Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике



Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике

ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЕНОК»

Клименко Наталья Григорьевна

Авторизованный перевод

СБОРНИК

Методических материалов в помощь организаторам

Инициативного веревочного курса

ОРЛЕНОК – 1999


Обращение к читателям

 

Современное состояние общества привело к тому, что все больше продлевается детский возраст. В соответствии с Декларацией ООН о правах ребенка он достиг 18 лет. С одной стороны, это положительно, так как человеку предоставляется уникальная возможность развиваться последовательно, всесторонне, гармонически. С другой – мы, педагоги, все чаще наблюдаем проявления инфантильности, отчуждения от проблем общества, усиления девиантных проявлений подростков (наркомания, токсикомания, алкоголизация, жесткая агрессивность и т.п.). Все это говорит, что эмоционально-волевая сфера развития современных детей постепенно разрушается, нанося невосполнимый вред как ребенку, так и обществу в целом.

Работая несколько лет во Всероссийском детском центре «Орленок», в детских лагерях США. Я убедилась в актуальности этой проблемы и попыталась в настоящем сборнике изложить свой опыт, опыт моих коллег из США по использованию различных прикладных технологий по инициации волевой сферы развития детей. Еще древние говорили, что человек, преодолевая трудности, становится Человеком. Ниже вы познакомитесь с возможными вариантами включения подростков в ситуации преодоления страхов, формирования доверительной среды общения и отношений подростков друг с другом, с взрослыми, формирования положительного чувства отношения к себе и окружающим, воспитания ценностных ориентации подростков к окружающему миру и природе. Предлагаемый опыт уже долгие годы используется в программах деятельности детских лагерей США, России и ВДЦ «Орленок». Условное его название «Веревочный курс».

Авторизированный перевод технологий веревочного курса поможет заинтересовавшимся специалистам освоить его как в целом, так и отдельные его элементы. При этом надо помнить только об одном, являясь психотехнической технологией, он требует от педагога особой ответственности за бережное отношение к развитию индивидуальности подростка, сохранение его психоэмоционального и физического здоровья.

Я благодарю своих американских коллег Линду Гриер, Чарлза Акенбома за представленную возможность использовать опыт детского лагеря «Дружба» по описанию веревочного курса и освоения его технологии для работы с детьми.

Наталья Клименко.


ВВЕДЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ

 

Веревочный и инициативный курс создан для облегчения роста и развития многих аспектов индивидуальных качеств личности и социального взаимодействия. Этот курс предназначен для того, чтобы помочь личности расти как индивидуальности в ходе обучения взаимодействию в группе.

От индивидуальных перспектив, опыт веревочного курса может помочь в информировании самооценки, самоуважения и доверия. Появляется чувство уважения к себе в ходе выполнения порой достаточно сложных видов деятельности.

Участники в деятельности веревочного курса подвергают испытанию ум и тело, способствуют воспитанию в себе стремления к успеху. Занятия на этом курсе помогают преодолевать свои страхи и развивают воображение и способность решать различные проблемы. Опыт участия в веревочном курсе укрепит знания, доставит огромное наслаждение от деятельности на открытом воздухе и научит подростка, как нужно воспринимать реальность.

В ходе преодоления трудностей развиваются различные качества людей. От деятельности на этом курсе – огромная польза и для всей группы участников. Групповая деятельность задумана так, чтобы помочь в развитии вербальных и невербальных навыков общения. Деятельность в группе помогает личности стать частью команды, не растворяясь, не теряя самого себя. Человек узнает, какое преимущество в усилиях всей группы, учится уважению и доверию. Он также научится тому, как реагировать на различные проявления каждого члена группы и тому, что в каждом человеке есть что-то особенное, ценное. Работа в команде демонстрирует необходимость взаимной поддержки и взаимопомощи, сотрудничества для того, чтобы достичь успеха в выполнении поставленных задач.

