Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы познания в химии. Химия и жизнь↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СБОРНИК ПРОГРАММ вступительных испытаний для кандидатов, поступающих на обучение
СОДЕРЖАНИЕ
1. Программа вступительных испытаний по химии 2. Образец задания (Химия) 3. Программа вступительных испытаний по биологии 4. Образец задания (Биология) 5. Программа вступительных испытаний по русскому языку 6. Образец задания (Русский язык)
Введение Вступительные испытания по общеобразовательным предметам для кандидатов, поступающих на обучение в Военно-медицинскую академию по программам с полной военно-специальной подготовкой, организуются с целью оценки их общеобразовательной подготовленности. Настоящий сборник содержит программы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам «Химия», «Биология» и «Русский язык», проводимых академией самостоятельно и оцениваемых по 100-балльной шкале. Приемная комиссия осуществляет допуск к этим вступительным испытаниям следующих граждан Российской Федерации: прошедших государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования не в форме ЕГЭ в течение 1 года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно; имеющих среднее профессиональное образование. По каждой специальности подготовки, на которые осуществляется набор, в качестве минимального количества баллов, подтверждающих успешное прохождение вступительных испытаний по оценке общеобразовательной подготовленности, используется минимальное количество баллов Единого государственного экзамена, утвержденное Министром обороны Российской Федерации. Результаты вступительного испытания, проводимого академией в письменной форме самостоятельно, объявляются кандидатам не позднее третьего дня после проведения вступительного испытания. Кандидаты, получившие неудовлетворительную оценку на экзаменах (набравшие количество баллов ниже порогового минимума), к дальнейшим мероприятиям профессионального отбора не допускаются и выбывают из конкурса на поступление в академию. Повторное проведение вступительных испытаний по оценке общеобразовательной подготовленности не осуществляется. ПРОГРАММА для кандидатов, поступающих на обучение по программам (Кафедра химии)
Обсуждена и одобрена на кафедральном совещании «28» августа 2015 г.,
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
В основе вступительных испытаний по химии в Военно-медицинскую академию (далее – академия) лежит задача анализа знаний и умений кандидатов на обучение с целью оценки его готовности к усвоению профессиональных компетенций, установленных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по специальностям области образования «Здравоохранение и медицинские науки». Материалы вступительных испытаний по химии созданы в соответствии с нормативной правовой базой Российской Федерации. Вступительное испытание призвано установить уровень освоения кандидатом на обучение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по химии и обеспечивает возможность дифференцированной оценки его учебных достижений. Проверка усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на двух уровнях сложности: базовом и профильном, с использованием межпредметных понятий и универсальных учебных действий.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретические основы химии
Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s -, p- и d -элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Химическая связь и строение вещества. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Реакции окислительно-восстановительные. Важнейшие окислители и восстановители. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Электролиз водных растворов и расплавов солей. Катодные и анодные процессы. Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии.
Неорганическая химия
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа). Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных, комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Органическая химия
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Понятие о гетероциклических соединениях. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Взаимосвязь органических соединений.
Оцениваемые компетенции На экзамене кандидат должен показать: · понимание смысла важнейших понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии. Выявлять взаимосвязи понятий. Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений. · умение применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ. Понимать границы применимости изученных химических теорий. Понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений. · умение классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам, понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами. Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике, особенно в медицинской. Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ. Уметь называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре. · умение определять валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов; вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки; пространственное строение молекул; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; классифицировать гомологи и изомеры; химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам); · умение характеризовать: s, p и d -элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений. · способность объяснять: зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения); влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия. · способность проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям. При решении задач экзаменационного варианта абитуриент должен показать способность выполнять следующие расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций: Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. Расчеты теплового эффекта реакции. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Определение формулы химического соединения по данным элементного анализа или результатам химического взаимодействия.
IV. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы, любое издание. 2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995. 527 с. 3. Сдаем экзамен по химии. Теоретический курс и задачник для самостоятельного изучения химии / под ред. К.Н. Зеленина, В.П. Сергутиной, О.В. Солода. СПб: Элби, 2005. 384 с. 4. Левкин А.Н., Карцова А.А. Школьная химия: самое необходимое. СПб: Авалон, Азбука-классика, 2004. 288 с. 5. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2014. Химия. Учебное пособие. А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин, Ю.Н. Медведев, М.Г. Снастина. М.: Интеллект-центр, 2014. 176 с. 6. Любые пособия по подготовке к ЕГЭ, сборники тестовых заданий ФИПИ.
V. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для каждого из двух разделов экзаменационной работы установлены свои критерии оценивания. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их числе 26 заданий базового уровня сложности, оцениваемых в 1 балл (порядковые номера этих заданий от 1 до 26) и 9 заданий повышенного уровня сложности, для которых максимальная оценка составляет 2 балла (порядковые номера этих заданий от 27 до 35). Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий части 1 – 44. Часть 2 содержит 5 заданий высокого уровня сложности, с развернутым ответом: решить задачу или обоснованно ответить на определённый вопрос (порядковые номера этих заданий от 36 до 40). Максимальное количество баллов за одно задание части 2 – 4. Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий части 2 – 20. За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 64 первичных балла. На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются тестовые баллы по 100-балльной шкале. Для этого используется таблица соответствия первичных и тестовых баллов. Итоговый балл, выставленный за выполнение экзаменационной работы, используется для составления конкурсных списков на зачисление кандидатов курсантами в академию. Приложение ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ (Химия)
Часть 1 1. Электронная конфигурация 1s2 2s2 2p6 3s23p4 соответствует атому 1) O 2) Si 3) S 4) Ar 2. Легче всего присоединяет электроны атом 1) серы 3) селена 2) хлора 4) брома 3. Водородная связь образуется между молекулами 1) этана 3) водорода 2) этанола 4) этаналя 4. Наибольшей электроотрицательностью обладает элемент 1) Ве 3) С 2) В 4) N 5. Какие из приведенных утверждений верны? А. Основным оксидам соответствуют основания. Б. Основные оксиды образуют только металлы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны 6. Медь растворяется в разбавленном водном растворе кислоты 1) серной 3) азотной 2) соляной 4) уксусной 7. С водой без нагревания реагирует 1) цинк 3) железо 2) медь 4) литий 8. Оксид серы(VI) взаимодействует с 1) кислородом 2) азотной кислотой 3) гидроксидом натрия 4) водородом 9. Концентрированная азотная кислота при обычных условиях не взаимодействует с 1) магнием 2) гидроксидом натрия 3) железом 4) оксидом магния 10. Карбонат натрия в растворе не взаимодействует с 1) серной кислотой 2) углекислым газом 3) сульфатом натрия 4) хлоридом железа (II) 11. В схеме превращений Cu(OH)2 A B веществом "B" является 1) СuО 2) Сu 3)Сu(ОН)2 4) СиС12 12. Изомером бутановой кислоты является 1) бутанол 2) пентановая кислота 3) бутаналь 4) 2-метилпропановая кислота 13. Число σ-связей в молекуле толуола равно 1) 15 2) 12 3) 9 4) 6 14. Фенол взаимодействует с 1) соляной кислотой 3) этиленом 2) гидроксидом натрия 4) метаном 15. Уксусный альдегид реагирует с 1) аммиачным раствором оксида серебра 2) оксидом кальция 3) серебром 4) соляной кислотой 16. Органическое соединение, которое может быть использовано для наркоза, получают при 1) реакции этанола с уксусной кислотой в присутствии сильных кислот 2) взаимодействии фенолята натрия с соляной кислотой 3) нагревании этанола с концентрированной серной кислотой 4) щелочном гидролизе хлорметана 17. В схеме превращений этанол → X → бутан веществом «X» является 1) бутанол-1 3) этан 2) бромэтан 4) этилен 18. К необратимым реакциям относится взаимодействие между 1) N2 и Н2 2) SО2 и О2 3) С и О2 4) Н2 и S 19. Скорость химической реакции О2 (г) + 2Н2 (г) → 2Н2О (г) Q возрастает при 1) понижении давления 3) повышении концентрации О2 2) понижении температуры 4) повышении концентрации Н2О 20. Химическое равновесие в системе СО2 (г) + С (тв) D 2СО (г) Q сместится вправо при 1) повышении давления 3) повышении концентрации СО 2) понижении температуры 4) повышении температуры 21. Cокращенному ионному уравнению Н+ + ОН → Н2О соответствует молекулярное уравнение 1) ZnС12 + 2NaОН → Zn(ОН)2 + 2NаС1 2) Н2SО4 + Сu(ОН)2 →СuSО4 + 2Н2О 3) NаОН + НNО3 → NаNО3 + Н2О 4) Н2SО4 + Ва(ОН)2 → ВаSО4 + 2Н2О 22. При случайном попадании на кожу соляной кислоты необходимо 1) обрабатывать кожу раствором уксусной кислоты 2) обрабатывать кожу раствором щелочи 3) обрабатывать кожу раствором питьевой соды 4) обрабатывать кожу этиловым спиртом 23. Ацетилен в промышленности получают 1) перегонкой сырой нефти 2) термическим крекингом метана 3) выделением из природного газа 4) дегидрированием этана 24. В воде объемом 0,5 л растворили 40 г гидроксида натрия. Массовая доля полученного раствора 1) 80 г/л 2) 2 моль/л 3) 8% 4) 7,4% 25. В результате реакции, термохимическое уравнение которой 4NН3(г) + 5О2(г) = 4NО(г) + 6Н2О(г) + 902 кДж, выделилось 1127,5 кДж теплоты. Объем (н.у.) образовавшегося при этом оксида азота(II) равен 1) 112 л 2) 11,2л 3) 89,6 л 4) 896 л 26. Смешали 20 л водорода и 20 л кислорода (н.у.). Какая масса воды получится после взрыва газовой смеси и конденсации паров? 1) 30 кг 2) 40 г 3) 36,1 г 4) 32,1 г 27. Установите соответствие между формулой органического вещества и классом (группой) соединений, к которому(-ой) оно принадлежит.
