КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ



СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

 

Киров

 

 
 
 

 


 

УДК 616.12-035

ББК 54.101

Р-85

 

 

Печатается по решению центрального методического совета и редакционно-издательского совета Кировской государственной медицинской академии

 

 

Сборник заданий для подготовки к курсовому экзамену по пропедевтике внутренних болезней /Сост.: А.Я. Чепурных, Е.В. Слобожанинова, Р. А. Шамсутдинова. - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2009.- 152с.

 

В методическом пособии представлены экзаменационные тестовые задания по пропедевтике внутренних болезней для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов Кировской ГМА, а также теоретические вопросы, примеры решения ситуационных задач,задания по клинической оценке результатов лабораторных и инструментальных методов исследования для устного экзамена по пропедевтике внутренних болезней в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

 

 

Рецензенты: заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Кировской ГМА доктор медицинских наук профессор Н.К. Вознесенский, заведующая кафедрой сестринского дела Кировской ГМА кандидат медицинских наук Е.А. Мухачева

© Чепурных А.Я., Слобожанинова Е.В., Шамсутдинова Р. А.– Киров, 2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Методика сдачи экзамена по пропедевтике внутренних болезней……………………………………………………………4

2. Критерии оценки знаний и умений на кафедре пропедевтики внутренних болезней……………………………………………...5

3. Тестовые задания………………………………………………….8

4. Ответы на тестовые задания……………………………………111

5. Теоретические вопросы…………………………………………115

6. Примеры решения ситуационных задач………………………..124

7. Задания по клинической оценке результатов лабораторных и инструментальных методов исследования………………….....130

8. Ответы на результаты лабораторных и инструментальных

методов исследования…………………………………………...150

9. Порядок расшифровки ЭКГ……………………………………..151

10. Рекомендуемая литература…………………………………….152

 

МЕТОДИКА СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

 

 

Экзамен по пропедевтике внутренних болезней проводится в три этапа:

I. Сдача практических навыков у постели больного

II. Тестовый контроль (100 заданий в каждом варианте)

III. Устный ответ, в который входят:

1. Ответ на один теоретический вопрос по общим разделам дисциплины.

2. Решение клинической карты – задачи по разделу пульмонологии или кардиологии с объяснением симптомов (устно), выделением основных синдромов, постановкой диагноза, составлением плана обследования и лечения (письменно).

3. Решение клинической карты – задачи по одному из разделов дисциплины (гастроэнтерология, нефрология и т.д.) с объяснением симптомов (устно), выделением основных синдромов, постановкой диагноза, составлением плана обследования и лечения (письменно).

4. Клиническая оценка дополнительных методов обследования (общий и биохимические анализы крови, анализы мочи, желудочного и дуоденального содержимого, кала; разбор ФВД).

5. Разбор ЭКГ.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

 

 

На кафедре в учебном процессе приняты единые критерии оценки знаний и умений. Они распространяются на практические занятия, зачеты, экзамены.

Оцениваются следующие этапы ответа:

I этап. СЕМИОТИКА. АНАЛИЗ.

Задача: Обнаружение, выявление симптомов, их интерпретация, объяснение патогенеза.

Отражает степень овладения студентами практических навыков.

Практические навыки оцениваются по результатам работы студента у постели больного. В качестве критериев оценки используется степень овладения методиками сбора жалоб, анамнеза, объективного обследования больного, оценки данных лабораторных, инструментальных исследований, выделения патологических симптомов, оценки их информативности, интерпретации симптомов с объяснением их патогенеза.

II этап. СИНДРОМОЛОГИЯ. СИНТЕЗ.

Задача: На основе патогенетической общности объединение (группировка) симптомов в синдромы, объяснение взаимосвязей между синдромами с позиции этиологии, патофизиологии, патоморфологии, установление нозологической принадлежности заболеваний.

Отражает конструктивность клинического мышления на основе базисных знаний и практических навыков.

 

III этап. МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Задача: Описание (моделирование) ожидаемых изменений со стороны дополнительных методов обследования; изложение основных принципов и направлений лечения. Приведение конкретных примеров медикаментозных препаратов с выпиской рецептов.

Отражает способность к прогнозированию, моделированию в конкретных ситуациях.

