Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуационные упражнения (см. стр. 11).

Поиск

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

«Становление и развитие института социальной ответственности»

ПЛАН:

1. Используя материалы лекции, а также другие источники (интернет, книги, монографии, статьи и пр.) ответьте на вопросы (письменно):

1. Понятие термина «социальная ответственность».

2. В чем заключается уникальность международного стандарта по социальной ответственности ISO 26000?

3. История становления и развития социальной ответственности.

4. Развитие КСО в Украине.

 

2. Тестовые задания (см. стр. 9).

Ситуационные упражнения (см. стр. 11).


ЛЕКЦИЯ 1. Становление и развитие института социальной ответственности.

В лекции освещена история становления и развития корпоративной социальной ответственности (КСО) в мире и Украине, показано, как с годами менялся смысл термина «КСО», даны основные характеристики КСО.

 

ВОПРОСЫ:

Определение термина «социальная ответственность»

История становления и развития социальной ответственности

Развитие КСО в Украине.

Определение термина «социальная ответственность»

Корпоративная социальная ответственность (КСО) до 2010 года была концепцией, было около 80 различных определений, как: корпоративное гражданство, благотворительность, социальная ответственность бизнеса, линия тройного критерия и т. п., что влияло на абстрактное понимание КСО и невозможность сравнения социальной ответственности одной компании с другой.

Майкл Хопкинс в 2003 году отметил, что «без общего языка мы реально не знаем, что наш диалог с компаниями является услышанным и реализованным последовательно». Том Додд, ответственный за политику КСО в Европейской Комиссии, поддерживает эту позицию, считали, что иногда различная терминология не способствует пониманию и поддержке.

В 2010 году, после пяти лет разработки был принят стандарт - международное руководство по социальной ответственности ISO 26000, который обобщил единое толкование различных терминов КСО.

Уникальность стандарта заключается в том, что:

1. Около 450 экспертов из 99 стран мира разрабатывали стандарт;

2. Эксперты-разработчики представляли различные заинтересованные стороны: правительственные и негосударственные организации, профсоюзы, бизнес-организации, организации защиты прав потребителей и исследовательские институты;

3. ISO 26000 охватывает социальную ответственность различных групп заинтересованных сторон, поэтому слово «корпоративная» исключен из названия: ISO 26000 является международным руководством по социальной ответственности;

4. Впервые дано толкование около 27 терминов, касающихся проявлений, реализации и измерения социальной ответственности;

5. Стандарт не подлежит обязательной сертификации, в отличие от других стандартов управления Международной организации стандартизации ISO.

6. ISO 26000 является первым всемирно согласованным пошаговым руководством для реализации социальной ответственности организации любой группы.

По определению ISO 26000, «социальная ответственность - это ответственность компании за влияние ее решений и действий на общество, окружающую среду путем прозрачной и этического поведения, которая:

• способствует устойчивому развитию, в т.ч. здоровью и благосостоянию общества;

• учитывает ожидания заинтересованных сторон;

• соответствует действующему законодательству и международным нормам поведения;

• интегрированная в деятельность организации и практикуется в ее отношениях с другими.

 

История становления и развития социальной ответственности

Социальная ответственность была распространа с 1953 года, а со временем, в соответствии с ростом компаний, становилась все более структурированной. Соответственно, пытаясь проследить основные вехи на пути развития концепции КСО как теоретического ядра, можно выделить работы таких авторов, как Г. Боуэн, К. Дэвис, Р. Бломстром, Дж. Мак гуиро, С. Сети, А. Кэролл.

Этап первый. Становление.

В 1953 году появляется книга Говарда Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена», которая стала началом развития современной литературы о КСО. Книга была отмечена А. Кэроллом как книга, открывающая новую эпоху социальной ответственности в двадцатом веке. По мнению Г. Боуэна, социальная ответственность бизнесмена заключается в «реализации такой политики, принятии таких решений или выбора такой линии поведения, которые были бы желательными с позиций целей и ценностей общества».

