Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Организация мероприятий по спасению жизни пострадавших в очаге катастрофы.

Поиск

КУРСКИЙ

БАЗОВЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ

КОЛЛЕДж

 

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Часть i

ПОПОВЦЕВ А. Г.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

По предмету

"МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ"

(часть I)

 

 

Рецензент: КРАСНОУХОВ А.И. - зав. отделением термических поражений и реконструктивно - восстановительной хирургии ОКБ, зав. межтерриториальным ожоговым центром, врач высшей категории.

 

г. Курск, 2009 год.

 

"Bis dat qui cito dat!" Дважды помог, кто быстро помог (лат. изречение)

 

В первой части учебного пособия изложены методические материалы для самостоятельной подготовки студентов по трем узловым вопросам учебной программы:

à организации и оказания первой медицинской (доврачебной) помощи в очаге катастрофы,

à индивидуального медицинского оснащения и оснащения медицинских формирований службы МК и МСТО,

à вопросы выноса и дальнейшей транспортировки пораженных при возникновении очагов катастрофы и массовых санитарных потерь. Все действия обучающихся сведены в алгоритмы оказания помощи, что повышает усвоение теоретического материала и практических навыков и позволит будущему среднему медицинскому работнику самостоятельно и профессионально оказывать экстренную медицинскую помощь при различной патологии. Изучение материала облегчается имеющимися в пособии иллюстрациями и приложениями. Для закрепления изучения тем используются контрольные вопросы, ситуационные задачи и тестовые задания.

В каждой теме данного пособия определены: цель самоподготовки, объем знаний и умений, необходимых для усвоения данной темы, а также вопросы для повторения из других клинических и общемедицинских дисциплин, связанные с изучаемым материалом.

Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки студентов средних медицинских учебных заведений по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Стоматология" и требованиями учебной программы предмета "Медицина катастроф".

 

Практическое занятие № 1.

Тема: "Розыск и сбор пораженных в очаге катастрофы, оказание первой медицин-ской помощи.

Цель самоподготовки:

ознакомиться с организацией розыска и сбора пострадавших в очаге катастрофы и оказания им первой медицинской помощи.

 

 

Студент должен знать:

¨ организацию мероприятий по спасению жизни пострадавших

¨ способы розыска и сбора пострадавших, в очаге катастрофы

¨ принципы первичной медицинской сортировки

¨ определение первой медицинской помощи

¨ объем мероприятий первой медицинской помощи.

 

Студент к окончанию занятия должен уметь:

¨ осуществлять розыск и сбор пострадавших;

¨ проводить первичную медицинскую сортировку;

¨ оказывать первую медицинскую помощь:

а) извлечение пострадавших из труднодоступных мест;

б) тушение горящей одежды;

в) надевание противогаза на пострадавшего;

г) временная остановка наружного кровотечения;

д) предупреждение или устранение асфиксии;

е) непрямой массаж сердца;

ж) введение антидотов, обезболивающих средств;

з) наложение асептической повязки на рану, ожоговую поверхность;

и) временная иммобилизация поврежденной области.

 

Исходный уровень знаний:

1. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим в очаге катастрофы

2. Силы и средства службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, принимающие участие в ликвидации последствий катастрофы.

3. Первая медицинская помощь, объем мероприятий первой медицинской помощи.

4. Медицинская сортировка, виды, особенности проведения в очаге катастрофы и на этапах эвакуации, сортировочные группы и признаки.

5. Лекарственные препараты, применяемые при оказании медицинской помощи для парентерального введения:

· обезболивающие;

· холинолитики.

6. Способы временной остановки кровотечения, кардиопульмонарной реанимации, наложения повязок и транспортных шин, на пораженную часть тела.

7. Анатомо-физиологические особенности нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Изучение по теме:

 

1. Организация мероприятий по спасению жизни пострадавших в очаге катастрофы.

2. Способы сбора и розыска пострадавших в очаге катастрофы.

3. Первичная медицинская сортировка пострадавших.

4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим, алгоритмы действий проводимых мероприятий.

 

 

План изучения темы:

1. Изучение цели самоподготовки.

2. Повторение материала по анатомии и физиологии, основам сестринского дела, реаниматологии, фармакологии, сестрин-скому делу в хирургии.

3. Изучение указанных разделов учебника, лекционного мате-риала, данного пособия, алгоритмов.