Критерии оценки знаний и умений студентов:

1. ОЦЕНКА «ОТЛИЧНО».

Главное условие: студент активно, то есть без наводящих вопросов отвечает на поставленный вопрос правильно и в полном объеме. У постели больного (либо при решении клинической ситуации) ответ должен содержать полную информацию о симптомах, имеющихся у больного, с объяснением их патогенеза; о синдромах и нозологической принадлежности болезни, результатах обследования и направлениях лечения. При разборе теоретических вопросов – активное полное и правильное освещение поставленного вопроса с умением графически изобразить процесс и продемонстрировать метод обследования.

2. ОЦЕНКА «ХОРОШО».

Допускается ответ на поставленный вопрос после 1 – 2 наводящих вопросов. Правильность и полнота соответствует оценке «отлично».

3. ОЦЕНКА «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО».

Выпадение волос

2) ломкость ногтей

3) извращение вкуса

4) койлонихии

5) все перечисленное *

 

 

@Ревматология

1. При ревматоидном артрите ранее всего поражаются суставы:

1) локтевые

2) позвоночные

3) проксимальные межфаланговые и суставы кистей *

4) коленные

 

2. Геберденовские узелки – это:

1) проявление деформирующего остеоартроза *

2) явление, сопутствующие ревматоидному артриту

3) проявление особой реакции организма при бронхитах и бронхоэктазах

 

 

3. Какие признаки характерны для артроза?

1) механические боли, хруст в суставе *

2) повышение кожной температуры над суставами, припухлость суставов

 

4. Что из ниже перечисленного указывает на воспалительный характер

суставных болей

1) деформация сустава, хруст в суставе

2) припухлость сустава, гиперемия кожи*

 

5. Проявлением остеоартроза каких суставов являются узелки Бушара?

1) проксимальных межфаланговых суставов кисти *

2) дистальных межфаланговых суставов кисти

3) коленных суставов

4) первого плюснефалангового сустава

5) всех выше перечисленных суставов.

 

6. Какие лабораторные показатели присущи остеоартрозу?

1) анемия

2) лейкоцитоз

3) лейкопения

4) нормальные показатели крови *

5) тромбоцитопения

 

7. Какие суставы наиболее часто поражаются при ревматоидном

артрите?

1) проксимальные межфаланговые суставы кисти *

2) дистальных межфаланговых суставов кисти

3) коленных суставов

4) первого плюснефалангового сустава

8. Какие из перечисленных симптомов имеют значение для диагностики ревматоидного артрита: а) утренняя скованность; б) болезненность при пальпации Ахиллова сухожилия; в) латеральная девиация суставов кистей; г) подкожные узелки; д) отек проксимальных межфаланговых суставов

Варианты ответов:

1) а, г, д

2) а, в, г, д *

3) а, б, в, г, д

 

9. При осмотре больного ревматоидным артритом обнаруживается: а) пальцы в виде «шеи лебедя»; б) узелки Бушара; в) покраснение в области суставов; г) хруст в суставах; д) ульнарная девиация пальцев суставов.

Варианты ответов:

1) а, в, д *

2) а, д

3) а, б, в, д

4) а, б

5) б, в

 

@Аллергология

 

1. К аллергическим заболеваниям не относится:

1)крапивница

2) отека Квинке

3) нефротический отек *

4) анафилактический шок

5) все выше перечисленное

 

2. Ангионевротический отек кожи, подкожной клетчатки и слизистых оболочек, остро развивающийся, не сопровождающийся зудом характерен для синдрома:

1) крапивницы

2) отека Квинке *

3) нефротического отека

4) анафилактического шока

5) верно все

3. Появление многочисленных элементов кожной сыпи различной локализации и величины, бледных, приподнятых над уровнем непораженной кожи характерно для:

1) крапивницы *

2) геморрагического васкулита

3) анафилактического шока

4) верно а, б

5) верно б, в

 

4. Для анафилактического шока характерны:

1) синдром острой сосудистой недостаточности

2) симптомы поражения дыхательной системы

3) синдром геморрагический

4) а, б *

5) а, в

 

5. Отек Квинке является синдромом:

1) генерализованного поражения

2) локального поражения *

 

6. В основе развития крапивницы лежит

1) аллергическая реакция немедленного типа (реагиновый тип) *

2) аллергическая реакция замедленного типа

 

7. При какой патологии применяются следующие мероприятия: придание больному горизонтального положения с поднятыми ногами и выпрямленной шеей; наложение жгута выше места инъекции препарата, подкожное введение в место инъекции 0.3 мл 0.1% раствора адреналина; повторное введение 0,1% раствора адреналина (под контролем артериального давления); восполнение объема циркулирующей крови; продолжительная оксигенотерапия; внутривенное введение глюкокортикостероидов (преднизолон до 240 мг).

