Методический руководитель - Пуртова Т.В.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методический руководитель - Пуртова Т.В.



I. Педагогический анализ занятия

1. Посетить занятие, проводимое воспитателем, в одной из возрастных групп детского сада (вид занятия, возрастная группа – выбираются студентом, в соответствии с рекомендациями методиста ДОУ);

2. Проанализировать занятие по предложенной схеме.

Схема анализа занятия:

3. Педагогическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и задачами:

1.1. тема, цели и задачи занятия;

1.2. структура занятия и ее педагогическое обоснование.

4. Педагогическая оценка содержания занятия:

2.1. педагогическое качество учебного материала;

2.2. приемы организации детей на занятии для побуждения их к активности;

2.3. соответствие данного познавательного материала возрастным особенностям детей, их жизненному опыту;

5. Управление познавательной деятельностью детей и ее проявление на занятии:

3.1. организация внимания, восприятия, памяти и др. познавательных процессов;

3.2. методы и способы управления познавательной деятельностью детей;

3.3. учет ранее усвоенных знаний, предшествующего опыта детей;

3.4. постановка вопросов детям;

3.5. формирование учебных действий на занятии: практических, коммуникативных, оценочных, познавательных.

6. Воспитательное воздействие личности воспитателя и его деятельности на занятии:

4.1. способность воспитателя обучать технике учебной деятельности;

4.2. требования воспитателя к детям, отношение детей к этим требованиям;

4.3. оценка воспитателем результатов деятельности детей и реакция детей на эту оценку;

4.4. формирование у детей самостоятельности и критичности анализа, как это проявлялось у детей;

4.5. выводы и предложения.

7. Общая оценка занятия: достижение на занятии поставленной цели, показатели:

5.1. соответствие занятия современным дидактическим требованиям;

5.2. удачные моменты в деятельности воспитателя, предложения по подготовке к следующему занятию.

Требования к педагогическому анализу занятия

1. Анализ занятия должен содержать вдумчивое, аргументированное, подтвержденное конкретными фактами, изложение увиденного в процессе занятия.

2. В анализ занятия входит отношение и оценка каждого студента по содержанию всех обозначенных разделов:

1) педагогическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и задачами;

2) педагогическая оценка содержания занятия;

3) управление познавательной деятельностью детей и ее проявление на занятии;

4) воспитательное воздействие личности воспитателя и его деятельность на занятии;

5) выводы и предложения.

3. Анализ занятия должен сопровождаться подписью методиста ДОУ (дата, печать ДОУ).

Отчетная документация:

1) анализ занятия

II. Ознакомление с особенностями методической работы в ДОУ

 

1) Ознакомиться с программой ДОУ и его предметно-развивающей средой;

2) Проанализировать перспективный (годовой) план методической работы ДОУ (выявить связь с внедрением и реализацией программы ДОУ);

3) Изучить изыскательно-инновационную деятельность ДОУ (на материалах беседы с заведующей, методистом и анализа соответствующей документации).

Схема анализа методической работы ДОУ:

1) В каких направлениях и через какие формы работы осуществляется методическая работа в ДОУ?

2) Каким образом в годовом плане ДОУ отражена информация, связанная с внедрением и реализацией программы ДОУ?

3) Приведите примеры инновационной деятельности коллектива: нововведений, изменений и пр. Насколько они целесообразны. Формы и методы инновационной работы в дошкольном учреждении. Ведет ли коллектив или отдельные воспитатели экспериментальную работу?

Отчетная документация:

1) Анализ методической работы ДОУ.

 

 

Задание №4.

 

Диагностика и анализ отклонений в семейном воспитании с помощью методики АСВ

Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса

1. Ознакомиться с опросником «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса и провести диагностику отклонений в семейном воспитании (обследуются родители одного ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего проблемы в поведении (см. задание 2)).

2. Выявить психологическиепричины отклонений в семейном воспитании (на уровне предположений);

3. Разработать способы коррекции семейных взаимоотношений в исследуемой семье (в виде рекомендаций родителям).

