ОСНОВЫ САНИТАРНОЙ СТАТИСТИКИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСНОВЫ САНИТАРНОЙ СТАТИСТИКИ



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

учреждение ОБРАЗОВАНИЯ

«Гродненский государственный медицинский

университет»

 

 

ОСНОВЫ САНИТАРНОЙ СТАТИСТИКИ

Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим

образованием

 

Гродно, 2004


Тищенко Е.М., Заборовский Г.И. Основы санитарной статистики: Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием. - Гродно, 2004. – 31с.

 

 

Аннотация. В учебном пособии раскрыта методика санитарно-статистического исследования, расчет основных статистических величин, основные нормативные документы по санитарной статистики. Несомненно, учебное пособие будет полезно студентам медицинских вузов и, прежде всего, студентам сестринского факультета.

 

Рецензент: декан сестринского факультета, доцент, к. м. н. К.М. Иодковский

 

 

Утверждено и издается по решению Центрального научно-методического Совета Гродненского государственного медицинского университета

Протокол № 2 от 26 ноября 2004г.

 

Ответственный за выпуск: первый проректор, доктор медицинских наук, профессор И.Г. Жук.

 

 

© Гродненский государственный медицинский университет

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр
1. Санитарная статистика, определение, разделы
2. Санитарно-статистическое исследование, его этапы 2.1. Содержание организационно-подготовительного этапа 2.2. Второй этап санитарно-статистического исследования (сбор статистического материала) 2.3. Третий этап санитарно-статистического исследования (разработка статистического материала) 2.4. Четвертый этап санитарно-статистического исследования (анализ полученных данных, выводы и предложения) 2.5. Пятый этап санитарно-статистического исследования (литературное оформление и внедрение результатов исследования в практику)        
3. Абсолютные величины, их применение в медицине
4. Относительные величины, их виды, методика расчета, применение в здравоохранении  
5. Динамические ряды, их виды и методика анализа
6. Методика расчета стандартизованных показателей и их применение в медицине  
7. Вариационный ряд, его виды
8. Средние величины, виды, методика расчета, применение в здравоохранении  
9. Оценка достоверности
10. Понятие о корреляционной связи
11. Литература

 

Санитарная статистика, определение, разделы

Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, позволяющая методом обобщающих показателей изучить закономерности этих явлений, важнейших процессов в экономической, социальной жизни общества, в его здоровье, в системе организации медицинской помощи населению.

Санитарная статистика в то же время представляет одну из отраслей статистики как науку о количественных изменениях в развитии общества, экономики, а именно медицины, здравоохранения.

В здравоохранении статистические методы исследования используют для:

1) изучения здоровья населения и факторов его определяющих;

2) анализа, оценки и планирования медицинской помощи;

3) специальных научных исследований.

Таким образом, можно выделить следующие разделы медицинской статистики:

- общетеоретические и методические основы статистики;

- статистика здоровья населения;

- статистика здравоохранения.

Статистика здоровья изучает показатели общественного здоровья и факторы, влияющие на них.

Статистика здравоохранения изучает сеть и «кадры» здравоохранения, показатели их деятельности.

 

Санитарно-статистическое исследование, его этапы

Основным понятием статистики является статистическое исследование. Санитарно-статистическим исследованием называется такое исследование, которое имеет целью изучение какого-либо вопроса санитарной статистики.

Каждое санитарно-статистическое исследование состоит из 5 основных этапов:

I этап. Организационно-подготовительный этап или составление программы и плана статистического исследования.

II этап. Сбор статистического материала.

III этап. Разработка статистического материала.

IV этап. Анализ полученных данных, выводы и предложения.

V этап. Литературное оформление, графическое изображение и внедрение результатов исследований в практику.

 

Содержание организационно-подготовительного этапа

Содержание организационно-подготовительного этапа:

§ выбор темы исследования;

§ постановка цели и задач исследования;

§ формулировка гипотезы;

§ определение научной новизны и научно-практической значимости;

§ изучение истории проблемы;

§ проведение информационного и патентного поиска;

§ составление плана и программы исследования.

Тема исследования – это лаконичное, конкретное название, дающее общее целостное представление.