1)болевой шок

2) отек Квинке

3)крапивница

4) анафилактический шок *

5) кардиогенный шок

 

8. Установите соответствие между утверждениями:

 

1) отек Квинке является синдромом   а) генерализованного поражения  
2) анафилактический шок является синдромом   б) локального поражения  
3) крапивница является синдромом  

 

Варианты ответов:

3) 1 - а, 2 - б, 3 – а

4) 1 - б, 2 - а, 3 – а

5) 1 - б, 2 - а, 3 – б *

 

9. Укажите ведущий тип аллергических реакций, который лежит в основе развития анафилактического шока

1) аллергическая реакция немедленного типа (реагиновый тип) *

2) цитотоксический тип

3) иммунокомплексный тип

4) аллергическая реакция замедленного типа

 

10. Появление стридорозного дыхания при отеке Квинке и неэффективности комплексной терапии требует проведения:

1) бронхоскопии

2) ЭКГ

3) исследования ФВД

4) трахеостомии *

5) анализа мокроты

 

11. Укажите характерные для крапивницы изменения в анализе крови:

1) эритроцитоз

2) лейкоцитоз

3) эозинофилия *

4) тромбоцитопения

5) все верно

 

12. Укажите абсолютно неверное утверждение:

1) анафилактический шок – это вид аллергической реакции немедленного типа

2) анафилактический шок – это вид аллергической реакции замедленного типа *

3) анафилактический шок является синдромом генерализованного поражения

 

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

@Общие вопросы дисциплины. Общий осмотр

 

1-5) 5-3) 9-2) 13-4) 17-4) 21-4)
2-1) 6-5) 10-1) 14-1) 18-3) 22-5)
3-4) 7-3) 11-1) 15-1) 19-2) 23-2)
4-2) 8-4) 12-3) 16-3) 20-4) 24-3)

 

@Пульмонология

 

1-3) 29-5) 57-1) 85-2) 113-3)
2-1) 30-2) 58-1) 86-1) 114-3)
3-1) 31-2) 59-1) 87-3)  
4-3) 32-3) 60-4) 88-3)  
5-2) 33-2) 61-1) 89-2)  
6-4) 34-1) 62-4) 90-2)  
7-1) 35-1) 63-1) 91-2)  
8-2) 36-1) 64-1) 92-4)  
9-3) 37-4) 65-3) 93-3)  
10-2) 38-1) 66-4) 94-4)  
11-4) 39-4) 67-5) 95-3)  
12-5) 40-3) 68-2) 96-1)  
13-1) 41-2) 69-1) 97-1)  
14-1) 42-2) 70-4) 98-5)  
15-3) 43-1) 71-2) 99-3)  
16-3) 44-2) 72-4) 100-1)  
17-4) 45-3) 73-1) 101-2)  
18-2) 46-4) 74-2) 102-5)  
19-5) 47-4) 75-2) 103-4)  
20-2) 48-4) 76-2) 104-2)  
21-4) 49-2) 77-3) 105-2)  
22-3) 50-1) 78-1) 106-3)  
23-2) 51-1) 79-3) 107-1)  
24-3) 52-1) 80-1) 108-2)  
25-3) 53-1) 81-2) 109-5)  
26-3) 54-3) 82-2) 110-2)  
27-3) 55-2) 83-2) 111-5)  
28-1) 56-3) 84-1) 112-2)  

 

