Особенности налоговой системы в РФ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности налоговой системы в РФ



Состав налогов налоговой системы РФ можно классифицировать по следующим признакам:

1. По субъекту уплаты: юридические и физические лица;

2. По источнику уплаты налоговых платежей и сборов: индивидуальный доход, выручка от продаж, финансовый результат;

3. По полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениям: собственные, регулирующие;

4. По назначению: общие, без привязки к конкретному расходу и специальные, которые имеют целевое назначение;

5. По принадлежности к уровню власти и управления. Налоговая система РФ включает в себя налоги и сборы трех уровней: федеральные, региональные и местные.

· Федеральные налоги и сборы - перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджетные фонды устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей ее территории. К ним относятся налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

· Региональные налоги - устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К ним относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

· Местные налоги и сборы - устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относят земельный налог и налог на имущество физических лиц.

4. Основные налоги, собираемые на территории России

Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Рассмотрим поподробнее, что представляет собой каждый из этих налогов.

Налог на добавленную стоимость.

Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Налогоплательщиками НДС признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской федерации, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ.

Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость:

- услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом,

- плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях,

- услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях,

- услуги по уходу за больными и престарелыми,

- ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий;

- услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц:

1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов получаемых как на территории РФ, так и за ее пределами.

2. Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов, получаемых ими от источников, расположенных в РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, либо от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Планируется значительно увеличить размер вычетов из налогооблагаемого дохода. Помимо этого, нововведением является то, что будет разрешено уменьшать налогооблагаемый доход на расходы на платное образование и медицинское обслуживание. При этом будут учитываться не только расходы по оплате получения образования самим налогоплательщиком, но и его детьми. Под медицинскими расходами, помимо прочего, понимается и покупка лекарств. В то же время законодатель установил ограничение на уменьшение налогооблагаемой базы. Оно не может быть более 25 000 руб. на человека в год по каждому виду расходов.

Единый социальный налог (взнос) (ЕСН) зачисляется в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ - с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Порядок расходования средств, уплачиваемых в фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Особенно следует отметить, сто взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав ЕСН и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Плательщиками налога согласно ст. 235 части второй НК РФ с 2001 г. признаются:

- производящие выплаты наемным работникам, в том числе организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

- не производящие выплаты наемным работникам, в том числе индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

 

НДФЛ

Вид: федеральный

Категория налогоплательщиков: Физические лица, индивидуальные предприниматели
Налоговый период: календарный год Налог на доходы физических лиц уплачивается гражданами Российской Федерации со всех видов доходов, полученных ими в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме.

Это, в частности, заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши, оплата за питание, обучение (за счет предприятия) и т.п.

Основная часть НДФЛ (прежде всего с заработной платы) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем (налоговым агентом). Доходы от продажи имущества декларируются физическим лицом самостоятельно. По итогам года заполняется декларация и рассчитывается сумма налога, которую физическое лицо перечисляет в бюджет. Декларацию физическое лицо сдает в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания (постановки на налоговый учет) до конца апреля года, следующего за годом получения дохода.

Налог на доходы физических лиц, т.е. прямой налог на их личные доходы, существует практически во всех странах. В последние годы во всех экономически развитых странах происходит смещение в сторону увеличения удельного веса в структуре бюджета подоходного налога и взносов в фонды социального страхования. В США, например, доля подоходного налога составляет 41 %, в Англии -- 46, во Франции -- 20%. В этом же направлении эволюционирует и налоговая система России. В настоящее время в Российской Федерации налогу на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль организаций и НДС и является основным налогом с населения.

Главный документ, которым регулируется порядок взимания рассматриваемого налога,-- глава 23 НК РФ.

Особенность налога на доходы физических лиц состоит в том, что хотя он и удерживается из доходов физических лиц, ответственность за его исчисление, удержание и перечисление в бюджет несут организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доход работнику, выступая при этом в качестве налоговых агентов государства.

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К лицам, которые рассматриваются как имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, находящиеся в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Российским налоговым законодательством предусмотрен ряд особенностей налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в России, а также доходов, получаемых лицами, не имеющими постоянного местожительства в Российской Федерации.

Для целей налогообложения возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога на доходы физических лиц.