 

Описание методики:

Опросник АСВ позволяет выявить наличие или отсутствие шести психогенных стилей воспитания (см. описание шкал ниже). Отсутствие всех этих шести стилей интерпретировалось авторами как наличие непсихогенного, гармоничного стиля воспитания у родителя.

Инструкция для родителей:

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то в графе «отметка о согласии/несогласии» поставьте «+». Если Вы в общем не согласны — поставьте «—». Если очень трудно выбрать, то поставьте вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать.

Таблица 1

Текст опросника АСВ

Для родителей детей в возрасте 3—10 лет

 

Утверждения опросника Отметка о согласии «+» или несогласии «-»
Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).  
У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) —пообщаться, поиграть.  
Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.  
Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).  
Наш ребенок имеет больше обязанностей — в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.  
Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит.  
Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.  
Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.  
Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.  
Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).  
Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал(а) бы.  
Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга(супругу).  
Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.  
Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.  
У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.  
Общение с детьми в общем-то утомительное дело.  
У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.  
Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (жена) не мешал(а) бы мне.  
Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.  
Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.  
Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.  
Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.  
Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она ни стоила.  
Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).  
Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).  
Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).  
Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.  
Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.  
Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.  
Я очень редко ругаю сына (дочь).  
В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.  
Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.  
Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.  
Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.  
Мой ребенок растет слабым и болезненным.  
Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.  
У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.  
Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).  
Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.  
Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.  
Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.  
Мне много раз пришлось пропускать родительское собрание.  
Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.  
Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.  
Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.  
Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.  
Главное, чему родители могут научить своих детей, — это слушаться.  
Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.  
Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.  
По характеру я — мягкий человек.  
Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.  
Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.  
Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.  
Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.  
Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).  
Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.  
Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.  
Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).  
Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.  
Женщина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем мужчина.  
Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.  
Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.  
Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.  
Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.  
У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.  
Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.  
Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.  
Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.  
Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.  
От наказаний мало проку.  
Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень строги.  
Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.  
Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).  
Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).  
В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему(ей) многое позволять.  
Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.  
С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует, — это постоянные строгие наказания.  
Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.  
Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.  
Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.  
Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье.  
Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.  
Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он (она) хочет.  
Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.  
Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.  
У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.  
Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.  
В нашей семье так принято, что ребенок делает что хочет.  
Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.  
Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.  
Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.  
Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка в него влюбилась бы.  
Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.  
В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.  
Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жив.  
Нередко завидую тем, кто живет без детей.  
Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.  
Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.  
Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.  
Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.  
Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.  
Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).  
Желание моего сына (дочери) — для меня закон.  
Мой сын очень любит спать со мной.  
У моего сына (дочери) плохой желудок.  
Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.  
Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.  
Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.  
Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.  
Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.  
Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.  
Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.  
Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.  
Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).  
Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».  
Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.  
Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.  
Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.  
Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.  
Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома —в яслях, детском саду, у родственников.  
У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.  
Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.  
У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.  
Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).  
Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.  
Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (моя жена).  
Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты и т.д.).  
Мой сын говорил мне — вырасту, женюсь на тебе, мама.  
Мой сын (дочь) часто болеет.  
Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.  

 

Описание шкал опросника:

Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г–)

Речьидет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил ивнимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+ опросника АСВ).

Гипопротекция (шкала Г–). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «недоходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+ и У–)

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции (поскольку родитель много занимается воспитанием) и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения.

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание – для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+ При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У–). Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаше страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т– и 3+, 3–)

Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет, – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.

Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать.

Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций со стороны родителей – от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т–; 3+, 3–; С+, С–.

Требования-обязанности – это перечень повседневных обязанностей ребенка по отношению к себе и по отношению к другим членам семьи.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т–). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания – «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует реакции оппозиции и эмансипации, у астеничных – предопределяет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов; а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала 3–). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и особенно неустойчивого типа.

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкалы С+ и С–)

Чрезмерность санкций (шкала С+) (тип воспитания «жесткое обращение»). Для родителей характерны приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости.

Минимальность санкций (шкала С–). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.98.69 (0.014 с.)