Цель исследования определяется на основании глубокого знания изучаемого вопроса (после изучения литературных данных и на основании собственного опыта). Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения. Целью санитарно-статистического исследования может быть изучение различных сторон здоровья населения, деятельности системы здравоохранения для обоснования конкретных управленческих решений. Она должна быть сформулирована четко и быть ясной не только автору, но и другим специалистам.

Задачи исследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели. Обычно число задач может быть от трех до пяти.

Пример. Цель исследования: Разработка мер профилактики и борьбы с курением у студентов-медиков. Задачи исследования: Изучение распространенности никотинизма среди студентов-медиков в начале и в конце обучения в вузе. Изучение причин и возраста начала курения.

Гипотезы – это обоснованное предположение о результатах исследования.

Научная новизна характеризует то, что впервые предлагается авторами исследования и ранее не было изучено.

Научно-практическая значимость имеет теоретический и прикладной аспекты, включает медицинскую, социальную и экономическую направленность.

История проблемы – это изучение развития теоретических знаний и практической деятельности по исследованию темы проблемы (трудноразрешимой задачи).

Информационный поиск – изучение тематических опубликованных материалов (до 10 лет). Могут ли результаты исследования «претендовать» на получение охранного авторского права (патента) для внедрения в клинический процесс определяет патентный поиск.

План санитарно-статистического исследования – это порядок его проведения. Программа санитарно-статистического исследования – это перечень вопросов, подлежащих изучению.

Содержание плана санитарно-статистического исследования:

1. Определение места исследования, то есть той территории, на которой проводится данное исследование.

2. Определение сроков проведения исследования – составление календарного плана выполнения исследования, его отдельных этапов и элементов.

3. Определение объема и метода исследования или характеристика объектов исследования.

4. Определение вида исследования.

5. Исполнители (кадры) для проведения исследования и их характеристика (численность и квалификация), под чьим руководством проводится исследование.

6. Характеристика технического оснащения (требуемых материальных и финансовых средств, необходимое лабораторное оборудование и приборы, канцелярские товары, счетная техника. Указываются способы разработки полученного материала - ручная, машинная и т.д.)

Объект статистического исследования – статистическая совокупность (явлений, предметов, лиц), о которых будут собираться сведения: население, студенты определенного института, госпитализированные больные в определенную больницу и т.п.

Статистической совокупностью называют специальным образом сформированную группу, состоящую из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах пространства и времени, реально существующую и обладающую определенными групповыми свойствами.

Групповые свойства статистической совокупности:

¨ характер распределения изучаемого явления (альтернативный, симметричный, асимметричный);

¨ средний уровень (например, характеризует средняя арифметическая);

¨ разнообразие признака (характеризует сигма);

¨ репрезентативность признака (характеризует средняя ошибка);

¨ взаимосвязь между изучаемыми признаками (характеризует коэффициент корреляции).

Для характеристики объекта исследования необходимо определить объем исследования, т.е. число наблюдений, включенных в исследование. В зависимости от цели исследования число наблюдений в нем будет различным. Например, в клинико-статистических исследованиях объем обычно составляет 120-150 наблюдений, в санитарно-статистических – он исчисляется десятками тысяч. По величине совокупности единиц наблюдения последняя может быть двух видов: генеральная и выборочная. Соответственно этому имеется 2 метода исследования – сплошное и не сплошное исследование.

Сплошное исследование – это регистрация всех возможных единиц наблюдения. Для такого исследования характерно собирание массового, большого объема при относительно ограниченном числе учетных признаков.

Сплошное наблюдение – это регистрация всех явлений, составляющих генеральную совокупность. При сплошном исследовании изучаются все единицы объекта исследования. Например: производственные травмы, профессиональные отравления, численность больниц.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных единиц, которые могут быть к ней отнесены. По численности она может быть большой, приближенной к бесконечности (численность больных на всем земном шаре), либо быть ограниченной (численность работающих на Н-ском заводе в течение определенного года).

