Французская романская скульптура, её связь с архитектурой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французская романская скульптура, её связь с архитектурой.



Художественная система и образный строй скульптурного убранства романского храма. Выработка типологии и художественных принципов скульптурного убранства перспективных порталов соборов Франции. Рельефы тимпанов церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке, собора Сен Лазар в Отэне, церкви Сент Мадлен в Везеле, церкви аббатства Сен Жиль. Разномасштабность фигур, ярусность построения композиции рельефа, плотное заполнение рельефа фигурами святых, эволюция форм к всё большей динамике и напряжению, преобладание устрашающих тем (“Страшного суд”, “Сошествие Св. Духа на апостолов”, “Апокалиптическое видение”). “Строгий стиль” в скульптуре Германии XI века (“Распятие Имерварда”, фигура-светильник “Вольфрам”). Выразительная экспрессивность немецкой пластики XII в. (рельефы алтарной преграды собора в Бамберге).

17. Основной принцип готической конструкции. Органическая связь конструктивных приёмов и декоративных форм (на примере французских соборов).

Основные этапы развития готики во Франции: стрельчатая, лучистая, пламенеющая готика. Происхождение терминов от характера архитектурных и декоративных форм храмов. Расцвет феодальной городской культуры. Готический собор – центр общественной и духовной жизни средневекового города. Архитектура городских соборов (церковь аббатства Сен Дени в Иль де Франс, соборы в Лане, Шартре, Париже, Реймсе, Амьене, Руане). Архитектурные новшества: свод на нервюрах (арах) стрельчатой формы, система аркбутанов, передающих распор свода на мощные контрфорсы. Ажурность и декоративность готических соборов Франции, обусловленная вынесенной за стены зданий системой аркбутанов и контрфорсов, расчленённостью архитектурных форм. Изменение роли стены.

 

18. Роль витража в ансамбле готического собора (на примере соборов Франции).

Искусство витража, его колористические возможности и композиционные приемы. Поздняя готика (капелла Сен Шапель в Париже, собор в Шартре, собор в Руане).Декоративная и просветительская роль витражного искусства. Орнаментальные мотивы, библейские и жанровые сюжеты витражей готических храмов. Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза. Сочетание в витражах чистых и интенсивных красок, создающий яркий и выразительный декоративный эффект. Торжество света и цвета, проявляющееся в искусстве витражей. Смешение в интерьере храма ярких, чистых цветов витража и создание мистической, ирреальной обстановки внутреннего пространства. “Небесный рай, усеянный бесчисленными цветами”.

 

19. Особенности готической скульптуры (на примере соборов Франции).

Главный фасад готического собора как грандиозная пластическая картина. Эволюция готической пластики в сторону большей свободы. “Классицизм” скульптурных школ Амьена и Реймса. “Золочёная Мадонна” собора в Амьене. “Королевский портал” собора в Шартре. Статуи порталов храма в Страсбурге. Религиозная тематика, изображения народных преданий и поверий, светские сцены в скульптуре французских соборов. Удлинённость пропорций скульптур, симметричность форм, подчинённость архитектурным объёмам, отклонения от строгой фронтальности, естественность и непринуждённость фигур, перемещение центра тяжести тела на одну ногу – характерные черты готической скульптуры. Влияние античной пластики.

Древнерусский храм XI– XII века: строительные материалы и конструкции, художественно-образные решения, эволюция.

Храм Святой Софии: планировка, техника строительства, композиция, влияние византийского искусства и народного зодчества. Сравнительная характеристика Софийских соборов в Киеве и в Новгороде. Анализ новгородских храмов начала ХII в. (Николо-Дворищенский, Антониева и Юрьева монастырей). Сравнение их с посадскими храмами второй половины ХII в. Анализ особенностей храмов времени правления Юрия Долгорукого (Спасо-Преображенский собор в Переяславле Залесском, ц. Бориса и Глеба в Кидекше). Сравнение их с новгородскими посадскими храмами. Образное значение всех этих сооружений, связь с исторической ситуацией. Особенности храмовой архитектуры времени правления Андрея Боголюбского (Успенский собор, ц. Покрова на Нерли). Сравнение ц. Покрова на Нерли с Дмитриевским собором. Различия в их образном решении.