4. Решение предложенных ситуационных задач.

5. Ответы на поставленные контрольные вопросы и тестовые задания.

6. Подготовка вопросов для преподавателя.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекционный материал, темы № 1,2,3.

2. Учебник "Военно-медицинская подготовка" под ред. Ф. И. Комарова, М., "Медицина", 1989 г., глава 6.

3. С.А.Мухина, И.И. Тарновская "Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода". М., АНМИ, 1995 г. глава 10.

4. В. В. Майский "Фармакология с рецептурой", М., "Медици-на", 1980г.

5. В. А. Михельсон, А. З. Маневич "Основы анестезиологии и реаниматологии" М., "Медицина", 1992 г., глава 3-6.

6. В. М. Буянов, Ю. А. Нестеренко "Хирургия" (учебник для учащихся медицинских училищ). М., "Медицина", 1990 г, глава 1-3.

7. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие для спасателей. Под ред. В.К.Агапова. М., 1995 г.

 

 

Первая медицинская помощь заключается в проведении срочных медицинских мероприятий, направленных на спасение жизни пострадавших, предупреждение тяжелых последствий и развития осложнений поражения, а также на уменьшение или полное прекращение воздействия поражающих факторов катастрофы.

Значение первой медицинской помощи в современных условиях резко возрастает, т.к. при катастрофах возможна высокая вероятность возникновения тяжелых множественных, сочетанных и комбинированных поражений.

Неправильное и несвоевременное оказание первой медицинской помощи может привести к тяжелым последствиям- развитию травматического шока, раневой инфекции, возобновлению кровотечения, что представляет реальную угрозу для жизни пострадавшего.

 

Первая медицинская помощь в очаге катастрофы включает:

¨ извлечение пострадавших из трудно доступных мест (транспорта, из- под завалов, очагов пожара);

¨ тушение горящей одежды и горючих смесей, попавших на тело;

¨ надевание противогаза на зараженной территории;

¨ временную остановку кровотечения;

¨ введение антидотов пораженным ядовитым веществом и обезболивающего средства при болевом синдроме;

¨ наложение асептической повязки на рану или ожоговую поверхность, а при открытом пневмотораксе - окклюзионной повязки;

¨ иммобилизацию поврежденной части тела;

¨ дачу внутрь таблетированного антибиотика;

¨ проведение частичной санитарной обработки.

При высокой температуре окружающего воздуха принимаются меры по предупреждению перегревания, а при низкой- переохлаждения организма пораженного.

В случае множественных или сочетанных (комбинирован-ных) повреждений в первую очередь выполняются лечебно-профилактические мероприятия в отношении повреждений, представляющие смертельную опасность, а затем - менее опасных.

 

При оказании помощи вначале расходуются индивидуальные средства, имеющиеся у пострадавшего, а только потом перевязочные и другие материалы оказывающего помощь. При их отсутствии используются подручные средства - нижнее хлопчатобумажное белье на бинты, жгуты - закрутки, импровизированные шины и т.д.

 

Техника выполнения практического навыка №1:

"Извлечение пострадавшего из труднодоступных мест".

 

В ходе ведения спасательных работ пострадавшие могут оказаться заваленными (засыпанными) в подвалах разрушенных зданий, траншеях, укрытиях. Они могут остаться на верхних этажах разрушенных зданий, лестничных клетках, в трубах водоводов, кюветах и т.д.

Для извлечения пораженных из труднодоступных мест, где из-за ограниченного пространства нет возможности встать во весь рост с пораженным, применяют различные способы. Так, носильщик может становиться на четвереньки над пораженным, который обхватывает его руками за шею. Если пострадавший без сознания или очень слаб, ему связывают руки на уровне кистей, а носильщик просовывает свою голову под связанные руки и, двигаясь на четвереньках, тянет за собой пораженного. Носильщик может лечь рядом с пораженным, который взбирается ему на спину и держится за его плечи. Если пораженный не в состоянии этого сделать, носильщик поворачивает его на здоровый бок, ложится рядом спиной к нему и осторожно укладывает пораженного к себе на спину. Затем, удерживая его за одно из предплечий и помогая себе одной рукой, носильщик ползком продвигается вперед.

 

 

а)первый момент; б)второй момент

Рис. 1. Лямка (складывание петель).

