Всероссийский детский центр «орленок» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всероссийский детский центр «орленок»



Клименко Наталья Григорьевна

Авторизованный перевод

СБОРНИК

Методических материалов в помощь организаторам

Инициативного веревочного курса

ОРЛЕНОК – 1999


Обращение к читателям

 

Современное состояние общества привело к тому, что все больше продлевается детский возраст. В соответствии с Декларацией ООН о правах ребенка он достиг 18 лет. С одной стороны, это положительно, так как человеку предоставляется уникальная возможность развиваться последовательно, всесторонне, гармонически. С другой – мы, педагоги, все чаще наблюдаем проявления инфантильности, отчуждения от проблем общества, усиления девиантных проявлений подростков (наркомания, токсикомания, алкоголизация, жесткая агрессивность и т.п.). Все это говорит, что эмоционально-волевая сфера развития современных детей постепенно разрушается, нанося невосполнимый вред как ребенку, так и обществу в целом.

Работая несколько лет во Всероссийском детском центре «Орленок», в детских лагерях США. Я убедилась в актуальности этой проблемы и попыталась в настоящем сборнике изложить свой опыт, опыт моих коллег из США по использованию различных прикладных технологий по инициации волевой сферы развития детей. Еще древние говорили, что человек, преодолевая трудности, становится Человеком. Ниже вы познакомитесь с возможными вариантами включения подростков в ситуации преодоления страхов, формирования доверительной среды общения и отношений подростков друг с другом, с взрослыми, формирования положительного чувства отношения к себе и окружающим, воспитания ценностных ориентации подростков к окружающему миру и природе. Предлагаемый опыт уже долгие годы используется в программах деятельности детских лагерей США, России и ВДЦ «Орленок». Условное его название «Веревочный курс».

Авторизированный перевод технологий веревочного курса поможет заинтересовавшимся специалистам освоить его как в целом, так и отдельные его элементы. При этом надо помнить только об одном, являясь психотехнической технологией, он требует от педагога особой ответственности за бережное отношение к развитию индивидуальности подростка, сохранение его психоэмоционального и физического здоровья.

Я благодарю своих американских коллег Линду Гриер, Чарлза Акенбома за представленную возможность использовать опыт детского лагеря «Дружба» по описанию веревочного курса и освоения его технологии для работы с детьми.

Наталья Клименко.


ВВЕДЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ

 

Веревочный и инициативный курс создан для облегчения роста и развития многих аспектов индивидуальных качеств личности и социального взаимодействия. Этот курс предназначен для того, чтобы помочь личности расти как индивидуальности в ходе обучения взаимодействию в группе.

От индивидуальных перспектив, опыт веревочного курса может помочь в информировании самооценки, самоуважения и доверия. Появляется чувство уважения к себе в ходе выполнения порой достаточно сложных видов деятельности.

Участники в деятельности веревочного курса подвергают испытанию ум и тело, способствуют воспитанию в себе стремления к успеху. Занятия на этом курсе помогают преодолевать свои страхи и развивают воображение и способность решать различные проблемы. Опыт участия в веревочном курсе укрепит знания, доставит огромное наслаждение от деятельности на открытом воздухе и научит подростка, как нужно воспринимать реальность.

В ходе преодоления трудностей развиваются различные качества людей. От деятельности на этом курсе – огромная польза и для всей группы участников. Групповая деятельность задумана так, чтобы помочь в развитии вербальных и невербальных навыков общения. Деятельность в группе помогает личности стать частью команды, не растворяясь, не теряя самого себя. Человек узнает, какое преимущество в усилиях всей группы, учится уважению и доверию. Он также научится тому, как реагировать на различные проявления каждого члена группы и тому, что в каждом человеке есть что-то особенное, ценное. Работа в команде демонстрирует необходимость взаимной поддержки и взаимопомощи, сотрудничества для того, чтобы достичь успеха в выполнении поставленных задач.

Существует очень много определений успеха на веревочном курсе. Для каждой группы соответственно определяются разные задачи. У веревочного курса огромные способности и возможности, которые можно использовать весьма разнообразно. Но необходимо помнить одну очень важную вещь и для индивидуальной, и для групповой деятельности: несмотря на то, что веревочный курс – это место, где решаются серьезные задачи, каждому, кто работает на этом курсе, должно быть весело и интересно!