Итак, первым историческим периодом развития КСО является отрезок 1920-1950 годов.

Этап второй. Новые темы КСО

60-е годы сказались возникновением некоторых новых тем в аспекте корпоративной социальной ответственности - рассматриваться в управленческом контексте.

70- е годы отмечаются появлением высказывания известного Мильтона Фридмана о том что "существует одна социальная ответственность бизнеса - использовать свои ресурсы и привлекать к активности, направленных на повышение своих доходов, настолько долго, насколько компания остается в условиях некоторых правил игры, т.е. стремления к открытой и свободной конкуренции, без обмана и махинаций

Третий этап. Связь между КСО и устойчивым развитием

80-е годы стали одними из самых главных в контексте развития КСО. В этот период развивается теория стейкхолдеров Фридмана, начинаетсяобсуждение организационной структуры для управления корпоративной социальной ответственностью и впервые появляется концепция устойчивого развития. В 1987 году Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию опубликовала Отчет Брундтланд «Наше общее будущее», где было указано, что «устойчивое развитие - это развитие, которое отвечает потребност ям сегодняшнего дня и не ограничивает способности будущих поколений в удовлетворении их потребностей».

Четвертый этап. Становление бизнес-кейса для КСО

90-е годы отличались развитием концепции КСО, большим количеством научных работ по этой тематике. В этот период возникает и теория мотиваций компании по реализации КСО. «Чтобы достигнуть устойчивого развития, охрана окружающей среды должна составлять интегральную часть процесса развития и не может рассматриваться отдельно».

Этап пятый. Институализация КСО на национальных уровнях, появление международных стандартов.

XXI век дал новый толчок развитию социальной ответственности за принятие стандарта - международного руководства по социальной ответственности ISO 26000, припонятие национальных стратегий или государственных программ по социальной ответственности (Словакия, Литва, Дания и др.)., институализация КСО на национальных уровнях (в Великобритании была введена должность министра по КСО без портфеля, отдел по КСО в правительстве Дании).

Так, в начале XXI века концепция «корпоративной социальной ответственности» существенным образом трансформировалась.

Развитие КСО в Украине

Развитие корпоративной социальной ответственности в Украине можно разделить на четыре этапа, начиная с 2005 года. Несмотря на то, что концепция КСО в Украине начала распространяться в XXI веке, ее развитие происходит достаточно динамично.

Началом развития движения корпоративной социальной ответственности в Украине можно считать декабрь 2005 года, когда был проведен Форум «Корпоративная социальная ответственность и Глобальный договор» с участием представителей украинского правительства, бизнес - сообщества, Организации Объединенных Наций, международных и местных не правительственных организаций, средств массовой информации и университетов. Целью Форума было развитие диалога между различными группами заинтересованных сторон по корпоративной социальной ответственности и мобилизация основной группы компаний относительно возможности подписания Глобального договора (ГД). Подписание стало возможным запуска инициативы «Глобального договор» в Украине 25 апреля 2006 года. Первыми подписантами стали 34 ведущие украинские и международные компании, ассоциации и организации гражданского общества, среди которых были «Кока-Кола БевериджизУкраинаЛТД», СКМ, «ТетраПакУкраина«,»ТНК-ВР Украина» и другие. В конце 2005 года был создан Форум социально ответственного бизнеса (СОБ) в Украине и разработан Меморандум о СВБ, подписав который украинские компании-лидеры объединили свои усилия по развитию КСО. Стоит отметить, что эта инициатива была начата украинская PR-Лигой, что подчеркивает тесную связь между отделами PR и КСО на первом этапе развития КСО.

Второй этап развития (2007 год) характеризуется повышением осведомленности по КСО в Украине и первыми усилиями компаний переосмыслить и воплотить стратегические принципы в испоьзования развития КСО. Различные заинтересованные стороны начинают проводить круглые столы по КСО, среди которых следует отметить два больших мероприятия, открыли границы для участия иностранного экспертного сообщества. Деловой журнал «Эксперт» организовал первую международную конференцию по КСО в апреле 2007 года, а Глобальный договор совместно с МТС и журналом «Эксперт» провели первый Медиа Саммит по КСО - 1 ноября 2007

Украина присоединилась к международной группе по разработке нового международного стандарта по социальной ответственности ISO 26000 и было выбрано шесть национальных экспертов от различных групп заинтересованных сторон.