Из неглубоких ям, траншей, подвалов извлечение осуществляется с помощью санитарной носилочной лямки или подручных средств (веревки, ремни), которые, в зависимости от глубины, наращивают для подъема на необходимую высоту.

Один из оказывающих помощь, стоя на дне углубления, приподнимает пострадавшего за туловище руками, а стоящий на краю сверху подтягивает его за лямку и затем перехватывает под мышки. Из рвов, оврагов и глубоких ям пострадавших также можно извлекать с помощью лямки санитарной носилочной, которую наращивают с помощью веревки, троса, ремней.

Извлечение пострадавших из разрушенных зданий может производится вручную, с помощью лямок, веревочных лестниц, на носилках (после надежной фиксации пострадавшего к ним) или волоком по проходу на куске брезента, одеяле, плащ-палатке, шинели и т.д. Пострадавшие после раскопки из-под завала обычно извлекаются вручную. Сложные условия при нахождении пораженных на труднодоступных горных склонах, скатах и т.д. В этом случае оказывающий помощь опускается с пострадавшим, используя лямку, сложенную восьмеркой или кольцом (рис. 2). В ряде случаев целесообразно использовать технические средства- лестницы и люльки пожарных машин, автокран, вертолет при его нахождении в режиме зависания.

 

Рис. 2. Переноска пострадавшего на лямке,

сложенной в виде восьмерки.

Значительные затруднения возникают при извлечении пострадавших из деформированных при аварии транспортных средств. После создания доступа к пораженному его извлекают обычно вручную или используя санитарную носилочную или специальную лямку, а также подручные средства.

При использовании лямки (веревки) ее накладывают тремя основными способами.

Первый способ - лямку накладывают со стороны верхнего отдела туловища.

 

Рис. 3. Наложение лямки специальной со стороны верхнего отдела туловища.

 

 

При этом ее концы проводят под мышки со стороны спины и перекрещивают у основания груди. Конец лямки, идущей из под правой руки проводят к верхней трети левого бедра, обхватывая его через наружную, а затем заднюю и внутреннюю поверхности. Фиксируется конец лямки узлом над бедром (в случае использования специальной лямки - застегиванием карабина пряжки к одному из колец лямки). Подобным же образом закрепляют и другой конец лямки, идущей из- под левой руки, над правым бедром (рис.2).

При извлечении раненных в бедро, таз или нижний отдел позвоночника, в дополнение к лямке, наложенной указанным способом, для уменьшения давления на пораженную часть тела необходимо использовать поясной ремень. Его надевают на грудь пострадавшего пряжкой вперед поверх лямки. Свободная часть лямки, находящаяся за спиной пострадавшего, пропускается один раз под ремень в направлении снизу вверх.

 

Второй способ- лямку накладывают в обратной последовательности, т.е. со стороны ног. Концы лямки фиксируются вокруг бедер, затем в области живота делается перекрест лямки, после чего конец лямки, идущей от правого бедра, заводится под левую подмышечную впадину, а другой конец лямки, идущей от левого бедра, соответственно, под правую с образованием петли за спиной.

 

Третий способ- лямку складывают кольцом, надевают на грудную клетку пострадавшего так, чтобы пряжка плотно прилегала к спине на уровне лопаток, а большая часть лямки была продета под руки и выведена вперед. Затем делают перекрест лямки на груди, а оставшуюся ее часть переносят за спину пострадавшего, поочередно приподнимая его руки так, чтобы лямка оказалась в подмышечных впадинах. Образовавшаяся при этом за спиной пострадавшего петля дополнительно фиксируется путем пропускания ее через лямку снизу вверх и завязывания на узел. Этот способ применяют при ранениях нижней половины туловища.

 

Извлечение пострадавших лучше осуществлять двумя или тремя спасателями. Один, находящийся внизу с пострадавшим, накладывает лямку и подает ее конец (петлю) наверх спасателю, который осторожно начинает тянуть пострадавшего вверх. В это время спасатель, находящийся рядом с пострадавшим, помогает извлечь его с помощью рук, направляя его движение и следя за тем, чтобы избежать дополнительного травмирования раненого.

По извлечении пострадавшего до уровня верхней части туловища, один из спасателей берет его под мышки и извлекает на поверхность, второй- за ноги, после чего укладывают его на санитарные носилки.