@Кардиология

1-3) 29-3) 57-5) 85-2) 113-1) 141-4)
2-1) 30-3) 58-2) 86-1) 114-3) 142-2)
3-1) 31-3) 59-1) 87-3) 115-3) 143-1)
4-2) 32-4) 60-1) 88-3) 116-1)  
5-5) 33-1) 61-5) 89-1) 117-4)  
6-1) 34-3) 62-4) 90-1) 118-2)  
7-2) 35-4) 63-2) 91-1) 119-3)  
8-4) 36-4) 64-3) 92-2) 120-2)  
9-4) 37-3) 65-2) 93-2) 121-3)  
10-5) 38-5) 66-2) 94-2) 122-3)  
11-3) 39-2) 67-2) 95-1) 123-3)  
12-1) 40-2) 68-2) 96-2) 124-2)  
13-4) 41-1) 69-2) 97-3) 125-4)  
14-3) 42-2) 70-1) 98-4) 126-3)  
15-5) 43-1) 71-3) 99-4) 127-1)  
16-4) 44-4) 72-4) 100-3) 128-2)  
17-1) 45-1) 73-2) 101-1) 129-3)  
18-3) 46-2) 74-1) 102-3) 130-1)  
19-1) 47-3) 75-1) 103-4) 131-2)  
20-2) 48-1) 76-3) 104-1) 132-5)  
21-4) 49-2) 77-4) 105-1) 133-2)  
22-3) 50-3) 78-4) 106-1) 134-3)  
23-1) 51-3) 79-4) 107-4) 135-2)  
24-3) 52-4) 80-1) 108-1) 136-2)  
25-1) 53-2) 81-3) 109-2) 137-3)  
26-2) 54-1) 82-2) 110-4) 138-3)  
27-3) 55-4) 83-4) 111-2) 139-2)  
28-4) 56-3) 84-2) 112-2) 140-4)  

 

 

@ЖКТ

 

1-4) 29-5) 57-4) 85-5) 113-3)
2-4) 30-3) 58-5) 86-1) 114-1)
3-3) 31-2) 59-2) 87-1) 115-2)
4-4) 32-1) 60-3) 88-3) 116-4)
5-4) 33-10 61-2) 89-3) 117-2)
6-4) 34-3) 62-2) 90-3) 118-3)
7-4) 35-3) 63-2) 91-4) 119-3)
8-3) 36-2) 64-1) 92-4)  
9-2) 37-4) 65-2) 93-2)  
10-1) 38-2) 66-1) 94-1)  
11-3) 39-4) 67-3) 95-4)  
12-1) 40-1) 68-1) 96-5)  
13-5) 41-3) 69-2) 97-1)  
14-3) 42-4) 70-3) 98-2)  
15-5) 43-5) 71-2) 99-2)  
16-2) 44-4) 72-5) 100-2)  
17-1) 45-2) 73-2) 101-1)  
18-3) 46-3) 74-3) 102-2)  
19-4) 47-5) 75-1) 103-3)  
20-5) 48-4) 76-3) 104-2)  
21-5) 49-3) 77-5) 105-1)  
22-3) 50-1) 78-4) 106-4)  
23-5) 51-5) 79-2) 107-3)  
24-4) 52-5) 80-5) 108-1)  
25-2) 53-1) 81-2) 109-4)  
26-2) 54-4) 82-3) 110-3)  
27-3) 55-5) 83-2) 111-4)  
28-3) 56-2) 84-2) 112-3)  

 

@Нефрология

1-5) 5-3) 9-3) 13-3) 17-1) 21-2)
2-3) 6-2) 10-2) 14-5) 18-3) 22-1)
3-1) 7-3) 11-1) 15-3) 19-1) 23-1)
4-2) 8-3) 12-2) 16-2) 20-2) 24-2)

 

 

@Эндокринология

 

1-1) 5-3) 9-1) 13-2) 17-4)
2-3) 6-1) 10-4) 14-3) 18-3)
3-2) 7-3) 11-4) 15-1) 19-2)
4-3) 8-5) 12-5) 16-1) 20-5)

 

 

@Гематология

1-4) 8-4) 15-4) 22-3) 29-4) 36-3)
2-2) 9-4) 16-4) 23-4) 30-2) 37-2)
3-5) 10-2) 17-2) 24-1) 31-3) 38-1)
4-4) 11-4) 18-1) 25-5) 32-2) 39-5)
5-3) 12-5) 19-3) 26-3) 33-5)  
6-3) 13-3) 20-1) 27-2) 34-4)  
7-5) 14-1) 21-4) 28-4) 35-3)  

 

 

@Ревматология

1-3) 3-1) 5-1) 7-1) 9-1)
2-1) 4-2) 6-4) 8-2)  

 

 

@Аллергология

 

1-3) 3-1) 5-2) 7-4) 9-1) 11-3)
2-2) 4-4) 6-1) 8-5) 10-4) 12-2)

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

КУРСА ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Понятие о симптомах, синдромах и болезни. Принципы построения диагноза терапевтического больного.