Формирование генеральной совокупности может осуществляться по комплексу признаков, то есть с применением метода направленного отбора (например, изучение заболеваемости ИБС у мужчин предпенсионного возраста, проживающих в г. Гродно, в течение трех лет). Один из видов направленного сплошного отбора – кагортный метод. Кагортой называется статистическая совокупность, состоящая из относительно однородных элементов, объединенных сроком наступления определенного события (признака) и прослеженного в один и тот же интервал времени. Например, изучение детности в первое пятилетие брака.

Возможен направленный сплошной отбор по нескольким признакам (с определением границ генеральной совокупности): изучение детности в первое пятилетие брака у молодых супругов (до 25 лет), проживающих на территории г. Гродно, вступивших в первый брак в течение 2004 года.

Не сплошное или выборочное исследование предполагает изучение части генеральной совокупности для характеристики ее, как целого. Отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность должен производиться определенным образом. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом.Поскольку на основании анализа выборочной совокупности необходимо получить полное представление о закономерностях всей генеральной совокупности, к выборке предъявляется два требования:

- достаточность (по численности, по объему);

- репрезентативность, то есть представительность выборки, которая должна обладать основными характеристиками генеральной совокупности, быть для нее типичной. Репрезентативность выборки зависит не только от ее численности, но и от способа формирования выборочной совокупности.

Например, доказано, что для изучения общей заболеваемости населения по его обращаемости за медицинской помощью достаточно изучить заболеваемость у 20-30 тысяч населения. Значит, если мы хотим изучить заболеваемость в г. N с числом жителей 240 тысяч, нет необходимости изучать ее сплошным методом у всего населения, достаточно взять восьмую-десятую часть этого населения. Однако будет неправильно, если мы для исследования возьмем, например всех детей и молодое население в количестве 30 тысяч. Необходимо так отобрать выборочную совокупность, чтобы распределение в ней населения по полу, возрасту, условиям жизни, социальному составу и т.д. было таким же, как во всем населении г. N, иными словами, выборка должна отражать все основные свойства генеральной совокупности.

Различают следующие несплошные исследования:

1. Монографическое исследование применяется для изучения какого-либо одного объекта, когда из множества объектов выбирается один и исследуется тщательно, глубоко, с максимальной полнотой, с целью показа передового опыта, выявления тенденций развития явления. Проводится оно и перед основным исследованием с целью разработки программ, изучения организационных вопросов. Часто такое исследование проводится в динамике. Например: а) образцовый санитарно-гигиенический режим школы; б) проведение эксперимента по раннему выявлению и ликвидации туберкулеза на примере одной области.

2. Метод основного массива (несовершенный сплошной) применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается основная их часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Например, при изучении оптимальных сроков искусственного прерывания беременности взято специализированное абортное отделение (хотя единичные случаи прерывания беременности проводятся и в других гинекологических отделениях).

Недостатком указанных методов является отсутствие возможности широкого распространения результатов исследования.

3. К несплошным относятся исследования, проведенные на выборочных совокупностях различными методами. Выборочные исследования в медицине и здравоохранении получают все больше распространение, позволяют провести углубленный анализ с меньшей затратой сил, средств, времени. Выборочные исследования применяются при проведении пробных, поисковых работ. Результаты его могут быть распространены на всю генеральную совокупность.

Способы отбора выборочных совокупностей:

· Случайный отбор – это отбор, проводимый по жребию или таблицам случайных чисел. Проводится в относительно однородных генеральных совокупностях. Каждый элемент генеральной совокупности имеет равную возможность попасть в выборку. Случайной будет выборка больных, фамилии которых начинаются на определенную букву.

· Механический отбор – это отбор, когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20% выборка) или каждая десятая (10% выборка) единица наблюдения, т.е. через определенный интервал. Для этого необходимо определить, какую долю генеральной совокупности берем для исследования.

· Гнездовой (серийный) отбор – это отбор, когда из всей генеральной совокупности выбирают не отдельные единицы, а гнезда (серии). Например, при изучении заболеваемости сельского населения Гродненской области выбираем два типичных для области района по развитию промышленности и сельского хозяйства, с типичным возрастно-половым составом населения и типом расселения сельского населения. Результаты же распространены на все сельское население области.

