Теоретические аспекты косвенного налогооблажения предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты косвенного налогооблажения предприятия



ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система - важный элемент экономики государства - служит также мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности любого экономического субъекта.

Налог – это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Понятие и экономическая сущность косвенного налога

В соответствии со ст.8 налогового кодекса Российской Федерации «…под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Выделяют следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная.

Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью ее реализации на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции – обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Значение фискальной функции налогов в период спада деловой активности снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет прямо зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция позволяет регулировать доходы различных групп населения. Она направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц – на рынке спроса и предложения. Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в сфере производства, но и в сфере обмена и потребления. В этой своей функции проявляется весь механизм управления экономикой государством: планирование, координация, организация, стимулирование и контроль.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей через условия взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большей сумме с обеспеченных слоев населения, при этом значительная его доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите. На практике в российской налоговой системе налоги недостаточно выполняют свою социальную функцию. Это прежде всего зависит от несовершенства налогового законодательства.[1]

Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

Налоги косвенные - налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Их связь с экономическим потенциалом (способностью приносить доход) налогоплательщика лишь опосредованная, через его расходы.

С управленческой точки зрения различают три вида косвенных налогов: налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и таможенная пошлина. К первому виду относится, например, налог на добавленную стоимость. Ко второму - акцизы, налог на реализацию ГСМ и др. Имущественными и потребительскими налогами, а также налогами, вытекающими из имущественных и товарно-денежных отношений, распоряжаются налоговые органы. Взимание таможенной пошлины регулируется таможенными органами.

В отличие от прямых налогов, косвенные налоги, падая большей частью на предметы широкого потребления, использование которых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко их объем оказывается обратно пропорционален объему средств плательщиков.[6]

Преимущества и недостатки косвенных налогов

Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Недостатки косвенных налогов – увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок.

К косвенным федеральным налогам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

3. таможенные пошлины.

Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.[16]

 

 

КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к ценам или тарифам, в отличие от прямых налогов, которые определяются доходами налогоплательщиков.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации, относится к федеральным налогам.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и уплачиваемые покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию и товары, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на социально вредные товары.

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу, регулируется Таможенным Кодексом Таможенного Союза.

Среди косвенных налогов особое влияние на уровень цены оказывает НДС. НДС представляет собой косвенный налог, взимаемый на всех стадиях воспроизводственного процесса: производственный цикл, посреднические операции, розничная торговля. Любая операция по производству и продаже товаров, услуг, работ облагается этим налогом.

Экономический смысл акциза - это налог на потребление. Характерной особенностью акциза является то, что он устанавливается только на определенные группы товаров, которые не относятся к товарам первой необходимости.

Исследование косвенного налогообложения на современном этапе имеет особое значение, поскольку налоги выражают фискальные интересы государства. Одной из главнейших проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России. К факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов можно отнести: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, рост неплатежей предприятий, предоставление большого количества льгот и отсрочек, введение «зон экономического благоприятствования», уклонение от уплаты налогов.

НДС и акцизы считаются одними из самых важных и в месте с тем сложных налогов существующих в налоговой системе нашего государства. Поэтому детальное их изучение и выработка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательной базы и практики их взимания имеют важное значение, как для налогоплательщиков, так и для государства в лице его исполнительных органов.

В соответствии с прогнозом доходов федерального бюджета за 2011-2014 годы дальнейшего снижения налогового бремени не планируется, а это значит, что цены на товары (работы, услуги) облагаемые косвенными налогами - НДС и акцизы - будут только расти. Перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты. Таким образом, косвенное налогообложение в современных условиях имеет ключевое значение в экономике. В России косвенное налогообложение связано с определенными проблемами, для реализации которых органами государственной власти разрабатываются и реализуются определенные меры.

Если взять финансовые результаты конкретного предприятия, то при определении таких показателей НДС вроде бы не учитывается. Однако в итоге этот налог все-таки оказывает отрицательное влияние на эффективность деятельности компании.

Сравнительный анализ налоговых систем России и Франции показал, что налоговые системы этих стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня и ряду других признаков. Главной отличительной чертой данных налоговых систем является количество уровней системы налогообложения. Однако налоговые системы этих стран имеют и общие черты. Основное место в налоговых системах занимают косвенные налоги. Это стабильный, равномерно поступающий доход, практически не подверженный временным колебаниям, что позитивно сказывается на плавности поступления средств в доходную часть государственного бюджета. Косвенные налоги позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Сравнив налоговую систему Великобритании и России можно сделать следующие выводы: налоговая система Великобритании имеет ряд сходных черт с российской налоговой системой, но в то же время она является более эффективной, эластичной, строгой и стабильной.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013) Российская газета 1998.- 06 августа. - № 148-149.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Парламентская газета. - 2000. - 10 августа. - № 151-152.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Российская газета. - 1994. - 08 декабря - № 238-239.

4. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 23.07.2013) О таможенном тарифе // Российская газета. - 1993.- 05 июня. - № 107.

5. Маслов М.Б. Методика реализации налогового планирования на промышленном предприятии // Управленческий учет. 2011. № 7.

6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Лыкова. - М.: Дело, 2007. - 384 с.

7. Шаталов С.Д Развития российской налоговой системы / Шаталов С.Д. // М. «Партнер», 2011 - 87 с.

8. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Часть вторая. М.: Издательство ООО "НПП "Грант - Сервис", 2012. - 462 с.

9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: (одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 г.) // Налоги и налогообложение. - 2009. - N 6. - С. 8-34.;

10. Налоги: учеб. пособие / Д. Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 362 с.

11. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в РФ: учебник. – М.: МЦФЭР, 2010. – 321 с.

12. Гончаренко, Л. И. Налоги и налоговая система РФ: Учебное пособие для бакалавров /Л. И. Гончаренко, А. В. Варнавский. – М.: ИНФА – М, 2010. – 318 с.

13. Перов, А. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для бакалавров. – 11–е изд., перераб. и доп. / А. В. Перов, А. В. Толкушин. – М.:Юрайт, 2012. – 899 с.

14. Солодянкина Г. А. Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособности налоговой системы // Налоги и финансовое право. 2010. №7.

15. Тюпакова, Н.Н. Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика: монография / Н. Н. Тюпакова. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – 345 с.

16. Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/ под редакцией Д. Г. Черника – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 362 с.

17. Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США. Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 174 с.

18. Фадеев Д. Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы. - М.: Налоговый вестник, 2010. - 288 с.

19. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств. - М.: Юрайт, 2012. - 453 с.

20. Налоговые системы. Методология развития: Учебник // Под ред. И.О. Майбурова, Ю.И. Иванова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 464 с.

21. НДС и акцизы: комментарий к главам 21 и 22 НК РФ в новой редакции (постатейный). - М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2012. - 200 с.

22. НДС. Просто о сложном:Учебник // Под ред. Г.И. Касьяновой. - М.: АБАК, 2012–544с.

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система - важный элемент экономики государства - служит также мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности любого экономического субъекта.

Налог – это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.028 с.)