2008 открыл новый - третий, наиболее плодотворный этап развития КСО, в рамках которого были подготовлены и представлены социальные отчеты компани й, две из которых были разработаны по стандартам Глобальной инициативы по отчетности (GRI): социальный отчет банка «Надра» и компании «ДТЭК». Сеть Глобального Договора была институализированная и признана ГД ООН наиболее динамичной сетью ГД в Восточной Европе. Был создан Совет Глобального Договора, в которой избрали представителей: украинских и международных компаний, федераций работодателей, профсоюзов. Был сделан первый акцент на проблеме изменения климата - сеть Глобального Договора начата кампания «Go Green», которое подписали топ-менеджеры 23 ведущих компаний Украины и экологических НПО. Деловой журнал «Контракты» и его рейтинговое агентство «Гвардия» составили первый рейтинг наиболее социально ответственных компаний. Украинская компания СКМ стала «золотым спонсором» международной конференции по корпоративной социальной ответственности в Восточной Европе, которая проводилась Ethical Corporation за пределами Украины-в Праге, Чехия.

Другой знаковый этап - рациональный подход корпоративной социальной ответственности и понимания разницы между КСО как стратегии ведения бизнеса и благотворительностью. Происходит отделение личных фондов акционеров от компаний, акционерами которых они являются, - например благотворительный фонд «Развитие Украины» был отделен от компании СКМ и стал личным фондом Рината Ахметова, акционера компании СКМ. Центр ровития КСО при поддержке Фонда «Восточная Европа», компаний СКМ, Фокстрот, ВОЛЯ и РУСАЛ впервые проводит исследование относительно понимания КСО и осведомленности ISO 26000 среди различных заинтересованных сторон, а также КСО распространяется в регионы - Центр проводит круглые столы и тренинги по КСО в 10 регионах Украины.

2009 - 2010 годы как четвертый этап развития КСО в Украине имеет признаки медленного развития и сконцентрированной внимание на экоменеджмента и других практиках по сохранению окружающей среды. Проводится первый украинский бизнес-саммит на высшем уровне по вопросам изменения климата, где были представлены первые результаты исследования по изменению климата. Другой особенностью этого этапа является получение устойчивости развития КСО, через привлечение высших учебных заведений в КСО. Был издан первый путеводитель по КСО. Центр развития КСО создал сеть «КСО в образовании», в которую вошли 22 университета.

Начинается проект по поддержке UNITER «Разработка национальной повестки по КСО». Проведено первую выставку социальных и экологических проектов компаний в Украине, основан Национальный конкурс бизнес-кейсов по КСО, за уникальным форматом, подготовленным Центром Развитие КСО при поддержке компаний Ernst & Young, САН ИнБев Украина и МТС-Украина.

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ

Сегодня к теме социально ответственного бизнеса обращаются как никогда часто и на разных уровнях. Ведь социальная ответственность бизнеса предполагает поддержание баланса всех заинтересованных сторон: сотрудников, акционеров, партнеров, инвесторов, местных общин, а в целом - баланс экономической эффективности и социальной результативности деятельности компаний. Социальная ответственность позволяет доказать, что экономическая и социальная составляющие неразрывно связаны между собой, создавая таким образом основу ответственного ведения бизнеса.

В Украине бизнес готов к социальной ответственности, пусть это даже их первый или другой уровень. Но любые социальные проекты бизнеса могут быть малоэффективными из-за непонимания его действий со стороны государства, общества и других партнеров. Больше сдерживает социальные инвестиции бизнеса пассивность государства, что особенно остро проявляется в усло-вах кризиса. Вместе с тем, этот период идеально подходит для переоценки подхода к стратегии и реализации социальной ответственности бизнеса.