Объектом налогообложения для физических лиц -- налоговых резидентов Российской Федерации является доход, полученный ими от источников как в Российской Федерации, так и за рубежом, а для физических лиц -- нерезидентов -- от источников только в Российской Федерации.

В случаях невозможности однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за рубежом их отнесение осуществляет Минфин России. Аналогично определяется доля указанных доходов.

Законодательством установлен следующий порядок исчисления налогооблагаемой базы. Учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база исчисляется отдельно по каждому виду доходов, которые облагаются налогом по разным ставкам.

Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение этих доходов, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Если сумма вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, то в этом периоде налоговая база считается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой вычетов в этом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, не переносится.

Для доходов, облагаемых по иным ставкам, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов. Налоговые вычеты в этом случае не применяются.

Доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату получения доходов (на дату осуществления расходов).

1.2 Особый порядок определения налогооблагаемой базы

Законодательством предусмотрен особый порядок определения налогооблагаемой базы в следующих трех случаях:

¦ при получении доходов в натуральной форме;

¦ при получении доходов в виде материальной выгоды;

¦ по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), а также имущественных прав налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых на основании ст. 40 НК РФ. В стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС и акцизов.

Наиболее распространенными видами натуральных доходов налогоплательщика являются:

¦ оплата за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) либо имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика;

¦ безвозмездно полученные налогоплательщиком товары (работы, услуги);

¦ оплата труда в натуральной форме.

К доходам, полученным в виде материальной выгоды, относятся:

¦ выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении карты;

¦ выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц по гражданско-правовому договору, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

¦ выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.

Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения сводятся к следующему.

1. При определении базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев:

¦ по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством;

¦ по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти), в пользу застрахованного лица.

Суммы страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования на дату заключения этих договоров. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 35%.

При досрочном расторжении договоров добровольного долгосрочного страхования жизни до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев досрочного расторжения договоров по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договоров выплате при досрочном расторжении договоров, полученный доход за вычетом сумм платежей (взносов), учитывается при определении налоговой базы физического лица и подлежит обложению у источника;

¦ по договорам, которыми предусмотрено возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок);

¦ по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований.

2. При определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц работодателями, за исключением случаев, если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, которыми предусматривается возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных лиц и медицинских расходов застрахованных лиц.

3. По договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:

¦ гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) -- как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения договора (на дату наступления страхового случая -- по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества взносов;

¦ повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) -- как разница между суммой полученной страховой выплаты и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных по страхованию этого имущества взносов.

Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества, если ремонт (восстановление) не проводился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком). Обоснованность подтверждается:

¦ договором (копией) о выполнении соответствующих работ (услуг);

¦ документами, подтверждающими принятие выполнен работ (услуг);

¦ платежными документами, подтверждающими факт оп ты работ (услуг).

В качестве дохода не учитываются суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенны в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая и установлением размера ущерба, судебных расходов, а также иных расходов, осуществленных в соответствии с законодательством и условиями договора имущественного страхования.

В связи с развитием в России негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, осуществляемых путем заключения договоров с негосударственными пенсионными фондами (НПФ), отметим особенности определения налоговой базы по таким договорам.

При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с НПФ, не учитываются:

¦ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством;

¦ накопительная часть трудовой пенсии;

¦ суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с российскими НПФ в свою пользу;

¦ суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с российскими НПФ;

¦ суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с российскими НПФ в пользу других лиц.

При определении налоговой базы учитываются:

¦ суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с российскими НПФ;

¦ суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с российскими НПФ в пользу других лиц;

¦ денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые под-лежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с российскими НПФ, в случае досрочного расторжения этих договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой НПФ), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока.

Названные суммы подлежат налогообложению у источника.

Особый порядок уплаты налога предусмотрен при обложении налогом доходов от долевого участия физических лиц в деятельности организаций.

Налог на дивидендные доходы, полученные от источников за рубежом, определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждой выплате по ставке 30%. Налогоплательщики вправе уменьшить рассчитанную сумму налога на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если источник дохода находится в государстве, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Если же источником дивидендного дохода налогоплательщика является российская организация или действующее в Российской Федерации постоянное представительство иностранной организации, последние определяют налог отдельно по каждому плательщику применительно к каждой выплате по ставке 30%.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.012 с.)