В некоторых случаях носилочную лямку целесообразнее использовать, свернув ее восьмеркой (с перекрестом у паховой области или задней поверхности шеи, предварительно пропустив ее петли через бедра), а также петлей (через подмышки, с размещением пряжки позади головы).

Если применяют поясные ремни, то спасатель, находящийся внизу вместе с пострадавшим, накладывает один ремень на уровне подмышек вокруг грудной клетки, а второй ремень продевает под первый и конец его передает наружу (наверх) второму спасателю (рис.4).

 

При извлечении вручную роль лямок и ремней выполняют руки двух спасателей. Первый направляет тело пострадавшего наружу, второй - подхватывает его под мышки и извлекает. В случае ранений в грудь или верхние конечности с переломом костей, пострадавшего извлекают из поврежденной техники и других труднодоступных мест за поясной ремень или ворот одежды.

 

 

Рис. 4. Извлечение раненого через люк

с помощью двух поясных ремней.

 

Техника выполнения практического навыка №2:

"Тушение горящей одежды или зажигательной смеси".

При возгорании одежды или попадании на одежду и кожу зажигательной (горючей) смеси типа "напалм" следует немедленно приступить к их тушению:

1. Уложить пораженного на землю, пол (сбить с ног), что предотвратит усиление интенсивности горения вследствие притока воздуха при паническом поведении (бегство, хаотичные движения). Это также уменьшит площадь горения одежды в местах прижатия к земле, полу.

2. Накрыть горящие участки одежды какой-либо плотной тканью (брезент, верхняя одежда - пальто, плащ, куртка и т.п., одеяло, гардина и т.д.) и крепко прижать к телу.

3. Пламя можно затушить, перекатываясь по земле, снегу или прижавшись к другой поверхности.

4. Иногда загоревшуюся одежду проще сбросить (срезать отдельные участки), чем затушить.

5. Наиболее трудно поддаются тушению зажигательные смеси:

à при попадании на кожу или одежду небольших сгустков напалма необходимо накрыть горящей участок рукавом, шапкой, полой куртки или пальто, влажной землей, глиной, снегом;

à небольшие участки горения можно тушить, накладывая на них несколько туров бинта, а на лице - надевая на пострадавшего противогаз и прижав маску рукой над местом горения;

à при попадании значительного количества зажигательной смеси, большие участки горения плотно накрывают тканью, а также используют для забрасывания снег - зимой, а летом - землю, песок;

à для предотвращения самовозгорания зажигательной смеси после ее тушения на обожженную поверхность необходимо наложить влажную повязку и не снимать ее до полного удаления смеси с кожи.

Примечание: нельзя стряхивать горящий напалм, снимать его руками или заливать водой, т.к. это приводит к усилению горения смеси, увеличению площади и глубины поражения.

Для тушения горящей одежды могут быть использованы специальные средства пожаротушения - огнетушители различных конструкций: жидкостные (ОЖ-5, ОЖ-10), пенные (ОХП), углекислотные (ОУ), аэрозольные (ОАХ, ОУБ) и порошковые (ОП, ОК), а также вода, если нет угрозы поражения электрическим током и горение не связано с наличием зажигательных смесей и нефтепродуктов.

Техника выполнения практического навыка №3:

"Надевание фильтрующего противогаза на пострадавшего".

 

    Рис. 4-а. Надевание противогаза на пораженного: А - в положении сидя; Б - пострадавший лежит на спине; В - пострадавший лежит на животе.

При нахождении пострадавшего в зараженной атмосфере для защиты органов дыхания, глаз и кожи лица используют (надевают) фильтрующий противогаз в следующей последовательности:

1. Уложить пострадавшего на спину.

2. Оказывающий помощь становится в изголовье, извлекает шлем - маску противогаза из противогазовой сумки и кладет ее на грудь пострадавшего.

3. Уложить голову пострадавшего на колени оказывающего помощь.

4. Взять шлем - маску обеими руками за края так, чтобы большие пальцы были снаружи и направлены вверх, а остальные - внутри маски.

5. Заведите нижнюю часть шлем - маски под подбородок.

6. Плавным движением на себя и вниз натяните шлем-маску на лицо и волосистую часть головы.

7. Убедитесь, что очки маски находятся в проекции глаз и маска плотно прилегает к голове по всему периметру.

