ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 38. Зарубежное уголовное законодательство



Общая характеристика уголовного законодательства зарубежных государств. Понятие и сущность преступления в различных правовых системах мира. Понятие, содержание и виды наказаний в зарубежных государствах.

III.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Методические рекомендации для преподавателя

 

Дисциплина «Уголовное право» относится к базовой части профессионального цикла – Б3 Профессиональный цикл. Одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в изучении этой важной дисциплины.

При проведении лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.

Методические указания для студентов

 

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Уголовное право» являются лекции и семинары.

Эффективность изучения учебной дисциплины студентами зависит от многих факторов, и, прежде всего, от работы на лекциях (вводных, установочных, обзорных, спецкурсах и т. д.). На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Восприятие лекции и ее запись - сложный процесс, который требует постоянного внимания и сосредоточения, направленных на понимание и усвоение рассуждений лектора, обдумывание полученных сведений, на их оценку и сжатое изложение на бумаге в удобной для восприятия форме. Работа студента на лекции проявляется в осмыслении новой информации и ее краткой рациональной и четкой записи.

Конспектирование лекции - сложный труд, требующий определен­ных навыков. Записанная лекция помогает глубже освоить материал, подготовиться к семинарам, практическим занятиям и экза­менам.

Некоторые студенты пытаются записывать все содержание изла­гаемого материала. Это приводит к тому, что они автоматически выключаются из числа активно мыслящих студентов, вся их энергия и внимание направлены на то, чтобы записать все услышанное, в результате чего на осмысление не остается времени. Для того чтобы выполнить сразу две серьезные работы - записывать и осмысленно слушать лектора, надо владеть навыком быстрого письма и в общих чертах знать содержание излагаемого материала. В этом случае студент все внимание уделяет содержанию лекции, выделяя те положения, на которые больше всего обращает внимание лектор инто­нацией голоса, повторением отдельных суждений. Вот почему важна предварительная подготовка к лекции: просмотр записи предыдущей лекции, знакомство с учебными пособиями по данной теме и т. д., это способствует усвоению материала и обеспечивает системность в его изучении.

Методика конспектирования лекции - дело индивидуальное, одна­ко, существует комплекс наиболее употребляемых и целесообразных способов ведения записи.

1. Конспект лекции ведется в виде кратких тезисов. В нем есть основное содержание и логика изложения, однако, последующее изу­чение темы требует проработки дополнительной литературы.

2. Конспект лекции ведется так же, как и в первом случае, но в до­полнение к тезисам основного содержания записываются примеры и доказательства, даты, цифры, имена с выделением их другим шриф­том, для того чтобы легко было выделить основное содержание лек­ции.

3. Конспект лекции состоит не только в фиксации основных положений, их доказательств, иллюстраций к ним, но и в анализе собствен­ных мыслей, суждений, оценок и вопросов, которые возникают в ходе прослушивания содержания лекции. Это метод наиболее эффективен, но для этого нужен высокий общеобразовательный уровень подготовки, устойчивое внимание, большой опыт ведения записи, способность мыслить быстро и предметно.

Такой конспект носит выраженный твор­ческий характер и свидетельствует о высоком уровне самостоятель­ной работы студента.

В связи с тем, что процесс конспектирования идет довольно быстро, у студента не всегда есть возможность оформить его, записать свои мысли, поэтому целесообразно оставлять большие поля для последую­щих записей. В процессе совершенствования навыков конспектирова­ния лекций важно выработать индивидуальную систему, научиться рационально сокращать слова и отдельные словосочетания. Напри­мер, рекомендуется следующим образом сокращать общеупотреби­тельные слова: может быть - м. б., например - напр., таким образом - т. о. и т. д.

Хорошо записанные лекции оказывают существенную помощь в овладении материалом, однако, студенту для получения всесторон­них и глубоких знаний обязательно требуется изучить дополнительную учебную и научную литературу.