Существует очень много определений успеха на веревочном курсе. Для каждой группы соответственно определяются разные задачи. У веревочного курса огромные способности и возможности, которые можно использовать весьма разнообразно. Но необходимо помнить одну очень важную вещь и для индивидуальной, и для групповой деятельности: несмотря на то, что веревочный курс – это место, где решаются серьезные задачи, каждому, кто работает на этом курсе, должно быть весело и интересно!

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

 

Для вас, инструктора, безопасность участников – самый главный аспект деятельности на веревочном курсе. Веселье и возможности роста занимают только следующее за этой задачей место, за процедурами безопасности, которые твердо установлены. Инструктор должен создать настроение, задать тон и создать в группе отношение заботы друг к другу, чтобы каждый участник чувствовал себя в группе комфортно. Каждый участник должен осознать ответственность за безопасность на курсе. Перед каждым новым элементом курса, инструктор объясняет правила безопасности на этом этапе. Кроме того, инструктор должен проверить все оборудование и снаряжение до начала деятельности, проверить, нет ли камней, сучьев или других опасностей, очистить территорию. Инструктор должен всегда быть со своей группой, ни в коем случае он не должен оставлять группу. Инструктор также должен напоминать участникам, чтобы они сняли кольца, серьги, галстуки, часы и другие украшения, вынули острые предметы из карманов. Участники должны быть в обуви, волосы убраны, курение запрещено.

Должно отводиться достаточно времени для объяснения правил страховки. Необходимо добавить точного выполнения правил страховки на протяжении всего времени пребывания на курсе.

 

Правила техники страховки:

1. Беречь голову, шею, спину. Никогда не разрешайте участникам вставать друг другу на спину.

2. Закрепите позицию для страховки участника, находящегося выше страхующего: руки немного разведены, подняты выше головы.

3. У страхующего, одна нога должна располагаться впереди, другая – в упоре сзади, чтобы обеспечить себе наибольшую устойчивость и равновесие.

4. Расположитесь так, чтобы поддерживать участника за руку между запястьем и плечом.

5. Используйте свое тело, чтобы при необходимости остановить или препятствовать падению другого участника.

6. Помните о поддержке и предупредительной страховке, удерживаясь от того, чтобы просто ловить участника.

7. При страховке следите, чтобы ваша спина, во избежании травм, оставалась прямой. Используйте ваше тело, подаваясь вперед, чтобы остановить падение страхуемого.

8. Страхующий при необходимости перемещаться, находясь с разных сторон страхуемого, там, где всего нужнее страховка.

Немаловажен дух поддержки, ощущение доверия и безопасности, которые дает участнику ответственный страхующий.

 

 

ИГРЫ

 

Игры на знакомство

 

Игры с именами. Образуйте круг. Начиная с себя, назовите свое имя и что-нибудь, с чем (с кем) вы хотите себя ассоциировать. Например, это может быть еда, животное, растение, деятельность, какое-то слово, начинающееся с той же буквы, что и ваше имя, рифма, или что-то, что является для вас ценностью. Следующий за вами участник называет ваше имя и ваше слово-ассоциацию, затем также представляет себя. Игра идет по принципу «снежного кома», пока все в кругу не назовут себя.

Игры в кругу. Предложите своей группе, не произнося ни слова, построится по росту, в алфавитном порядке, по возрасту, в соответствии с месяцем, днем рождения и т.д.

 

Разминка

 

Для шеи.

Примите удобное положение, затем склоните голову к левому плечу, затем на грудь, затем к правому плечу.

 

Дня мышц спины.

Нош на ширине плеч. Выполните наклон вперед, просунув руки между ног, считайте до пяти. Затем выпрямитесь, руки, следуя за телом, оказываются над головой. А теперь наклонитесь назад, стараясь не прогибать спину.

 

Наклоны туловища.

Ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Выполняйте наклоны во всех направлениях на пять счетов.

Для ног.

Лягте на пол, руки вытянуты по бокам. Перенесите правую ногу над левой рукой, держать пять секунд. Помните: правую ногу вернуть в исходное положение, левую расположить над правой рукой. Повторить три раза.

 

Круги запястьями.