Для построения эффективной рыночной экономики и демократического общества Украины необходимо создать платформу для диалога между правительством, бизнесом и обществом. Корпоративная социальная ответственность (КСО) является одним из ключевых факторов для построения такого диалога. Степень развития КСО отражает уровень партнерства между компаниями, правительственными структурами и главными действующими лицами гражданского о общества по решению социальных и экологических проблем и ускорения развития общества.

Для современного бизнеса характерно повышенное внимание к вопросам социальной ответственности и корпоративной этики. Указанные аспекты давно уже стали неотъемлемой составляющей имиджа современных компаний и успеха в конкурентной борьбе. Мысль о том, что финансовое благополучие и этические нормы несовместимы, уже давно опровергнута практикой, которая доказала, что содержание этики - это залог успешного бизнеса. В противном случае негативная реакция со стороны потребителей, партнеров, инвесторов, конкурентов и других заинтересованных сторон неизбежно приведет к потере репутации и, наконец, к значительному сокращению прибыльности компании. Таким образом, социальная ответственность стала одним из приоритетов стратегий компаний. К тому же, это не только возможность формировать стабильный бизнес, значительно увеличивая его стоимость и повышая репутацию, но и активно влиять на формирование гражданского сообщества. Итак, это не просто дань тенденциям развития рынка, это вопрос стратегической важности, особенно в условиях кризиса.

Различные исследования дают возможность сделать предположение о возможных сце нариях развития социальной ответственности в условиях кризиса. Первый вариант - оптимистичный, реализуется, если кризис даст сильный импульс диалогу и взаимодействию компаний с заинтересованными сторонами. В этих условиях и концепция, и практика социальной ответственности бизнеса поднимутся на новый, более высокий содержательный и инструментальный уровень, который в дальнейшем обеспечит устойчивое развитие. Второй вариант - пессимистический. Согласно этому сценарию дискуссия, связанная с социальной ответственностью бизнеса, в результате кризиса девальвируется, и будет подвергнута общественной остракизму как малоэффективная, далекая от реальной практики форма позиционирования компаний на внешнем деловом и социальной среде. Можно предположить еще один путь или движение социальной ответственности бизнеса, связанный с кризисом - третий сценарий (или усовершенствованный первый), который, возможно, будет связан с определенным переоценки терминологии, содержания, задач по социальной ответственности бизнеса. В рамках такого сценария социальная ответственность бизнеса активнее соотносить действия компаний с их реальнми задачами и возможностями, а также с обязательствами, которые компании взяли на себя перед заинтересованными сторонами: персоналом, местной общиной, государством.

ГЛОССАРИЙ

Социальная ответственность - это ответственность компании за влияние ее решений и действий на общество, окружающую среду путем прозрачной и этического поведения, которая:

• способствует устойчивому развитию, в т.ч. здоровью и благосостоянию общества;

• учитывает ожидания заинтересованных сторон;

• соответствует действующему законодательству и международным нормам поведения;

• интегрированная в деятельность организации, и практикуется в ее отношениях с другими.

Стейкхолдер (заинтересованная сторона) - отдельное лицо или группа лиц, которая имеет интерес к любой активности организации или ее решения.

Глобальный Договор ООН - кодекс поведения, разработанный ООН, Щ ° состоит из десяти принципов в области прав человека, занятости, окружающей среды и борьбы с коррупцией.

Руководство для транснациональных предприятий Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - добровольные принципы и стандарты ответственного поведения бизнеса в различных сферах: трудоустройство и промышленные отношения, права человека, окружающая среда, раскрытия информации, борьба с коррупцией, интересы потребителей, конкуренция и налогообложение.

Всемирный совет бизнеса по устойчивому развитию - международная бизнес-сеть, задачей которой является развитие более тесного сотрудничества между бизнесом, правительством и другими организациями, изучается ют вопросы окружающей среды и устойчивого развития.