· Типологический отбор – это отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однородных групп. Например, при изучении распространенности определенного заболевания все население группируется по определенному признаку, например, по возрасту, а затем из каждой группы проводится отбор необходимого числа наблюдений одним из перечисленных способов, например, механическим путем. Причем отбор может быть пропорциональным численности группы (пропорциональный типологический отбор) либо одинаковое число наблюдений в каждой группе, хотя их общая численность различна (непропорциональный типологический отбор).

· Направленный отбор – это специальный подбор единиц наблюдения из генеральной совокупности. С целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволяют выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.

Выборочная совокупность подбирается так, чтобы среднее значение признака в выборочной и генеральной совокупности совпадали. Либо – формирование выборки проводится путем последовательного отбора единиц наблюдения с одинаковыми несколькими наиболее важными признаками. При таком подходе устраняется влияние «сильных» и хорошо изученных факторов, и внимание исследователя сосредотачивается на изучении влияния профессии на мертворождаемость берем женщин одной возрастной группы с одинаковым порядком номером родов, одинаковым их диспансерным наблюдением и т.д., но имеющих разные профессии (а следовательно и различные профессиональные вредности).

· Метод «контрольных» групп наиболее часто применяется в клинико-статистических исследованиях. Для изучения эффективности определенного метода лечения, диагностики и т.п. используют две группы наблюдения:опытную (которая подвергается воздействию определенного фактора) и контрольную, альтернативную (в которой такое воздействие отсутствует). Важнейшим принципом их формирования является их максимальное сходство (по целому ряду признаков) за исключением изучаемого фактора воздействия (например, метода лечения): попарно-сопряженный отбор, метод уравновешенных групп, подбор копии-пары (последний для редких явлений: изучение случаев материнской смертности, младенческой смертности), кагортный метод (см. выше).

· Комбинированная выборка используют несколько способов отбора выборочных совокупностей.

· Моментные наблюдения («срез») являются выборочными по времени. Такие исследования можно повторить через определенные промежутки времени, что позволяет учитывать динамику явлений.

Виды санитарно-статистического исследования:

1) текущее (постоянное);

2) единовременное (одномоментное).

Текущее наблюдение – это наблюдение, когда регистрация каждого случая проводится постоянно, по мере его возникновения за определенный период времени. Например, каждый случай рождения ребенка в течение года, каждое обращение в лечебно-профилактическое учреждение за год.

Единовременное наблюдение – такое, когда изучаемые явления фиксируются на какой-то определенный момент времени (дату, день недели, час и даже минуты). Классическим параметром такого исследования является перепись населения. Другие примеры: состав коечного фонда стационаров (на начало года), изучение физического развития у детей определенного возраста и пола (по данным за определенный год).

Программа санитарно-статистического исследования включает:

1) выбор единицы наблюдения или основного признака, подлежащего изучению;

2) определение дополнительных признаков, подлежащих изучению;

3) обеспечение статистическим бланком;

4) определение группировки и составление макетов таблиц.

Все признаки, характеризующие статистическую совокупность, делятся на объединяющие и разъединяющие. Объединяющие признаки или признаки сходства служат основанием для объединения в совокупность. Разъединяющие признаки или признаки различия служат предметом анализа совокупности.

Каждый первичный элемент объекта исследования, составляющий статистическую совокупность и наделенный признаками сходства, называется единицей наблюдения, единицей статистической совокупности (счетной единицей). Например: Статистической совокупностью может быть группа лиц, родившихся в данном году в данном населенном пункте. Объединяющие признаки: единый возраст (все входящие в группу – новорожденные), единое время (все родились в данном году), единая территория (все родились в данном населенном пункте). Разъединяющие признаки: пол ребенка, его доношенность, состояние здоровья, возраст матери и др. Каждая единица наблюдения характеризуется рядом присущих ей признаков (свойств). Признаки, по которым различают элементы статистической совокупности, подлежащие учету в данном исследовании, называются учетными признаками.

Учетные признаки могут быть:

1. а) факторными, причинными;

б) результативными, зависящими от факторных.