Вращайте кистями по кругу, разминая мышцы запястий.

 

Касания за спиной.

Удобно стоя или сидя, одну руку заведите за спину через плечо, другую – снизу. Постарайтесь, чтобы ваши пальцы соприкоснулись. Посчитайте до пяти. Смените положение рук.

 

Щиколотка

Большой палец ноги упирается в пол (землю). Выполняйте вращательные движения ногой вокруг этого пальца. Теперь повторить это же упражнение для второй ноги.

 

«Растяжка».

Захватите правую ногу за щиколотку, наклонитесь вперед, стараясь коснуться земли левой рукой, и наоборот.

 

«Разминка гребца».

Найдите партнера. Сидя на земле, упритесь ступнями обеих ног в ступни партнера. Возьмитесь за руки и очень мягко, держась за руки, надавите ступнями.

 

«Дуэт».

С партнером встаньте спина к спине, замкнув руки в локтях, наклонившись вперед, осторожно подержите несколько секунд. Поменяйтесь местами.

Люди, у которых есть хоть какие-нибудь проблемы со спиной, не должны выполнять это упражнение.

 

 

 

УЧИМСЯ ДОВЕРИЮ.

 

Всем встать – Everybody Up.

Начните с пар. Сидя по парам, держась за руки, по команде «всем встать» пары одновременно быстро встают. Затем разбейте группу для выполнения этого же упражнения на 2,3 (до пяти) человек.

 

Лабиринт – Maze.

Между деревьями (их может быть десять и более) при помощи веревки соорудите лабиринте одним выходом. Всем участникам группы завязывают глаза. Теперь они должны найти выход из лабиринта. Инструктор наблюдает за деятельностью группы, корректируя ее в целях безопасности.

 

 


ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС

 

ПЕРВАЯ ВЫСОТА

(ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЭЛЕМЕНТАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА НЕБОЛЬШОЙ ВЫСОТЕ).

 

«Висячий мост» – Low Burma(#4).

Лоу – значит низкий, расположенный на небольшой высоте.

A. Содержание деятельности: Один конец висячего моста закреплен на земле, второй – на дереве, на небольшой высоте. Участник проходит по навесному мосту вверх, а затем вниз. Руки – на веревочных перилах, ноги – на ступенях подвесного моста. Если растягивать перила в стороны от тела это сделает центральную веревку неустойчивой. Лучше ступать по тем местам, где перила соединяются с центральной веревкой.

Варианты: глаза закрыты; идти спиной.

B. Страховка: По одному страхующему с обеих сторон моста. Страхующие – в правильной позиции.

С. Позиция инструктора: Инструктор располагается так, чтобы одновременно видеть всех участников.

D. Потенциальные проблемы: Нельзя допускать возни или несерьезного отношения участников.

 

 

ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Узлы – Knots.

А. Содержание деятельности: Встаньте в круг, лицом в центр круга. Каждый участник берет правой рукой чью-то правую руку. Затем левой рукой берет левую руку другого человека (ни в коем случае не того, чью правую руку вы уже держите), затем участники должны распутаться, не размывая рук, и снова оказаться в кругу.

Варианты: закрыв глаза; не разговаривая.

B. Страховка: общее наблюдение.

C. Потенциальные проблемы: не допускать грубости, резких движений в группе.

 

«Пробка» – Traffic Jam.

А. Содержание деятельности: разделить группу, построить ее участников в две шеренги. Каждый человек в труппе получает деревянный квадрат, размером 30x30 см и встает на него. Между двумя шеренгами помещают одну свободную дощечку такого же размера. А теперь обе группы должны поменяться местами.

B. Страховка: Наблюдение инструктора, страховка друг друга участниками группы, соблюдение осторожности.

C. Позиция инструктора: Наблюдение с одного места, откуда видна вся группа, и расположенного достаточно близко, чтобы в нужный момент можно было осуществить страховку.

D. Потенциальные проблемы: Недостаток взаимопомощи в группе. Инструктор должен давать подсказки по сотрудничеству, если в группе возникают затруднения.

