Зарождение первобытного искусства: живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение первобытного искусства: живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.



ВВЕДЕНИЕ

Программа разработана в помощь студентам Института искусств и дизайна, специальности: 030800 Изобразительное искусство.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и содержит основные (общие) требования по организации, подготовке и сдаче государственного экзамена. Государственные экзамены являются частью итоговой государственной аттестации студента.

 

Цель государственного экзамена– выявить уровень профессиональной подготовки студентов по комплексу специальных дисциплин, входящих в проблемное поле истории мировой и отечественной архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также выявить готовность студентов к решению профессиональных задач.

 

Основные задачи государственного экзамена:

- выявить уровень знаний выпускника в области теории и истории мировой и отечественной культуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

- выявить уровень профессиональных качеств выпускника как будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности в области декоративно-прикладного искусства,позволяющей обеспечить их творческое развитие, адаптацию к современным социально-экономическим условиям.

- выявить способность к самостоятельному анализу историко-культурного и индивидуально-творческого процессов, произведений архитектуры и изобразительного искусства.

- выявить умение ориентироваться в потоке информации и способность извлекать информацию из различных источников, а также формировать собственную точку зрения на художественные процессы и явления.

 

Требования к государственному экзамену по истории искусств

В соответствии с Государственным образовательным стандартом в экзаменационный билет входят вопросы по истории искусств. Ответ студента базируется на знании научной литературы, программы курсов, учебных пособиях, лекциях.

 

Студент должен знать

 

- Основные признаки, структуру, специфику образного содержания и средств выразительности архитектуры и изобразительного искусства и их место в общей системе культуры;

- Пути и направления сложения и развития художественных стилей и школ; наиболее выдающихся авторов и произведения искусства;

- Общие закономерности основных этапов развития архитектуры и изобразительного искусства;

- Возможности влияния на архитектуру и изобразительное искусство идеологических воззрений, социальных и экономических условий жизнедеятельности человечества.

 

 

Владеть:

- Методами сравнительного анализа различных научных школ по курсу истории искусств.

- Современными источниками и литературой по курсу, информационными средствами и технологиями изобразительного искусства.

- Профессиональным мастерством в области устных выступлений и самостоятельного анализа произведений изобразительного искусства

 

Ответы студентов оцениваются по следующим критериям:

1. Точность изложения фактической информации.

2. Системность, логичность ответа.

3. Знание научной и учебной литературы и источников, наглядного материала.

4. Умение привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

5. Творческий подход к анализу рассматриваемой проблемы, самостоятельность суждений.

 

Отметка «отлично» ставится, если студент четко, логически последовательно излагает ответ, демонстрируя достаточно глубокое знание материала, владеет искусствоведческой терминологией; ответ отличается полнотой и в то же время лаконичностью. Студент умело использует в ответе наглядный материал, владеет приемами анализа произведений искусства, умеет самостоятельно формулировать выводы.

 

Отметка «хорошо» ставится, если студент достаточно глубоко усвоил материал, но в ответе присутствовали неточности, иногда страдала логика изложения материала.

 

Отметка «удовлетворительно» ставится, если студент не достаточно полно усвоил материал, плохо владеет приемами искусствоведческого анализа, выученный материал с трудом соотносит с наглядностью.

 

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если студент отрывочно владеет материалом, отсутствует логика изложения, понимание предмета в целом, в ответе присутствуют грубые ошибки. Студент теряется при ответе на вопросы преподавателя.

 

 

Вопросы к государственному экзамену

«История искусств»

 

1. Зарождение первобытного искусства: живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.

2. Гробничная архитектура Древнего Египта: архитектурная композиция, скульптура, росписи.

3. Храмовая архитектура Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности.

4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника.

5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений.

6. Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации.

7. Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чёрнофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.

8. Ордер: дорический, ионический, коринфский. Сложение типов греческих храмов.

9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурные сооружения, культурная значимость комплекса.

10. Скульптура Древней Греции: основные типы изображения, культурное значение, эволюция развития.

11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима.

12. Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения.

13. Архитектура Древнего Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.

14. Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийских мозаик.

15. Типологическое разнообразие византийских храмов.

16. Планировочные, конструктивные и образные особенности романской архитектуры.

17. Французская романская скульптура, её связь с архитектурой.

18. Основной принцип готической конструкции. Органическая связь конструктивных приёмов и декоративных форм (на примере французских соборов).

19. Роль витража в ансамбле готического собора (на примере соборов Франции).

20. Особенности готической скульптуры (на примере соборов Франции).

21. Древнерусский храм XI– XII века: строительные материалы и конструкции, художественно-образные решения, эволюция.

22. Древнерусская икона XII – XIV вв.: технология, язык, эволюция.

23. Принципы обновления живописного языка в творчестве Джотто: новое понимание религиозной темы, изображения реальной жизни, выработка новых изобразительных средств, новое понимание задач композиции.

24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.

25. Творчество Донателло как основоположника новой ренессансной европейской пластики.

26. Творчество Мазаччо, его новые реалистические образно-пластические проблемы живописного искусства.

27. Высокий Ренессанс как наивысшая точка расцвета итальянского искусства на примере творчества Леонарда да Винчи, Микеланджело, Рафаэля (на выбор).

28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.

29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего; традиции и новаторство.

30. Творчество Дюрера, его разносторонний и новаторский характер в искусстве немецкого Возрождения.

31. Творчество А. Рублёва как отражение мировоззрения современников.

32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи XV – XVI в.

33. Переходный характер русского искусства XVII в.

34. Черты русского искусства Петровской эпохи.

35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины XVIII века.

36. Стиль классицизм в русской архитектуре второй половины XVIII– первой трети XIX вв.: исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.

37. Особенности русского романтизма (на примере живописи).

38. Творчество А.Г. Венецианова как пример раннего реализма.

39. Синтез критического и поэтического в творчестве П.А. Федотова.

40. Товарищество передвижников: предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.

41. Творчество И. Е. Репина как пример метода аналитического реализма.

42. Значение творчества В.И. Сурикова.

43. Творчество В.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.

44. Новаторство и синкретизм творческого метода М.А. Врубеля.

45. Эволюция авторского метода В.А. Серова.

46. Общекультурная деятельность и характерные черты творческого метода художников объединения «Мир искусства»

47. Стиль барокко в итальянской архитектуре XVII века. Основные черты, памятники, мастера.

48. Характерные черты фламандской школы живописи XVII века: развитие жанров, стилистические особенности.

49. Характерные черты голландской живописи XVII века: развитие жанров, творчество «малых голландцев»

50. Общечеловеческая направленность творчества Рембрандта Харменса ван Рейна.

51. Жанровое разнообразие и характерные черты живописи Диего де Сильва Веласкеса.

52. Идеология и принципы классицизма во французской живописи XVII века.

53. Своеобразие стилевого развития французской архитектуры XVII века.

54. Характерные черты стиля рококо во французской живописи первой половины XVIII века.

55. Принципы революционного классицизма в творчестве Ж.-Л. Давида.

56. Характерные черты творчества Ф. Гойи.

57. Французский романтизм: исторические предпосылки возникновения, принципы, основные мастера.

58. Реализм во французском искусстве первой половины XIX века: исторические предпосылки возникновения, принципы, мастера.

59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве Э. Мане.

60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.

61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи П. Гогена, Винсента ван Гога, П. Сезанна (на выбор).

62. «Абстракционизм» В. Кандинского как новое течение в изобразительном искусстве. Теоретическое обоснование Кандинским беспредметного искусства.

63. Творческий метод «супрематизма» К. Малевича. Практическое применение супрематизма в станковой картине, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

64. Творческий метод «аналитического искусства» П. Филонова.

65. Роль ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа (Высшие художественно-технические мастерские) в формировании в 1920-х годах новой российской художественной культуры.

66. АХРРР – АХР (Ассоциация художников революционной России), её программа и творческие цели. Лидирующие художники и произведения.

