Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности учебной деятельности у детей с неврологическими нарушениями
Среди учащихся общеобразовательных школ особое место занимают дети, способные по уровню умственного развития освоить программный материал, но неуспевающие за темпом и объемом школьной программы. Это учащиеся с церебрастеническим синдромом, у которых на первый план выступает чрезмерная утомляемость, истощаемость нервной системы, препятствующая полноценному включению в процесс обучения. Церебрастения проявляется двумя формами: гипердинамической и гиподинамической. При гипердинамической форме отмечается повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, неуправляемость, эмоциональная лабильность, проявляющаяся в быстрой смене настроения, переходе от смеха к плачу и наоборот. Нередко появляются несвойственные ребенку особенности поведения, например агрессивность. При гиподинамической форме выявляются слабость, боязливость, пугливость, робость и нерешительность, отсутствие инициативы, повышенная эмоциональная чувствительность. Трудности ребенка обусловлены неравномерной, колеблющейся работоспособностью, значительной истощаемостью со снижением концентрации внимания и контроля, замедленным темпом усвоения учебного материала. Подобные проблемы возникают в ответ на систематическую школьную нагрузку. Даже при сохранной учебной мотивации учащиеся данной категории могут дать умственное напряжение лишь на очень короткий срок. При увеличении объема задания, требующего большого сосредоточения и напряжения, у них быстро возникает утомление, которое выражается в расстройствах внимания (неустойчивость, сужение объема), а также в недостаточной целенаправленности и слабости контроля над собственными действиям. Через 8-10 минут ребенок только присутствует в классе, не принимая участия в уроке. При положительной личностной ориентации школьники стараются приложить необходимые умственные усилия, что ведет к еще большему истощению нервной системы и ее переутомлению. Хроническое переутомление снижает и без того невысокую работоспособность, что усиливает эмоциональную неустойчивость, раздражительность и возбужденность. Темп и объем школьного материала, продолжительность урока, количество детей в классе – все это оказывается для ребенка непосильным. В результате у таких учащихся появляется чувство постоянной усталости. Дети в таком состоянии не могут полноценно работать на уроке, а потому часто отвлекаются, не слушают объяснения учителя. Причиной переутомления становится и двигательная расторможенность, возбудимость или апатия. Все это является способом защиты от непосильных учебных ситуаций. Однако факт утомления нередко остается незамеченным, а педагоги обвиняют школьников в отсутствии школьной мотивации. Это в свою очередь травмирует и ребенка, который не в состоянии критически оценить и объяснить взрослому свои трудности. Глубоко переживая свою несостоятельность, они постепенно проникаются ненавистью к школе, учителям, начинают пропускать занятия. Несоответствие темпа учебной работы возможностям школьника ведет к тому, что усвоение программного материала идет с выпадением отдельных звеньев, ученик не получает всей информации, которая необходима для осознания изучаемой темы.
У таких детей обнаруживаются затруднения в узнавании заштрихованных и деформированных предметных изображений, отмечается снижение объема слуховой и зрительной памяти, уменьшение скорости запоминания информации. Им трудно дается запоминание последовательности движений, действий, графических изображений, ритмического рисунка. Внешние признаки, присущие детям с церебрастеническим синдромом: · По ходу занятия достижения ребенка ухудшаются (чем больше с ним занимаешься, тем меньше он воспринимает информацию); · В течение занятия ребенок перевозбуждается, растормаживается; · У него появляются нелепые ответы по типу «пальцем в небо», ребенок готов сказать первое, что пришло в голову; · Меняется внешний вид ребенка (бледнеет или краснеет); · Есть проявления метеозависимости (ухудшение состояния при перемене погоды). Гипертензионно-гидроцефальный синдром (далее ГГС) обусловлен повышением внутричерепного давления, характеризуется нарастающими головными болями, иногда сопровождается тошнотой и рвотой. У учащихся с ГГС отмечается низкий уровень пространственной и временной ориентировки, недостаточное развитие познавательной деятельности. У ряда учащихся имеет место замедленность мыслительных процессов. Характерной особенностью школьников данной категории является недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук, что определяет затруднения в усвоении графики письма, нарушения плавности линий и неумение держаться в пределах клетки и строки при письме. Нарушение умственной работоспособности проявляется в выраженных расстройствах внимания. Вследствие неустойчивости внимания, сужения объема, плохой распределяемости дети не могут длительно выполнять работу, испытывают трудности в одновременном восприятии и действиях сразу с несколькими объектами, в переключении с одного задания на другое. Для лиц данной категории свойственны неорганизованность, неумение удержать инструкцию, построить внутренний план действий, подчинять деятельность заданной программе и контролировать ее. Школьники с ГГС не видят допущенные ошибки, не могут сличать полученные результаты с первоначально поставленной задачей. У них отсутствует должное отношение к результатам работы, а потому требуется постоянная стимуляция и контроль со стороны педагога. Выработанный план действий плохо реализуется из-за слабости мотивов, побуждений к деятельности. Такие дети не успевают за быстрым темпом занятия, из-за чего недостаточно усваивают учебный материал и при отсутствии дополнительной помощи оказываются неуспевающими. Большинству учащихся свойственна импульсивность в ответах. Однако после однократной просьбы педагога не торопиться они самостоятельно исправляют допущенные ошибки. Особенности эмоционально-волевой сферы проявляются в повышенном фоне настроения, близком к эйфории; неустойчивости эмоциональных реакций, недостаточно критическом отношении к своему состоянию и возможностям. Для них свойственны внушаемость, безынициативность, вялость, нецеленаправленность в поведении.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (далее СДВГ)–одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушения поведения и трудностей в обучении. Синдром дефицита внимания – это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания и умение сконцентрироваться. Главные проявления СДВГ - нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания, уменьшение избирательности, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного дела на другое. Импульсивность выражается в том, что ребенок нередко действует, не подумав: в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, перебивает других. У детей 7 – 10 лет с СДВГ возникают трудности освоения школьных навыков; слабая успеваемость сочетается с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой, отмечаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, увеличиваются нарушения поведения. Именно в школьные годы выявляются нарушения внимания в связи с увеличением требований к данной функции в процессе обучения. При этом большинство таких детей обладают хорошим уровнем интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и окончании работы. Их письменные работы выглядят неопрятно и пестрят ошибками, которые могут быть следствием невнимательности, невыполнения указаний учителя или простого угадывания ответа без анализа всех возможных вариантов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.005 с.) |