28. Установите соответствие между уравнением реакции и веществом-окислителем, участвующим в данной реакции.
29. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.
30. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза этой соли.
31. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия.
32. Различить два вещества можно с помощью раствора реагента
33. По ионному механизму протекают реакции, уравнения которых: 1) СН2=СН2 + НСl →СН3СН2Сl 2) С2Н6 + Сl2 → С2Н5Сl + НCl 3) СН3СН=СН2 + НВr → СН3СНВrСН3 4) С3Н8 + Cl2 → С3Н7Cl + HCl 5) СН3-С(СН3) =СН2 + НВr → СН3-С(СН3) Вr-СН3 6) СН4 + Br2 → СН3Br + НBr Ответ:______
34. С муравьиной кислотой взаимодействуют:
Ответ:______
35. Этиламин взаимодействует с:
Ответ:______
Часть 2
36. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: H2O2 + KMnO4 + Н2SO4 → O2 + MnSO4 +... +... Определите окислитель и восстановитель.
37. К оксиду свинца (IV) при нагревании добавили концентрированную соляную кислоту. Выделившийся газ пропустили через нагретый раствор едкого кали. Соль кислородосодержащей кислоты, выпадающую в осадок при охлаждении раствора, отфильтровали и высушили. При нагревании полученной соли с соляной кислотой выделяется ядовитый газ, а при нагревании ее в присутствии диоксида марганца - газ, входящий в состав атмосферы. Напишите уравнения описанных реакций. Укажите биологическое и медицинское значение последнего газа.
38. Осуществите указанные превращения. Приведите уравнения реакций, укажите условия протекания и названия веществ. CaCO3 → CaC2 → X → C6H6 → толуол → С6Н5СООН
39. Сколько литров хлора (н.у.) выделится, если к 200 мл соляной кислоты с массовой долей 35% (плотностью 1,17 г/мл) добавить при нагревании 26,1 г оксида марганца(IV)? Сколько граммов гидроксида натрия в холодном растворе прореагирует с этим количеством хлора?
40. Массовая доля хлора в гидрохлориде вторичного амина составляет 62,83%. Установить формулу амина и написать реакцию его получения из метиламина. ПРОГРАММА для кандидатов, поступающих на обучение по программам (Кафедра биологии)
Обсуждена и одобрена на кафедральном совещании «21» сентября 2015 г.,
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
В основе вступительных испытаний по биологии в Военно-медицинскую академию лежит задача анализа знаний и умений кандидата на обучение с целью оценки его готовности к усвоению профессиональных компетенций федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям области образования «Здравоохранение и медицинские науки». Материалы вступительных испытаний по биологии созданы в соответствии с нормативной правовой базой Российской Федерации. Вступительное испытание призвано установить уровень освоения кандидатом на обучение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии и обеспечивает возможность дифференцированной оценки его учебных достижений. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса биологии осуществляется на двух уровнях сложности: базовом и профильном, с использованием межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Основу экзаменационной работы составляет проверка освоения кандидатами на обучение знаний и умений основных разделов курса биологии. В структуре экзамена выделяются семь содержательных блоков: «Биология — наука о живой природе»; «Клетка как биологическая система»; «Организм как биологическая система»; «Многообразие организмов»; «Человек и его здоровье»; «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»; «Экосистемы и присущие им закономерности». В экзаменационных вариантах значительное место уделяется контролю теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы (клеточная, хромосомная, эволюционная теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы). Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить содержательную валидность экзаменационной работы. Содержание экзаменационной работы не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в конкретной образовательной организации.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Биология как наука
Биология – наука о живой природе. Вклад биологии в формирование современной научной картины мира и общей культуры личности. Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, охраны природы. Методы биологии. Уровни организации живого: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Свойства живых систем: особенности химического состава, обмен веществ и энергии, открытость, рост, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, раздражимость, саморегуляция; их проявление у животных, растений, грибов и бактерий.