2. Расспрос больного. Метод, этапы, клиническое значение в диагностике.

3. Осмотр больного: правила проведения, этапы, клиническое значение.

4. Термометрия тела. Методика измерения темпера Типы температурных кривых, их клиническая оценка.

 

 

БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

 

А. Общие вопросы и методы.

1. Жалобы больных с заболеваниями органов дыхания, механизм возникновения и клиническая оценка.

2. Особенности анамнеза у больных с заболеваниями органов дыхания. Клиническая оценка.

3. Осмотр и оценка тяжести состояния при заболеваниях легких.

4. Измерения частоты и ритма дыхания. Клиническая оценка.

5. Осмотр грудной клетки. Пальпация грудной клетки при заболеваниях легких. Голосовое дрожание и бронхофония. Диагностические возможности.

6. Перкуссия грудной клетки. Сравнительная и топографическая перкуссия грудной клетки. Задачи и диагностические возможности.

7. Аускультация легких. Основные дыхательные шумы в норме и патологии. Клиническая оценка.

8. Аускультация легких. Побочные дыхательные шумы. Механизм образования, клиническая оценка.

БОЛЕЗНИ ПОЧЕК

 

А. Общие вопросы и методы.

1. Особенности жалоб при заболеваниях почек, механизм возникновения. Клиническая оценка.

2. Особенности анамнеза при заболеваниях почек.

3. Осмотр почечных больных.

4. Основные нарушения ритма мочеиспускания и количества выделенной мочи. Клинические примеры.

 

ЗАБОЛЕВАНИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ

А. Общие вопросы и методы.

1. Особенности жалоб и анамнеза у больных анемией, механизм возникновения, клиническая оценка.

2. Особенности жалоб и анамнеза у больных гемобластозами, механизм возникновения и клиническая оценка.

3. Особенности жалоб и анамнеза у больных геморрагическими диатезами. Клиническая оценка.

4. Методика проведения пальпации и перкуссии селезенки.

 

 

ОСТРЫЕ АЛЛЕРГОЗЫ

(клиника, диагностика, лечение)

А. Основные вопросы.

1. Особенности жалоб и анамнеза больных с аллергозами.

2. Объективное обследование больных аллергозами.

 

ЗАДАЧА 1.

Больной Л., 58 лет. Проснулся ночью от сжимающей боли за грудиной с иррадиацией в левую руку. Боль не купировалась после 3 таблеток нитроглицерина. Через 30 мин боль стала нестерпимой, появился холодный пот. Вызвал бригаду скорой помощи. Доставлен в стационар. От начала появления симптомов прошло 2 часа.

Объективно: состояние тяжелое, кожные покровы бледные. В легких дыхание везикулярное, без хрипов. Тоны сердца глухие, ритмичные, ЧСС 98 ударов в мин. АД 80/50 мм рт. ст. Отеков нет.

ЭКГ:

III avF

 

 

1. Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез.

2. Поставьте предварительный диагноз.

3. Назначьте план обследования, напишите ожидаемые результаты.

4. План лечения.

 

I. Основные жалобы указывают на патологию сердечно-сосудистой системы. Заболевание острое, так как сердечный анамнез короткий.

Основные симптомы и их патогенез:

1. Сжимающие, нестерпимые боли за грудиной с иррадиацией в левую руку, не купировались после 3 таблеток нитроглицерина. Боли возникают в результате резкого снижения или полного прекращения коронарного кровотока вследствие тромботической окклюзии коронарной артерии. Ишемия миокарда сопровождается накоплением в нем таких биологически активных веществ, как аденозин, брадикинин, гистамин и др. Эти вещества вызывают раздражение рецепторов миокарда и окончаний симпатического и блуждающего нервов. Импульсы передаются в гипоталамус и кору головного мозга – основные высшие центры, активация которых вызывает ощущение боли.