8. Закрепите противогазовую сумку на туловище пострадавшего спереди так, чтобы гофрированная трубка была вытянута во всю длину, проверьте отсутствие резиновой пробки входного отверстия противогазовой коробки, застегните клапан сумки противогаза.

9. Наденьте головной убор на пораженного в холодное время года (рис. 4-а).

 

При повреждениях лица и головы применяют шлем для раненых в голову (ШР-3 или ШР-4).

 

 

Рис. 5. Шлем для раненых в голову (ШР).

Он накладывается поверх соответствующих повязок в следующей последовательности:

 

1. Соединить шлем с поглотительной коробкой фильтрующего противогаза пораженного.

2. Расстегнуть и завернуть вовнутрь все воротники одежды у пораженного.

3. Вывернуть наизнанку шлем.

4. При ранении в голову подвести клапанную коробку к подбородку и натянуть заднюю часть шлема на голову. Если пострадавший ранен в лицо, шлем надевают в обратном порядке, т.е. через затылок.

5. Расправить клиновидный клапан наложенного на голову шлема.

6. Застегнуть на крючок обтуратор (манжета, проходящая по низу шлема) для создания герметичности шлема.

7. Установить в нужном положении очки.

8. Зафиксировать шлем с помощью тесемок путем их затягивания.

9. Заправить нижнюю часть шлема (обтуратор) под одежду, застегнуть воротники (рис.5)

 

Техника выполнения практического навыка №4:

"Надевание респиратора (ватно-марлевой повязки) на пострадавшего".

1. Сними головной убор.

2. Извлеки респиратор (повязку) из сумки.

3. Приложи их внутреннюю поверхность ко рту и носу.

4. Закрепи тесемки, фиксирующие полумаску, на затылке, затянув их в боковых пряжках. При фиксации ватно-марлевой повязки верхние тесемки завязываются на затылке, а нижние - на темени.

5. Прижми концы носового зажима респиратора к носу для герметизации, с этой же целью при использовании ватно-марлевой повязки в области боковых поверхностей носа и щек вводят под нее два ватных тампона.

6. Надень головной убор и застегни клапан сумки респиратора.

 

Техника выполнения практического навыка №5:

"Временная остановка наружного кровотечения".

А б

 

 

в г

Рис. 8. Этапы наложения резинового жгута:

а) подготовка прокладки на месте наложения жгута;

б) растягивание жгута;

в) наложение первого тура;

г) фиксация жгута с помощью цепочки и крючка.

Методика наложения жгута (рис. 8):

¨ придать поврежденной конечности (если это возможно) возвышенное положение;

¨ на обнаженную часть конечности, выше раны, наложить марлевую салфетку, сделать несколько туров бинта или использовать любую другую прокладку из одежды, платка и т.п.;

¨ сильно растянутый жгут наложить на конечность выше места кровотечения на прокладку так, чтобы 1-2 обороты жгута оставили кровотечение. Последующие туры жгута накладываются с меньшим натяжением таким образом, чтобы один перекрывал другой на 1/3, что предупреждает защемление мягких тканей, развитие боли и некроза;

¨ закрепить конец жгута с помощью крючка и цепочки;

¨ поместить под жгут записку, в которой отметить дату и время наложения жгута;

¨ на рану наложить асептическую повязку и ввести пострадавшему обезболивающее средство;

¨ проверить правильность наложения жгута по прекращению кровотечения, пульсу на периферических артериях, цвету кожи конечности.

Примечание:

¨ в зимнее время конечность, с наложенным жгутом, обернуть ватой, одеждой и т.п.;

¨ время наложения жгута не должно превышать 1,5-2 часа в теплое время года и 1 час - в холодное;

¨ для предотвращения некроза тканей через каждый час, а в зимнее время - каждые полчаса, для частичного восстановления кровообращения в перетянутой конечности, жгут расслабляют на несколько минут, осуществляют при этом пальцевое прижатие артерии. Если с момента наложения жгута прошло более 2-х часов, то после расслабления жгута на несколько минут его накладывают немного выше;

¨ не рекомендуется наложение жгута в средней части плеча (сдавление нервных стволов), а также на запястье и над лодыжкой (из-за анатомического строения предплечья и голени не произойдет сдавливания артерий);

¨ при внешнем осмотре пострадавшего жгут должен бросаться в глаза, поэтому прикрытый одеждой (повязкой) жгут обозначается на одежде мелом, белым или окрашенным красным бинтом.

