Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методический руководитель - Пуртова Т.В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Педагогический анализ занятия 1. Посетить занятие, проводимое воспитателем, в одной из возрастных групп детского сада (вид занятия, возрастная группа – выбираются студентом, в соответствии с рекомендациями методиста ДОУ); 2. Проанализировать занятие по предложенной схеме. Схема анализа занятия: 3. Педагогическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и задачами: 1.1. тема, цели и задачи занятия; 1.2. структура занятия и ее педагогическое обоснование. 4. Педагогическая оценка содержания занятия: 2.1. педагогическое качество учебного материала; 2.2. приемы организации детей на занятии для побуждения их к активности; 2.3. соответствие данного познавательного материала возрастным особенностям детей, их жизненному опыту; 5. Управление познавательной деятельностью детей и ее проявление на занятии: 3.1. организация внимания, восприятия, памяти и др. познавательных процессов; 3.2. методы и способы управления познавательной деятельностью детей; 3.3. учет ранее усвоенных знаний, предшествующего опыта детей; 3.4. постановка вопросов детям; 3.5. формирование учебных действий на занятии: практических, коммуникативных, оценочных, познавательных. 6. Воспитательное воздействие личности воспитателя и его деятельности на занятии: 4.1. способность воспитателя обучать технике учебной деятельности; 4.2. требования воспитателя к детям, отношение детей к этим требованиям; 4.3. оценка воспитателем результатов деятельности детей и реакция детей на эту оценку; 4.4. формирование у детей самостоятельности и критичности анализа, как это проявлялось у детей; 4.5. выводы и предложения. 7. Общая оценка занятия: достижение на занятии поставленной цели, показатели: 5.1. соответствие занятия современным дидактическим требованиям; 5.2. удачные моменты в деятельности воспитателя, предложения по подготовке к следующему занятию. Требования к педагогическому анализу занятия 1. Анализ занятия должен содержать вдумчивое, аргументированное, подтвержденное конкретными фактами, изложение увиденного в процессе занятия. 2. В анализ занятия входит отношение и оценка каждого студента по содержанию всех обозначенных разделов: 1) педагогическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и задачами; 2) педагогическая оценка содержания занятия; 3) управление познавательной деятельностью детей и ее проявление на занятии; 4) воспитательное воздействие личности воспитателя и его деятельность на занятии; 5) выводы и предложения. 3. Анализ занятия должен сопровождаться подписью методиста ДОУ (дата, печать ДОУ). Отчетная документация: 1) анализ занятия II. Ознакомление с особенностями методической работы в ДОУ
1) Ознакомиться с программой ДОУ и его предметно-развивающей средой; 2) Проанализировать перспективный (годовой) план методической работы ДОУ (выявить связь с внедрением и реализацией программы ДОУ); 3) Изучить изыскательно-инновационную деятельность ДОУ (на материалах беседы с заведующей, методистом и анализа соответствующей документации). Схема анализа методической работы ДОУ: 1) В каких направлениях и через какие формы работы осуществляется методическая работа в ДОУ? 2) Каким образом в годовом плане ДОУ отражена информация, связанная с внедрением и реализацией программы ДОУ? 3) Приведите примеры инновационной деятельности коллектива: нововведений, изменений и пр. Насколько они целесообразны. Формы и методы инновационной работы в дошкольном учреждении. Ведет ли коллектив или отдельные воспитатели экспериментальную работу? Отчетная документация: 1) Анализ методической работы ДОУ.
Задание №4.
Диагностика и анализ отклонений в семейном воспитании с помощью методики АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса 1. Ознакомиться с опросником «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса и провести диагностику отклонений в семейном воспитании (обследуются родители одного ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего проблемы в поведении (см. задание 2)). 2. Выявить психологическиепричины отклонений в семейном воспитании (на уровне предположений); 3. Разработать способы коррекции семейных взаимоотношений в исследуемой семье (в виде рекомендаций родителям).
Описание методики: Опросник АСВ позволяет выявить наличие или отсутствие шести психогенных стилей воспитания (см. описание шкал ниже). Отсутствие всех этих шести стилей интерпретировалось авторами как наличие непсихогенного, гармоничного стиля воспитания у родителя. Инструкция для родителей: Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то в графе «отметка о согласии/несогласии» поставьте «+». Если Вы в общем не согласны — поставьте «—». Если очень трудно выбрать, то поставьте вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5. В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами. На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать. Таблица 1 Текст опросника АСВ Для родителей детей в возрасте 3—10 лет
Описание шкал опросника: Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г–) Речьидет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция). Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил ивнимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+ опросника АСВ). Гипопротекция (шкала Г–). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «недоходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+ и У–) Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции (поскольку родитель много занимается воспитанием) и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения. Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание – для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+ При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий. Игнорирование потребностей ребенка (шкала У–). Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаше страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем. Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т– и 3+, 3–) Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет, – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций со стороны родителей – от мягкого осуждения до суровых наказаний. Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т–; 3+, 3–; С+, С–. Требования-обязанности – это перечень повседневных обязанностей ребенка по отношению к себе и по отношению к другим членам семьи. Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации. Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т–). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому. Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов. Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания – «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует реакции оппозиции и эмансипации, у астеничных – предопределяет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов; а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка. Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала 3–). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и особенно неустойчивого типа. Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С–) Чрезмерность санкций (шкала С+) (тип воспитания «жесткое обращение»). Для родителей характерны приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости. Минимальность санкций (шкала С–). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.27.122 (0.009 с.) |