Е. «Легенда»: Перед началом упражнения инструктор рассказывает короткую историю: Люди, живущие в деревне – работают в городе, а люди, живущие в городе – имеют работу в деревне. Наступил «час пик». Все хотят попасть домой…

 

 

Паутина – Spider Web (#18)

A. Содержание деятельности: Один за другим, все участники группы должны пролезть сквозь дыры веревки, натянутой между деревьями в виде паутины.

Варианты: на веревки можно прикрепить колокольчики, и потребовать от участников проникнуть сквозь «паутину» так, чтобы колокольчики не зазвенели; если отверстий в «паутине» на одно – два больше, чем участников группы, можно потребовать, чтобы одним и тем же отверстием мог воспользоваться только один участник; не разговаривая; разрешить использовать пни и т.п.

B. Страховка: Особенно внимательно нужно страховать участников, кто выполняет упражнение на высоте выше пояса. Можно использовать технику «страхующих духов» или «привидений».

C. Позиция инструктора: Инструктор находится рядом с группой, обязательно помогает страховать первых и последних участников, постоянно наблюдает за выполнением упражнения и страховки, постоянно дает советы и указания и при необходимости сам принимает в ней участие.

D. Потенциальные проблемы: Не позволяйте «нырять» участникам сквозь отверстия «паутины». Так как некоторых участников придется только поднимая на уровне пояса и даже груди, особое внимание уделите голове, шее, спине.

E. «Легенда»: Ваша группа находится в спецологической экспедиции. Возвращаясь из пещеры, вы обнаружили, что на единственном выходе огромный паук сплел прочную паутину. Вам необходимо осторожно пролезть сквозь нее, не разбудив паука.

 

Стена – The Wall (#26).

A. Содержание деятельности: Вся группа должна перебраться через стену 13 футов высотой, используя только те средства, которые у них есть с собой. Стену нельзя обойти.

Варианты: для участников младшего возраста можно разрешить использовать пни, другие средства. Можно разрешить перебраться не всем участникам группы.

B. Страховка: Вся группа страхует участника, выполняющего упражнение на стене. Не забываете страховать не только во время подъема на стену, но и во время спуска

C. Позиция инструктора: Инструктор наблюдает, организует правильную страховку, и сам участвует в ней по необходимости.

D. Потенциальные проблемы: Недостатки в страховке. Необходимы самые тщательные инструкции и тренировки. Страховку не прекращать до полного выполнения задания. Не разрешайте перебираться через стену головой вперед и вниз! Берегите пальцы от трещин и заноз. Не позволяйте связывать ремни для страховки, это ненадежно. После того, как участник выполнил упражнение, он становиться страхующим. Используйте помощь «страхующих привидений».

E. «Легенда»: Ваше спасение за Великой Китайской стеной. Вперед, на штурм стены. Успеха можно добиться, действуя сообща и помогая друг другу.

 

СНАРЯЖЕНИЕ: (#28-29)

A. Карабин – Металлическое устройство из стали или алюминия, предназначенное для того, чтобы скреплять вместе два объекта. Карабины бывают разного размера и формы. Алюминиевые карабины используют для соединения двух частей страховочного снаряжения из ткани, ленты. Стальные карабины используют на больших веревках из специальной ткани или стальных кабелях.

B. "Восьмерка" – фрикционное приспособление в форме "8", используется на репсовых веревках или страховочном снаряжении из тканевой тесьмы. Цель использования «восьмерки» – контроль скорости при спуске.

C. стежковая пластина или петля (шайба Штихта) – Stitch Plate –фрикционное приспособление для контроля скорости в форме маленького диска с двумя отверстиями. Используется в сочетании с карабинами на страховочном снаряжении.

D. блок, шкив – Pulley – приспособление, которое при скольжении по тросу помогает контролировать скольжение и усиливает механическое воздействие.