67. ОСТ (общество станковистов), его творческие цели и программа. Лидирующие художники и произведения.

68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.

69. Искусство андеграунда («Другое искусство») как альтернатива художественной культуре официально признанного искусства.

70. Новые черты в образно-пластической структуре художественных произведений 1970-х годов, философское и ассоциативно-метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.


Структура ответа

Планировочные, конструктивные и образные особенности романской архитектуры.

Романское искусство как искусство эпохи развитого феодализма. Идеологические и декоративные функции изобразительного искусства этого периода. Архитектура как формообразующий вид искусства. Развитие базиликального типа храма. Развитие базилик с балочным, а позднее сводчатым перекрытием. Выработка форм, характерных для романского зодчества. Конструктивные и декоративные особенности архитектуры. Гражданская архитектура. Феодальные замки. Донжон – ранний, простейший замок. Городские жилые дома романского стиля. Романское искусство Франции: строительство монастырских комплексов. Романская архитектура Германии (соборы в Майнце, Шпейре, Вормсе). “Связанная система” в конструктивных решениях сводов базилик Германии. Английская романская церковная архитектура (соборы Питерборо, Или, Дархема.). Романское искусство Италии. Развитие «инкрустационного стиля» (соборы в Пизе, Флоренции, Луке).

 

Электронные ресурсы

1. Искусство. Всеобщая история искусств [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// artyx.ru/ (дата обращения 26.09.2011).

2. История искусств. Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до XX в. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://history-of-art.livejournal.com/ (дата обращения 26.09.2011).

3. Мировая культура. История искусств [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://art-history.ru/ (дата обращения 26.09.2011).

4. Энциклопедия изобразительного искусства [Электронный ресурс]. - М. : БизнесСофт, 2005.

 

Интернет-сайты

1. http://www.archi.ru/

2. http://mosmodern.race.ru/

3. http://acd.friends-partners.ru/1999-3/14-17.htm

4. http://www.arch-image.org/

5. http://all-photo.ru/archeo/index.ru.html

6. http://www.archi.ru/terms/index.htm

7. http://www.uic.rsu.ru/archit/sobor/main.htm

8. http://www.nit.spb.ru:8103/school/best/swed/rus/lidv.htm

9. www.museum-online.ru/Impressionism

10. www.1september.ru

ВВЕДЕНИЕ

Программа разработана в помощь студентам Института искусств и дизайна, специальности: 030800 Изобразительное искусство.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и содержит основные (общие) требования по организации, подготовке и сдаче государственного экзамена. Государственные экзамены являются частью итоговой государственной аттестации студента.

 

Цель государственного экзамена– выявить уровень профессиональной подготовки студентов по комплексу специальных дисциплин, входящих в проблемное поле истории мировой и отечественной архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также выявить готовность студентов к решению профессиональных задач.

 

Основные задачи государственного экзамена:

- выявить уровень знаний выпускника в области теории и истории мировой и отечественной культуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

- выявить уровень профессиональных качеств выпускника как будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности в области декоративно-прикладного искусства,позволяющей обеспечить их творческое развитие, адаптацию к современным социально-экономическим условиям.

- выявить способность к самостоятельному анализу историко-культурного и индивидуально-творческого процессов, произведений архитектуры и изобразительного искусства.

- выявить умение ориентироваться в потоке информации и способность извлекать информацию из различных источников, а также формировать собственную точку зрения на художественные процессы и явления.

 

Требования к государственному экзамену по истории искусств

В соответствии с Государственным образовательным стандартом в экзаменационный билет входят вопросы по истории искусств. Ответ студента базируется на знании научной литературы, программы курсов, учебных пособиях, лекциях.

 

Студент должен знать

 

- Основные признаки, структуру, специфику образного содержания и средств выразительности архитектуры и изобразительного искусства и их место в общей системе культуры;

- Пути и направления сложения и развития художественных стилей и школ; наиболее выдающихся авторов и произведения искусства;

- Общие закономерности основных этапов развития архитектуры и изобразительного искусства;

- Возможности влияния на архитектуру и изобразительное искусство идеологических воззрений, социальных и экономических условий жизнедеятельности человечества.