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

 

Для вас, инструктора, безопасность участников – самый главный аспект деятельности на веревочном курсе. Веселье и возможности роста занимают только следующее за этой задачей место, за процедурами безопасности, которые твердо установлены. Инструктор должен создать настроение, задать тон и создать в группе отношение заботы друг к другу, чтобы каждый участник чувствовал себя в группе комфортно. Каждый участник должен осознать ответственность за безопасность на курсе. Перед каждым новым элементом курса, инструктор объясняет правила безопасности на этом этапе. Кроме того, инструктор должен проверить все оборудование и снаряжение до начала деятельности, проверить, нет ли камней, сучьев или других опасностей, очистить территорию. Инструктор должен всегда быть со своей группой, ни в коем случае он не должен оставлять группу. Инструктор также должен напоминать участникам, чтобы они сняли кольца, серьги, галстуки, часы и другие украшения, вынули острые предметы из карманов. Участники должны быть в обуви, волосы убраны, курение запрещено.

Должно отводиться достаточно времени для объяснения правил страховки. Необходимо добавить точного выполнения правил страховки на протяжении всего времени пребывания на курсе.

 

Правила техники страховки:

1. Беречь голову, шею, спину. Никогда не разрешайте участникам вставать друг другу на спину.

2. Закрепите позицию для страховки участника, находящегося выше страхующего: руки немного разведены, подняты выше головы.

3. У страхующего, одна нога должна располагаться впереди, другая – в упоре сзади, чтобы обеспечить себе наибольшую устойчивость и равновесие.

4. Расположитесь так, чтобы поддерживать участника за руку между запястьем и плечом.

5. Используйте свое тело, чтобы при необходимости остановить или препятствовать падению другого участника.

6. Помните о поддержке и предупредительной страховке, удерживаясь от того, чтобы просто ловить участника.

7. При страховке следите, чтобы ваша спина, во избежании травм, оставалась прямой. Используйте ваше тело, подаваясь вперед, чтобы остановить падение страхуемого.

8. Страхующий при необходимости перемещаться, находясь с разных сторон страхуемого, там, где всего нужнее страховка.

Немаловажен дух поддержки, ощущение доверия и безопасности, которые дает участнику ответственный страхующий.

 

 

ИГРЫ

 

Игры на знакомство

 

Игры с именами. Образуйте круг. Начиная с себя, назовите свое имя и что-нибудь, с чем (с кем) вы хотите себя ассоциировать. Например, это может быть еда, животное, растение, деятельность, какое-то слово, начинающееся с той же буквы, что и ваше имя, рифма, или что-то, что является для вас ценностью. Следующий за вами участник называет ваше имя и ваше слово-ассоциацию, затем также представляет себя. Игра идет по принципу «снежного кома», пока все в кругу не назовут себя.

Игры в кругу. Предложите своей группе, не произнося ни слова, построится по росту, в алфавитном порядке, по возрасту, в соответствии с месяцем, днем рождения и т.д.

 

Разминка

 

Для шеи.

Примите удобное положение, затем склоните голову к левому плечу, затем на грудь, затем к правому плечу.

 

Дня мышц спины.

Нош на ширине плеч. Выполните наклон вперед, просунув руки между ног, считайте до пяти. Затем выпрямитесь, руки, следуя за телом, оказываются над головой. А теперь наклонитесь назад, стараясь не прогибать спину.

 

Наклоны туловища.

Ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Выполняйте наклоны во всех направлениях на пять счетов.

Для ног.

Лягте на пол, руки вытянуты по бокам. Перенесите правую ногу над левой рукой, держать пять секунд. Помните: правую ногу вернуть в исходное положение, левую расположить над правой рукой. Повторить три раза.

 

Круги запястьями.

Вращайте кистями по кругу, разминая мышцы запястий.

 

Касания за спиной.

Удобно стоя или сидя, одну руку заведите за спину через плечо, другую – снизу. Постарайтесь, чтобы ваши пальцы соприкоснулись. Посчитайте до пяти. Смените положение рук.

 

Щиколотка

Большой палец ноги упирается в пол (землю). Выполняйте вращательные движения ногой вокруг этого пальца. Теперь повторить это же упражнение для второй ноги.

 

«Растяжка».

Захватите правую ногу за щиколотку, наклонитесь вперед, стараясь коснуться земли левой рукой, и наоборот.

 

«Разминка гребца».

Найдите партнера. Сидя на земле, упритесь ступнями обеих ног в ступни партнера. Возьмитесь за руки и очень мягко, держась за руки, надавите ступнями.

 

«Дуэт».

С партнером встаньте спина к спине, замкнув руки в локтях, наклонившись вперед, осторожно подержите несколько секунд. Поменяйтесь местами.

Люди, у которых есть хоть какие-нибудь проблемы со спиной, не должны выполнять это упражнение.

 

 

 

УЧИМСЯ ДОВЕРИЮ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.238.173 (0.032 с.)