Основная цель семинара - развитие мышления, самостоятельнос­ти в преодолении познавательных трудностей, в формировании глубоких и прочных знаний.

Участие студентов в семинаре расширяет его кругозор, дает навыки публичного выступления, культуры речи и общения.

Семинарские занятия проводятся с целью закрепления и углубления знаний студентов, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения законодательства, иных нормативных материалов и уголовно-правовой литературы. Семинарские занятия посвящаются, как правило, обсуждению наиболее актуальных и сложных проблем изучаемого курса.

Семинары проводятся по нижеизложенным планам с рассмотрением всех обозначенных в них вопросов. Методы проведения семинаров могут быть различными: дискуссии, диспуты по проблемным вопросам, докладная система, фиксированные сообщения.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с уяснения содержания вопросов, указанных в плане занятия. Далее целесообразно обратиться к конспектам лекций, изучить действующее законодательство, включая иные нормативные материалы, указанные в перечне к семинарскому занятию, постановления Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ. Содержание законов и указанных постановлений следует изучать по первоисточникам. Затем можно перейти к изучению соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях, и только после этого, когда уже имеется теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной литературы по проблемным вопросам темы, что обеспечит наиболее полную теоретическую и практическую профессиональную подготовку по изучаемому курсу. Рекомендуется провести самоконтроль через соответствующие воп­росы или решения упражнений.

Соблюдение указанных основных требований по подготовке к занятиям позволит студенту довольно полно уяснить вопросы темы и более эффективно провести семинар, что в конечном итоге скажется на уровне знаний студента.

Активное участие студентов в обсуждении рассматриваемых проблем предполагает умение внимательно слушать выступления своих товарищей, анализировать содержательную и формальную стороны этих выступлении.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Уголовное право» является самостоятельная работа.

В системе самостоятельной работы студентов особая роль отво­дится умению работать с книгой, так как во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень определяются этими умениями.

Осо­бенно продуктивно чтение книг различных авторов по одному и тому же вопросу. В процессе такого чтения студент сопоставляет разные точки зрения, проявляет самостоятельность в выборе оценки тех или иных положений. Он совершенствует свое умение подбирать доста­точно веские, серьезные и научно обоснованные аргументы, правиль­но и логически мыслить. Умение правильно изучить книгу позволяет эффективно расходовать время, содействует глубокому, системати­ческому накоплению знаний.

Методика работы с книгой индивидуальна, однако, можно выде­лить общие приемы: чтение (предварительное знакомство с книгой, анализ текста) и ведение записи прочитанного (конспектирование, тезисы, выписки и т. д.).

Чтобы добиться глубокого, осмысленного понимания текста, необходимо:

1) сосредоточиться на том, что читаешь;

2) выделить сущность читаемого;

3) мыслить явно и отчетливо, не спешить, если нет понимания текста;

4) действовать последовательно, чтобы понять логику изложения.

Понимание книги и запоминание материала улучшается, если ее содержание соотносить с теми знаниями, которые уже есть у студента.

Ведение записи прочитанного является необходимым этапом самостоятельной работы с книгой и последующего использования материала в учебном процессе.

Существует несколько основных форм ведения записи: выписки, тезисы, конспект.

Подготовка к выступлению на семинарском занятии, к ответу на экзамене, к защите курсовой работы, к докладу на студенческой научной конференции имеет одну общую специфику, которая опреде­ляется умением в устной форме излагать суть вопроса.

Любое выступление или ответ требуют предварительной самосто­ятельной работы над вопросами и могут включать библиографический поиск, изучение литературы, написание текста. Студенту, особенно на младших курсах (на которых и изучается дисциплина «Уголовное право»), рекомендуется готовить полный текст выступле­ния, так как во время выступления можно потерять логику изложения материала, забыть точную формулировку, определение и дату. Имея текст выступления, студент может в нужный момент к нему обра­титься.