 

 

Владеть:

- Методами сравнительного анализа различных научных школ по курсу истории искусств.

- Современными источниками и литературой по курсу, информационными средствами и технологиями изобразительного искусства.

- Профессиональным мастерством в области устных выступлений и самостоятельного анализа произведений изобразительного искусства

 

Ответы студентов оцениваются по следующим критериям:

1. Точность изложения фактической информации.

2. Системность, логичность ответа.

3. Знание научной и учебной литературы и источников, наглядного материала.

4. Умение привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

5. Творческий подход к анализу рассматриваемой проблемы, самостоятельность суждений.

 

Отметка «отлично» ставится, если студент четко, логически последовательно излагает ответ, демонстрируя достаточно глубокое знание материала, владеет искусствоведческой терминологией; ответ отличается полнотой и в то же время лаконичностью. Студент умело использует в ответе наглядный материал, владеет приемами анализа произведений искусства, умеет самостоятельно формулировать выводы.

 

Отметка «хорошо» ставится, если студент достаточно глубоко усвоил материал, но в ответе присутствовали неточности, иногда страдала логика изложения материала.

 

Отметка «удовлетворительно» ставится, если студент не достаточно полно усвоил материал, плохо владеет приемами искусствоведческого анализа, выученный материал с трудом соотносит с наглядностью.

 

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если студент отрывочно владеет материалом, отсутствует логика изложения, понимание предмета в целом, в ответе присутствуют грубые ошибки. Студент теряется при ответе на вопросы преподавателя.

 

 

Вопросы к государственному экзамену

«История искусств»

 

1. Зарождение первобытного искусства: живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.

2. Гробничная архитектура Древнего Египта: архитектурная композиция, скульптура, росписи.

3. Храмовая архитектура Египта: композиция, символическое значение, средства выразительности.

4. Рельефы и росписи Древнего Египта: каноны, условности, сюжеты, техника.

5. Скульптура Древнего Египта: общая характеристика, типы изображений.

6. Амарнский период древнеегипетского искусства (архитектура, скульптура, живопись): традиции и новации.

7. Греческая вазопись: геометрический, ориентализирующий, чёрнофигурный, краснофигурный стили. Эволюция изобразительности.

8. Ордер: дорический, ионический, коринфский. Сложение типов греческих храмов.

9. Афинский акрополь: композиционное решение, архитектурные сооружения, культурная значимость комплекса.

10. Скульптура Древней Греции: основные типы изображения, культурное значение, эволюция развития.

11. Типологическое разнообразие архитектуры Древнего Рима.

12. Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения.

13. Архитектура Древнего Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.

14. Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийских мозаик.

15. Типологическое разнообразие византийских храмов.

16. Планировочные, конструктивные и образные особенности романской архитектуры.

17. Французская романская скульптура, её связь с архитектурой.

18. Основной принцип готической конструкции. Органическая связь конструктивных приёмов и декоративных форм (на примере французских соборов).

19. Роль витража в ансамбле готического собора (на примере соборов Франции).

20. Особенности готической скульптуры (на примере соборов Франции).

21. Древнерусский храм XI– XII века: строительные материалы и конструкции, художественно-образные решения, эволюция.

22. Древнерусская икона XII – XIV вв.: технология, язык, эволюция.

23. Принципы обновления живописного языка в творчестве Джотто: новое понимание религиозной темы, изображения реальной жизни, выработка новых изобразительных средств, новое понимание задач композиции.

24. Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.

25. Творчество Донателло как основоположника новой ренессансной европейской пластики.

26. Творчество Мазаччо, его новые реалистические образно-пластические проблемы живописного искусства.

27. Высокий Ренессанс как наивысшая точка расцвета итальянского искусства на примере творчества Леонарда да Винчи, Микеланджело, Рафаэля (на выбор).

28. Принципы обновления живописного языка в творчестве Яна ван Эйка.

29. Демократические основы творчества Питера Брейгеля Старшего; традиции и новаторство.