Принципы ООН по социальной ответственности инвесторов включают 6 принципов:

1. Учесть экологические и социальные аспекты деятельности в процессах инвестиционного анализа и принятия решений 2. Быть активными собственниками и включать вопрос о экологические и социальные аспекты в политике и практике собственности 3. Искать соответствующую информацию по вопросам экологических и социальных аспектов деятельности в отношении субъектов, в которые инвестируют ресурсы 4. Способствовать принятию и реализации принципов в инвестиционные сфере;

5. Сотрудничество для повышения эффективности работы по внедрению принципов;

6. Отчитываться о своей деятельности по внедрению принципов

Глобальная инициатива по отчетности (ГИЗ) (GRI, веб-страница - www.globaIreporting.org)

- Добровольная международная сеть, которая базируется на сотрудничестве между компаниями, организациями работодателей, инвесторов, аудиторов, общественных организаций и других заинтересованных сторон. Цель ГИЗ - обеспечение применения компаниями нефинансовой отчетности на основе тройного критерия - экономических, экологических и социальных показателей. ГИЗ разработала принципы и индикаторы для подобной отчетности и на сегодня является крупнейшей международной инициативой подобного рода.

Стандарт SA 8000 представляет собой стандарт сертификации по внедрению социальной ответственности из девяти вопросов детского труда, принудительного труда, гигиены труда и безо ки, свободы ассоциаций, дискриминации, дисциплинарной практики, продолжительности рабочего времени, оплаты труда и системы управления.

ISO 14001 - международный стандарт системы экологического менеджмента для организаций различных видов, основное внимание которого сосредоточено на определении экологических аспектов деятельности организации, соответствующих подходов к охране окружающей среды и оценки важнейших из них.

Экологический менеджмент и аудит (EMAS) является добровольной экологической инициативой ЕС, которая была разработана для совершенствования показателей организаций в сфере охраны окружающей среды. Данный стандарт был создан на основе ISO 14001, однако его требования несколько шире, в частности об экологических требований законодательства, экологических показателей, взаимодействия с заинтересованными сторонами и привлечение сотрудников.

ISO 26000 - международное руководство-стандарт по социальной ответственности относительно принципов и основных вопросов социальной ответственности, а также способов интеграции социально ответственного поведения в стратегии, практики и процессы деятельности организации. Стандарт ISO 26000 является добровольным, он не содержит никаких требований и не рассматривается как стандарт, подлежащей обязательной сертификации.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Результаты

Программа «Дорога к успеху» в течение четырех лет создала прецедент партнерских отношений между медиа, бизнес, благотворительной организацией и государством. Сотрудники компании «Эдипресс Украина», компаний-партнеров, читатели и клиенты участвуют в программе в качестве волонтеров, благотворителей и помощников. Программа «Дорога к успеху» укрепляет связь с читателями и лояльность партнеров.

За четыре года более 350 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в возрасте 14-17 лет прошли 20 дневных тренингов со специалистами по психологии, коммуникации, мотивации, постановки целей, планирования жизни и развития. Участник программы проходит целый цикл адаптации (две сессии), который может длиться от года до трех, в зависимости от потребности. Около 2500 детей приняли участие в программе социальной адаптации «Дорога к успеху» в различных формах. Более 60% участников программы продолжило обучение по выбранным специальностям. Работа проводится со школами-интернатами Киевской, Черниговской и Винницкой областей.

Социальный результат от реализации программы измеряется не сразу. Изменения отслеживаются через значительный промежуток времени. Компания корректирует свою благотворительную деятельность в зависимости от полученных отзывов от детей, тренеров, психологов и директоров школ-интернатов.

Вопросы для работы с ситуационным упражнением.

1. Опишите социальную ответственность медиа-группы Edipresse Group.

2. К какой составляющей социальной ответственности на основе ISO 26000 относится выше приведенная практика «ЕдипрессУкраща» (см. интернет).

3. На Ваш взгляд, как можно улучшить работу Благотворительного Фонда компании? Обоснуйте свой ответ.