2. Снижение АД до 80/50 мм рт. ст., тахикардия 98 ударов в мин, бледность кожных покровов, холодный пот - проявления острой

тяжелой сердечной недостаточности, приведшей к неадекватной перфузии органов и тканей.

3. Изменения на ЭКГ. В III и avF отведениях регистрируется признаки некроза миокарда - патологический зубец Q, повреждения - элевация сегмента ST и ишемии - отрицательный зубец T.

 

Имеющиеся симптомы можно сгруппировать в следующие синдромы:

1. Sd острой коронарной недостаточности:

· Сжимающие, нестерпимые боли за грудиной с иррадиацией в левую руку, не купировались после 3 таблеток нитроглицерина

2. Sd поражения миокарда:

1) Sd сердечной недостаточности:

· АД 80/50 мм рт. ст.,

· ЧСС 98 ударов в мин,

· бледность кожных покровов,

· холодный пот.

3. Sd ЭКГ – изменений.

В III и avF отведениях регистрируются:

· патологический зубец Q,

· элевация сегмента ST,

· (-) зубец T.

Изменения на ЭГК указывают на острую стадию нижнего Q инфаркта миокарда.

4.Sd клинико-анамнестический:

Проснулся ночью от сжимающей боли за грудиной с иррадиацией в левую руку. Боль не купировалась после 3 таблеток нитроглицерина. Через 30 мин боль стала нестерпимой, появился холодный пот. Вызвал бригаду скорой помощи. Доставлен в стационар. От начала появления симптомов прошло 2 часа.

II. Предварительный диагноз.

Ds: ИБС: Острый нижний инфаркт миокарда с Q от … (дата ИМ). Кillip IV. Кардиогенный шок от … (дата шока).

III. План обследования и ожидаемые результаты.

1. ОАК: лейкоцитоз, повышение СОЭ.

2. Биохимический анализ крови:

· Появление в крови биохимических маркеров гибели кардиомиоцитов: тропонин Т и I, миоглобин, КФК, КФК–МВ, АST, АЛТ, ЛДГ, ЛДГ-1.

· Появление «биохимических признаков воспаления»: повышение содержания в крови фибриногена, серомукоида, гаптоглобина, сиаловых кислот, a2-глобулина, g-глобулина, С-реактивного протеина.

3. ЭКГ – диагностика ИМ (см. выше).

4. ЭХО-КГ: снижение локальной сократимости нижней стенки ЛЖ.

IV. Лечение:

1. Режим I (постельный).

2. Стол № 10.

3. Медикаментозное лечение:

· Обезболивание – в/в морфин

· Лечение кардиогенного шока:

1. Кислород через носовой катетер.

2. Доступ в центральную вену.

3. Ноги поднять на 15°.

4. Допамин в/в.

· Восстановление коронарного кровотока и предотвращение дальнейшего тромбообразования: тромболитическая терапия – в/в стрептокиназа, антиагреганты – per os аспирин, антикоагулянты – в/в гепарин.

· При нормализации АД – per os нитраты (моночинкве, кардикет), b-блокаторы (метопролол, карведилол), ингибиторы АПФ (эналаприл, фозиноприл, лизиноприл).

· Статины – правастатин, аторвастатин.

· Метаболическая кардиоцитопротекция – триметазидин (предуктал).

ЗАДАЧА 2.

Больной М., 33 года. Жалобы на боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды, иногда ночью и при длительном голодании, боли стихают после приема пищи, и после рвоты, на изжогу, тошноту, рвоту на высоте болей, на раздражительность, утомляемость.

Из анамнеза: считает себя больным 2 месяца, когда впервые появились вышеуказанные жалобы. Заболевание связано с нерегулярным питанием, с нервным перенапряжением.

Объективно: Эмоционально лабилен. Отмечается повышенная влажность ладоней, сильная потливость. При поверхностной пальпации выявлена болезненность в эпигастральной области несколько вправо от срединной линии.

Фиброгастродоуденоскопия: обнаружен язвенный дефект

 

1. Выделите симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез.

2. Предварительный диагноз.

3. План обследования, ожидаемые результаты.

4. План лечения.

