты есть. Стадия 5. "Структурирование", от 6 до 12 лет. Ты можешь подумать, прежде чем сказать "да" или "нет" и учиться на своих ошибках. Ты можешь доверять своей интуиции, которая поможет решить тебе, что делать. Ты можешь найти свой путь и поступать так, чтобы это работало на тебя, а не против тебя. Ты можешь усвоить те правила, которые помогают людям жить среди людей. Ты можешь научиться, когда и как можно выражать несогласие. Ты можешь думать о себе и получить помощь вместо того, чтобы оставаться один на один с несчастьем. Я люблю тебя даже тогда, когда мы разные; мне нравится расти вместе с тобой. Стадия 6. "Идентификация, сексуальность и отделение", подростковый возраст. Ты можешь знать, кто ты таков, и осваивать, практиковать навыки независимости. Ты можешь научиться понимать различие между сексом и взрослением и ты можешь быть ответственным за свои потребности и свое поведение. Ты можешь развивать свои интересы, взаимоотношения. Ты можешь учиться использовать старые навыки по-новому. Ты можешь возрастать в своем мужестве или своей женственности и в то же время иногда быть зависимым от других. Я с интересом ожидаю узнать тебя как взрослого. Моя любовь всегда с тобой. Я доверяю тебе и думаю, что ты попросишь меня о поддержке, когда тебе будет нужно. Стадия 7. "Взаимозависимость", зрелый возраст. Твои потребности важны. Ты можешь быть уникальным и высоко ценить уникальность других. Ты можешь быть как взаимозависимым, так и независимым. Через годы ты можешь пронести и можешь постоянно расширять свою приверженность собственному духовному росту, своей семье, своим друзьям, своей общине и человечеству. Ты можешь строить свои ценности, испытывать свои роли, задачи. Ты можешь быть творческим, компетентным, продуктивным и полным радости человеком. Ты можешь доверять своей внутренней мудрости. Ты можешь говорить свои "здравствуй" и "прощай" людям, ролям, мечтам и решениям. Ты можешь завершить любую часть своего жизненного пути и с нетерпением и радостью начать новую жизнь. Твоя любовь становится все более зрелой и твоя любовь расширяется. Ты любим(а) в любом возрасте. При всей схематичности приведенного списка позитивных подтверждений я нахожу его весьма полезным. Я работаю в наркологической клинике. Наши пациенты не проходили стадию 3 (18 мес. – 3 года) "Думать", когда родители могли бы позволять детям говорить "нет" и устанавливать границы. Наши пациенты не умеют распознавать свои потребности и просить о помощи. Значит, к ним не относились, как положено в возрасте до 3 лет. Стадии развития делают с нами весьма хитрую вещь. Если мы не завершаем в своем развитии одну стадию, то следующая стадия не наступает. Либо следующая стадия перекручивается, уродуется, и получается плохой результат. Перескочить стадии невозможно. Но можно добрать упущенное.
Часть 4. ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ Введение в психотерапию Итак, мы убедились, что созависимость несет много страданий и созависимым, и их семьям. Независимость во взаимоотношениях возможна лишь на короткое время. Мы можем быть независимыми в каком-то одном отношении – в финансовом, в принятии некоторых решений. Мы можем считать себя независимыми в своих взглядах на ту или иную проблему. Однако жизнь устроена так, что мы живем среди людей. И находимся в постоянной взаимозависимости от них. Если созависимость – страдание, независимость – частный случай нашей жизни, то здоровая взаимозависимость – это наши нормальные отношения с людьми. Семья – это всегда взаимодействие людей. Значит, будем стремиться к здоровой взаимозависимости в наших семьях. Для этого будем выздоравливать от созависимости. Преодоление созависимости включает обдумывание ряда вопросов. Некоторые из них привожу здесь (Lask К., 1988). 1. Какова была ваша роль в родительском доме? Приходилось ли вам брать на себя ответственность за других? Чувствовали ли вы себя угнетенной, ощущали ли "давление" со стороны родителей? Ответ, скорее всего, будет утвердительным. Рассказывая о своей жизни с родителями, женщина, возможно, поймет связь между своим нынешним положением в браке с алкоголиком и ролью, выполнявшейся ею в родительском доме. В дальнейшем можно помогать не только другим, но и самой себе. Вы не должны тратить всю энергию лишь на то, чтобы ублажать мужа, удовлетворять потребности остальных членов семьи. Необходимо научиться осознавать собственные потребности и сконцентрировать но них внимание и силы. 2. Что вы чувствовали к своему мужу, когда вступали в брак? Не было ли у вас такого ощущения, что он ждет от вас поддержки, заботы, готовности взять на себя ответственность за его радости и горести? Алкоголизм редко начинается внезапно. Почти все мужья-алкоголики выпивали в период ухаживания за будущими женами, уже тогда вели себя безответственно, причиняли страдания своим невестам, как бы испытывая на прочность их терпение. Убедившись, что женщина может выступать в роли матери, нянчиться с ним, алкоголик – осознанно или неосознанно – решает, что именно она ему и нужна. 3. Чего, по вашему мнению, муж ожидал от вас в браке больше всего – заботы, материнского ухода, уюта в доме или порядочности, уважения к нему? Здоровые супружеские отношения предполагают совместное строительство семейного очага с четким распределением ролей и разделением ответственности. В "алкогольном" браке часто происходит сдвиг всей ответственности на плечи трезвого супруга. 