E. Набор для оказания доврачебной помощи.Бинты (обязательно стерильны), пластыри, перевязочный материал, средства для обработки ран (это может быть йод, зеленка), нашатырный спирт, валидол, анальгин (или его заменитель, по совету медицинского работника), термометр и т.д. Обязательно проконсультируйтесь у медицинского работника до выхода на веревочный курс.

F. спасательный набор для непредвиденных ситуаций – Emergency Rescue Kit:«прусики» или концы репшнура, 1 – «восьмерка», 2 стальных и 1 алюминиевый карабины, верхняя обвязка, нижняя «беседка», клещи или плоскогубцы, острый нож, руководство по веревочному курсу, шины.

G. нижнее страховочное устройство – Seat Harness, так называемая «беседка» –приспособление из плоской нейлоновой тесьмы, похожей на ту, из которой изготовлены ремни безопасности в машинах. «Беседка» надевается на ноги и закрепляется на поясе страхуемого. Прикрепляется к основной системе

страховки. Это приспособление позволяет человеку при срыве оставаться как бы в сидячем положении.

Н. грудная обвязка с беседкой – Webbing: одно-дюймовая (2,25 см) обвязка с беседкой используются в статической и динамической системах страховки.

I. Веревки: Золотая линия, нейлон используются в системах динамической страховки. Веревки с оплеткой используется два спуска, веревки из специальных соединений применяются в конструкциях мостов.

Части веревки: так называемый «конец» – остаточная часть веревки от места прохождения ее через фрикционное приспособление или узел; стендовая часть – это часть веревки между фрикционным механизмом или узлом и остальной частью веревки.

 

Дополнительная информация по техническому оснащению:

Одно из важнейших средств технического оснащения – веревка. Она должна удержать нас в случае срыва или предотвратить срыв. Кроме того, веревка служит для падения, спуска, вытягивания груза, для спасательных целей.

Выше были перечислены виды веревок, канатов, тросов и других материалов, используемых для устроения веревочного курса и прохождения препятствий на нем. Для страховки, в частности, часто рекомендуют пользоваться альпинистскими веревками.

Альпинистская веревка изготавливается из тончайших бесконечных перлоновых или нейлоновых ниток. Конструкция из сердцевины с оплеткой вытеснила устаревшие крученые веревки, поскольку они обладают повышенной способностью к образованию скруток. Веревки из синтетического материала значительно лучше, чем из натурального волокна, но при страховке нужно учитывать, особенно в новой веревке, относительно гладкую наружную оплетку.

Хорошая альпинистская веревка должна обеспечивать безопасность в случае рывка, т.е. мягко амортизировать даже очень сильные рывки при срыве, а при минимальной нагрузке (менее 200 кг) и при спусках по веревке – не очень сильно вытягиваться.

Веревка должна обладать оптимальными эксплуатационными качествами: возможно лучше скользить и держаться в руке, быть легкой, удобной в работе, хорошо завязываться в узлы. Веревка не должна быть ни очень шероховатой, ни очень тугой, ни очень мягкой. Она должна сохранять свои качества в течении длительной эксплуатации.

 

Технические данные веревок трех типов – 9,10,11 – миллиметровых:

 

ТИП Двойная веревка 9 мм Двойная веревка 10 мм Одинарная веревка 11 мм
Статическое усилие разрыва, кг
Удлинение при разрыве, %
Величина гасимого импульса, кг
Удлинение при импульсной нагрузке, %
Количество рывков по методике УИАА, выдерживаемых веревкой без повреждений
Вес груза, кг
Вес погонного метра, г

 

Каждая веревка, даже испытанная по методике УИАА (4 и более рывков), должна изъята из употребления, после того как она выдержит тяжелый рывок.

Петли репшнура из нитей с перлоновой рубашкой диаметром 4, 5, 7 и 9 мм и петли из двойной тесьмы шириной 16-25 мм, усиленной прочности длинной 1,5-4м, находят самое различное применение в практике.

Грудная обвязка – основа любой обвязки. Полный эффект достигается лишь в комплексе с беседкой. Длина петель в обвязке регулируется, или остается постоянной в зависимости от конструкции. В практике употребляются оба вида обвязок, причем обвязка нерегулируемого типа можно подогнать по груди, используя основную веревку.