4. На основе этого упражнения, опишите разницу между благотворительностью и корпоративной социальной ответственностью.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Корпоративна соціальна відповідальність: моделі та управлінська практика: підручник / Саприкіна М.А, Ляшенко О., Саєнсус М.А., Місько А.Г., Зінченко А.Г., (за науковою редакцією д.е.н., проф., засл. діяч науки і техніки України Редькіна О.С.).- К.: ТОВ «Фарбований лист», 2011. 480с.

2. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль биз­неса в России / [под ред. С. Е. Аитовченко, М. И. Корсакова] - М.: Ассоциация менедже­ров, 2003. - 100 с.

3. www.unglobalcompact.org.

4. www.csreurope.org.

5. www.cauxroundtable.org.

6. www.keidanren.or.jp.

7. www.globalsullivanprinciples.org.

8. www.globalreporting.org.

9. www.stakeholderalliance.org/sunstds.html.

10. www.accountability.org.uk.

11. www.sustainability-index.com.

12. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегиче­ское управление / Благов Ю. Е. // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. «Менед­жмент». - 2004. - № 3. - С. 17-34.

13. Гизатуллин А. В. Корпоративное управление, социальная ответственность и финансо­вая эффективность компании / Гизатуллин А. В. // Российский журнал менеджмента. - Т.

14. № 1, 2007. - С. 35-66.

15. КлосовскіВойцєх. Місцевий розвиток: щоцетаке? Фундаментальні питання практиків місцевого самоврядування», Доступно з - //http://www.civicportal.org/bibliotekal/l_ seminarium / Klosowski.pdf.

16. Матеріали веб-сайту: http://www.un.org.ua/ Соціальна відповідальність бізнесу: Розуміння та впровадження. - К., 2005. - С. 29.

17. Посібник із КСВ. Базова інформація з корпоративної соціальної відповідальності / [кол. авторів: Лазоренко О., Колишко Р. та ін.]. - К.: Енергія, 2008. - 96 с.

18. Зінченко А.Г., Саприкіна М.А. Соціальна відповідальність в Україні: Погляди різних стейкхолдерів. Регіональний аспект. - К., 2008. - 60с.

19. http: / / www.niss.gov.ua/Monitor/November/13.htm.

20. CSR Review, 9-10

21. Gail Thomas, Margaret Nowak Working Paper Series No. 62, Curtin University of Technology, Graduate School of Business Corporate Social Responsibility: A definition, December 2006 - 20 p., p. 9.

22. Our Common Future Raport Swiatowej Komisji Srodowiska і Rozwoju (tzw. Raport Brundtland, od nazwiska przewodniczqcej Komisji, Gro Harlem Bruntiand, premier Norwegii), 1987.

23. Report of the United Nations Conference on the Human Environment, Stockholm, 5-16 June 1972. United Nations publication, E.73.1I.A.14, rozdz. I.

24. Howard R. Bowens Social responsibilities of the businessman, 1953 Harper, New York, 276 p.


РЕКОМЕНДОВАНА ЛІТЕРАТУРА

1. Соціальна відповідальність бізнесу в Україні / [відп. ред. Ю. Саєнко]. - К.: Батискаф, 2002. - 72 с.

2. Стародубська М. Соціальна відповідальність бізнесу в Україні // Вісник доктрини приватної ініціативи. - К.: УНЦПД, 2005. - 40 с.

3. Employee Involvement to Improve Safety in the Workplace An Ethical Imperative. Sonny S. Ariss.Mid American Journal of Business, Vol. 18, No.2.

4. Social Accountancy (Accountability): Social Balance as a (no) instrument of ethic corporative action. Queila Regina Sourza. Electronic Journal of Business Ethics and Organization Srtudies. Vol. 9, No.2.

5. Соціальна відповідальність українського бізнесу. Результати опитування ПРООН. К.: ВК«КІТ», 2005. -С. 14.

6. Офіційний веб-сайт Української мережі Глобального Договору ООН: http://www. globalcompact.org.ua/ua станом на 16.03.2008.