Факторы – это те свойства, влияние, воздействие или разнообразие которых так или иначе отражается на разнообразии результативного признака. В зависимости от цели исследования один и тот же признак может быть и факторным, и результативным. Например: При изучении эффективности метода лечения длительность госпитального лечения является результативным признаком (то есть зависящим от применяемого метода лечения). При изучении необходимого числа коек для лечения больных, длительность госпитального лечения является факторным признаком: чем больше длительность лечения, тем больше требуется коек.

2. а) количественные – выраженные числом (возраст, рост, вес и т.п.);

б) атрибутивные – выражены словом (пол, место жительства, диагноз и т.п.)

Статистические бланки могут быть двух видов:

1. Стандартные, то есть формы официальных медицинских документов, утвержденные Министерством здравоохранения. Например, статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов, форма № 025-2у, врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

2. Специальные, то есть составленные самим исследователем. Например: анкета изучения распространенности никотинизма среди студентов-медиков ГГМУ; выкопировочный бланк для изучения эффективности хирургического лечения рака молочной железы.

Формализация статистических документов (выкопировочных карт, карт выборки, опросного листа, анкеты, статистического бланка) – необходимое условие разработки материала на компьютерной технике, использования перфокарт с краевой перфорацией для ручной разработки материала (типа К-3, К-4, К-5). Формализованная статистическая карта включает систему «вопрос-ответ-шифр (код)», рациональное, компактивное расположение признаков. Она позволяет осуществить одновременно регистрацию, группировку, кодирование уже на стадии получения первичной информации. Пример: статистическая карта выбывшего из стационара, форма № 066-у; врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

Группировка – это распределение собранного материала по характеру или величине признака на качественно однородные группы.

Виды группировок:

1. Типологическая – группировка атрибутивных (качественных) признаков, выраженных словесно, описательно. Пример: группировка студентов по факультетам: лечебно-профилактический, педиатрический, медико-психологический.

2. Вариационная – это группировка признака, имеющего числовое выражение. Пример: группировка обследованных по возрасту 20-24 года; 25-29 лет; 30-34 года и т.д.

Группировка должна выделить существенные свойства изучаемого явления, вскрыть его особенности, его типичность. Основные правила группировки:

1. Группировка не должна быть механической, необходимо выяснить логические связи, соответствующие цели исследования. Пример: При изучении заболеваемости корью нецелесообразно возраст взрослого населения группировать по 5-летним интервалам, так как известно, что корь – инфекция детского возраста, хотя случаи заболевания корью бывают и у взрослых. Наоборот, при изучении ишемической болезни сердца молодой возраст можно объединить в одну группу, а после 35-40 лет возраст группируют ао 5 или 10-летним интервалом.

2. Каждая группа должна иметь четкие границы. Например: при выявлении 10-летних возрастных интервалов нельзя их указать так: 20-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, и т.д., так как при этом нет ясности, в какую группу относится возраст 30 лет, 40 лет. Правильно группы строить так: 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и т.д.

Таблица - это сводка материала. Макет таблицы - это таблица без внесенных цифровых данных. Составление таблиц – творческий процесс, требующий выделения причинно-следственных связей, основанный на глубоком знании изучаемого вопроса, умении логически мыслить и понимания законов статистики. Любая таблица по содержанию должна представлять мысль, отраженную в названии таблицы и выраженную в цифрах. Цифровые данные вносятся в таблицы на третьем этапе статистического исследования.

Требования, предъявляемые к статистическим таблицам:

1. Таблица должна иметь четкое и краткое название, определяющее ее содержание.

2. В таблице различают статистическое подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее - основной учетный признак, подлежащий изучению. Статистическое сказуемое – признак, характеризующий подлежащее. Сказуемое дополняет подлежащее, позволяет дать более глубокую и полную характеристику изучаемой совокупности. Подлежащее обычно пишется по вертикали, а цифровые данные заполняются по горизонтали. Сказуемое, как правило, пишется по горизонтали в верхней строке таблицы, цифровые данные заполняются в вертикальных столбцах.

3. Таблица должна иметь, где это возможно, итог (как по горизонтали, так и по вертикали), т.е. по строкам и столбцам.