А б

Рис. 11. Остановка кровотечения путем

сгибания конечности (а) и максимального отведения (б).

3. При кровотечении из верхней трети плеча и подключичной области:

¨ в подмышечную впадину на стороне ранения вложить ватно-марлевый валик;

¨ согнуть руки пострадавшего в локтевых суставах и завести их за спину;

¨ зафиксировать руки в области локтевых суставов с помощью ремня или бинтовой повязки (рис 11б).

4. При кровотечении из нижней трети бедра, голени и стопы:

¨ уложить пострадавшего на спину;

¨ вложить ватно-марлевый валик в подколенную ямку;

¨ согнуть ногу пострадавшего в тазобедренном и коленном суставах;

¨ плотно прибинтовать голени к бедру (рис 11в).

 

5. При кровотечении из верхней и средней трети бедра:

¨ уложить пострадавшего на спину;

¨ вложить ватно-марлевый валик в паховую складку;

¨ согнуть бедро в тазобедренном суставе и максимально привести его к нижней части туловища;

¨ плотно зафиксировать бедро ремнем или бинтованием к туловищу (рис.11г).

 

Примечание: данный способ остановки кровотечения нельзя применять при переломах костей конечностей.

 

в

г

Рис. 11. Остановка кровотечения путем максимального приведения и фиксирования (в) и путем сгибания конечности (г).

 

Техника выполнения практического навыка №6:

"Предупреждение или устранение асфиксии".

Методы оказания первой медицинской помощи при удушье и остановке дыхания в очаге катастрофы зависят от вызвавших их причин: нарушением проходимости верхних дыхательных путей, вызванной западением языка, скоплением в полости рта и горле рвотных масс, крови, слюны, а также инородных тел. Асфиксия может наблюдаться также при напряженном пневмотораксе в результате нарастающего сдавления легочной ткани засасываемым через рану воздухом, а также при поражениях некоторыми ядовитыми (отравляющими) веществами - хлором, фосгеном, ядами нервно-паралитического действия.

 

При резком ослаблении или отсутствии самостоятельного дыхания незамедлительно следует:

¨ уложить пострадавшего на спину;

¨ открыть и осмотреть полость рта для чего:

* большие пальцы положите на подбородок, остальные на угол и ветвь нижней челюсти с обеих сторон,

* надавите на подбородок большими пальцами рук, фиксируя и выдвигая нижнюю челюсть вперед другими в области углов и ветвей,

* осмотрите открытый рот пострадавшего;

 

¨ при необходимости с помощью марлевой салфетки (носового платка, куска чистой ткани), обернутой на II и III пальцы правой руки, очистить полость рта от инородных тел, жидкости. При этом голову пострадавшего следует повернуть на бок или уложить его на бок (рис.12);

 

Рис. 12. Освобождение полости рта и глотки от инородных тел и рвотных масс: а) рукой; б) с помощью отсоса - груши.

 

¨ устранить западение языка путем запрокидывания головы кзади:

* встаньте слева от пораженного,

* под плечи пораженного положите валик,

* левую руку поместите под шею пораженного, поднимая ее вверх, разогните шею,

* правую руку положите на лоб, двигая ее вниз, запрокиньте голову и удерживайте ее в таком положении (рис. 13а);

 

 

Рис.13.Обеспечение свободной проходимости дыхательных путей:

а,б - отгибание головы назад; в - выведение нижней челюсти вперед.

 

¨ если самостоятельное дыхание не восстановилось, необходимо зафиксировать язык булавкой, проколов его, отступая на 1 см от кончика строго по средней линии. Булавку можно закрепить к щеке или нижней губе, проколов их, а также с помощью бинта, пропущенного через булавку и завязанного на шее сзади. С целью фиксации языка можно использовать резиновый воздуховод, языкодержатель или дыхательную трубку, которые вводят выпуклой поверхностью к языку, затем разворачивают на 180° (в области последних коренных зубов и заводят за корень языка (рис.14);

 

А б

в

Рис. 14. Воздуховоды, применяемые при искусственном дыхании: а- обыкновенные, б- двойные для дыхания рот в рот, в- правильное введение воздуховода в ротоглотку.