Представительницы прекрасного пола должны носить обвязку над грудью.

 

УЗЛЫ

A. Петля: Простой изгиб веревки, с перехлестом.

B. Изгиб (накид): Простая петля без пересечения веревки.

C. Overhand (через руку): Конец веревки заводится в изгиб под основную веревку, потом над веревкой проводится в образовавшуюся петлю.

D. "Восьмерка" (или сенной узел): Веревка как бы рисует цифру восемь при завязывании этого узла.

E. Водный узел: Завяжите узел «через руку», затем повторите этот узел в противоположном направлении. Обычно этот способ используется для связывания двух частей тесьмы.

F. Булинь: Этот узел не скользит, достаточно легко развязывается.

G. Прусик (схватывающий узел):Взять конец веревки, сделать петлю, обернуть вокруг основной веревки. Провести оставшуюся веревку сквозь петлю и вокруг основной веревки и снова сквозь петлю.

 

СИСТЕМА СТРАХОВКИ

Лестницы – Ladders (#40)

А. Содержание деятельности:Лестницы могут быть выполнены из веревок, необходимо участнику добраться до верха лестницы.

В. Статическая страховка;«Клешни» могут быть применены, если у участников достаточно хорошая физическая форма, т.к. необходимо многократно пристегивать и отстегивать страховку, находясь на лестнице в вертикальном положении, а это требует дополнительных усилий. Если используются «клешни», то они должны быть пристегнуты к боковым сторонам лестницы, а не к ступеням.

С. Динамическая страховка:Динамическая страховка предпочтительнее на данном элементе, так как она оставляет участнику больше свободы в движении, позволяет забраться по лестнице быстрее, сохраняя при этом силы. Страховочная веревка должна быть навешена прямо над лестницей, участник находится на одном конце страховочной веревки, а на другом ее конце – инструктор.

D. Позиция инструктора;При статической страховке инструктор обычно находится на земле, где он контролирует правильность выполнения страховки участником. При динамической системе страховки, он должен закрепить себя на страховочной веревке рядом с лестницей.

E. Потенциальные проблемы:При использовании статической страховки участнику может не хватить сил взобраться или спуститься по лестнице, ему может понадобиться помощь. Прежде чем закрепить участника на страховке и разрешить ему выполнение задания, убедитесь, что ни лестница, ни веревка не запутаны, все в порядке и участник может начинать упражнение. Всегда до начала упражнения проверяйте состояние ступеней лестницы, так как ступени разрушаются быстрее всего.

F. Подсказка: Чтобы облегчить выполнение задачи на этом элементе, можно разрешить кому-либо придерживать лестницу снизу.

 

Молния – Pole Zip (№47).

А. Описание деятельности:Это одно-дюймовая полипропиленовая веревка. Одна должна быть на противоположном конце для страховки участника, когда участник съезжает по веревке, он должен начать бег еще до того, как его ноги коснутся земли.

B. Статическая страховка:Это должен быть вид динамической страховки на случай, если участник отпустит петли из рук. Участник закрепляется на полипропиленовой веревке или к ручным петлям, в зависимости от того, какой виц страховки использован.

C.Динамическая страховка:Динамическую страховку не используют обычно на этом элементе.

D.Позиция инструктора:Инструктор должен находиться наверху, на платформе, помогая участнику правильно закрепить страховку.

E.Потенциальные проблемы:Внимательно следите за правильностью использования страховки. Убедитесь, что на веревках нет перекручивания и узлов, прежде чем участник совершит прыжок. Следите за правильной длиной веревки статической страховки. Она должна быть достаточно длинной, чтобы оставлять участнику свободу движения, но и достаточно короткой, чтобы предохранить участника от удара о землю. Напомните участнику, что он не должен сгибать колени, чтобы не оцарапать их о землю, и не должен волочить ноги по земле. Он должен бежать еще в воздухе, а коснувшись земли он просто продолжит этот бег.