Древнерусская икона XII – XIV вв.: технология, язык, эволюция.

Определение иконы, ее функциональное своеобразие. Приемы создания иконы. Художественный язык иконы. Периодизация развития иконописи. Характеристика иконописи Домонгольского периода на примере икон Владимирской Богоматери, Св. Георгия, «Устюжское Благовещение», «Спас нерукотворный», «Ангел Златые власы», Николай Чудотворец. Характеристика ранней новгородской иконописи напримере икон Св. Николая, Иоанна Лествичника, Георгия и Власия. Характеристика иконописи Владимиро-Суздальского княжества на примере икон Дмитрия Солунского, Ярославской Оранты. Характеристика Новгородской школы иконописи на примере житийной иконы Св. Георгия, икон «Чудо Георгия о змие», «Битва новгородцев с суздальцами». Характеристика Псковской школы иконописи на примере икон Ильи Пророка, «Собор Богоматери». Характеристика Московской школы иконописи на примере икон. св. Бориса и Глеба, «Спас Ярое Око».

Принципы обновления живописного языка в творчестве Джотто: новое понимание религиозной темы, изображения реальной жизни, выработка новых изобразительных средств, новое понимание задач композиции.

Творчество Джотто ди Бондоне. Росписи в Капелле дель Арена в Падуе и капелл Перуцци и Барди в церкви Санта Кроче во Флоренции. Введение в живопись трехмерного пространства, объемность фигур, народные типы персонажей. Психологизм и драматизм в передаче образов. Реализм монументальной живописи Джотто. Влияние на Джотто раннехристианской живописи. Большая по отношению к фрескам в Капелле дель Арена в Падуе свобода в изображении персонажей и окружающей среды, более вытянутые пропорции фигур святых, естественные цветовые сочетания композиций в капеллах Перуцци и Барди церкви Санта Кроче во Флоренции. “Мадонна Оньиссанти” – пример алтарной работы художника. Архитектурная работа Джотто ди Бондоне. Колокольня собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

Творчество Брунеллески как создателя нового архитектурного стиля.

Творчество Филиппе Брунеллески. Разработка теории перспективы. Античные традиции в творчестве архитектора. Строительство купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Новаторское конструктивное решение – купол из двух оболочек, скреплённых рёбрами. Капелла Пацци – обращение Брунеллески к купольному центрическому сооружению. Обновление облика общественного здания (Воспитательный дом во Флоренции). Палаццо как тип флорентийского городского дворца (палаццо Ручеллаи, Медичи-Риккарди). Разумная симметричность зданий, логичное соотношение горизонталей и вертикалей, согласованность всех частей и деталей. Церкви Сан-Лоренцо и Сан Спирито во Флоренции. Дробность членений их внутреннего пространства. Расположение многочисленных семейных капелл в боковых нефах церквей придаёт им новую социальную значимость.

Творчество Донателло как основоположника новой ренессансной европейской пластики.

Донателло – глава нового реалистического направления в скульптуре. Изучение натуры и обращение к античности в творчестве Донателло. Создание им нового типа конного монумента (памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе) и свободно стоящей статуи (бронзовая статуя «Давид»). Аристократизм и утончённость образа Давида. Изображение обнажённого человеческого тела. Построение строгого, математически выверенного пространства, изображение сюжета в нескольких пространственных планах в рельефе “Пир Ирода” для купели церкви Сан Джованни в Сиене. “Юдифь и Олоферн”, деревянная статуя Марии Магдалины – поздние работы Донателло. Образы, исполненные сурового драматизма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.007 с.)