4. Таблица не должна быть громоздкой, то есть содержать не более трех учетных признаков. Необходимо учитывать, что каждый признак делится еще на группы, число которых зависит от цели исследования и может исчисляться даже десятками. Например, при разработке причин младенческой смертности Всемирная Организация Здравоохранения предлагает такие группировки по возрасту: до 24 часов; 1, 2, 3, 4, 5, 6 дней; 7-13 дней; 14-20 дней; 21-27 дней; 28 дней до 2-х месяцев; 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, т.е. всего 21 группу.

5. В заполненной таблице не должно быть пустых мест. Если данный вопрос не изучался и данные нельзя проставить, пишется «нет сведений» или «неизвестно». Если же при изучении явления в данную группу не попала ни одна единица наблюдения, то ставится «0» или «-» (прочерк).

Виды статистических таблиц:

1) простые;

2) сложные (групповые и комбинационные);

Простой называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее, позволяющая получить сводку и анализ материала только по одному признаку.

Сложной называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее и несколько статистических сказуемых, позволяющая получить сводку и анализ материала по нескольким признакам, характеризующих основной.

Групповой называется таблица, имеющая одно подлежащее и несколько, не связанных между собой статистических сказуемых. Групповая таблица позволяет получить сводку и анализировать материал по двум и более признакам. В групповой таблице основной признак сочетается поочередно со всеми остальными, то есть подлежащее каждый раз сочетается только с одним сказуемым.

Комбинационная таблица - это сводка материала по трем и более взаимосвязанным признакам. Она позволяет наиболее глубоко анализировать материал. Комбинационная таблица может содержать одно или несколько взаимосвязанных подлежащих, каждое из которых еще взаимосвязано со сказуемым (одним или нескольким), причем сказуемые между собой также взаимосвязаны. При этом рекомендуется сочетание 2-3 сказуемых, чтобы комбинационные таблицы были не громоздкими.

Примеры макетов таблиц: простой (табл. 1), групповой (табл. 2), комбинированная (табл. 3).

 

Таблица 1. Возрастная структура младенческой смертности в г. Гродно в 2004г.

Возраст смерти ребенка Абсолютное число умерших Удельный вес (% к итогу)
0-6 суток    
7-27 суток    
28 дней – 1 год    
Итого:   100,0

Таблица 2. Причины младенческой смертности в зависимости от возраста и

Исследования в практику)

Литературное оформление – это написание текста работы (статьи, монографии, диссертации и т.п.)

Внедрение достижений медицинской науки в практику здравоохранения – комплекс организационных, правовых и технических мероприятий, направленных на практическое освоение и систематическое использование организациями и специалистами здравоохранения эффективных методов, средств и технологий профилактики и диагностики заболеваний, лечения и медико-социальной реабилитации больных, а также организационных форм работы с целью дальнейшего совершенствования здравоохранения.

Формы внедрения:

1) внедрение в производство по выпуску новых средств материально-технического обеспечения, например, новых изделий медицинского назначения;

2) внедрение в практику здравоохранения;

3) внедрение в учебный процесс;

4) внедрение в научный процесс;

5) внедрение в другие отрасли экономики (например, внедрение санитарных норм и правил в работу пищевой промышленности).

Предложения, подлежащие внедрению:

1. Новые методы и способы профилактики, диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации.

2. Новые организационные формы и методы работы.

3. Новые медицинские технологии.

4. Новые лекарственные средства и другие препараты.

5. Санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы.

6. Новые знания.

Источники предложений для внедрения являются:

1. Результаты завершенных научных исследований

2. Открытия, изобретения.

3. Передовой опыт работы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений.

Внедрение во врачебную практику возможно только с официального решения Министерства здравоохранения.

Система официального разрешения к применению в практике здравоохранения определенного предложения включает в себя:

1. Экспертизу предложения и проверку его практической эффективности.

2. Юридическое оформление разрешения на применение и получение охранного документа в виде патента, авторского свидетельства и др.

3. Информационно-инструктивно-методическое обеспечение

4. Подготовку специалистов по овладению новыми методами и способами.

Стадии внедрения:

1. Освоение метода на уровне НИИ, вуза, Бел МАПО.