F.Подсказка:Добивайтесь того, чтобы участник начал движение ногами, как во время бега, еще в воздухе, едва оттолкнувшись от платформы. После того, как вы пристегнули участника к страховке, подбадривайте его, готовя к прыжку. Чем дольше он будет раздумывать, и оставаться на платформе, тем труднее решиться на прыжок. Участники иногда требуют много внимания и много сил и времени инструктор, может потратить на уговоры, но НИКОГДА инструктор не может физически подтолкнуть участника, даже если тот об этом просит.

 

РОЛЬ ИНСТРУКТОРА

Инструктор веревочного курса должен усвоить несколько различных правил. Самое важное: инструктор постоянно помнит и знает о безопасности, предупреждении, корректировки или остановке любой деятельности, связанной с риском. Инструктор ответственен за создание позитивной атмосферы, задает тон общения при выполнении задач. Задачи он тщательно подбирает и корректирует для каждой отдельной деятельности, облегчать деятельность группы, помогать участникам объединяться. Инструктор должен руководить всем, что происходит на курсе. Вы обязаны, не ожидая, остановить или откорректировать деятельность, если участники что-то неправильно или не выполняют правила безопасности.

 

Маятник или "Тарзанка" – Pendulum Swing (№49-52).

Отважный участник выполняет спуск на качелях.

A.Описание деятельности:Участник прыгает с платформы, используя одно-дюймовую веревку, после прыжка раскачиваясь на веревке над землей на расстоянии 5-6 футов. Когда веревочный маятник начнет останавливаться, страхующий с земли может подойти и помочь участнику спуститься на землю. Обычно на веревочном маятнике есть петля для ноги, что укрепляет позицию участника.

B.Статическая страховка:Участник должен быть пристегнут от беседки к веревке маятника. Можно пристегнуться к петле для ноги, что укрепляет позицию участника.

C.Динамическая страховка:Как правило, не используется.

Р. Позиция инструктора:Инструктор находится на деревьях, рядом с платформой, следит за правильностью страховки.

E.Потенциальные проблемы:Прежде чем участник совершит прыжок, проверьте, отстегнулся ли он от дерева и пристегнулся ли к веревке, не запутался ли он в веревках, нет ли узлов и т.д. Убедитесь, что он пристегнут от нижней беседки, не «клешнями». Проверьте, готовы ли страхующие на земле оказать участнику помощь после прыжка.

F.Подсказка:Скажите участнику, чтобы он, опираясь ногой в петлю, натянул веревку между петлей и местом, где он держится за веревку руками. Если веревка на этом участке будет болтаться, ее можно вырвать из рук. Советуйте участнику прыгать сразу, как только готова страховка, потому что чем дольше раздумываешь, тем страшнее бывает решиться на прыжок. И снова напоминаем: НИКОГДА не толкайте участника, даже если он просит вас об этом.

 

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ

Нижние веревки

Всегда проверяйте правильность и надежность страховки. Если кто-нибудь упал, не имеет значения, с какой высоты, он должен оставаться на земле и не двигаться, пока оба – инструктор и тот, кто упал, не убедятся точно, что он не пострадал. Только после этого инструктор помогает упавшему участнику медленно и осторожно подняться. Если инструктор и участник убеждены, что участник чувствует себя хорошо, можно продолжить упражнение, но лучше проконсультироваться у медицинского работника и действовать по его рекомендации.

Если возникли проблемы, участник должен оставаться, не двигаясь, на земле. О том, как необходимо вести себя в этой ситуации, нужно объяснить до начала любого вида деятельности на курсе. Если упавший все же успел подняться, попросите его лечь и ожидать помощи. Ответственного человека нужно срочно отправить за помощью. Наиболее квалифицированный сотрудник должен оставаться в это время с пострадавшим.