При подготовке текста выступления следует детально продумать его структуру, отобрать нужный материал, а во время написания - поработать над языком выступления. Следует иметь в виду, что напи­сание текста не означает его прочтение, когда выступающий не отры­вает взор от написанного. Такие выступления производят удручающее впечатление на слушающих и невысоко оцениваются преподавателем. Отсутствие опыта проявляется у отдельных студентов во время ответа на экзамене.

Надо иметь в виду, что устная речь отличается от письменной. Письменная речь, если она и переносится в устную форму, все же сохраняет несколько тяжеловесный, книжный характер. Такая речь плохо воспринимается на слух, она лишена особенностей, характер­ных для устной речи (интонация, жесты, мимика).

По мере накопления опыта выступлений можно дополнительно к тексту готовить развернутый план и краткие тезисы. А при большом опыте выступлений можно ограничиться только тезисами основных положений, изложенных в виде плана.

Студенту можно рекомендовать предварительно «проговари­вать» текст выступления с тем, чтобы постепенно приучить себя не пользоваться текстом, говорить свободно и выразительно.

Из специфических навыков и умений, которые должны приобрести студенты, наиболее важны навык устной речи и навык распределе­ния внимания.

У малоопытных студентов наблюдаются однотипные ошибки, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

а) неумение правильно распределять материал по времени, когда, например, вводная часть может быть гораздо больше, чем основная;

б) потеря главной сути вопроса или логики рассуждения, когда рассказывается о второстепенных вопросах и появляются затрудне­ния с подведением итога сказанного;

в) повторы в изложении материала, при которых студент, рас­сказывая одно положение, переходит к другому, затем возвращается к первому и т. д.

Мастерство изложения материала в устной форме приобретается не сразу, требуется серьезная и систематическая работа, консульта­ции с преподавателями.

В соответствии с учебным планом, самостоятельной работе студентов в процессе изучения курса «Уголовное право» уделяется большое внимание. Эта работа включает в себя:

1) самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов и практики их применения;

2) решение задач, заданных на дом;

3) подготовка докладов и рефератов;

4) подготовка к промежуточному контролю;

5) подготовка к экзамену.

При изучении тем, по которым в науке уголовного права имеют место различные взгляды, а также тем, нормативные источники которых претерпели значительные изменения, не нашедшие отражения в учебной литературе, преподаватель может рекомендовать для обязательного изучения студентами научных публикаций в периодической печати с указанием автора, издания и времени публикации.

Контроль за результатами самостоятельной работы студентами в данной области осуществляется на семинарских занятиях путем простого устного опроса и обсуждения, а также заслушивания докладов и обзоров периодических изданий отдельных студентов, подготовленных по предварительному согласованию с преподавателем.

В целях текущего и всеобщего контроля за уровнем усвоения студентами материалов по отдельным темам могут проводиться краткие контрольные работы или промежуточные и итоговые тестирования. Подготовка к выполнению студентами контрольных работ или тестов осуществляется студентами самостоятельно. Контрольная работа проводится на семинарском занятии и занимает не более 10-15 минут. Как правило, такая контрольная работа или тест завершает изучение отдельной темы, вызвавшей наибольшие затруднения при изучении. Студенты могут предупреждаться о предстоящей контрольной работе за неделю.

При подготовке к контрольной работе или тесту:

- студент самостоятельно должен оценить степень полученных знаний по теме, основываясь на результатах семинарских занятий и текущей аттестации;

- выявить пробелы в собственных знаниях по пройденной теме;

- самостоятельно попытаться ликвидировать выявленные пробелы, изучив рекомендованную по теме нормативную и иную литературу;

- в дни установленных расписанием консультаций преподавателя, обратиться к последнему для разъяснения невыясненных вопросов.

Подготовка к сдаче экзамена осуществляется студентами самостоятельно и заключается в следующем:

- повторение лекционного курса;

- повторение освоенного учебного, научного и нормативного материала по курсу;

- получение консультаций преподавателя по вопросам, вызывающим затруднения.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.147.211 (0.011 с.)