7. Європейський Альянс корпоративної соціальної відповідальності / European Alliance

for CSR: http://ec.europa.eu/enterprise.

9. Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного со­трудничества (исследование). - М.: Аналитический центр «Эксперт», 2003.

10. Социальная ответственность бизнеса - опыт России и Запада (исследование).

- М.: Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», 2004 // http: / / www.soc_otvet.ru.

ІМЕННИЙ ПОКАЖЧИК

1. Боуен Говард - американський економіст, колишній президент Гріннелл коледж, США, с 14;

2. Буххольц Анн - професор Інституту етичного лідерства, с. 27;

3. Девіс Кейт - розробник моделі КСВ, с. 14-16;

4. Додд Томас - відповідальний за політику КСВ в Європейській комісії, с. 13;

5. Друкер Пітер - американський вчений, економіст, публіцист, педагог, один з найбільш впливових теоретиків менеджменту в XX ст., с. 14, 15;

6. Елкінгтон Джон -- засновник організації SustainAbility, запровадив термін «Потрійний критерій», с. 19;

7. Керолл Артур - професор менеджменту і бізнес-етики, запровадив «піраміду КСВ», с. 14,16,17, 20, 26,28;

8. Котельникова Марина Володимирівна - провідний спеціаліст Департаменту кадрової і соціальної політики, ВАТ «СУАЛ-Холдинг», с. 30;

9. Кулідж Калвін - 30-й президент США, с. 15;

10. Мак Гуїр Джейн - професор менеджменту, E.J. Ourso College of Business, с. 14, 16;

11. Максимова Марина Олександрівна - начальник відділу кадрів, ВАТ«Афанасій-пиво»,

с. 29;

13. Пейдж Артур - журналіст і один із засновників PR, с. 15;

14. Фрідман Мільтон - американський економіст, лауреат Нобелівської премії 1976 р., с. 15-17,19, 26;

15. Хопкінс Майкл - генеральний директор дослідницької компанії МНС International Ltd, с. 13.

ПОКАЖЧИК КОМПАНІЙ, ОРГАНІЗАЦІЙ І ТОРГОВИХ МАРОК

1. Банк «Надра», с. 21;

2. БФ «Розвиток України», с. 21;

3. ВОЛЯ, с. 21;

4. Глобальна ініціатива зі звітності, с. 23, 40;

5. Глобальний договір ООН, с. 19-21,40;

6. ДТЕК, с. 21,23;

7. Едіпресс Україна, с. 47-49;

8. Ернст енд Янг Україна, с. 21;

9. Журнал «Експерт», с. 20;

10. Журнал «Контракти», с. 21;

11. Кока-Кола Бевиріджис Україна ЛТД, с. 20;

12. Метінвест, с. 23;

13. Міжнародна організація праці (МОП), с. 28;

14. МТС, с. 20;

15. Оболонь, с. 23;

16. РУСАЛ, с. 21,44-47;

17. Сан ІнБев Україна, с. 21;

18. СКМ, с. 20,21,23;

19. Тетра Пак Україна, с. 20;

20. ТНК-BP Україна, с. 20;

21. Фокстрот, с. 21;

22. Фонд «Східна Європа», с. 21;

23. Форум соціально відповідального бізнесу, с. 20;

24. AT&T, с. 15;

25- Ethical Corporation, с. 21;

26. PR-Ліга, с. 20;

27. Marks&Spencer, с. 19;

28. UNITER, с. 21.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

«Становление и развитие института социальной ответственности»

ПЛАН:

1. Используя материалы лекции, а также другие источники (интернет, книги, монографии, статьи и пр.) ответьте на вопросы (письменно):

1. Понятие термина «социальная ответственность».

2. В чем заключается уникальность международного стандарта по социальной ответственности ISO 26000?

3. История становления и развития социальной ответственности.

4. Развитие КСО в Украине.

 

2. Тестовые задания (см. стр. 9).

Ситуационные упражнения (см. стр. 11).




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.017 с.)