¨ при отсутствии или резком ослаблении дыхания приступить к искусственной вентиляции легких по одному из приведенных ниже способов:

 

Способ "изо рта в рот": оживляющий зажимает нос пострадавшего большим и указательным пальцами руки, расположенной на лбу, чтобы не допустить утечки воздуха через нос.

 

Рис. 15. Подготовка пострадавшего к вентиляции легких методом "изо рта в рот".

 

 

Одновременно, наложив на рот салфетку (или без нее), плотно охватывает его губами и производит выдох в дыхательные пути пострадавшего.

 

Рис. 16-а. Вентиляция легких способом "изо рта в рот".

 

Рис. 16-б. Пассивный выдох через рот.

 

Во время вашего вдоха произойдет пассивный выдох пострадавшего. Выполняя ИВЛ, необходимо следить за движениями грудной клетки. Частота вдуваний 10-12 в 1 минуту (рис. 15,16-а, 16-б).

 

  Рис. 17. Подготовка пострадавшего к вентиляции способом "изо рта в нос".

Способ "изо рта в нос". Этот метод используют при повреждениях нижней челюсти или рта, а также если не удается открыть рот пострадавшего. Носовые ходы должны быть свободны и проходимы для вдуваемого воздуха. Для создания герметичности, одна рука оказывающего помощь находится на подбородке пострадавшего, прижимает нижнюю челюсть к верхней и прикрывает рот. Другая рука находится на лбу пострадавшего.

 

Рис. 17-а. Вентиляция легких способом "изо рта в нос".

 

Нос накрывают перед этим марлевой салфеткой или тонким платком. После запрокидывания головы, своим ртом охватывают нос пострадавшего и производят глубокий выдох в его дыхательные пути через носовые ходы. Частота ИВЛ 10-12 раз в 1 мин. (рис.17-а).

 

 

  Рис. 17-б. ИВЛ способом "изо рта в нос и рот".

Способ

"Изо рта в рот и нос".

 

Применяется у маленьких детей. Особенность проведения ИВЛ данным способом заключается в охватывании носа и рта ребенка ртом спасателя одновременно. Вдувания производят неглубокие с частотой не менее 20 раз в 1 мин. (рис.17-б).

Способ Сильвестра:

 

 

а

б

Рис. 18. Метод искусственного дыхания по Сильвестру: а - вдох, б - выдох.

 

¨ уложить пораженного на спину так, чтобы голова была запрокинута назад и повернута в сторону, подложить валик под нижнюю часть грудной клетки, чуть выше поясницы;

¨ руки пострадавшего, согнутые в локтевых суставах, прижать к боковым поверхностям грудной клетки и сдавить ее (выдох);

¨ взяв руки пораженного за запястья (предплечья), поднять их вверх и опустить за голову (вдох);

Частота ИВЛ 16-18 раз в минуту (рис. 18).

Метод Каллистова:

¨ уложить пострадавшего на живот, его голова должна быть повернута в сторону;

¨ через лопатки, а затем через подмышечные впадины провести лямку (длинный ремень);

¨ оказывающий помощь должен встать в изголовье пострадавшего и взять концы лямки в руки;

¨ поднять за лямку туловище пострадавшего с земли (вдох);

¨ медленно опустить пострадавшего на землю (выдох).

Частота ИВЛ 16-18 раз в минуту.

Данный способ рекомендуется использовать при надетом на пораженного противогазе на зараженной местности (рис. 19).

 

 

Рис. 19. ИВЛ по методу Каллистова.

 

Способ Нильсена-Шеффера:

¨ уложить пострадавшего на живот;

¨ голову положить на кисти согнутых рук и повернуть ее на бок;

¨ оказывающий помощь становится в изголовье пострадавшего;

¨ по счету " раз " кисти рук с отведенными большими пальцами укладываются на область нижних ребер пострадавшего (нижнебоковые отделы грудной клетки) справа и слева и производится сдавливание грудной клетки (выдох);

¨ по счету " два " сдавливание грудной клетки прекращается и обе кисти перемещаются к согнутым в локтевых суставах рукам пострадавшего;

¨ по счету " три " производится приподнимание правого и левого плеча и верхней трети грудной клетки (вдох) и затем руки и туловище пострадавшего осторожно опускают (рис. 20).

Частота ИВЛ 16 - 18 раз в минуту.

 

Рис. 20. ИВЛ по методу Нильсена - Шеффера.