 

Верхние веревки

Первое действие, которое вы можете предпринять, если участник попал в трудную ситуацию, (не имеет значения – физические это трудности или психологические) – говорите с ним, выясняйте суть проблемы и попытайтесь, если это возможно, вывести его из затруднительного положения. Если эти усилия успеха не имели, то следующий шаг – как можно быстрее и осторожнее спустить человека вниз. Если участник находится на динамической страховке, то сделать это проще – участник будет спущен вниз на страховочной веревке. Если же он находится на статической страховке, инструктор должен организовать динамическую страховку над головой участника, пристегнуть его к новой страховке, убедившись, что все в порядке, открепить прежнюю, статическую и осторожно спустить участника на землю.

 

ПРОГРАММА

Занятий на инициативном веревочном курсе (вариант)

 

1. Можно работать со всей группой, можно разделить на подгруппы по 8-12 человек

2. Обсудите с группой философию предлагаемого курса, если это предусматривают цели и задачи, которые педагог

ставит перед группой или индивидуальными участниками.

3. Ознакомительные игры.

4. Разминки.

5. Знакомство с правилами и процедурами безопасности.

6. Деятельность на достижение и развитие чувства доверия.

7. Нижний уровень, продвижение от легких к более сложным элементам. (Инструктор все время должен держать на контроле возможности и способности группы, не перегружать участников).

8. Подведение итогов участия группы в первой ступени курса, обсуждение результатов взаимодействия.

9. Знакомство и обсуждение второй, высшей ступени.

10. Знакомство участников группы с содержанием и видами деятельности на этапе, оборудованием, использованным для организации верхнего уровня.

11. Правила и процедуры безопасности.

12. Определение партнеров.

13. Деятельность на элементах курса с последующим обсуждением.

14. Окончание работы на курсе. После окончания занятий необходимо снять нужное оборудование, прежде чем убрать снаряжение, необходимо тщательно проверить его.

 

Этот вариант программы – только рекомендательные предложения. Инструктор может выстроить свою программу в зависимости от задач и целей, которые стоят перед группой. Только деятельность, касающаяся безопасности и сохранности жизни и здоровья участников должна выполняться неукоснительно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как инструктор, вы должны помнить о своих главных обязанностях, в порядке важности:

1. Безопасность.

2. Правильная организация всех элементов курса, позволяющая выполнять все его задачи.

Необходимо также учесть ее возможности и особенности окружающей среды.

3. Помощь группе в достижении ею всех поставленных целей.

Как инструктор, вы в ответе за то, как проходят занятия на курсе. Не забывайте также принцип «приятное с полезным». Инструктор должен создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества в группе. Участники должны получать удовольствие от того, что они делают. Но инструктор должен также упрощать и облегчать задачи. Инструктор помогает группе преодолевать трудности, ведет участников к победе над проблемами и над собой!

Как инструктор, вы должны помнить: если у кого-либо из участников возникает вопрос, или кому-то требуется помощь – инструктор и есть тот человек, который отвечает на вопросы и оказывает необходимую помощь.

Как инструктор, вы должны знать: если вопросы и трудности возникают у вас, нужно без колебаний обратиться к квалифицированным специалистам.

 

ПРОВЕРКА СНАРЯЖЕНИЯ

После каждого занятия на элементах курса необходимо проверять снаряжение и оборудование:

1. Ослабьте узлы, где это необходимо, чтобы избежать износа веревок.

2. Проверьте, нет ли «разлохмаченных» участков на веревках и тросах, или других настораживающих признаков.

3. Нет ли подгнивших участков на деревянных элементах.

4. Проверяйте состояние гвоздей, нет ли проржавевших, хорошо ли они держатся.

5. Тщательно проверяйте все элементы курса, нет ли потенциальной опасности.

6. Проверяйте место проведения упражнений. До начала деятельности уберите камни, корни и другие предметы, представляющие потенциальную опасность.

Каждый элемент снаряжения и оборудования должен быть тщательно проверен до и после использования. Если возникают какие-либо вопросы по их состоянию, не допускается использование этого оборудования без инспектирования ответственным и квалифицированным специалистом. Квалифицированная проверка всего оборудования должна проводиться по соответствующему плану несколько раз в год.

Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.043 с.)