Основные симптомы и их патогенез:

I Болевой синдром

Симптомы:

- боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды, иногда ночью и при длительном голодании; боли стихают после приема пищи и после рвоты;

- пальпаторно - болезненность в области эпигастрия несколько вправо от срединной линии

Патогенез: данная локализация и суточный ритм болей (боли поздние, «голодные», ночные) указывают на вовлечение двенадцатиперстной кишки (ДПК) в патологический процесс. На основании условий задачи боли являются висцеральными и вероятнее всего связаны с непосредственным раздражением язвы (раздражением болевых рецепторов мышечного слоя стенки ДПК) активным желудочным соком. Прием пищи облегчает боль, так как пища становится буфером желудочного сока и меньшее его количество контактирует с поверхностью язвы в ДПК. При рвоте боль стихает непосредственно за счет эвакуации наружу избытка желудочного сока, в результате также меньшее его количество контактирует с поверхностью язвы.

II. Синдром желудочной диспепсии (по типу ацидизма)

Cимптомы:

- изжога;

- тошнота;

- рвота на высоте болей

Патогенез: изжога - это раздражение слизистой пищевода кислым содержимым желудка, возникает вследствие дисфункции кардиального жома. Рвота на высоте болей – защитный рефлекторный акт, направленный на эвакуацию наружу причинного фактора, вызвавшего боль, в данном случае – избытка желудочного сока. Тошнота – ощущение, часто предшествующее рвоте.

III. Синдром астено-вегетативный

Cимптомы:

- раздражительность;

- эмоциональная лабильность;

- влажность ладоней;

- повышенная потливость

Патогенез: данные симптомы свидетельствуют о дисфункции вегетативной нервной системы, в частности, о преобладании активности парасимпатического отдела.

IV. Синдром клинико-анамнестический

Cимптомы:

- болен 2 месяца (говорит об остроте процесса);

- связь заболевания с нерегулярным питанием, нервным перенапряжением.

Предварительный диагноз:

Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, впервые выявленная.

План обследования, ожидаемые результаты:

Лабораторные исследования:

1. Общий анализ крови: эритроцитоз, повышение содержания гемоглобина, замедление СОЭ.

2. Общий анализ мочи - норма.

3. Исследование желудочного содержимого.

Очевидно, в данном случае будет увеличен объем желудочного сока натощак, значительно увеличена кислотная продукция, как в базальную, так и в стимулированную фазы секреции.

4. Диагностика хеликобактерной инфекции тем или иным методом (цитологический, уреазный, иммунохимический, биологический).

Вероятнее всего в данном случае будет обнаружен H.pylori. В ходе исследований установлено, что связь язвенной болезни ДПК с H.pylori имеется в 95-100%, поэтому диагностика Hp не имеет широкого практического применения, всем пациентам априори назначается эрадикационная терапия.

5. Анализ кала на скрытую кровь (реакция Грегерсена) - позволяет выявить скрытое внутреннее кровотечение.

Инструментальные исследования:

1. ФГДС – является наиболее надежным методом диагностики язвенной болезни.

Вероятнее всего в данном случае будет обнаружен язвенный дефект в ДПК. При обнаружении язвенного дефекта эндоскопически остальные методы имеют вспомогательное значение.

2. R-контрастное исследование.

Вероятно, в данном случае будет обнаружен рентгенологический симптом «ниши» в ДПК. Выявление изъязвления этим методом составляет 70-80%. Его необходимо обязательно применять при наличии дополнительных симптомов, указывающих на нарушение эвакуации пищи, стеноз привратника, при подозрении на опухолевое поражение, дивертикулез, грыжу пищеводного отверстия диафрагмы.

Дополнительные исследования проводятся при наличии осложнений и сопутствующих заболеваний.

План лечения.

В процессе лечения язвенной болезни необходимо достичь следующих целей:

1. В острый период:

- Диета (дробное питание с механическим, химическим, физическим щажением) – №1.

- Медикаментозная терапия (направлена на эрадикацию Hp и заживление язвы).

Используются различные схемы, наибольшая эффективность достигается комбинацией из 3-4 препаратов в течение 7-10 дней, например:

Амоксициллин по 500 мг 4 раза в день после еды + Метронидазол по 250 мг 4 раза в день после еды + Де-Нол 120 мг 3 раза за 30 мин до еды и 4-й раз спустя 2 часа после еды перед сном + Омепразол по 20 мг 2 раза в день.