4. Как ваш супруг заботится о том, чтобы ваша жизнь была интересной и наполненной? Намекает ли он вам (или даже требует), чтобы вы продолжали образование, совершенствовались в своей профессии, реализовали свои способности? В семьях больных алкоголизмом интересы трезвого супруга чаще всего приносятся в жертву алкоголику либо реализуются с большим трудом. У жены порой даже возникает чувство вины за учебу в вечернем техникуме или посещение каких-то курсов, кружков. Хотелось бы помочь жене осознать ее неотъемлемое право на развитие собственных способностей. Чувство вины только мешает ее духовному росту, что не приносит пользы и супругу-пьянице. 5. Чего вы ожидаете от супруга для себя лично? Высказываете ли вы ему претензии или довольны тем, что можете служить ему и другим, быть полезной для семьи? Жены алкоголиков чаше довольствуются тем, что "стараются делать все для семьи", и в первую очередь для мужа, совершенно не заботясь о самих себе. Такое поведение опасно: оно способствует формированию психологии жертвы. 6. Из каких источников черпаете вы основания для своей самооценки? Не является ли таким источником главным образом ответственность и забота о других? Как отразится на вашей самооценке ситуация, когда исчезнет необходимость в вашей заботе? Последнее обстоятельство является критическим для лиц с пониженной самооценкой. В работе с женами алкоголиков повышение самооценки, очевидно, должно стоять на первом месте. 7. Что вы делаете для себя лично в целях раскрытия собственных способностей, удовлетворения своих интересов и склонностей? В девяти случаях из десяти для жены алкоголика подобной проблемы просто не существует. В этом проявляется ее пониженная самооценка. Девиз такой женщины – служить другим. 8. Не зависит ли теперь ваше самочувствие целиком от внешних обстоятельств? Вспомните основной признак созависимости – ориентация на внешние события, на оценки других, на впечатление, производимое на окружающих. 9. Вы потратили много усилий, чтобы помочь мужу-алкоголику и скрыть от всех его пьянство. Составьте список того, что вы делали в этом направлении. Поставьте знаки "плюс" против тех действий, которые были успешными, и "минус" против тех, которые не дали результатов. Насколько, по вашему мнению, целесообразно продолжать делать то, что оказалось бесполезным? Даже успешные вначале действия со временем становятся безуспешными, поскольку алкоголизм, как и шило в мешке, не утаить. Помочь же алкоголику невозможно, пока он сам не начнет себе помогать. 10. Какие стороны вашей жизни разрушило пристрастие мужа к алкоголю? Какие грани вашей личности не раскрылись? При обсуждении этого вопроса важно просить женщину подробно перечислить свои нереализованные возможности и таким образом дать ей понять влияние, оказанное на нее пьянством мужа. И. Получаете ли вы какие-либо выгоды для себя лично от пьянства мужа? Не стали ли вы более самостоятельной, компетентной, независимой? Выражают ли вам люди сочувствие из-за того, что вам приходится много работать и выносить тяготы брака с алкоголиком? Обсуждение "списка выгод" помогает женщине уяснить то, над чем она раньше не задумывалась: психологические выгоды (а они есть у всех жен алкоголиков), возможно, препятствуют преодолению болезни мужа. 12. Сравните теперь потери, указанные в пункте 10, и выгоды, отмеченные в пункте 11. Как вы оцениваете полученный результат относительно себя самой? Что он означает для решения проблем семьи, особенно связанных с развитием детей? Эти вопросы помогают женщине задуматься, не пренебрегла ли она в погоне за мнимыми выгодами собой и детьми. 13. Ваш муж употребляет алкоголь и постоянно думает о том, где его достать, как бы выпить. А чем по большей части заняты ваши мысли? Думаете ли вы постоянно о муже, его выпивках, их последствиях и о способах их избежать? Мысли жены алкоголика в большинстве случаев настолько поглощены проблемами мужа, что она не может думать ни о чем другом. Это отвлекает ее и от профессионально-трудовой деятельности, и от нормального общения с детьми, не говоря уже о собственных потребностях. Здесь проявляется сходство между его зависимостью от алкоголя и ее созависимостью. 14. Что является определяющим в вашей супружеской и семейной жизни – ваши неустанные заботы о доме, близких людях, умение решать важные вопросы семейной жизни или пьянство мужа, перепады в его поведении, когда он то бушует на весь дом, то беспомощно валяется на полу? Этот вопрос помогает женщине осознать, что, несмотря на все ее старания поддерживать нормальную жизнь, ситуация в семье полностью зависит от пьянства мужа. В результате обдумывания и обсуждения этих вопросов жена алкоголика может осознать, что алкоголизм – болезнь, причем крайне серьезная и затрагивающая всю семью. Жена может переключить внимание с мужа-алкоголика на себя, свою семью и детей. Дети могут перестать скрывать "семейную тайну", свои чувства, вызванные болезнью родителя, и начнут общаться со сверстниками. Само собой разумеется, что этих результатов нельзя достичь короткими консультациями. Необходима долгая и упорная работа с каждым человеком в отдельности и с семьей в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.104 (0.013 с.) |