Техника выполнения практического навыка №7:

"Наружный (непрямой) массаж сердца".

Непрямой массаж сердца проводится одновременно с ИВЛ (1-3 способы см. выше) при остановке сердца. Метод основан на ритмичном сжатии сердца между грудиной (передней грудной стенкой) и позвоночником (рис. 21). Кровь при этом выдавливается из желудочков в аорту, обеспечивая минимальное кровообращение, необходимое для поддержания жизни (в первую очередь головного мозга).

 

б

А в

Рис. 21. Механизм наружного массажа сердца:

1-расположение сердца по отношению к ребрам и грудине; 2-сжатие сердца и сосудов между грудиной и позвоночником при надавливании на грудину; 3- расширение сердца и сосудов при прекращении давления на грудину.

 

 

Рис. 22. Проекция области эффективного сдавливания сердца через грудину.

 

Рис. 23. Определение правильной точки для проведения наружного массажа сердца.

Для этого необходимо:

¨ пострадавшего уложить на спину на твердую поверхность;

¨ оказывающий помощь располагает ладони обеих рук одна поверх другой на грудине на 2 поперечных пальца выше мечевидного отростка (рис. 22, 23);

 

 

Рис. 24. Положение кистей рук при проведении наружного массажа сердца.

¨ пальцы обеих рук разогнуты, не касаются грудной клетки, чтобы избегать перелома ребер (рис. 24);

¨ в точке надавливания находится основание ладони нижней кисти; руки выпрямлены в локтевых суставах от кисти до плеча, давление во время толчков производится всей тяжестью плечевого пояса;

¨ толчкообразные надавливания на грудину по направлению к позвоночнику на 5-6 см проводят 5 раз, сочетая это с 1 вдуванием в легкие, если помощь оказывают два спасателя. Если реанимацию проводит один человек, соотношение вдуваний воздуха в легкие к массажным толчкам составляет 2:15 (рис. 25, 26, 27).

Частота массажных толчков 60 - 80 в минуту.

2:15

 

Рис. 25. Проведение элементарной реанимации одним спасателем.

 

1:5

 

Рис. 26. Элементарная реанимация двумя спасателями (проведение ИВЛ через воздуховод).

 

Рис. 27. Элементарная реанимация двумя спасателями (проведение непрямого массажа сердца).

 

Особенности проведения наружного массажа сердца у детей:

¨ у детей старше 3-х лет наружный массаж сердца проводят одной рукой, соблюдая те же правила, что и у взрослых;

 

 

¨ у детей до 2 - 3 лет массажные толчки проводят большим пальцем правой руки, поместив его на уровне левого соска, немного отступя к грудине, а остальные пальцы кисти - под левой лопаткой. Сдавливание грудной клетки проводят на глубину 2 - 3 см.

Частота массажных толчков 100 - 120 раз в минуту. Соотношение вдуваний к массажным толчкам 1:4.

 

 

1:4

 

 

Обратите внимание по практическим навыкам № 6 и 7:

¨ массаж сердца должен сочетаться с искусственной вентиляцией легких. Массажный толчок производится во время выдоха больного;

¨ реанимационные мероприятия необходимо начинать немедленно с восстановления проходимости верхних дыхательных путей и продолжать ИВЛ до восстановления устойчивого самостоятельного дыхания;

¨ при каждом вдувании следить за экскурсиями передней стенки грудной клетки. Отсутствие дыхательных движений, раздувание надчревной области свидетельствуют о попадании воздуха в желудок вследствие недостаточного запрокидывания головы;

¨ при освобождении и транспортировке пострадавшего реанимационные мероприятия не прерываются;

¨ на эффективность реанимационных мероприятий будут указывать симптомы:

à появление пульса на сонной и бедренной артериях во время массажных толчков;

à сужение зрачка и появление его реакции на свет;

à повышение тонуса век;

à сужение глазной щели;

à самостоятельные ритмичные движения гортани;

à появление звука выходящего воздуха при пассивном выдохе, спадении грудной клетки;

à движение грудной клетки в момент вдувания воздуха в легкие пострадавшего;

à восстановление естественного окрашивания кожи;

à улучшение показателей гемодинамики (пульса и артериального давления).

 

Техника выполнения практического навыка № 8:

"Введен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.69.53 (0.015 с.)