30. Творчество Дюрера, его разносторонний и новаторский характер в искусстве немецкого Возрождения.

31. Творчество А. Рублёва как отражение мировоззрения современников.

32. Идея русского централизованного государства в архитектуре и иконописи XV – XVI в.

33. Переходный характер русского искусства XVII в.

34. Черты русского искусства Петровской эпохи.

35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины XVIII века.

36. Стиль классицизм в русской архитектуре второй половины XVIII– первой трети XIX вв.: исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.

37. Особенности русского романтизма (на примере живописи).

38. Творчество А.Г. Венецианова как пример раннего реализма.

39. Синтез критического и поэтического в творчестве П.А. Федотова.

40. Товарищество передвижников: предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров.

41. Творчество И. Е. Репина как пример метода аналитического реализма.

42. Значение творчества В.И. Сурикова.

43. Творчество В.М. Васнецова как пример создания «русского» стиля.

44. Новаторство и синкретизм творческого метода М.А. Врубеля.

45. Эволюция авторского метода В.А. Серова.

46. Общекультурная деятельность и характерные черты творческого метода художников объединения «Мир искусства»

47. Стиль барокко в итальянской архитектуре XVII века. Основные черты, памятники, мастера.

48. Характерные черты фламандской школы живописи XVII века: развитие жанров, стилистические особенности.

49. Характерные черты голландской живописи XVII века: развитие жанров, творчество «малых голландцев»

50. Общечеловеческая направленность творчества Рембрандта Харменса ван Рейна.

51. Жанровое разнообразие и характерные черты живописи Диего де Сильва Веласкеса.

52. Идеология и принципы классицизма во французской живописи XVII века.

53. Своеобразие стилевого развития французской архитектуры XVII века.

54. Характерные черты стиля рококо во французской живописи первой половины XVIII века.

55. Принципы революционного классицизма в творчестве Ж.-Л. Давида.

56. Характерные черты творчества Ф. Гойи.

57. Французский романтизм: исторические предпосылки возникновения, принципы, основные мастера.

58. Реализм во французском искусстве первой половины XIX века: исторические предпосылки возникновения, принципы, мастера.

59. Проблемы традиций и новаторства в творчестве Э. Мане.

60. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.

61. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи П. Гогена, Винсента ван Гога, П. Сезанна (на выбор).

62. «Абстракционизм» В. Кандинского как новое течение в изобразительном искусстве. Теоретическое обоснование Кандинским беспредметного искусства.

63. Творческий метод «супрематизма» К. Малевича. Практическое применение супрематизма в станковой картине, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

64. Творческий метод «аналитического искусства» П. Филонова.

65. Роль ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа (Высшие художественно-технические мастерские) в формировании в 1920-х годах новой российской художественной культуры.

66. АХРРР – АХР (Ассоциация художников революционной России), её программа и творческие цели. Лидирующие художники и произведения.

67. ОСТ (общество станковистов), его творческие цели и программа. Лидирующие художники и произведения.

68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.

69. Искусство андеграунда («Другое искусство») как альтернатива художественной культуре официально признанного искусства.

70. Новые черты в образно-пластической структуре художественных произведений 1970-х годов, философское и ассоциативно-метафорическое искусство. Лидирующие художники и произведения.


Структура ответа

Зарождение первобытного искусства: живопись, пластика, керамика. Архитектурные сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.

Сложение первобытного искусства. Критерии художественного творчества: способность оперировать линией и цветом; создание изображений предметов видимого мира; формирование эстетического чувства. Искусство как источник специфической информации. Единство в первобытной культуре науки, религии и искусства. Искусство как орудие магии. Роль в искусстве "коллективного бессознательного". Создание модели мира и определение места человека в нем. Искусство как средство опредмечивания мифа. Символический характер первобытного искусства. Два стиля изображения: жизнеподобный и условный, зарождение изобразительности и выразительности. Зверя – изобразить, человека – выразить. Палеолитические "Венеры" как материализовавшаяся идея материнства, плодородия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.054 с.)