2. Освоение метода организациями здравоохранения.

Уровни внедрения:

I – в отдельных (одном или нескольких) организациях местного значения

II – в большинстве профильных организациях области, района

III – в большинстве профильных организациях республики

IV – международный уровень

Виды внедрения:

1. По результатам завершенного исследования может быть подготовлен и издан приказ главврача отдельного учреждения, главврача района по нескольким учреждением или району в целом, приказ областного управления здравоохранением, Министерства здравоохранения.

2. На основании полученных данных могут быть подготовлены и изданы методическая инструкция, положение, методические рекомендации. Например, издание санитарных норм и правил, положений, предельно допустимых концентраций, безопасных уровней веществ, издание и утверждение инструкции по применению. Инструкция – это внутриведомственное издание, содержащее положения, указания по применению способа или по регулированию производственной деятельности. При составлении инструкции выделяют название способа с указанием номера и даты выдачи охранного документа, учреждение – разработчик, авторов, показания к применению, перечень необходимого оборудования, реактивов и т.д., описание технологии использования способа с указанием этапов, перечень возможных осложнений и пути их устранения, противопоказания для применения.

3. Результаты исследования могут быть положены в основу лекции или доклада для организаторов здравоохранения, врачей или средних медработников, представителей государственных, общественных органов, организаций, населения, выступления по радио или телевидению.

4. Изложение результатов работы публикуются в печати в виде статьи, книги (монографии).

5. На основании исследования может быть проведена реорганизация деятельности медицинского учреждения или ряда учреждений, организована целевая подготовка специалистов по овладению новыми методами работы, школа передового опыта работы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений, организация курсов, семинаров.

6. Оформление рационализаторского положения, открытия, изобретения, получение авторского свидетельства, патента.

7. Экспозиция на съездах, конференциях и т.д.

8. Серийный выпуск аппаратов, лекарственных препаратов, вакцин и т.п.

Обеспечение внедрения:

1. Информационные издания.

2. Инструктивные издания (инструкции по применению нового, приложения к приказу).

3. Методические издания.

а) методические указания по обязательному применению в конкретных учреждениях, составленные по заказу главного управления Минздрава;

б) методические рекомендации – рекомендательные, но не обязательные к применению.

При внедрении оформляется акт о внедрении, утвержденный руководителем учреждения, в котором внедрен способ. В акте указывается наименование предложения для внедрения, кем предложено, источник информации, где и когда начато внедрение, результаты применения метода, эффективность внедрения.

В процессе внедрения выделяют два этапа:

1) отбор и санкционирование внедрения;

2) организация и контроль правильности внедрения и использования нового, оценка практических результатов внедрения.

Реализация первого этапа возложена на комиссию по способам профилактики, диагностики, лечения и организационным формам работы. Учебного медицинского совета, возлагаемого первым заместителем министра здравоохранения. (Приказ № 101 А от 22 февраля 2001г. Об утверждении состава Ученого медицинского Совета МЗ РБ)

Второй этап курируется Главным управлением лечебно-профилактической помощи с институтом главных специалистов (Приказ МЗ РБ № 263 от 31 октября 2000г. «О совершенствовании методов и форм организации деятельности научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений» и Постановление Совета Министров РБ от 23 августа 2000г. № 1331 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РБ»).

Оценка результатов внедрения выражается основными видами эффективности:

Медицинская эффективность – это его новизна, полезность, улучшение состояния здоровья, сокращение сроков лечения, снижение числа случаев заболеваемости, смертности.

Социальная эффективность – это влияние на медико-демографические процессы и выражается в увеличении средней продолжительности жизни, повышении качества жизни, улучшении экологии, условий труда и т.д.

Экономическая эффективность оценивается ресурсными и стоимостными критериями.

 

И их применение в медицине.

Метод стандартизации . Интенсивные показатели не всегда правильно выявляют закономерности отражаемых ими явлений, т.к. на их величину влияет структура совокупности, из которой они исчислены.

Метод стандартизации применяется в том случае, когда при сравнении интенсивных показателей, вычисленных из



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.077 с.)