2. Строение и функционирование клетки
Основные положения клеточной теории, ее значение в современной науке. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Клеточное строение организмов как отражение единства живой природы. Химический состав клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, минеральные соли и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности. Особенности структуры и функции органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот в связи с их функциями. Строение и функции органоидов клетки; взаимосвязь этих компонентов как основа ее целостности. Многообразие клеток. Прокариотные и эукариотные клетки. Особенности строения клеток растений, животных и грибов. Вирусы – неклеточные формы. Роль вирусов как возбудителей заболеваний, их профилактика. Клеточный метаболизм и его составляющие – ассимиляция (анаболизм) и диссимиляция (катаболизм). Пластический и энергетический обмен. Ферменты, их свойства и роль в метаболизме. Основные этапы пластического обмена. Репликация ДНК. Гены. Генетический код и его свойства. Транскрипция. Трансляция. Роль матричных процессов в реализации наследственной информации. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Этапы фотосинтеза и роль хлорофилла в этом процессе. Биосферное значение фотосинтеза. Хемосинтез. Основные этапы энергетического обмена. Брожение и клеточное дыхание, метаболическая роль кислорода. Роль АТФ в энергетическом и пластическом обмене. Взаимосвязь энергетического и пластического обмена.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз и мейоз – основные способы деления эукариотной клетки. Интерфаза. Этапы митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Половое и бесполое размножение, их роль в природе. Способы бесполого размножения у животных, растений и грибов. Развитие половых клеток. Оплодотворение у животных и растений. Двойное оплодотворение – особенность цветковых растений. Чередование полового и бесполого поколений (гаметофита и спорофита) у растений. Онтогенез – индивидуальное развитие организма, основные этапы онтогенеза. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Основные этапы развития зародыша (на примере животных). Прямое развитие и развитие с метаморфозом (непрямое). Понятие жизненного цикла.
4. Основы генетики и селекции
Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные методы генетики. Гибридологический анализ, моно-, ди- и полигибридное скрещивание. Основные понятия генетики: ген, аллель, признак, гомозигота и гетерозигота, доминантность и рецессивность, генотип, фенотип и норма реакции. Законы наследственности, установленные Г. Менделем, и условия их выполнения. Цитологические основы выполнения законов Г.Менделя. Полное и неполное доминирование. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование и его цитологические основы, нарушение сцепления. Кроссинговер (перекрест хромосом) и его значение. Генетическое определение пола, половые хромосомы и аутосомы, наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Понятие о взаимодействии и множественном действии генов. Роль генотипа и факторов внешней среды в формировании фенотипа. Формы изменчивости организмов: модификационная и наследственная изменчивость, мутационная и комбинативная изменчивость, их роль в природе. Причины мутаций. Влияние окружающей среды на мутационный процесс, мутагены. Главные источники комбинативной изменчивости: независимое поведение гомологичных хромосом в мейозе, кроссинговер, оплодотворение. Значение генетики для здравоохранения. Наследственные заболевания человека и меры их профилактики. Влияние радиоактивного излучения и химических мутагенов (в том числе никотина, алкоголя и наркотических веществ) на наследственность человека. Генетика – теоретическая основа селекции. Порода животных и сорт растений. Основные методы селекции растений и животных: мутагенез, полиплоидия, гибридизация, искусственный отбор. Современные биотехнологии: генная и клеточная инженерия, микробиологический синтез, их роль в развитии здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства и охраны природы.
5. Многообразие живой природы
Система органического мира Классификация организмов и роль К. Линнея как основоположника научной систематики. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Особенности строения и функционирования представителей основных царств живой природы: бактерий, растений, животных и грибов.
Царство бактерий Основные черты строения и жизнедеятельности бактерий, их размножение. Споры. Роль бактерий в биосфере. Значение бактерий для сельского хозяйства, промышленности и медицины. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
Царство грибов Формы вегетативного тела грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Плесневые грибы. Дрожжи. Экологические группы грибов. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, животных и человека. Микориза. Роль грибов в биосфере и зна чение для человека. Лишайники – организмы симбиотического происхождения, образованные микобионтом (гриб) и фикобионтом (цианобактерия или зеленая одноклеточная водоросль). Строение лишайников. Экологические и морфологические группы. Питание. Размножение. Роль лишайников в биосфере и значение для человека.
Царство растений Общая характеристика растений. Роль растений в структуре экосистемы и значение для человека. Классификация растений. Низшие и высшие растения. Жизненный цикл у растений, чередование поколений спорофита и гаметофита. Эволюция жизненного цикла у растений. Низшие растения (Водоросли). Эволюция и формы вегетативного тела. Основные отделы водорослей – Зеленые, Бурые и Красные. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей (хламидомонада). Нитчатые водоросли (Улотрикс) и водоросли с пластинчатым слоевищем. Размножение водорослей и жизненные циклы. Роль водорослей в биосфере и значение для человека. Выход растений на сушу. Понятие о тканях и органах у растений. Характеристика отдела Риниевых (Псилофитов). Отдел Моховидные. Зеленые мхи. Строение, размножение и жизненный цикл кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.017 с.) |