После окончания комбинированной эрадикационной терапии продолжить лечение еще в течение 5 недель при дуоденальной локализации язвы с использованием ранитидина или фамотидина. А также, в качестве дополнения к комбинированной эрадикационной терапии используются прокинетики, нормализующие работу сфинктеров (метоклопромид (церукал)), препараты, улучшающие регенерацию слизистой оболочки, например, витамины В1, В6, метилурацил и антацидные препараты (маалокс, ремагель и др.) в качестве симптоматического средства.

2. В стадии стойкой ремиссии: санаторно-курортное лечение на курортах с гастроэнтерологическим профилем (например, санаторий Нижне-Ивкино).

3. Профилактика обострений:

· Противорецидивная терапия – проводится для профилактики обострений весной и осенью в течение 1-2 месяцев, например: Ранитидин 0,15 (по 1 таб. на ночь в течение всего октября и апреля);

· Исключение нервно-психического перенапряжения;

· Ограничение в диете жирных, жареных, острых блюд.

 

 

 

ЗАДАНИЯ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ИСЛЕДОВАНИЯ

 

ПОРЯДОК РАСШИФРОВКИ ЭКГ

 

1. Водитель ритма

2. Правильность ритма

3. Частота сердечных сокращений (формула)

4. Определение электрической оси сердца

5. Вольтаж

6. Характеристика зубцов и интервалов:

§ Зубец Р

§ Интервал РQ

§ Комплекс QRS

§ Сегмент ST

§ Зубец T

В заключении указать:

1) наличие синдрома нарушения ритма и проводимости;

2) признаки гипертрфии различных отделов сердца;

3) признаки синдрома коронарной недостаточности

(некроз, повреждение, ишемия).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Пропедевтика внутренних болезней. Учебник под ред. А.Л.

Гребенева, М. Медицина, 2001

2. Пропедевтика внутренних болезней. Учебник под ред. Н.А.

Мухина, В.С. Моисеева, М. Медицина, 2002

3.Пропедевтика внутренних болезней. Практикум под ред.

Ивашкина, Султанова В.К. – СПб: Питер, 2003

4. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардиография. М

Медицина, 2003.

5. Патологическая физиология. Учебник под ред. А.Д. Адо, В.В.

Новицкого. Томск, 2000

6.Физиология человека. Н.А. Агаджанян с соавт. Издат SOTIS, 1

7. Методические пособия: Семиотика и синдромология в

гастроэнтерологии Киров, 2005.

8. Методические пособия: Семиотика и синдромология в

нефрологии Киров. 2006.

9. Методические пособия: Семиотика и синдромология в

эндокринологии Киров. 2005.

10. Методические пособия: Семиотика и синдромология в

гепатологии Киров. 2006.

11. Методические пособия: Семиотика и синдромология в

в пульмонологии Киров, 2004.

12. Методические пособия: Семиотика и синдромология в

в кардиологии Киров, 2006.

 

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

 

Киров

 

 
 
 

 


 

УДК 616.12-035

ББК 54.101

Р-85

 

 

Печатается по решению центрального методического совета и редакционно-издательского совета Кировской государственной медицинской академии

 

 

Сборник заданий для подготовки к курсовому экзамену по пропедевтике внутренних болезней /Сост.: А.Я. Чепурных, Е.В. Слобожанинова, Р. А. Шамсутдинова. - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2009.- 152с.

 

В методическом пособии представлены экзаменационные тестовые задания по пропедевтике внутренних болезней для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов Кировской ГМА, а также теоретические вопросы, примеры решения ситуационных задач,задания по клинической оценке результатов лабораторных и инструментальных методов исследования для устного экзамена по пропедевтике внутренних болезней в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

 

 

Рецензенты: заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Кировской ГМА доктор медицинских наук профессор Н.К. Вознесенский, заведующая кафедрой сестринского дела Кировской ГМА кандидат медицинских наук Е.А. Мухачева

© Чепурных А.Я., Слобожанинова Е.В., Шамсутдинова Р. А.– Киров, 2009

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.02 с.)